Почему некоторые люди рождаются левшами, чем они отличаются от правшей, нужно ли их переучивать и почему так делали раньше? Обо всём этом, а также о том, что может быть полезно знать родителям левши, в этой статье.
Раньше многих из тех, кто с рождения предпочитал использовать левую руку для того, чтобы брать предметы, есть, писать и выполнять любые другие действия, переучивали делать всё то же самое правой рукой. В Советском Союзе и в постсоветском пространстве эта практика тоже приветствовалась, а некоторые и до сих пор продолжают думать, что так делать правильно.
«Во многих культурах быть левшой значит быть неудачливым или злым, и это отражается в языке», — говорит профессор Доминик Фюрнисс. Во французском языке «gauche» означает не только «левый», но и «неуклюжий», а в английском «right» — это не только про сторону света, но и про правоту или правильность. Но, согласно современным исследованиям, это никакая не неудача и не проклятье, от которого нужно избавляться, а особенность развития мозга, и быть левшой совершенно нормально.
Несмотря на то, что исследователи давно интересуется наличием у человека одной ведущей руки, у них до сих пор нет точного и однозначного ответа, как так выходит, что около десяти процентов населения планеты левши.
Вероятность родиться левшой, когда оба родителя тоже левши, равняется примерно 25%. Учёные обнаруживали несколько разных генов, которые могут быть вовлечены в этот процесс, но ни один из них не определяет ведущую руку напрямую.
Другим фактором рождения левши считают повышенный уровень тестостерона во время утробного развития. С этим же связывают тот факт, что мужчин среди левшей больше, чем женщин.
Причиной преобладания левой руки также могут быть случайные процессы во время раннего развития.
А ещё в детском возрасте малыш может сам научиться выполнять некоторые действия левой (или правой) рукой, наблюдая и повторяя за окружающими его взрослыми.
Читайте также: Как говорить «нельзя» ребенку, чтобы он услышал
Первые движения руками у плода появляются на девятой-десятой неделе беременности, а во втором триместре дети уже могут демонстрировать предпочтение в сосании большого пальца именно на правой или левой руке. Это заставляет некоторых исследователей считать, что то, какая рука будет ведущей, можно определить ещё до рождения. Однако большинство всё-таки предполагает, что о том, какая рука будет доминировать, станет известно позже — к концу второго или третьего года ребёнка. И за эти пару-тройку лет ведущая рука малыша может несколько раз поменяться.
Известно также, что небольшой процент людей от природы может одинаково (или почти одинаково) хорошо пользоваться обеими руками. Это называется амбидекстрией. Исследования показывают, что детям-амбидекстрам адаптироваться к школе может быть сложнее, потому что им требуется больше времени, чтобы определиться, какой рукой им удобнее выполнять разные действия. Но встречаются такие люди очень редко.
Чтобы понять, почему некоторые люди левши, учёные исследуют мозг и его латерализацию. Этим термином обозначается то, что правое и левое полушария мозга человека не совсем одинаковые, они имеют немного разную анатомию, и некоторые активности могут обрабатываться только в одной из сторон. Так, например, происходит со всем, что связано с понимание и воспроизведением языка. В то время как у большинства людей с ведущей правой рукой за обработку языка и языковые навыки чаще всего (96 процентов) отвечает левое полушарие, у левшей в 30 процентах случаев в обработке языка задействовано правое или, реже, оба полушария.
Другое отличие, о котором известно из исследований мозга, заключается в том, как по-разному у левшей и правшей происходит распознавание лиц. У большинства людей за распознавание лиц отвечают области в правом полушарии, а у левшей чаще задействуются области мозга с обеих сторон.
На фоне того, что за моторику ведущей руки у левшей и правшей отвечают разные полушария мозга, существует множество мифов. Например, иногда можно услышать, что левши более творческие или то, что они обладают меньшими аналитическими способностями. Эти данные в исследованиях не подтверждаются. Отличия в мозге левшей и правшей не делают кого-то из них лучше или хуже, более или менее способными к какой-то деятельности.
Раньше считалось, что детей, родившихся левшами, нужно непременно переучивать пользоваться правой рукой (особенно во время еды и письма). Это могло быть связано с религиозными представлениями и предубеждениями, обычаями или так просто могло быть принято в обществе, что все должны писать и есть только правой рукой.
Сегодня в переучивании левшей нет необходимости. Всевозможных товаров и устройств для левшей не счесть. Более того, исследования людей, которых в детстве заставляли писать правой рукой, показывают, что переучивание и сами методы, которые для этого используются, могут иметь целый ряд негативных последствий для психического здоровья и развития детей. Например, в более взрослом возрасте у них могут возникнуть сложности в обучении, дислексия, заикание и другие речевые расстройства.
Прежде всего родители и окружающие ребёнка взрослые должны понимать, что быть левшой нормально. Это не проклятье и не отклонение, а такая особенность и уникальная черта маленького человечка.
Если ребёнок переживает, что в его окружении нет левшей, можно рассказать ему о левшах-героях из мультфильмов или о знаменитостях. Вот несколько идей:
Родителям нужно быть терпеливее, если у маленького левши что-то не получается делать так же быстро и легко, как у правшей. Говорят, например, что многим левшам сложнее научиться завязывать шнурки на ботинках и разучивать танцевальные движения.
В то время как без шнурков на ботинках и танцев, в целом можно обойтись, рано или поздно левше скорее всего нужно будет учиться писать. Хотя в некоторых странах (например, в Великобритании) и эта необходимость отходит на второй план, потому что в школах всё чаще разрешается сразу записывать всё в электронном виде.
