Рожденный героем: Федор Архипенко – тонкий тактик и гроза «лаптежников»

Майор Архипенко (справа) во время разбора полётов, лето 1947 года.

Фронтовая судьба уроженца бобруйской земли, одного из сильнейших советских лётчиков-истребителей, официально одержавшего 30 личных и 14 групповых побед, Фёдора Фёдоровича Архипенко полна взлётов и самых неожиданных непростых зигзагов.

Свои первые победы лётчик одержал уже в начале войны, а после неудачной попытки вывезти за собой товарища (выходил с территории, занятой немцами) подвергался гонениям за новаторство и независимость суждений, был обойдён официальным признанием побед и наградами, однако искренне верил, что «счёт войны – главный…».

По волюнтаристскому решению командира полка, из 12 неприятельских самолетов, сбитых Архипенко в Курской битве, лишь два, уничтоженных прямо над своим аэродромом, были записаны на его счёт. Остальные зачли как групповые. Такова была реакция командира на принципиальность младшего лейтенанта. И хотя уже в августе 1943 года на счету Фёдора было 11 личных и 12 групповых побед, высшую степень отличия он получил только после войны, а последний боевой орден – Красного Знамени (4-й!) – нашел его спустя почти полвека…

Первые победы

Фёдор Архипенко родился 30 октября 1921 года в деревне Авсимовичи Бобруйского уезда Минской губернии. С 4 лет воспитывался дедом и бабкой. Стремясь дать внуку образование, дед отвёз 12-летнего паренька в Бобруйск, где тот окончил 9-летку и аэроклуб. Лётные способности Фёдора были замечены – юношу направили в Одесскую военную авиационную школу.

В 1939& году младший лейтенант Архипенко в числе других 11 выпускников лётной школы для дальнейшего прохождения службы распределён в 17-й истребительный авиационный полк, который базировался в районе Ковеля.

– В первый день войны аэродром Велицк бомбили 4 раза группы по 40-60 бомбардировщиков. Можно представить, какой страх и ужас царили на аэродроме, если многие лётчики и техники за несколько часов стали седыми, – вспоминал Фёдор Фёдорович.

В августе 1941-го в воздушной схватке над Кременчугом Архипенко сбил Ме-109, который, дымясь, «ушёл» за Днепр. Через несколько дней на прикрытии бомбардировщиков – Хе-112, ярко вспыхнувший после прицельной очереди, а ещё через день по всем правилам (огонь по стрелку, затем по моторам) – Ю-88.

 

…15 октября при штурмовке частей противника в районе Сум подбили самолет лётчика Савина, и тот совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Замыслив спасти товарища, Фёдор приземлил свою машину рядом, но на пробеге подломилось шасси… 10 дней переодетые в гражданское лётчики пробирались через немецкие тылы к линии фронта. Однажды их остановил патруль, но белорусская речь Архипенко и мальчишеский вид бомбардировщиков обманули бдительных немцев. В холщовых рубахах, босиком, выходили с оккупированной территории юноши, которым было суждено уничтожить не одну эскадрилью Люфтваффе. В канун своего 20-летия Архипенко всё же пересек линию фронта и после короткой проверки СМЕРША вернулся в родной полк.

«Десятый! Вижу твою Бурёнку»

Летом 1942 года под Сталинградом Архипенко провёл несколько исключительных по своей сложности и важности разведок: одну – под Калачом в условиях крайне ограниченной видимости, другую – в районе Ворошиловграда, покрыв расстояние, превышающее расчётную дальность полёта. В январе 1943-го он «нашёл» ушедшие в прорыв части 3-й танковой армии, за что командарм Рыбалко лично наградил его орденом Отечественной войны 2-й степени…


Читайте также: Что связывает Бобруйск и всемирно известного Пушкина


Сам Фёдор Фёдорович на всю жизнь запомнил один из боев под Воронежем: «При лобовой атаке лётчик Ме-109 выстрелил, и я видел, как вылетел трассирующий снаряд, и услышал удар, будто ложится шар в лузу при игре в бильярд. На встречных курсах мы проскочили друг от друга в 4-5 метрах. Снаряд прошёл между моей рукой и правым боком, ударил возле бронеспинки в шпангоут, где выгорела дырка диаметром 10 сантиметров… Если бы у немца не кончился боезапас, он перерезал бы меня».

