Финансовая грамотность, экологическое мышление, психология, основы программирования — дисциплины, которыми уже не удивить школьников во всём мире. Станут ли они частью обязательной школьной программы или так и останутся дополнительными предметами — вопрос будущего.
Рассказываем, как уже сегодня детям можно получить полезные знания в этих областях, даже если предметы ещё не стали обязательными.
Исследование НАФИ в прошлом году определило, что в Италии, России и Турции показатели финансовой грамотности сегодня довольно низкие. А вот Франция, Канада и Китай лидируют, и это вполне объяснимо: в Китае финансовую грамотность преподают с самых младших классов, а в Канаде этот предмет является частью национальной стратегии.
Современные школьники могут улучшить эту статистику. А может, наша страна даже станет лидером по финграмости: ведь у 82% подростков в возрасте от 14 до 17 лет уже есть карманные деньги, а половина из них пользуется банковскими картами. Кроме того, подрастающее поколение сегодня буквально живёт в гаджетах и лучше взрослых ориентируется в технологиях и трендах.
В некоторых зарубежных странах финансовая грамотность уже есть в школьной программе. Так, в Великобритании финграмотность как самостоятельный предмет появился во всех школах в 2014 году, в Чехии в школы часто приглашают экспертов в сфере экономики и финансов, которые делятся с учениками личным опытом и важными лайфхаками, а в Японии благодаря отдельной программе финобразования первоклассники уже разбираются в том, что такое стоимость товара или услуги, умеют самостоятельно совершать покупки и распределять карманные деньги.
В российских школах предмет основы финансовой грамотности планируют сделать обязательным к 2022 году. Детей научат, как правильно совершать финансовые операции, как соблюдать правила безопасности в интернете, что такое кредиты, ставки и инвестиции. Можно не дожидаться 2022 года и изучать историю денег и суть финансовых операций в игровой форме с самого раннего возраста.
Читайте также: Единый экзамен в школах Беларуси совместят с ЦТ с 2023 года
Во многих школах мира уже изучают основы бережного потребления, экономии ресурсов и экологического мышления. В Австралии и Новой Зеландии дети сажают деревья, в США и Канаде школьники часто ходят в мини-походы (иногда вместо уроков).
В российских школах проблемы экологии обсуждают на факультативных занятиях или через смежные с экологией предметы, например биологию, или через внеклассную деятельность. В России уже появляются инициативы сделать предмет обязательным. Возможно, скоро предмет можно будет сдавать на ОГЭ и ЕГЭ, а пока школьники могут проверить свои знания во всероссийских олимпиадах по экологии.
Робототехника — дисциплина одновременно творческая и практическая: дети придумывают и воплощают в жизнь различные технические задумки, но при этом их действия подчинены довольно чётким алгоритмам, а в основе всего процесса лежит инженерная смекалка. Курсы робототехники — прекрасный способ заинтересовать ребёнка технической профессией, научить его основам математического мышления, а также развить лидерские качества и коммуникативные навыки.
Кроме того, занятия робототехникой предполагают интенсивную работу в команде, а это значит, что по ходу обучения ребёнок научится взаимодействовать с другими детьми, обсуждать дальнейшие шаги, распределять задачи и договариваться.
С недавних пор робототехника больше не считается сугубо мужским занятием: существуют женские группы, специализирующиеся на создании роботов. Некоторые компании также разрабатывают гендерно-нейтральные роботизированные решения: например, робот-птица вместо робота-куклы или машины. В российских школах отдельного предмета «робототехника» пока нет, но на уроке технологии школьники могут изучать в том числе и основы робототехники. Дальше всех в этом предмете продвинулись США: лучшие вузы робототехники находятся именно там.
1
Разговоры об утверждении урока психологии как обязательного в России ведутся давно. Его планировали включить в школьную программу в 2020 году, но пока безуспешно. Тем не менее в российских школах есть отдельные специалисты — психологи, ведущие регулярные беседы с учениками, проводятся факультативы и вебинары с экспертами. На дополнительных занятиях дети учатся распознавать свои и чужие эмоции, различать их оттенки и правильно с ними обращаться.
В Европе и США урокам психологии уделяется много времени: дети рисуют свои страхи, прорабатывают тревоги с преподавателями, делятся переживаниями и учатся правильно выражать любые эмоции. Так, например, одна из техник работы со страхами в школе — игра Worry Dragon, где ребёнок рисует на бумаге дракончика и те проблемы, которые его волнуют, а затем «запирает» этого дракона за нарисованной дверью.
