По данным исследования, проведенного в Берлине, бабушки и дедушки, которые время от времени оказывают помощь по уходу за детьми или поддержку другим в своём окружении, как правило, живут дольше, чем пожилые люди, которые ни о ком не заботятся.
Немецкие учёные сообщают в журнале «Evolution and Human Behavior», что постоянная опека внуков может негативно повлиять на здоровье пожилых людей, а вот случайная помощь может быть полезна. Под наблюдением в течение почти 20-ти лет – с 1990-го по 2009 гг. – было свыше 500 человек старше 70-ти лет. Исследователи включили в первую группу лишь тех пожилых людей, кто не постоянно, а время от времени занимался внуками. Во второй группе оказались те представители старшего поколения, кто оказывал помощь людям, не являющимися членами их семьи (соседи, бывшие коллеги, друзья и пр.). В третьей группе наблюдаемых были пожилые люди, не помогающие никому.
По мнению Сони Хилбранд, докторанта кафедры психологии Базельского университета, отсутствие контактов с внуками вообще может неблагоприятно отразиться на здоровье бабушек и дедушек. Этот механизм глубоко укоренился в обществе и связан с эволюционным развитием человечества, когда помощь по уходу за детьми имела решающее значение для выживания всего рода.
Каждые два года пожилые участники проходили медицинские тесты, у них брали интервью. В результате длительного наблюдения за ними выяснилось, что риск умереть в течение исследования был на треть ниже у тех, кто ухаживал за внуками, в отличие от тех, кто этого не делал.
50% бабушек/дедушек, ухаживающих за внуками, были живы спустя 10 лет после первого интервью. Была жива и половина пожилых среди тех, кто ухаживал за другими людьми либо помогал как-то своим близким. А вот половина тех участников, кто никому не оказывал поддержки, умерли в течение 5 лет после начала наблюдения.
Среди бездетных пожилых в течение 7 лет после начала исследования были живы те, кто хоть как-то помогал друзьям или соседям. Бездетные, не помогающие никому, в среднем жили лишь 4 года.
Фото: pixabay.com
Простые привычки могут помочь совам превратиться в жаворонков и значительно улучшить самочувствие. О работе ученых из Великобритании и Австралии пишет BBC.
Исследователи из Бирмингемского университета и университетов Суррея и Монаша провели эксперимент над 21 добровольцем, которых можно называть типичными совами: они привыкли ложиться около двух ночи и вставать не раньше десяти утра.
Испытуемых попросили соблюдать простые правила:
- Просыпаться на 2−3 часа раньше обычного и следить, чтобы комната по утрам была хорошо освещена.
- Завтракать как можно раньше.
- Ужинать в одно и то же время каждый день, но не есть ничего позже семи вечера.
- Не пить кофе после трех дня.
- Не ложиться ненадолго подремать после четырех часов дня.
- Ложиться спать на два-три часа раньше, чем обычно, и по вечерам не проводить время перед экранами ноутбуков или телевизоров.
- Засыпать и просыпаться в одно и то же время.
Результаты эксперимента опубликовали в журнале Sleep Medicine: спустя три недели добровольцы спали то же количество часов — но их время засыпания и подъемов сместилось. Перестроившись из сов в жаворонков, испытуемые говорили, что стали меньше страдать от сонливости, стресса и депрессии.
Авторы исследования отмечают, что их советы близки к правилам обычной гигиены сна — но главное, что они помогают совам перестроить свои внутренние часы и сделать жизнь более комфортной.
Фото: unsplash.com
Книга шведской писательницы и художницы Сары Лундберг «Птица во мне летит, куда захочет» в 2018-м получила престижную шведскую премию Августа и была признана лучшей детской книгой года в Швеции. В 2019-м Надя Кондрусевич перевела ее со шведского языка на белорусский. О том, чем интересно это сочинение, которое вышло в издательстве «Коска», рассуждает доктор филологических наук, литературный критик Анна Кислицына.
Когда в Беларуси появляется перевод книги, популярной в другой стране, это воспринимается как событие удивительное для нашего книжного дела. У нас появление таких литературных новинок растягивается на годы. Однако книге Сары Лундберг повезло, как повезло и самой героине этого удивительного издания — девочке Берте, прототипом которой стала художница Берта Хансон (1910−1994). «Птушка ўва мне ляціць, куды захоча» — это история, вдохновленная картинами художницы, а также эскизами и рисунками в ее письмах и дневниках.
Это книга о том, как трудно быть не такой, как все. О том, что это такое — выделяться талантом, жить с талантом, опираться на талант и, иногда, разочаровываться в нем. О том, что иногда самые близкие люди могут не понимать тебя, не потому, что они плохие, а потому, что они другие. Как вы понимаете, эта книга будет понятна всем — взрослым и детям, но, возможно, не всем она будет по-настоящему близка.
Она будет близка девочкам и мальчикам, которые чувствуют себя чужими в школе. Одни — потому, что не находят общий язык с одноклассниками, другие — потому, что не могут найти общий язык с учителями, которые далеки от творческих идей и гребут всех детей под одну гребенку.
Она будет близка юношам и девушкам, которые не находят поддержки своим идеям и начинаниям у родителей, которые могут быть любящими, трудолюбивыми и добрыми по отношению к близким, но совершенно чуждыми по духу.
Она будет близка тем взрослым, кого я обычно называю переученными интровертами. Тем, кто вынужден ежедневно общаться с большим количеством людей — в семье или коллективе, но всему на свете предпочитает уединение и размышление.
Она будет близка тем, кто любит рисовать и лепить и через творчество спасается от бед и невзгод, которые есть не только в жизни взрослых людей, но и маленьких.
