Соломоновы решения: об уроженце Бобруйска Соле Шульмане

  • Одним известен уроженец Бобруйска Сол Шульман как создатель популярнейшего в своё время цикла документальных фильмов «Альманах кинопутешествий».
  • Другим – в качестве сценариста и кинорежиссёра.
  • Третьи читали его произведения.
  • Четвёртых он учил: публичные выступления нашего земляка неизменно привлекали к себе многочисленные студенческие аудитории Италии, Англии, Германии, США, Австралии.
  • Пятые и вовсе, слыша его имя, вспоминают легендарную Татьяну Самойлову – и это тоже правильно: в середине 60-х они были парой.

Интересы Соломона Ефимовича были многогранны. Живя в австралийском Мельбурне, он в свои слегка за восемьдесят продолжал заниматься творчеством и путешествовать. Бывал иногда и на малой родине, как, впрочем, и в других уголках Беларуси. Например, в начале 2010-х жителей Глуска удивило, что по улицам их города ходил человек явно не глусской наружности и дорогостоящими камерами фотографировал старые, вросшие в землю домики.

Потом Сол Шульман – а это, разумеется, был он! – зашёл в редакцию местной газеты и рассказал, что здесь жил его дедушка. Ещё сообщил, что многие выходцы из маленького провинциального Глуска, эмигрировав в конце 19-го века в Австралию, положили начало процветающим династиям, которые сегодня во многом влияют на экономику южного полушария. И он собирался писать об этом книгу и снимать фильм (может быть, слыхали об «Австралия – Terra Incognita (Когда звери ещё были людьми)»?).

А в 2013 году главный библиограф бобруйской центральной городской библиотеки им. М. Горького Татьяна Голубева повстречала знаменитого соотечественника на Дне белорусской письменности в Быхове. Какое-то время Татьяне Фёдоровне довелось поработать плечом к плечу с его старшей сестрой Бетти, поэтому общих тем для разговора нашлось немало. Думается, касались собеседники и дорогого сердцу Бобруйска, с которым героя материала связывают счастливые годы детства. Да и не только.

solomonovy-resheniya-ob-urozhence-bobruiska-sole-shulmane-1

Пшёнка для говорящих с еврейским акцентом

О том времени и о своей семье Соломон Ефимович прекрасно написал в автобиографической повести «Променад по Социалке». Вот каким там предстает город на Березине:

«Как и Одесса, Бобруйск был абсолютно еврейским городом. И дело тут не в процентном соотношении, а в духе города, его атмосфере. Все местные жители, вне зависимости от национальности, говорили с певучим еврейским акцентом, отвечали вопросом на вопрос и плохо произносили букву «р». Им было легче сто раз произнести слово «пшёнка», чем один раз «кукуруза». (…) Социалка – так на местном жаргоне называлась главная улица города, официально именовавшаяся Социалистической – была центром всех событий. По вечерам все способные к передвижению граждане, вне зависимости от пола, возраста и образовательного ценза, мыли шеи, надевали чистые сорочки и целыми семьями отправлялись фланировать по Социалке – не спеша, торжественно, под ручки. Чем больше было народу и чем труднее было протолкнуться, тем вечер считался более интересным.

– Как вы вчера провели время?
– Отлично, восемь раз прошлись по Социалке.
– А мы десять!..».

Теперь предлагаю заглянуть и в родной дом писателя.

«Помню наш деревянный дом с яблоневым садом на Пролетарской улице, с крыльцом и очень высокими ступеньками, по которым мне приходилось взбираться на четвереньках. В конце лета в саду варили варенье в огромном медном тазу, стоявшем на кирпичах. Варенье кипело, вспучивалось, пузырилось, и по саду расползался вкусный запах сладких ягод. Всем этим колдовством руководила моя бабушка, мамина мама, которая на эти дни специально перебиралась к нам…».

Маленький Солик – так его звали близкие и родные – был, судя по всему, ещё той егозой. Он сам признавался, что рос не подарочком – избалованным и капризным. Тут, по-видимому, сказывались и традиционные особенности еврейского воспитания, и то, что он был у мамы поздним.

