Возраст «нет»: три приёма, которые помогли нам пережить это

Возрастной кризис у ребёнка – это когда вдруг привычные, эффективные модели взаимодействия (= разрешения сложных ситуаций) перестают работать. Сначала ты понимаешь, что что-то пошло не так, ребёнок поломался, или что? Вроде уже удавалось с ним договариваться.

Потом с большими или меньшими страданиями переживаешь своё бессилие. А потом либо случайно, либо в отчаянии, либо после прочтения гор книг и гигабайтов статей, либо после беседы со специалистом тебя осеняет. И дверца открывается! Заработало!

Не бай, не ням, не домой!

Я не сразу поняла, что это такое. В 2,5 года дочка пережила общий наркоз. И когда она первый раз (через день после наркоза) начала вечером истошно кричать «не бай, не бай!», я решила, что она просто боится засыпать. Я объясняла ей, что мама рядом, что больше никто ничего не будет с ней делать, что мы спим в своей кровати и проснёмся тоже в своей кровати...

Я тогда ещё верила, что на малышей действуют логические аргументы, что поговорить – это лучший способ коммуникации вне зависимости от возраста собеседника.

В конце концов я взяла дочку на руки, начала качать и вместо «баю-бай» пела «не бай – не бай…». Кажется, на мотив старой песни «Кленовый лист». И девочка затихла.

Но и тогда я ещё ничего не поняла.

И когда дочка под конец прогулки начинала кричать «не домой! не домоооой!», я её уговаривала, я предлагала ей идти домой другой – дальней дорогой, то есть гулять в сторону дома. Гулять в сторону дома – это был привычный способ увести ребёнка с прогулки на протяжении нескольких месяцев.

Но гулять в сторону дома тоже не помогало, дочка продолжала истошно кричать: «Не домой!». Однажды я взорвалась: «Не домой, не играть!». Малышка тут же переполошилась: «Домой! Игать!». Она начала заглядывать мне в глаза: «Домой? Игать?».

Это было прозрение.

Мы потом ещё несколько месяцев так и разговаривали – «не ням!», «не собираться не в гости», «не читать книжки». До тех пор, пока дочка на мое очередное «Мася, не идём не ням!» не ответила: «Мама, я просто хочу суп!» («Пйосто хоцу сюп»). Уф, перевалили перевал, переплыли Атлантику (кролем или брассом, иногда по-собачьи), можно выдохнуть.

Мася протестует

Переодеться перед сном – война. Одеться ехать в гости к любимой родственнице – война. Вымыть руки перед едой – война. «Нет! Нет! Неееет!!!»

Осенило тоже неожиданно. На ор в комнату зашёл отец, спросил у меня, что такое? Я ответила просто: «Мася протестует!». Мася на несколько мгновений замолкла, посмотрела на меня, на отца. Потом начала протестовать с удвоенной энергией, с чувством исполняемого долга на лице и хитринкой в глазках, – играть так играть!

Я была очень уставшая. Мне было всё равно, мне хотелось только надеть на неё пижаму. И я сказала: «Слушай, Мася, давай я тебя сейчас одену, а протестовать ты будешь потом. Мы ляжем, я тебе скажу, а давай я почитаю тебе «Айболита, а ты будешь кричать, что нет, не хочу айболита, неееет! Давай?»

Мася заволновалась, настороженно засмеялась. Поскольку смешанные чувства она испытывать была ещё не в состоянии (ещё не отросли нужные отделы в головном мозге), то есть осмысливать предложение, бояться, что останешься без сказки на ночь, и в то же время протестовать ей было трудно, она дала себя одеть.

Главным было не забыть напомнить ей, когда легли, об игре и потребовать от неё протестов в обещанном месте.

Работало почти безотказно. То есть в более чем половине случаев, а это, согласитесь, немало.

А покричать?

Дочка кричала, мне казалось, почти постоянно. По любому поводу, при любой неясности открывала рот и: «Аааааааа!». Ни мы, ни соседка-старушка пережить этого уже не могли. Особенно когда из-за криков у нас сбивался режим дня.

