Прощёное воскресенье предваряет Великий пост. Красивая и вроде бы простая традиция – у всех просить прощения. А ведь она порождает множество вопросов…
Прощёное воскресенье — последнее воскресенье накануне Великого поста. Этот обычай пришёл из древних времен, когда подвижники уходили на время Великого поста из городов и монастырей в пустыню, даже не зная, вернутся ли они обратно к Пасхе. Отправляясь в этот трудный и опасный путь, чтобы молиться в уединении, они прощались и старались примириться друг с другом. Каждый из них знал, что, возможно, путь, который они совершают, уходя от мира, может стать для них последним. Поэтому проститься и простить друг другу обиды было важно для них.
В память об этом православные люди также испрашивают прощения друг у друга. Но просить прощения можно не только у единоверцев. Помириться можно со всеми, кого мы обидели, чтобы зло ушло из нашего сердца. Все мы несём перед Богом вину, на нас лежит тяжесть первородного греха. Испрашивая прощения у ближнего и прощая его, мы пытаемся примириться с Богом, который по милости Своей прощает нам наши грехи. Мы просим Господа простить нас и надеемся, что Он услышит наши молитвы. Будем же всепрощающими и милостивыми, снисходительными к проступкам ближних, ведь и у нас есть свои грехи, о которых мы просим прощения у Бога в Прощёное воскресенье.
Грядущий Великий пост — время покаяния. Покаяние — это время исправления, очищения души. Затаив обиду на ближнего, невозможно с миром войти во время поста. Поэтому Прощёным воскресеньем следует не только просить прощения у тех, кого мы обидели, но и простить тех, кто обидел нас. Даже если в этот день никто не просил у нас прощения.
Читайте также: У православных начался Великий пост. Что можно есть, а что — нельзя
Разъяснить смысл Прощёного воскресенья и суть прощения мы попросили иерея Максима Первозванского.
— Отец Максим, откуда пошёл этот обычай – просить у всех прощения в последний день перед Великим постом?
— Это вовсе не какое-то порождение народного фольклора, это древнейшая церковная традиция. Сам Христос положил ей начало Своими словами, звучащими в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Это неизменное Евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом.
Позже в Церкви появился чин прощения. В Египте или Палестине монахи на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню и, конечно, не были уверены, что она не станет их последним пристанищем. Поэтому и примирялись друг с другом, прося за все прощения, как перед смертью.
— Мы-то ни в какую пустыню не уходим… Почему продолжаем соблюдать эту традицию и Прощёное воскресенье по-прежнему приходится именно на канун Великого поста?
— Потому что входить в немирном состоянии в Великий пост категорически не рекомендуется. Это время очищения, духовного обновления перед Пасхой, соответственно, нужно постараться положить начало своему очищению, освободиться от бремени вины перед ближними, т. е. действительно со всеми примириться, всех от сердца простить.
— А что значит простить? Что мы должны вкладывать в это понятие?
— Есть два разных слова: «прости» и «извини». Это почти синонимы в современном русском языке, однако изначально это очень разные по смыслу слова.
Вы не замечали, что часто гораздо легче сказать «извини», чем «прости»? «Извини» — значит, выведи меня из вины, сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват. Так ребёнок, который полез на стол за конфетами и разбил вазу, может сказать: «Мам, я вот тут разбил твою любимую вазочку, извини меня». Тем самым он хочет оправдаться: «Я не виноват, так получилось».
А что такое «прости»? Это означает: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне её, прими меня таким, какой я есть, я постараюсь исправиться.
Поэтому и у Бога мы просим не извинить, а простить, а значит — принять. Принять виноватого, грешного, какого угодно — но принять.
— Точно так же и с людьми: мы просим их принять нас такими, какие мы есть?
— Да, и в этом смысле прощение способно качественно поменять наши отношения. Неслучайно у слова «простить» есть определённая связь — и фонетическая, и смысловая — со словом «просто». Обратите внимание, когда отношения между людьми начинают портиться, говорят, что они усложняются, т. е. теряют свою простоту и ясность: мы не можем просто поглядеть друг другу в глаза, просто улыбнуться друг другу, просто поговорить. А когда кто-то из нас произносит слово «прости», это означает следующее: «Я виноват, постараюсь исправиться, загладить вину; давай устраним эти сложности, давай сделаем так, чтобы мы опять смогли смотреть друг другу в глаза».
Прося прощения, мы пытаемся упростить наши отношения с людьми и с Богом, признав свою вину и отпустив вину своему ближнему. С этого и начинается наше очищение, с этого начинается Великий пост.
Читайте также: Женщина в церкви
— Батюшка, а нужно ли в Прощёное воскресенье просить прощения у всех, кого хоть мало-мальски знаешь — по принципу «может, и его чем когда-то обидел, да не помню»? Или только у тех, кому совершенно точно причинил боль?
— Во-первых, мы просим прощения у тех, против кого мы согрешили, кого огорчили, с кем у нас недомолвки, сложности и проблемы в отношениях.
Во-вторых, мы должны просить прощения и у всех вообще людей — как наших братьев и сестер — за то, что мы плохие христиане. Ведь мы все — члены единого Тела Христова. Болеет ли один член, плохо всему телу — это одна из ключевых мыслей Писания. Адам и Ева согрешили — мучается всё человечество. Я согрешил — мучается мой брат.
