Как же важна любовь...

Я люблю кладбища. Кажется, я даже уже об этом писала. Там есть о чём подумать. Идёшь тихо, смотришь на могилы и понимаешь, что за этими одинаковыми камнями и крестами – судьбы. Разные, неповторимые… Радости, беды, надежды, разочарования, любовь, ненависть… Кем были эти люди? Как жили? Как умирали? Хорошо, плохо? О чём мечтали?.. Бог весть…

Больше всего люблю сельские кладбища. И особенно весной. Рядом со смертью – рождение новой жизни. Пробуждается и поёт природа, греет солнце, щебечут птицы. И именно в этот миг чувствуешь, что смерти-то этой и нет. Просто открылась дверь, и ушёл туда человек. Куда? И что будет теперь с ним? Знает только Господь…

***

В этом году в нашей деревне меня опять туда потянуло.

У одной могилки сидела старушка. Кто у неё там – муж, сын? Посидела, перекрестилась и пошла куда-то. Рядом с другой очень деятельно копошились молодые мужчина с женщиной. Она рвала траву, он красил оградку. И о чём-то оживлённо и совсем не по-кладбищенски болтали. Когда я шла обратно, они тоже уже собирались. Женщина напоследок протирала фотографию на памятнике.

В тот день я случайно обратила внимание на одну могилу. Не потому что она была заброшенной и неухоженной – таких там много. А потому что покосившийся ржавый крест, воткнутый в землю, был явно самодельным, из каких-то двух труб. И всё – ни ограды, ни цветов. Только заросший, давно забытый холм. И даже на фоне других неприкаянных могил он выглядел особенно сиротливо. Как будто никогда и не был никому нужен…

Весь вечер этот грустный холм так и стоял у меня перед глазами. И увидев соседку, старенькую уже тётю Машу, я спросила про него.

– Тот, на отшибе, с трубами? Так это Серёжка-урод, – ответила она. – Бедолага…

Она вздохнула и задумалась, что-то вспоминая…


Читайте также: Время, когда полезным было всё


***

Серёжка, правда, был бедолагой. С рождения. Бабка его, которую все в деревне звали просто Петровна и которая единственная из всех человеческих существ на земле хоть как-то тепло к нему относилась, вздыхала, глядя на внука, и шамкала беззубым ртом: «Эх, горемычный, лучше бы ты помер».

Может и лучше. Но Серёжка жил.

Выжил он, когда мать его, Маринка, местная алкоголичка, сквозь пьяный угар осознав, что беременна, выпила какой-то абортивный отвар, который дала ей местная знахарка, и сама чуть не померла…

Выжил он, когда полусумасшедший от беспробудного пьянства отец его Степан зашвырнул в скулящего уже от голода сына топором и снёс ему половину лица. Так Серёжка в четыре года стал уродом. Маринка заголосила, хотя к сыну особых чувств не испытывала. Степан протрезвел, сам пошёл в местную милицию, его посадили, в тюрьме он помер.

Маринка по мужу убивалась недолго, пока другой алкаш, Генка, не пришёл к ней с бутылкой и со словами: «Щенок, пойди погуляй», – отвесил на ходу забинтованному Сережке пендаля. Маринка на это тупо заржала и плотоядно вытаращилась на водку…

Выжил Серёжка, когда неделями дома было нечего жрать, и он таскал еду с соседних огородов.

Иногда, правда, бабка Петровна, тоже пьющая, но с перерывами, подкармливала его. Но это было нечасто и до очередного её запоя. А потом она померла, и кормить пацана вообще стало некому.

Выжил, когда с ним, уродом, грязным и оборванным, брезговали общаться даже подобные ему оборванцы – тоже дети пьющих родителей, которых тогда в деревне было больше половины.

Только стал диким и злым.

Выжил, когда допивал за спящими прямо на грязном полу мамкой и Генкой «палёнку», а потом блевал сутками и обещал себе, что у него всё будет по-другому.