Во многих школах также практикуется арт-терапия — способ выражения и проработки эмоций через творчество. В России же школьные психологи делают акцент на разговор: они прорабатывают проблемы не только с учениками, но и с родителями и учителями — проводят групповые встречи и личные терапии, на которых разбирают общие и индивидуальные проблемы.
Читайте также: Все постановки на фестивале национальной драматургии в Бобруйске исключительно по произведениям белорусских авторов
Ещё каких-то лет десять назад сложно было представить, что программирование станет отдельным школьным предметом, а не одной из тем на уроке информатики. Во многих школах этому предмету уделяют внимание наряду с математикой, физикой и литературой. Изучение языков программирования и web design — дисциплины, которые сегодня школьники начинают изучать с раннего возраста. Можно заранее проверить навыки ребёнка и подготовить его к обязательному школьному предмету.
Специалисты рекомендуют обучаться основам программирования с раннего возраста: уже лет с семи ребёнок сможет выполнять простейшие действия, потренировать память, логику и внимательность. В этом ему помогут различные курсы, например тренажер памяти, и вебинары. Кроме того, есть много настольных игр, не менее полезных в тренировке памяти.
В ближайшие десятилетия школьная программа может сильно измениться: актуальные предметы сегодня, возможно, станут обыденными в будущем. Мир постоянно меняется: отношение к тратам и личным счетам становится совершенно другим, об экологических проблемах говорят ежедневно, повышается уровень стресса, что связано, в том числе, и с цифровизацией всех сфер жизни общества.
И именно новые школьные предметы, которые, возможно, станут обязательными — финграмотность, экология, психология и программирования, помогут подросткам отвечать на новые вызовы современности.
Фото: Legion Media
У Центра новых идей при составлении топ-15 была цель обратить внимание общества на региональные проблемы.
Эксперты изучили по статистическим данным Белстата жизнь 15-ти городов Беларуси в трёх измерениях:
В первом критерии учитываются натуральный прирост, то есть демографические перспективы населённого пункта, и число людей, перешагнувших возраст деторождения.
Во втором:
В третьем критерии учитывается количество (на 1 тыс. жителей):
ПЛЮС экологический штраф за большое число вредных выбросов.
Читайте также: В Беларуси появилась виртуальная билетная касса, объединяющая все автовокзалы
На первых местах столица и два областных центра западной Беларуси – Брест и Гродно. Могилёв занял последнее место среди всех областных центров и 8-е – среди всех городов, вошедших в исследование.
Замыкают десятку районные центры Мозырь, Пинск, Лида.
Бобруйск оказался на предпоследней строчке рейтинга. Ниже его, на 15-й, многострадальная Орша, которой в последнее время уделяется повышенное внимание со стороны руководства страны.
Самый лучший город для исследователей тот, жизнь в котором одновременно и динамичная, и стабильная. Именно в таком населённом пункте у человека есть наибольший шанс на:
Проще говоря, этот город, в котором хочется жить, в котором хочется провести всю жизнь.
В рейтинг вошли города, количество жителей в которых перевалило за 100 тысяч. То есть по белорусским мерках они на самом деле большие. Именно в этих городах живёт больше половины населения Беларуси. Это они наиболее весомые игроки в политико-экономической жизни страны.
1
В августе–сентябре 2022 года центр дополнительного образования детей и молодежи «Росквит» Бобруйска осуществляет набор на 2022-2023 учебный год. Контактные телефоны: 70-59-35, 72-58-09, 76-19-08.
Клубы «Спутник», «Крыница», «Алые паруса», «Зарница», «Космос», «Северное сияние» ждут городских ребят на увлекательные занятия творчеством.