23 марта 1944 года, будучи уже командиром эскадрильи, Архипенко вместе с боевыми товарищами схлестнулся в тяжёлом бою с несколькими десятками «лаптёжников» (Юнкерс Ю-87), сбив 8 немецких самолётов. Горючее было выработано полностью, и лЁтчики приземлили свои истребители неподалеку – на берегу Днестра. Одна из жительниц близлежащей деревеньки пригласила офицеров к себе, от души угостила их нехитрой снедью, посетовав, к слову, что немцы увели корову.

Бравый комэск, растроганный рассказом хлебосольной селянки, дал ей 700 рублей, и та, не откладывая, привела на свой двор корову, которую купила по соседству. Случай этот стал широко известен, и до конца войны Архипенко доводилось принимать в воздухе шутливые радиограммы, вроде такой: «Десятка! (Позывной, по бортовому номеру) Вижу стадо коров и твою БурЁнку».

rozhdennyi-geroem-fedor-arkhipenko-tonkii-taktik-i-groza-laptezhnikov
Герой Советского Союза Ф.Ф. Архипенко.

Мастерство пилотирования

Весенние бои 1944 года в Молдавии складывались для лЁтчика удачно, он сбил 11 самолетов противника. Это был уже изощрЁнный воздушный боец и тонкий тактик. Незаурядная лЁтная одарЁнность, проявившаяся ещё в бобруйском аэроклубе, обернулась к тому времени высочайшим мастерством пилотирования.

– Уже к лету 1943 года обрёл уверенность, что истребителю меня не сбить, – вспоминал Архипенко.– Я мог упредить любой его маневр, перетерпеть большую перегрузку, опередить в принятии решения. Другое дело бомбардировщик: преследуя его, порой сам становишься мишенью, и тут вопрос в точности и неожиданности атаки…

Свои последние боевые вылеты замкомандира 129-го гиап по ВСС гвардии майор Архипенко провёл над Польшей, а последнюю победу одержал в небе Германии.

Всего за войну Фёдор Архипенко совершил 467 боевых вылетов, провел более 30 штурмовок, в 102 воздушных боях сбил лично 30 и в группе 14 самолетов противника. Сам сбит не был.

Полковник Архипенко служил в ВВС до 1959 года. В начале 50-х он освоил реактивную технику: летал на МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21. В одном из тренировочных полетов с самолёта сорвало фонарь, и лётчик получил тяжёлую травму, но нашёл в себе силы приземлить повреждённую машину.

1

 

Фото из архива

ФПБ

Поделиться

Читайте также

Янина Пинчук – молодая художница и писательница из Бобруйска, которая никогда не перестает мечтать, даже в самые сложные времена.

Именно поэтому даже если она рисует свои картины в студёную пору года, на них расцветают разнообразные цветы и радуют глаз своими красками. Это символизирует надежду: и в природе, и в жизни весна и тепло придут обязательно!

Но чтобы сохранять светлый и оптимистичный настрой, стоит иногда получить заряд ярких образов - а затем, если прислушаться к себе, можно услышать в своей душе музыку ... Для этого приглашаем посетить выставку Янины Пинчук «Вальс цветов».

Презентация состоится:

 

Яніна Пінчук – маладая мастачка і пісьменніца з Бабруйска, якая ніколі не перастае марыць, нават у самыя складаныя часы.

Менавіта таму, нават калі яна малюе свае карціны ў сцюдзёную пару года, на іх расцвітаюць разнастайныя кветкі і радуюць вока сваімі колерамі. Гэта сімвалізуе надзею: і ў прыродзе, і ў жыцці вясна і цяпло прыйдуць абавязкова!

Але каб захоўваць светлы і аптымістычны настрой, варта часам атрымаць зарад яркіх вобразаў - а затым, калі прыслухацца да сябе, можна пачуць у сваёй душы музыку... Для гэтага запрашаем наведаць выставу Яніны Пінчук «Вальс кветак».