 

Выжил в двенадцать лет, когда «обдолбанные» парни из какой-то залётной компании полночи насиловали его в лесу, а потом, еле дышащего, оставили умирать. Но утром на него наткнулись грибники. Завели дело, извращенцев поймали, а Серёжку ещё больше стали сторониться, как прокажённого, а он сам стал ещё нелюдимее.

И даже тогда выжил, когда вешался из-за рыжей Ольки. Любил он её, все знали. Но ни подойти, ни заговорить не решался. Потому что урод. Лишь злобно зыркал на неё глазами, как будто и любя и ненавидя одновременно за свои муки, и ускорял шаг, чтобы пройти быстрее мимо. А потом Олька вышла замуж за местного красавца Ивана. Несколько дней деревня пила, пела и гуляла. А Серёжка сидел у своего дома на лавочке и прислушивался. А потом пошёл в сарай и повесился. Только оборвалась верёвка, и его лишь чуть придушило. Как будто даже смерть брезговала им.

***

Пацаном в местной школе Серёжка появлялся нечасто. И то, потому что пригрозили: «Не будешь учиться – помрёшь в тюрьме, как папаша твой». Быть, как отец, он хотел меньше всего. А потом настали девяностые, люди поехали в города, а кто остался – либо спился, либо сторчался, либо помер. За редким исключением, и то – стариков. Учиться в школе стало некому, и до сих пор стоит она, заброшенная и никому не нужная. Серёжка к тому моменту со скрипом окончил восемь классов, просидев в некоторых по два года.

Что он теперь делал? Пил, как и все. Только в одиночку. Хотя когда-то обещал себе, что не будет. Ну и устроился на работу сторожем на еле ещё дышащий районный завод. Его взяли с какой-то злорадной готовностью и шёпотом за спиной: «Вот урод. Такой рожи любой вор испугается…»

«Он всегда был один»

Так прошло несколько лет… Померла мамка Маринка, замёрзла спьяну зимой в сугробе. Исчез Генка. Сережка не чувствовал, что он остался один. Он всегда один и был. Так уныло и «дошкандыбал» бы он, наверное, по жизни до того своего могильного холмика.


Читайте также: Всё просто, если любишь…


***

Но однажды поздней осенью напился он, как всегда, один, упал где-то по дороге домой и заснул, как когда-то мать, в снегу. И также замёрз бы там. Но проснулся оттого, что кто-то лизал его уродливое лицо. Открыл он мутные глаза и увидел такую же страшную, как он сам, одноглазую и одноухую собачью морду. Пёс схватил его за ворот тулупа и потянул, мол: «Вставай, дурак, помрёшь же».

И Серёжка встал. Шатаясь, дошёл он до своего дома, открыл дверь и впустил увязавшегося за ним пса.

***

Что это был за покалеченный пёс и откуда он взялся, Серёга не знал.

– Тебе пожрать, наверное, – пробормотал он. – А нет ничего. Ладно, полежи.

Парень кинул на холодный пол старое одеяло, оделся и вышел.

– Тебе как всегда? – спросила его Нюрка-самогонщица, у которой он брал выпивку.

И не дожидаясь ответа, протянула мутную бутылку.

– Нет, мне это… Костей каких-то. Ну или просто…

– Чего-чего?

– Я заплачу.

– И этот допился, – со знанием дела прошептала Нюрка вслед Серёге, когда он уходил с остатками супа, который она ему продала.

Уродливый пес поел, а потом благодарно лизнул парню руку. Тот от неожиданности даже задохнулся и ошарашенно вытаращился на место, которого коснулся шершавый язык. До этого самое доброе, что он видел и слышал в жизни, были слова бабки Петровны: «Эх, горемычный, лучше бы ты помер». А потом медленно, робко и неумело положил эту руку на обезображенную кем-то пёсью голову.

Так «притулились» друг к другу два одиноких уродливых и никому не нужных существа. И стало им теплее.