(ул. Орджоникидзе, 42в)
Направление «Вокал» |
Направление «Хореография» |
Образцовая эстрадная студия «Жемчужинка» |
Объединение по интересам «Драйв» |
Направление «ИЗО и ДПТ» |
|
Объединение по интересам «Радуга красок» Объединение по интересам «Юные дарования» |
Объединение по интересам «Футбол» Объединение по интересам «Шашки» |
Объединение по интересам «Фантазия» |
Школа раннего развития «Исток» |
(ул. Горелика, 57)
Направление «Хореография» |
Направление «Моделинг» |
Хореографический коллектив «Карусель» |
Образцовая студия моделинга «Стиль» |
Направление «ИЗО И ДПТ» |
|
Объединения по интересам «Мозаика дел» Объединения по интересам «Ларчик» |
Объединение по интересам «Тайны и загадки книги» Школа раннего развития «Исток» Английский язык |
Военно-патриотический клуб «Зубр» |
Объединение по интересам «Баскетбол» Объединение по интересам «Футбол» |
(ул. Сикорского 20, 26)
Направление «Вокал» |
Направление «Музыкальное творчество» |
Объединение по интересам «Голос» |
Объединение по интересам «Менуэт» |
Направление «Хореография» |
Направление «ИЗО и ДПТ» |
Образцовый хореографический ансамбль «Василёк» Танцевальный коллектив «Эдельвейс» |
Объединение по интересам «Вясёлка» Объединение по интересам «Юный художник» Объединение по интересам «Кисточка» Объединение по интересам «Сузорье» Объединение по интересам «Семицветик» Объединение по интересам «Штрих» Объединение по интересам «Ассорти» |
Объединение по интересам «Футбол» Объединение по интересам «ОФП» Объединение по интересам «Таэквондо» Объединение по интересам «Спортивное ориентирование» |
Английский язык Школа раннего развития «Исток» |
Занимательная математика |
(ул. Энергетиков, 24)
Направление «Хореография» |
Направление «ДПТ» |
Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь образцовый ансамбль танца «Кукушечка» |
Образцовая студия декоративно-прикладного искусства «Эксперимент» семейного детского дома Сенцовых |
Направление «Вокал» |
|
Объединение по интересам «Зефирки» |
Школа раннего развития «Исток» |
Объединение по интересам «Футбол» Объединение по интересам «Пожарно-спасательный спорт» |
Объединение по интересам «Твори добро» |
(ул. Орджоникидзе, 12)
Направление «Вокал» |
Направление «Хореография» |
Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь образцовая эстрадная студия «Росы» |
Образцовый хореографический ансамбль «Очаровашки» |
Направление «ИЗО И ДПТ» |
|
Объединение по интересам «Золотая нить» Объединение по интересам «Веселые кляксы» |
Английский язык |
Объединение по интересам «Атлетизм» |
(ул. Ульяновская, 49)
Направление «Вокал» |
Направление «Моделинг» |
Образцовая эстрадная студия «ШокоЛад» Эстрадная студия «Созвучие» |
Образцовая студия моделинга «Персона» |
Направление «Хореография» |
Направление «Музыкальное творчество» |
Объединение по интересам «Энергия» |
Игра на гитаре «Гармония» |
Направление «ИЗО и ДПТ» |
|
Объединение по интересам «Академия юных волшебников» Объединение по интересам «Колорит» Объединение по интересам «Рамоначак» Объединение по интересам «Чароўная майстэрня» Объединение по интересам «Домовёнок Кузя» |
Школа раннего развития «Исток» Английский язык |
Объединение по интересам «Волейбол» |
1
Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Росквит»
Беларусь на Miss International -2019 представит Мария Первий. На Национальном конкурсе красоты «Мисс Беларусь-2018» девушка завоевала титул «Мисс зрительских симпатий» и вошла в ТОП-10, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Национальной школы красоты.
Мария родом из Бобруйска, является обладательницей 2-го места на конкурсе «Мисс Бобруйск-2016». Девушка не только учится в Горецкой сельскохозяйственной академии, но и старается развить свой бизнес в сфере проката автомобилей, который задумала ещё в детстве. Кроме того, она модель с опытом работы на подиумах за рубежом.
Белоруска убеждена, что красота – это набор общечеловеческих ценностей, и хочет вдохновлять молодое поколение своим примером. Мария – дочь православного священника, она внесла лепту в строительство храма и вместе с семьей постоянно помогает малоимущим и бездомным. На конкурсе «Мисс Беларусь-2018» девушка подружилась с Марией Василевич, всячески подбадривала во время участия в «Мисс мира», организовала флешмоб в её поддержку.
Читайте также: Мария Первий из Бобруйска вошла в топ-15 на Miss International-2019
В качестве подарков другим участницам и организаторам конкурса Мария отвезёт зефир – любимые сладости с малой родины, города Бобруйска. Поддерживает землячку ОАО «Красный пищевик».
Букмекеры, которые прогнозируют итоги конкурса красоты, ставят белорусскую участницу в ТОП-5.
Miss International – международный конкурс красоты, входящий в пятёрку самых крупных и престижных. На нём оценивается не только внешний вид участниц, но и желание решить глобальные и локальные проблемы на планете. Ежегодно в соревновании принимают участие около 70 государств.
В этом году конкурс состоится 12 ноября 2019 года в Токио. Подготовка к нему уже началась. Марии Первий предстоит пройти уроки в Национальной школе красоты по макияжу, парикмахерскому искусству, фотопозированию, психологии, стилю и другим дисциплинам. Сейчас белорусская команда в поисках дизайнеров и брендов, которые готовы предоставить конкурсные наряды. А это пять вечерних платьев в пол, три коктейльных, дизайнерский национальный костюм, купальный костюм, вечернее платье для финала шоу.
1
Фото Национальной школы красоты