Поводом для крика могло стать что угодно. Играли в прятки и не поискали девочку за креслом, а только под креслом, в то время как она пряталась за папиной ногой. Не смогли упаковать банан в кожуру обратно. Надели на ребёнка не ту майку или дали не ту ложку (не ту, что она молча имела в виду). Яблоко оказалось не того цвета, а книжка открылась не на той странице.

Короче, нас надо было спасать. Масю – нет. Её саму её ор не напрягал и не изнурял. Она не слабела, не «отключалась» после крика. Просто замолкала и жила себе дальше. Но замолкнуть могла через 20 или 40 минут.

И мы говорили, что сейчас кричать не надо, мы в доме не кричим, мама не кричит, папа не кричит. И Мася не кричит. Не кричит!!! А вот выйдем на море, там и покричишь (мы тогда жили не в Москве и даже не в России). А вот пойдём в выходной гулять, и покричишь.

Очень важно было, когда выходили в безопасное место, напомнить девочке, что надо покричать. Надо. Обещали же. Кричи, Мася!

И вот однажды… Однажды она спросила: «Мама, а мы сегодня пойдем на пляж? Я хочу покричать!». Как я была горда своей дочерью в тот момент! И ещё я поняла, что всё, она перестала быть младенцем, она вдруг – в одну ночь – превратилась в просто ребёнка.

Родители должны выдерживать своих детей

Это был сильный опыт для нас. Мы учились смотреть не на внешние проявления, а вглубь – не на поведение ребенка, а на то, что за этим поведением стоит.

Мы показали дочке, что она может не беспокоиться, что всё под контролем. Что мы надёжные, устойчивые, что мы выдержим любую её качку. И вот она вынырнула из своего младенчества, в одночасье перестала говорить о себе «Мася», а стала говорить «я», к нам с отцом обращаться на «ты».

Кризис «нет» иногда называют первым проявлением воли ребёнка. Но это не воля. Это попытки как-то справиться с просыпающимся чувством своей отдельности от родителей, понять, почувствовать, обозначить своё место в семье, своё отдельное место. Это начало так называемого кризиса 3 лет – кризиса самоосознания.

Сейчас дочке пять. Она, похоже, в другом кризисе – учится управлять собой, учится сама справляться со своими эмоциями и чувствами. И я снова не во всём за ней успеваю. Снова привычные модели перестали работать. Я пока мечусь между сводящим меня с ума бессилием и озарениями.

Вот вчера мне удалось её уложить спать нормально, но что это было – случайность или найденный наконец путь? Пока не знаю. Если это не случайность, а наш с ней инсайт, я обязательно расскажу вам об этом. Когда-нибудь. Когда смогу на какое-то время выдохнуть и сосредоточиться… Когда-нибудь я смогу выдохнуть и сосредоточиться. Я в это верю.

Моя любимая психолог Лиана Натрошвили как-то сказала: «Родители должны выдерживать своих детей». Мне кажется, это очень глубоко и очень сильно. Дети растут и не всегда могут справиться с тем, что с ними происходит, не всегда могут выдержать это сами, без помощи.

Тогда за них должны справляться мы, выдерживать должны мы. Только так мы поможем им пройти через кризисы роста и стать нормальными, адекватными, милыми детьми, с которыми можно даже договариваться. До следующего кризиса. И так до тех пор, пока они не станут взрослыми. А какими они станут взрослыми – зрелыми или не очень – зависит в том числе от того, выдерживаем мы их или нет.

Мамсила

Поделиться

Читайте также

28 января в 12.00 состоится семинар для женщин, желающих раскрыть свой предпринимательский потенциал или добиться новых высот в карьере.

На семинаре вы узнаете:

  • где искать работу и все ли источники хороши,
  • что такое удалённая работа: актуальность, востребованность, профессии,
  • что нужно знать при запуске бизнеса: предприниматель или ремесленник,
  • доступное финансирование для женского бизнеса,
  • какие инструменты для продвижения наиболее эффективны,
  • успешный опыт женщин-предпринимательниц из малых городов Беларуси.

Участие бесплатное, регистрация обязательна ЗДЕСЬ.