1

Впервые в жизни Серёгу кто-то ждал дома. И впервые он спешил туда, в этот дом, покупая так же у Нюрки какие-то объедки. И как же был он счастлив, когда открывал дверь, а навстречу с радостным лаем бросался его единственный в этом мире друг. Нет, он и выпивку тоже брал, но уже не так часто. А потом стал чего-то готовить. Ел сам и угощал Одноухого – так он назвал пса. И было им хорошо.

Над ними посмеивались: «Надо же, два урода, нашли друг друга». Но и замечать стали, что глаза у Серёги могут быть не только дикими и злыми, но и ласковыми и добрыми. Наверное, в эти минуты он думал о том, что и его теперь ждут и что он кому-то нужен.

Со временем он сделал Одноухому во дворе будку, посадил на длинную цепь, и тот старательно охранял дом, облаивая всех, кто проходил мимо. Хотя охранять-то было незачем. Брать у Серёги было нечего, и все это знали.

***

А потом Одноухий пропал. Сорвался, наверное, с цепи и убежал. Многие тогда видели, как Серега подолгу стоял у забора и всматривался вдаль.

Через несколько дней деревенские мужики принесли пса на одеяле с перебитыми ногами. Тот еле дышал, но был жив.

– Это Петька с компанией… Мы видели, – сказали они и положили Одноухого на землю.

Петька был местный наркоман и просто дебил.

Серёга опустился на колени рядом с псом и обнял его. А тот слабо лизнул его в нос.

– Пойдём выпьем, что ли, – пробормотали мужики, как-то растерянно всхлипнув. И тихонько побрели.

Серёжка с трудом поднял Одноухого и понёс в дом. Вечером к ним постучалась Нюрка.

– Я это… Вот, сварила вам… Поешьте, что ли… Да убери ты свои деньги!


Читайте также: История о милосердии


Пёс выжил, но ходить уже больше не мог, только ползал. И однажды Серёга, взяв тяжёлую палку, пошёл туда, где чаще всего гулеванил Петька с компанией, покалечивший его единственного друга.

Разное потом говорили. Кто-то – что Серёга хотел просто попугать, кто-то – что так же перебить ноги, как это сделали с Одноухим. Но через два дня нашли его с ножом в спине. Хватились бы, наверное, и позже, а может, и вообще не хватились бы, но выл пёс на всю деревню, и заподозрили люди неладное. А Петьки после этого и след простыл.

Собрались мужики, сколотили гроб, похоронили Серёгу. Да что там похоронили. Закопали на местном кладбище за деревней – и всё. Дом заколотили. А Одноухий? Одноухий опять пропал…

***

– Мы долго удивлялись тогда, куда этот пёс мог деться, он же не ходячий, – вспоминала старенькая соседка тетя Маша, которая мне всё это рассказывала. – А потом Нюрка-самогонщица вся в слезах прибежала с кладбища.

Ходила Нюрка на могилу к своей покойной матери. Проходя мимо места, где недавно похоронили Серёгу-урода, замерла, как громом поражённая. На могильном холмике, обняв покалеченными лапами землю, лежал Одноухий. Он был мертв…

…Тётя Маша украдкой вытерла слезы.

– Сколько лет прошло, а не могу спокойно вспоминать. Ты там была, видела, что это далеко. Как он дополз-то, бедный, как нашёл?…

«Что мы, собаки хуже?»

…В тот день у Серёгиной могилы собрался народ. Нюрка, мужики, женщины, нестарая ещё тетя Маша… Они стояли, смотрели на Одноухого и думали о чём-то своём.

– Сделайте Серёге крест какой, что-ли, мужики, – сказала вдруг Нюрка. – Что мы, хуже собаки? С меня бутылка.

– Что мы, не люди, – ответил кто-то.

– А ведь мужик он был неплохой, зла никому не делал, – раздался другой голос.

– Отмучился, бедолага…

– Эх…

Так появился на том холмике наскоро сваренный крест из двух труб. А потом прошло время, ещё много народу разъехалось, Серёгин дом совсем развалился, могила заросла и все всё забыли…

***

…На следующий день я нарвала маленький букет – одуванчики, какие-то синие цветочки – и пошла на кладбище.

Так же звенела природа, пели птицы, порхали бабочки, и казалось, что смерти нет.