Прэзентацыя адбудзецца:

vals-cvetov-vystavka-yaniny-pinchuk

1

Читать дальше

С 15 по 21 февраля 2020 года в РЦОП по шахматам и шашкам прошло первенство Беларуси по шашкам-64 среди молодёжи, юниоров, юношей и девушек. 150 спорстменов из всех регионов страны съехались в Минск, чтобы принять участие в состязании в классической игре и блице.

Бобруйчанка Вера Хващинская завоевала 2 золотые медали в обоих видах программы первенства.

Ещё одна звёздочка из Бобруйска взяла серебро в блице и бронзу в классической игре – это юная Анастасия Соколова, игравшая в подгруппе 2004-2006 годов рождения.


Читайте также: Медали чемпионатов мира привезла в Бобруйск Вера Хващинская


 

Читать дальше

31 марта 2023 года в республике пройдёт Единый день безопасности дорожного движения, «Движение по правилам!», ориентированный на профилактику безопасного передвижения на средствах персональной мобильности (СПМ).

C каждым днём всё чаще можно увидеть горожан, которые передвигаются на этих популярных и удобных средствах передвижения. Однако стоит отметить, что передвижение на СПМ может быть небезопасным. Поскольку средства персональной мобильности способны развивать довольно высокую скорость, они автоматически становятся серьёзным источником повышенной опасности.


Читайте также: ГАИ: как безопасно ездить на электросамокатах и гироскутерах


Правила передвижения на СПМ

В целях предупреждения ДТП госавтоинспекция призывает пользователей средств персональной мобильности к строгому соблюдению правил дорожного движения, а также напоминает основные меры безопасности:

  • выезжать на гаджете на проезжую часть дороги, в случае необходимости, разрешено только лицам, достигшим 14 лет;
  • двигаться необходимо по велосипедным дорожкам, а при их отсутствии – по тротуарам, пешеходной дорожке или обочине, не создавая препятствий для движения других пешеходов;
  • перед пересечением проезжей части по пешеходному переходу необходимо остановиться, убедиться, что выход (выезд) на дорогу безопасен и только после этого пересекать проезжую часть со скоростью идущего шагом пешехода;
  • передвигаться необходимо со скоростью, которая позволит в случае возникновения препятствия на пути безопасно остановиться, не прибегая к экстренному торможению, при этом скорость не должна превышать 25 км/ч;
  • необходимо крепко держаться за руль (при его наличии);
  • нельзя перевозить других лиц вне специально оборудованных мест для сидения, предусмотренной конструкцией гаджета;
  • во время движения нельзя отвлекаться на телефонные разговоры или просмотр сообщений на экране телефона, необходимо постоянно контролировать ситуацию вокруг себя, соблюдать безопасную дистанцию до других участников движения;
  • заметив поблизости детей, снижайте скорость и будьте готовы к резкой смене направления движения маленьких пешеходов, которые обычно отличаются высокой подвижностью и непредсказуемостью;
  • проезжая возле выходов из подземных переходов, торговых объектов, крытых остановок общественного транспорта, снижайте скорость и будьте готовы к внезапному появлению людей;
  • в тёмное время суток и при недостаточной видимости необходимо обозначить себя световозвращающими элементами, а на средстве персональной мобильности должна быть установлена фара (фонарь), позволяющая своевременно обнаружить препятствие для дорожного движения;
  • используйте шлем и иную защитную экипировку;
  • запрещено управлять средствами персональной мобильности в состоянии опьянения или при плохом самочувствии.

Стоит отметить, что лица, управляющие такими устройствами, с 27 октября 2022 года стали полноправными участниками дорожного движения и официально приравнены к пешеходам. Следовательно, ответственность за нарушения ими ПДД наступает в соответствии со ст. 18.20 КоАП Республики Беларусь.

К сведению

Средство персональной мобильности – устройство, имеющее одно или несколько колёс (роликов), предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейборты, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок.

1

 

УВД Могилёвского облисполкома

Читать дальше