Читайте также: Как научить ребёнка различать цвета
Чтобы левшам было легче осваивать письмо, специалисты советуют обзавестись специальными канцелярскими товарами и учиться по прописям для левшей. Специальные ручки и карандаши научат левшу держать их оптимальным образом, а прописи помогут разобраться с тем, в какой последовательности удобнее всего выводить разные элементы букв. Для того чтобы при письме левша не смазывал написанный кусок текста собственной рукой и видел написанное, обычно предлагается поворачивать листок бумаги (или тетрадь) правым нижним углом к себе (вот ссылка на обучающее видео).
В общем, у использования левой руки, как ведущей, есть свои особенности. Если оба родителя сами правши (да, такое бывает) или родителей в детстве переучивали в правшей, им может быть чуть сложнее понять, как помочь ребёнку-левше. Но чаще всего он со временем разберётся сам, а со стороны родителей ему больше всего потребуются терпение, принятие и поддержка.
Тарифы на городские и пригородные перевозки пассажиров и ручной клади в регулярном сообщении установлены на основании решения Могилёвского областного исполнительного комитета от 11 апреля 2022 г. №19-5 «Об изменениии решения Могилёвского областного исполнительного комитета от 23 декабря 2016 г. №51-9».
Тарифы вступают в силу с 20 апреля 2022 года.
Стоимость одной поездки в автобусе, троллейбусе в городе составляет:
Стоимость перевозки ручной клади в автобусах с разрешённой максимальной массой более 5000 кг на обычных и скоростных маршрутах, троллейбусах составляет 0,80 белорусского рубля.
Читайте также: Будьте бдительны: мошенничество в сети набирает обороты
Планируют повысить и цены на билеты в пригородных автобусах: пассажиры начнут платить по 10 копеек за каждый километр проезда.
Итак, стоимость проезда на один километр в автобусах пригородных маршрутов составляет:
|
Общего типа, руб. |
На обычных маршрутах |
0,10 |
На скоростных маршрутах |
0,12 |
На экспресс-маршрутах |
0,13 |
На дополнительных маршрутах |
0,12 |
Тариф на один километр проезда в автобусах междугородних маршрутов с 20 апреля 2022 года составляет:
|
Общего типа, руб. |
На обычных маршрутах |
0,10 |
На скоростных маршрутах |
0,12 |
На экспресс-маршрутах |
0,13 |
На дополнительных маршрутах |
0,12 |
10 декабря 2019 года на специальном транспорте для перевозки скота в вольер для передержки животных площадью 9,7 га, который разместился рядом с деревней Дойничево, были доставлены 36 молодых оленей.
Директор Бобруйской районной организационной структуры РГОО «Белорусское общество охотников и рыболовов» Сергей Добровольский сообщил, что закупка в Калинковичском питомнике 14 самок, 4 самцов и 18 годовалых оленят осуществлена в рамках государственной программы: на приобретение животных, которых до этого в лесных угодьях Бобруйского района не было, выделено более 72 тысяч рублей.
Читайте также: Ёлочный детский сад: как и где в Беларуси выращивают новогодние деревья
Принял вновь прибывших питомцев егерь Бобруйской районной организации Белорусского общества охотников и рыболовов Михаил Шаламков, который вместе с коллегами займётся их охраной и питанием.
До 30 июля будущего года благородных оленей, которых подрастят для дальнейшего выпуска в охотничьи угодья и увеличения видового разнообразия животных, планируется отпустить в дикую среду обитания.
К слову, в нынешнем году в Беларуси построено девять таких вольеров, два из которых в Могилёвской области.
28 марта 2023 года в Никольском кафедральном соборе состоится концерт «Весна духовная» в исполнении мужского хора «Всехсвятский». В этот вечер вы услышите замечательных солистов: Дмитрия Токмакова, Владислава Барткевича, Романа Оглоблина и других. В концерте прозвучат песнопения Великого поста, духовные стихи, канты и многое другое.
Начало – 19.00.
Вход свободный.
Уникальный певческий коллектив Беларуси, единственный мужской хор в стране, который даёт сольные концерты и ведёт активную гастрольную деятельность. Хор является лауреатом международных конкурсов и обладателем Гран-при (2019). Был основан в 2013 году в приходе в честь Всех Святых в Минске (настоятель – протоиерей Фёдор Повный).
Регент и солист хора Дмитрий Токмаков – лауреат международных конкурсов, магистр искусств, выпускник Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, в настоящее время старший преподаватель кафедры сольного пения в академии музыки.
За время своего существования хор побывал в таких странах, как Польша, Германия, Россия, Ватикан, Лихтенштейн. Много гастролирует хор и по Беларуси.
Встреча с этим уникальным коллективом это всегда что-то чистое, возвышенное. Из отзывов зрителей можно отметить, что после концерта выходишь абсолютно очищенным, одухотворённым, а во время выступления испытываешь неподдельное переживание, ликование и молитвословие.
Хор отличает очень тонкое понимание исполняемого, точное донесение смысла и духа песнопений. Большая роль в этом замечательных солистов: Дмитрия Токмакова, Владислава Барткевича, Дмитрия Русакова, Романа Оглоблина и других.
В основу богослужебного репертуара коллектива легли различные песнопения и гармонизации Троице-Сергиевой лавры, труды известного регента Архимандрита Матфея (Мормыля). Хор исполняет и авторские произведения, обработки и сочинения самого регента Дмитрия Токмакова.