– Почему Господь дал тебе всё это? – думала я. – Где ты сейчас? Как тебе там?

И мне почему-то казалось, что всё у Серёги сейчас хорошо. Вот чувствовала я это, и всё. А ещё я думала о том, что будь в жизни у него чуть больше любви, всё было бы по-другому.

Как же важна любовь! Если даже любовь собаки сумела осветить и согреть жизнь несчастного одинокого парня, что смогла бы сделать любовь человеческая. Да, любовь творит чудеса! А отсутствие её убивает всё живое. И почему умел любить тот же уродливый пёс Одноухий, а мы, люди, часто не умеем? Мы же не хуже собак…

На реальных событиях, имена изменены. Фото использовано в качестве иллюстрации.

 

Поделиться

Читайте также

Министерство образования, Национальный центр художественного творчества детей и молодёжи совместно с Белорусской православной церковью и Синодальным отделом религиозного образования и катехизации БПЦ с 1 марта по 20 мая 2020 года проводят конкурс литературных работ, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, на тему «Великая Победа: наследие и наследники».

В нём могут принять участие учащиеся учреждений дополнительного образования детей и молодёжи, учреждений общего среднего образования, профессионально-технического образования и среднего специального образования.

Возраст участников – 13-18 лет.

Победители и призеры определяются по двум возрастным категориям:

  • 13-15 лет,
  • 16-18 лет.

На конкурс принимаются работы, выполненные в следующих жанрах:

  • рассказ,
  • сказка,
  • эссе,
  • стихотворение.

Читайте также: Всемирную популярность британке принёс отрывок песни, спетой в метро


Конкурс проводится по следующим номинациям:

  • «75 лет мира на Белорусской земле» («75 гадоў міру на Беларускай зямлі»).
  • «Послание ветерану» («Пасланне ветэрану!»).
  • «Нам есть с кого брать пример!» («Нам ёсць з каго браць прыклад»).
  • «Нет больше любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» («Большай любові ні ў кога няма, як тая, калі хто душу сваю паложыць за сяброў сваіх») (Евангелие от Иоанна глава 15, стих 13.

Положение о конкурсе литературных работ, посвящённом 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Великая Победа: наследие и наследники».

 

Читать дальше

С 29 апреля по 13 мая 2024 года движение автобусов по маршрутам №13а «Вокзал «Бобруйск» - Дзержинского – Светлогорская», №13в «Вокзал «Бобруйск» - Дзержинского – Димитрова – Светлогорская» отдельными рейсами будет продлено до кладбища д. Ломы.

Рабочий день:

Маршрут №13а

Время отправления от о.п. «Вокзал»:

11.16, 12.31, 13.50, 15.07, 16.22;

о.п. «Дзержинского» - кладбище д. Ломы:

10.14, 11.29, 12.44, 14.05, 15.20, 16.35;

Кладбище д. Ломы:

10.39, 11.54, 13.09, 14.30, 15.45, 17.00.

Маршрут №13в

Время отправления от о.п. «Вокзал»:

7.49, 9.04, 10.50, 12.02, 13.17, 14.34, 15.47, 17.03;

о.п. «Дзержинского» - кладбище д. Ломы:

8.02, 9.17, 11.00, 12.15, 13.30, 14.45, 15.58, 17.12;

Кладбище д. Ломы:

8.27, 9.42, 11.25, 12.40, 13.55, 15.10, 16.23, 17.37.

Выходной день: 1, 4, 5 мая

Маршрут №13а

Время отправления от о.п. «Вокзал»:

7.17, 8.32, 9.47, 11.47, 13.02, 14.17, 15.32, 16.47.

о.п. «Дзержинского» - кладбище д. Ломы:

7.30, 8.45, 10.00, 12.00, 13.15, 14.30, 15.45, 17.00.

Кладбище д. Ломы:

7.55, 9.10, 10.25, 12.25, 13.40, 14.55, 16.10, 17.25.