Кроме того, нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы с ним «чуточку общаемся», потому что он нам не интересен. Нам интересна только собственная персона и те люди, которые в данный момент нам нужны. Вот грех против людей — в Прощёное воскресенье это полезно почувствовать.
Такое определение не означает, что нужно падать в ноги всем подряд. Но нужно постараться этот момент — отсутствие в себе любви — прочувствовать и искренне раскаяться.
— А как быть, если человек чувствует, что не способен простить? А пришло Прощёное воскресенье — вроде, прощать надо бы…
— Любой человек может простить. Говоря «я не могу простить», люди часто подразумевают, что не способны забыть причинённую им боль. Но простить — это вовсе не значит забыть боль. Прощение и не подразумевает автоматического и моментального её исчезновения. Оно означает другое: «Я не держу на причинившего мне эту боль зла, не желаю ему возмездия, а принимаю его таким, какой он есть». Боли может и не стать меньше, но зато человек сможет прямо смотреть в глаза своему обидчику, если тот сам готов смотреть ему в глаза и искренне просить прощения за причиненную им обиду.
— Но если обидчик и не думает признавать свою вину и идти на мировую?
— Тогда, конечно, мириться тяжело. Но Господь призывает нас простить даже врагов и Сам подает нам в этом пример. Такое всепрощение кажется чем-то фантастическим, неисполнимым, однако в Боге, во Христе это возможно.
Учась прощать, нужно помнить ещё и вот какой момент: часто люди, причиняющие нам боль, поступают так по попущению Господа. Не в том смысле, что они не виноваты, а в том смысле, что эта обида пойдёт нам во благо.
К примеру, если мы просим у Бога такое качество, как смирение, неверно будет ожидать, что оно само собой вдруг свалится на нас с неба. Скорее нужно ждать, что Бог пошлёт человека, который нас обидит, заденет, может быть, даже несправедливо. Претерпев такую обиду, найдя в себе силы простить — может быть, только на 3-й, на 10-й, на 20-й раз — мы потихоньку и будем учиться смирению.
Так что нужно понимать, что ничего случайного не бывает и Бог всё творит для нашей пользы.
— Отец Максим, как же определить, простил я по-настоящему или нет? На словах можно простить, хоть это тоже нелегко, в то время как на деле обида может и остаться…
— Дело в том, что прощение — это не одномоментный процесс. Бывает, что мы вроде бы всё простили и забыли, а через какое-то время в нас опять вспыхивают негодование и злость на нашего обидчика.
В чём тут дело? А дело в том, что непрощение — это страсть. А страсть, однажды в нас поселившаяся, может со временем плотно укорениться в душе и, кроме того, способна затаиться, до поры до времени не подавая «признаков жизни». Особенно часто так бывает, когда нанесённая обида была действительно крайне болезненной и серьёзной.
А кому выгодно, чтоб эта рана кровоточила вновь и вновь? Конечно, лукавому! Он без устали, всеми силами пытается сбить человека с пути, и если у нас есть какое-то «больное место» — то, из-за чего мы теряем равновесие, досадуем, гневаемся — он обязательно будет на него давить. Есть обида — этот «рогач» будет её напоминать, освежать в нашей памяти неприятные поступки или слова, сказанные в наш адрес.
Этот шрам зарубцовывается долго — нужно время, однако необходимо и самому прикладывать усилия, чтобы он зарубцевался.
Надо себе напоминать, что с Богом возможно всё. Христос, испытывая на кресте муки, которые нам страшно и представить, простил Своих мучителей и нам даст силу простить наших обидчиков.
На фото Вера Хващинская со своим наставником Николаем Кадесниковым
Международному гроссмейстеру Хващинской Вере присвоили одно из высших белорусских званий – мастер спорта Республики Беларусь международного класса.
Вера – воспитанница тренера Николая Петровича Кадесникова (Центр дополнительного образования детей и молодёжи Бобруйска).
Поздравляем шашистку и её наставника и желаем новых достижений!
26 марта 2023 года (воскресенье) Елисаветинский храм Бобруйска приглашает всех желающих на духовно-просветительский вечер, на котором пойдёт речь о епископе Игнатии Брянчанинове, его житии, трудах.
Начало – 19.00.
Место проведения: актовый зал.
Вход свободный.
Театральный проект «ТриТформаТ» представит вниманию бобруйчан 29 октября 2023 года на сцене театра драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича музыкальную трагокомедию «Вишнёвый сад» (12+) по мотивам пьесы Антона Чехова.
Красивая жизнь осталась в прошлом. Любовь Андреевна возвращается в Россию, чтобы навестить своё родовое гнездо и, возможно, заново начать жизнь. Но имение в долгах, которые не погасить.
Лопахин предлагает разумный вариант – поделить сад на дачные участки, продать и тем самым спасти себя от долгов, но никто не желает об этом слышать.
«О мой милый, мой нежный, прекрасный сад! Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай!». Душераздирающие монологи; невероятные фокусы; настоящий ливень; танцы, песни, и ружье, которое не выстрелит.
Начало спектакля – 18.00.
Продолжительность спектакля – 1 час 40 мин. (без антракта).
Стоимость билета – 15,00 руб., 18,00 руб., 20,00 руб., 25,00 руб.