Данный семинар является совместной инициативой агентств системы ООН по противодействию насилию в отношении детей и молодых женщин, реализуемая ЮНИСЕФ, ПРООН и ЮНФПА при финансовой поддержке правительства Великобритании.

Семинар пройдёт в конференц-зале отеля «Турист» (ул. Войкова, 20).

Читать дальше

Согласитесь, что большинство современных детей не любит школу.  Это влияет на отношения в семье, на психологическое состояние ребенка и даже на его здоровье. Почему так происходит и что с этим делать?

Настал тот момент, когда нужно понять, что такое школа, образование, какова на самом деле роль учителя.

  • Что конкретно могут делать родители, чтобы вопрос мотивации к учёбе начал уже решаться?
  • И как на этом пути не разрушить отношения с собственным ребёнком?

Если есть желание разобраться во всем этом, приходите 29 января на лекцию о детях, родителях, учителях и их отношениях.

Это новый формат лекций от Дяди Жени в рамках курса «Школа Родителей», который включает:

  • Ответы на общие вопросы, которые вас сейчас волнуют.
  • Лекционная часть + практическая.
  • Ответы на вопросы по теме, разбор конкретных ситуаций.

Ведущий курса – Евгений Исаченко (г. Минск) – отец четверых детей, педагог-психолог, Рыцарь Гуманной педагогики, ученик легендарного педагога современности Шалвы Амонашвили, регулярный гость программ белорусского телевидения, сооснователь частной начальной «Школы Города Солнца», руководитель Центра Гуманной Педагогики Беларуси.

  • Начало: 29 января (среда) 18.00
  • Адрес: гостиница ОАО «ФанДОК» (ул. Куйбышева, 51а)
  • Оплата: Свободная (определяете сами)

Инфолиния: +375 (29) 580-36-00 – (Viber, Telegram, WhatsApp) Наталья

Обязательна регистрация по ссылке.

Читать дальше

Эксклюзивный тренинг только для взрослых состоится 15 февраля (суббота) 2020 года с 11 до 19 часов в конференц-зале гостиницы «Турист».

Мы разберём:

  1. Мужчина и женщина. Гендерная идентичность: что значит быть женщиной/мужчиной в современном мире. Социокультурные стереотипы женственности и мужественности. Мужские и женские архетипы. Типология женских и мужских образов. Факторы, влияющие на формирование сексуальности.
  2. Сексуальное воспитание. Родительское программирование и сексуальные нарушения. Первый сексуальный опыт. Как говорить о «запретных» темах.
  3. Мужская и женская сексуальность: мифы и факты. Сексуальная привлекательность. Сексуальные роли мужчины и женщины. Психосексуальная совместимость. Близость.
  4. Как можно просить о заботе, чтобы другой об этом догадался? Секс, деньги, свобода

Вас ждут:

  • Интересные упражнения на доверие и спонтанность, на объединение пары, на совершенствование отношений в паре.
  • Незаурядные эксперименты.
  • Системные расстановки по вашим запросам.
  • Телесные техники.

На тренинге вы сможете:

  • научиться умелому обращению со своими мыслями, эмоциями и чувствами; сможете лучше разбираться в своих желаниях;
  • научиться понимать себя и своего партнера, ваши желания и потребности;
  • поисследовать возможности в вашей паре.

Данный тренинг — это

  • приятное времяпрепровождение;
  • возможность лучше почувствовать и понять себя;
  • искреннее общение, среди привлекательных и энергичных людей;
  • новый жизненный опыт;
  • непринужденная обстановка;
  • благоприятные условия для раскрепощения, раскрытия чего-то нового, неизвестного;
  • прекрасный способ отдохнуть и расслабиться, снять напряжение, восстановить жизненные силы;
  • ваш шанс подзарядиться энергией и ресурсами для новых достижений.

Ведущие:

  • Наталия Бабич – гештальт-терапевт, супервизор, магистр управления, кинезиолог, специалист по работе с МАК. Специализация по групповой и кризисной психотерапии, по работе с созависимостью.
  • Марина Арьяни – гештальт-консультант, семейный психолог, йога-терапевт.

Оргмоменты:

Регистрация гарантирует Ваше участие.

Читать дальше