Выходной день: 9, 11, 12, 13 мая

Маршрут №13а

Время отправления от о.п. «Вокзал»:

7.17, 8.02, 8.32, 9.17, 9.47, 10.32, 11.47, 12.32, 13.02, 13.47, 14.17, 15.02, 15.32, 16.17, 16.47.

о.п. «Дзержинского» - кладбище д. Ломы:

7.30, 8.15, 8.45, 9.30, 10.00, 10.45, 12.00, 12.45, 13.15, 14.00, 14.30, 15.15, 15.45, 16.30, 17.00.

Кладбище д. Ломы:

7.55, 8.40, 9.10, 9.55, 10.25, 11.10, 12.25, 13.10, 13.40, 14.25, 14.55, 15.40, 16.10, 16.55, 17.25.

К сведению

С 29 апреля по 11 мая 2024 года движение автобусов по маршруту №4а «Дзержинского – Крапивка» отдельными рейсами будет продлено до кладбища «Восточное»:

по рабочим дням 29 апреля, 3, 6, 8, 10 мая

отправлением от о.п. «Дзержинского» в 9.05, 10.20,

от о.п. «Кладбище «Восточное» в 9.30, 10.45

по выходным дням 1, 4, 11 мая

отправлением от о.п. «Дзержинского» в 9.30, 11.05,

от о.п. «Кладбище «Восточное» в 9.55, 11.30.

В указанные дни отменяется выполнение рейсов отправлением от о.п. «Крапивка» по рабочим дням в 9.30, 10.45, по выходным дням - в 10.00, 11.35.

 

Бобруйский горисполком

Читать дальше

Конкурс проводится в области изобразительного, декоративно-прикладного и фотоискусства. Его цель – развитие творческой активности детей и молодёжи. Организаторы – отдел образования и катехизации Бобруйской епархии и Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Росквит» Бобруйска.

Конкурс проводится в два тематических этапа

  1. «Рождественский» – с 6 по 24 декабря 2023 года.

Тематика работ первого этапа:

  • «Рождество Христово»,
  • «Рождество в моей семье»,
  • «Мой храм в Рождество»,
  • «Рождественский город»,
  • «Рождественский вертеп»,
    «Дела милосердия».
  1. «Пасхальный» – с 11 по 22 апреля 2024 года.

Тематика работ второго этапа:

  • «Пасха Христова»,
  • «Пасха в моей семье»,
    «Пасхальный храм»,
    «Пасхальное яйцо»,
  • «Дела милосердия».

Участники могут принять участие как в одном из этапов конкурса, так и в двух.


Читайте также: У православных Рождественский пост. Что можно есть, а что нельзя


Номинации

Работы выполняются в одной из трёх номинаций:

  1. Изобразительное искусство.
  2. Декоративно-прикладное творчество.
  3. Фотография.
  4. Праздничное украшение храма.

Все работы должны сопровождаться отдельным листом формата А5 со следующей информацией:

  • фамилия, имя автора,
  • возраст автора,
  • телефон для связи с родителями автора или официальными представителями автора (с указанием кода страны и населённого пункта),
  • название работы
  • фамилия, имя, отчество педагога,
  • полное наименование учебного заведения,
  • адрес учебного заведения.
 

Требования

Подробнее о требованиях к работам в Положении о конкурсе на сайте Бобруйской епархии.

Участники

Принять участие в конкурсе могут как авторы, так и авторские коллективы.

К участию приглашаются учащиеся (воспитанники) и педагоги учреждений образования, художественных школ, учреждений дошкольного образования, студий и объединений по интересам учреждений культуры, воскресных школ и иных учреждений на территории Бобруйской епархии.

Порядок проведения конкурса

Творческие работы, оформленные согласно требованиям, подаются:

  • для участия в «Рождественском этапе» – до 24 декабря 2023 года,
  • для участия в «Пасхальном этапе» – до 22 апреля 2024 года.

Жюри конкурса в каждой возрастной категории и номинации определяют лучшие работы.

Авторы победивших работ будут награждаться во время проведения рождественских (пасхальных) мероприятий в Бобруйске.

1

Читать дальше