И, безусловно, она будет близка натурам поэтическим, так как сама книга написана и переведена языком, очень близким к языку поэзии.
«Настаўнік у школе вучыць нас маляваць.
«Намалюем моркву», — кажа ён і робіць
на аркушы контурныя рыскі.
Мы бяром чырвоныя алоўкі.
«Не залазьце за рыскі!»
Я ўяўляю моркву на агародзе,
за домам.
«Спадар настаўнік! — я цягну руку. —
Морква ж зусім іншая.
Можна я намалюю такую, як расце ў нас дома?»
Настаўнік хмурыцца:
«Нельга».
Кому эта книга точно не подойдет — это тем, кто любит только веселые занимательные истории. Потому что в книге «Птушка ўва мне ляціць, куды захоча» — все как в жизни. Да, есть хорошие люди, есть плохие. Есть здоровые и крепкие, но ментально далекие. Есть умные и ласковые, но в них живет болезнь. И, хоть вроде понимаешь, что да — жизнь она именно такая, в ней много всего намешано — радость и удача, болезнь и смерть — удержаться от слез, читая книгу Сары Лундберг, трудно даже взрослому человеку. И, плача над несчастьями маленькой Берты, в какой-то момент понимаешь, что плачешь над собой и над своими не сбывшимися надеждами и мечтами. Не думаю, что кто-то ждет от книги 12+ катарсиса, но — да, именно нравственное очищение, возвышение души через сопереживание и сострадание готовит вам эта книга, если вы, конечно, готовы к такой реакции.
Надо сказать, что появление в последнее время в наших магазинах переводных детских книг о буллинге, болезнях и смерти (пускай и в незначительном от общего количества изданий) требует некоторого комментария, потому как даже у меня, литературоведа, это явление вызывает вопросы: «А надо ли это?», «А зачем это?».
Так, в недавней статье Татьяны Килланд-Самойлов, преподавателя норвежской литературы и языка университетского колледжа Королевы Мод в Тронхейме, приводится следующее объяснение: «С начала XXI века книжный рынок был наводнен книгами о детских эмоциях и психологических реакциях на травмирующие события. Этот психологический поворот был связан с понятием компетентного ребенка. Скандинавские страны, в частности, прославились тем, что рассматривают ребенка в качестве компетентного субъекта, и эта точка зрения в значительной степени интегрирована в законодательство по вопросам образования в раннем возрасте и учебные программы по вопросам образования в раннем детстве». По мнению исследовательницы, «через депрессивный и меланхоличный визуальный фон историй подразумеваемый ребенок-читатель рассматривается как достаточно компетентный, чтобы понять и терпеть печаль и чувство изоляции».
Таким образом книга «Птушка ўва мне ляціць, куды захоча» находится в тренде современных скандинавских книг. Тренде, который, хоть только недавно проявился в наших книжных магазинах, но уже стал заметен благодаря таким книгам, как «Лета Гармана» Стиана Холе и «Суперкніга пра Біла з Болаю» Гуниллы Бергстрем.
Однако прелесть книги «Птушка ўва мне ляціць, куды захоча» — все же не в том, что она прекрасно вписывается в современные тенденции. А в том, что она очень светлая и оптимистичная, несмотря на то, что в ней говорится, в том числе, и о мрачных сторонах детской жизни. Кстати, творческая судьба прототипа этой книги, несмотря на все перипетии и испытания, сложилась на удивление хорошо, и тут надо высказать благодарность составителям книги, которые позволили удовлетворить мое читательское любопытство, не заглядывая в интернет.
Книга состоит как бы из трех историй — истории Берты, в интерпретации Сары Лундберг, биографии Берты Хансон, написанной Александрой Сундквист, журналисткой и писательницей, и рассказов-иллюстраций, которые составляют большую часть книги. Именно они делают книгу настоящим арт-объектом, книгой, которая дарит не только возможность получить освобождение через искусство, но и радует глаз.
«Мне страшна. Я баюся.
Але ў мяне ўсё атрымаецца.
Ува мне жыве птушка,
Якая ляціць,
куды захоча…»
«Птушка ўва мне ляціць, куды захоча» — книга о мечте, которая летит, не зная преград, и сбывается в самые неожиданные моменты.
Фото: Анна Кислицына
19 июня жителей города приглашают на открытую встречу в формате живого общения с квалифицированными специалистами Центра развития «Логопед Плюс».
На любой вопрос о развитии речи Вы получите максимально полный ответ.
Квалифицированные специалисты Центра развития «Логопед Плюс» (Минск) расскажут:
• Почему сегодня логопедические проблемы так распространены.
• Как разобраться в многообразии диагнозов нарушений речи.
• Почему к логопеду надо идти, как можно раньше, а не дожидаться 4-5 лет?!
• Ребенок не говорит – из-за нежелания или серьезного нарушения.
• Наследует ли ребенок особенности речи родителей.
• Почему проблемы с речью нужно решить до того, как ребенок пойдет в школу.
• Что такое логопедический массаж? С какого возраста можно его делать и кому он показан?
• ...И многое-многое другое…
Каждого участника ждет приятный сюрприз! По всем вопросам звоните: +375 (29) 623-39-70.
Предварительная регистрация на встречу ЗДЕСЬ. Количество мест ограничено.
КОГДА: |
19 июня (среда) |
ВО СКОЛЬКО: |
с 18.30 до 20.30 (начало регистрации в 18.00) |
ГДЕ: |
тайм-клуб «1387» (ул. Чонгарская, 54) |
Стоимость билета: | вход свободный |