«Когда я совершал что-то не по правилам хорошего тона – а это случалось чаще, чем я успевал открывать рот, – то Соня (родная тетка – авт.) молча и укоризненно смотрела на меня, а затем торжественно произносила всегда одну и ту же фразу: «Береги платье снову, а честь смолоду!». Эта пушкинская фраза, по её мнению, должна была сразить меня наповал и вернуть из первобытного состояния в человеческое общество…».

Да уж, родни – как в любой уважающей себя семитской семье – имелось у Шульманов предостаточно. Но самые главные люди для ребёнка – конечно же, мама и папа.

Знакомство с родителями

«Моя мама – Нина Генриховна Уфлянд – была детским врачом, её знал весь город. Мама окончила Днепропетровский медицинский институт. Училась она у легендарного профессора Платонова, который первый в истории медицины начал делать операции под гипнозом, спасая этим людей с больным сердцем, плохо переносящих наркоз. За что и был отправлен в Сибирь как «враг народа». Свой дар профессор всё же успел передать студентам. Мне не раз доводилось наблюдать, как, подойдя к плачущему ребёнку, мама несколько секунд пристально смотрела на него, потом брала на руки – и он тут же успокаивался и засыпал. Все удивлялись и спрашивали, как ей это удаётся, а она отмалчивалась. Говорить о «школе Платонова» было опасно…».

«Папа – Ефим Израилевич Шульман – тоже был популярной в городе фигурой, но по другой причине. Он преподавал биологию и ставил местным вундеркиндам двойки. Папину родню я знал лишь по рассказам. С пяти лет папа уже был сиротой и жил у своей тети в Минске. (…) Отец воевал, он служил в войсках, дислоцированных в Иране, и вернулся домой лишь в конце 1946 года. Он был молчаливым человеком, мыслителем и политиком. Он прекрасно понимал, что творится в стране. Ещё до «великой чистки» 1937 года он уже прошёл Лубянку и ссылку, оттого и был молчалив».

solomonovy-resheniya-ob-urozhence-bobruiska-sole-shulmane-2

Татьяна Самойлова с родителями Сола Шульмана. Бобруйск, 1964.

Иудэ?

Своей принадлежностью к нации, как отмечает Сол Шульман в «Променаде...», «подарившей миру Христа и Эйнштейна, Спинозу и Гейне, Колумба и Маркса», он неимоверно гордится. Но то в 2000-х. В юности было иначе.

«Прекрасное имя Соломон, данное мне родителями, я ещё в школьные годы упорно заменял на извозчичье – Сенька. Не библейское Симеон, а именно Сенька. «Сенька, тащи самовар. Сенька, запрягай лошадей». В титрах одного из ранних своих фильмов я спрятался под русским псевдонимом – Абаканов. Слава Богу, что сегодня мне стыдно об этом вспоминать…».

Антисемитизм в Советском Союзе встречался частенько. Наш земляк в набросках к будущей книге под условным пока названием «Сказки Соломона» писал: «В нашей великой многонациональной демократической державе еврейское происхождение никогда не приветствовалось, так что «плохие» национальные примеси не только у политических вождей, но и у кинозвёзд, как, например, у Элины Быстрицкой, Татьяны Самойловой и многих других, замалчивались…».

Вместе с тем евреям (особенно во время страшных испытаний, выпавших на годы войны) многие протягивали руку помощи. Маленький Солик с сестрой, мамой и тёткой провёл их в Бухаре. Благо, кое-как выжили – Нина Уфлянд была высококлассным доктором! Вот одна, казалось бы, незначительная, но весьма символичная история из того периода.

Поляк, занесённый непонятно каким ветром в Узбекистан, продавал там конфеты – запредельную мечту для «детей войны». «Разноцветные петушки, красные звёздочки, плоские слоники держались на деревянных палочках и стоили целое состояние», – говорится ещё в одном произведении Сола Шульмана «Башня смерти». Позволить себе хоть одну такую сладость курчавый малыш никак не мог. «Иудэ? – спросил продавец. Я молчал. «Проше», – сказал он и протянул голубого петушка. Что-то ударило меня в грудь, опрокинуло и понесло. Это был подарок нищему от нищего, голодному от голодного…».

В Бобруйск герой материала с родней вернулись в конце 1944-го, сразу после его освобождения. Те годы для уличных мальчишеских игр были ох какими небезопасными. Однако пацанята (и Солик, само собой) продолжали бегать, скажем, в ту же Бобруйскую крепость.

«Мы таскали оттуда смертоносные игрушки в дом, во двор, в школу, носили их в карманах. Помню, как-то мы с приятелем нашли блестящую металлическую штучку с кулак величиной. Мы играли ею весь день, отбирая друг у друга, подбрасывая, роняя, а вечером, когда пора было расходиться по домам, приятель швырнул её в стену соседнего кирпичного сарая, где стояла чья-то корова. Раздался страшный взрыв, в стене сарая образовалась огромная дыра, из которой с ревом выскочила ополоумевшая корова, круша всё на своем пути. К счастью, никто не пострадал. Как потом выяснилось, мы целый день играли взрывателем от какого-то сверхдальнобойного снаряда…».

solomonovy-resheniya-ob-urozhence-bobruiska-sole-shulmane-3

Сол Шульман. Дальний Восток. Начало 1970-х.

Космополит

В конце пятидесятых годов уроженец Бобруйска получил высшее инженерное образование, стал работать в Минске и даже читал «сопромат» в политехническом. Однако душа, видимо, требовала иного. И Сол Шульман поступил учиться во ВГИК.

После работы над студенческим фильмом «Среди белого дня» его заметили и одновременно пригласили к себе Сергей Михалков на «Мосфильм» и Владимир Шнейдеров на студию научно-популярных фильмов. Соломон выбрал второе.

Уже занимаясь «Альманахом кинопутешествий», он объехал полмира, был в самых труднодоступных районах земного шара. После, к слову, довелось жить в разных странах: от Италии и до США. Этакий бульбаш-космополит! Вот как он сам рассказывал о своем стремлении путешествовать:

«Будучи студентом ВГИКа, как-то снимал фильм на Памире. Когда группа отдыхала, сидел на берегу реки Пяндж и с тоской смотрел на противоположный берег; там был далекий чужой мир – Афганистан. В нескольких метрах от меня над обрывом уселась ворона. Я взял камушек и бросил в неё. Ворона посмотрела на меня круглым немигающим глазом и, презрительно каркнув, взмахнула крыльями и перелетела в Афганистан. Я остолбенел. Эти несколько секунд вороньего перелёта подняли бурю в моей душе. На моих глазах произошло чудо. Рухнула непробиваемая стена. Ворона оказалась хозяйкой мира, а я – его рабом. Ей было наплевать на выдуманные человеком границы, запреты, идеологии. В эту секунду я уже твёрдо знал, что любой ценой вырвусь из рабства и увижу мир...».

Профессиональная биография тоже делала крутые виражи. Прозаик, драматург, кинодокументалист, режиссер, фотохудожник, историк, фантаст и даже... актёр. Последнее, скорее всего, произошло с лёгкой руки гражданской жены Татьяны Самойловой – Сол Шульман исполнил главную роль в художественном фильме «Гнев» по пьесе Эжена Ионеско. И даже получил за неё премию на кинофестивале в Багдаде!

solomonovy-resheniya-ob-urozhence-bobruiska-sole-shulmane-4

Сол Шульман. Одно из последних выступлений в Бобруйске.

Можно было бы закончить материал избитой фразой – мол, талантливый человек талантлив во всём. Но я так делать не стану. Ведь наш герой всё же сконцентрировался на главном – том, что у него получалось лучше всего – на писательстве (и не так важно, сценарии это к фильмам или книги). Вот уж воистину Соломоново решение.

Послесловие. Статья была написана в июле 2017 года, а 6 сентября этого же года Сола Шульмана не стало.

Магілёўскія ведамасці

Поделиться

Читайте также

4 апреля 2020 года отменяются рейсы по следующим маршрутам:

Маршрут №6:

  • Микрорайон №6: 6.12, 7.45, 9.15, 15.56, 17.26
  • Парковая: 7.02, 8.32, 10.02, 15.08, 16.43, 18.13.

Маршрут №18:

  • микрорайон №6: 7.07, 8.42
  • Машиностроительный завод: 6.20, 7.55, 8.16, 9.30.
  • Орловского - Центральная больница: 5.39.

Маршрут №18а:

  • Приберезинская: 7.30
  • Машиностроительный завод: 6.41

Маршрут №33:

  • Дзержинского: 6.13, 7.08, 8.04, 9.00, 10.33, 11.27, 12.25, 13.19
  • Рынок «Западный»: 6.41, 7.36, 8.32, 9.28, 11.01, 11.55, 12.53, 13.47.

Бобруйский горисполком

Читать дальше

В рамках мероприятий, посвящённых 75-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в Бобруйске 1 апреля стартовал конкурсно-выставочный проект «Открытка ветерану».

Для участия в нём приглашаются дети, подростки и молодежь в возрасте 8-13 лет, 14-17 лет, 18 лет и старше:

  • учащиеся школы искусств, учреждений общего и среднего образования, дополнительного образования, учреждений реднего специального и профессионально-технического образования, общественного объединения «Бобруйская городская детско-юношеская образцовая студия изобразительного искусства «Радуга»,
  • участники клубных формирований декоративно-прикладного искусства учреждений культуры клубного типа.

Конкурс проводится в один тур с 12 по 29 апреля 2021 года на базе Бобруйского художественного музея.

Творческие работы участников конкурса принимаются до ­24 апреля 2021 года в выставочном зале Бобруйского художественного музея (ул. Социалистическая, д. 100).

По итогам конкурса определяются лучшие работы (1-е, 2-е, 3-е места) в каждой из возрастных категорий.

 

Творческие работы (далее – открытки) оцениваются по следующим критериям:

  • соответствие тематике конкурса;
  • наличие в открытке поздравительного текста (вкладыш с текстом в открытку – не приклеивается, не скрепляется скобами);
  • художественный уровень, оригинальность, эстетичность и новизна в оформлении работы;
  • мастерство владения техникой, индивидуальный стиль.

Открытки могут выполняться в различных техниках. Размер работы не должен превышать формат А4.

К открытке обязательно должна прилагаться пояснительная аписка, в которой указываются:

  • фамилия, имя, возраст автора;
  • домашний адрес, домашний/мобильный телефон;
  • техника исполнения;
  • наименование учреждения образования, общественного объединения;
  • учитель/руководитель.

Победители конкурса определяются по общей сумме баллов в каждой возрастной категории до 29 апреля 2021 г.

Победители конкурсно-выставочного проекта (1-е, 2-е, 3-е места в каждой возрастной категории) награждаются дипломами и ценными подарками.

Жюри и организационный комитет конкурса имеют право отметить специальными дипломами и сувенирами участников за особые творческие достижения.

Все участники конкурсно-выставочного проекта награждаются дипломами за участие.

Награждение победителей по итогам конкурса проводится до 15 мая 2021 года, выставка открыток проводится с 27 апреля 2021 года в выставочном зале Бобруйского  художественного  музея.

Открытки, представленные на конкурс, авторам не возвращаются и используются для последующего поздравления ветеранов Великой Отечественной войны ко Дню Победы 9 мая 2021 года.

1

По материалам сайта Бобруйского горисполкома

Читать дальше

Бобруйский краеведческий музей предлагает семейные и индивидуальные обзорные и тематические экскурсии для своих посетителей, различные мероприятия для небольших групп из 2-3 человек без увеличения стоимости билета.

Вы можете заказать в удобное для Вас время просмотр видеопрезентаций и виртуальных выставок.

Для Вас и Ваших близких будут проведены мастер-классы, предложены различные квесты, что особенно актуально в дни весенних школьных каникул.

С тематикой предлагаемых мероприятий и режимом работы заведения можно ознакомиться здесь.

Двери Бобруйского краеведческого музея всегда открыты для своих посетителей.

Телефон для заявок: 8 (0225) 72-63-77.

Читать дальше