Как бобруйчане спасают безнадежные памятники архитектуры

Их и памятниками даже не назовешь, нет у них такого статуса. Так, кусочки истории в виде полуразрушенных стен, фундаментов. С ними связаны местные топонимы, легенды, известные имена, но средств на это не предусмотрено. А значит, вероятность того, что их увидят наши потомки, весьма незначительна. Если только мы сами этого не захотим.

Сразу же вспомнился поселок Глуша Бобруйского района, где усилиями бобруйчанина Андрея Архипенко появилось и еще появится много знаковых мест, связанных с именем белорусского писателя Алеся Адамовича. Здесь уже есть адамовичская арт-остановка, в процессе изготовление памятника и специальных уличных указателей, в более далеких планах — сохранить историческое здание, где одно время жил классик и где происходили события его дилогии «Война под крышами» и «Сыновья уходят в бой». Андрей упрям, и это помогает ему находить единомышленников и реализовывать намеченное. Поэтому и здание еще не идет под снос.

Такая же участь ждала и остатки дореволюционной еврейской синагоги на улице Чонгарской в Бобруйске. От нее оставались три полуразрушенные стены. Еврейская община нашла способ их сохранить. Они хорошо вписались в своеобразный арт-объект, который открыли в это воскресенье. На презентации присутствовали представители местной власти и главные спонсоры. Некоторые из них прилетели ради этого даже из Америки. Все строительные работы, кроме специальных, где должны быть задействованы профессионалы, делали представители еврейской общины.

Городское пространство

kak-bobruichane-spasayut-beznadezhnye-pamyatniki-arkhitektury-1

Бобруйчане нашли способ сохранить то, что осталось от синагоги.

— Это была очень богатая синагога, она возведена где-то в конце XIX — начале ХХ века, — говорит руководитель еврейской общины Олег Красный. — Такие строили в Польше, Чехии, других городах Европы. В советские годы чего только не было в этих стенах — и гараж, и мельница, и даже Бобруйсккино. Некоторое время она стояла без хозяина, пока не нашелся кто-то, кто захотел воспользоваться ее подвалом. Чтобы туда могла войти техника, разобрали стену, но пока делали, что-то изменилось, и синагогу бросили в полуразрушенном виде. Потихоньку народ растянул кирпича от первой стены и взялся за еще одну. Когда встал вопрос о сносе, мы начали действовать. Решили сделать на этом месте, как сейчас стало модно говорить, городское пространство. И память о синагоге останется, и людям будет где культурно провести время.

Интересный проект подсказал молодой дизайнер из Израиля. Планировалось, что все обойдется в сумму эквивалентную 30 тысячам долларов, но вышло немного больше. Большую часть денег внесли бобруйчане, живущих за рубежом.

Получилось действительно красиво. Аккуратненькие дорожки из плитки, цветы, сбоку зона для отдыха. Над ней навес, где можно спрятаться от солнца и дождя, отдохнуть, помечтать о чем-то своем, вечном. И стены синагоги — они как раз напротив —на такие мысли очень хорошо вдохновляют. То, что осталось от здания, уже не напоминает развалины. Стены укреплены, над ними появился специальный колпак, чтобы дождь и снег не разрушали укладку. Вместо окон баннеры со сценками из еврейской жизни — со временем здесь будут витражи.

— Сначала была идея сделать на месте синагоги музей еврейской культуры, — говорит Олег Красный.—Этот же дизайнер предложил нам проект с интеграцией исторических стен в здание в стиле хайтек с использованием стекла и бетона. Нам очень понравилось, но это стоит других денег — приблизительно миллиона долларов. Но то, что сейчас у нас есть, не мешает в дальнейшем сделать этот музей.

Новый объект очень органично вписался в окружающую среду. В дореволюционное время это был классический район еврейской застройки. Здесь сохранилось еще много старых зданий. Дома на улицах Чонгарской, Социалистической, Пушкина, Советской были построены в основном в начале ХХ века. И коренные жители очень болезненно относятся к сносу старых построек. Недавно один из таких домов был снесен, и интернет взорвался от возмущений. Горожане считают, что такие вещи нужно обсуждать с общественностью. Ведь даже из фундамента можно сделать конфетку.

Церковь без ... стены

kak-bobruichane-spasayut-beznadezhnye-pamyatniki-arkhitektury-2

Вот так выглядит костел со стороны двора.

Этот случай, как говорится, немного из другой оперы, но общественность здесь тоже действует активно. Церковь в честь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — еще одна достопримечательность города, хотя жестко и изуродована в советское время. Идешь по улице Октябрьской, вокруг типичная городская застройка, и даже не подозреваешь, что за фасадом вон той невзрачной пятиэтажной коробки скрывается красота из красного кирпича в стиле неоготики. Говорят, что собор построен по проекту известного белорусского архитектора Станислава Шабуневского. Того самого, чьими зданиями в стиле модерн и классицизм гордиться современный Гомель. Церковь построили в 1906 году, но полвека назад его фасад частично разрушили, чтобы вмуровать в пятиэтажное административное здание управления строительного треста.

В 1990-е годы деятельность прихода была восстановлена, но сам костел самостоятельности не получил. Теперь, когда трест обанкротился, встал вопрос, что делать с пятиэтажкой. Беларусбанк на правах кредитора передал здание в собственность города. Как пояснили в Бобруйском горисполкоме, осуществляется долгосрочная процедура по приданию этим двум зданиям статуса одного объекта. Как будут развиваться события дальше, когда костел вступить в права наследника, неизвестно. Но от пустующей пятиэтажки все-таки придется как-то избавляться. Плюс понадобится придать храму первоначальный вид. Где взять для этого средства? К сожалению, пока никто не может ответить на этот вопрос.

Ванда Архипенко, прихожанка храма с 1990 года, ведет здесь бухгалтерию. Она хорошо понимает, сколько будет стоить восстановление их святыни.

— На восстановление храма также потребуется много денег. Но будем что-то делать, искать спонсоров, возможно, собирать деньги с помощью краудфандинга, — говорит женщина.

Сегодня костел существует исключительно за счет верующих. Зданию более ста лет, и оно понемногу разрушается.

— Вон поменяли окно за счет прихожан, старая рама уже сгнила, начала обваливаться, — кивает Ванда Архипенко на большую, несколько метров высотой конструкцию. — Зимой как можем утепляем здание. В прошлом году только за отопление отдали около тысячи рублей. Спасибо еще, что платим по льготному тарифу. Община небольшая, когда праздник — людей целый храм, а по факту человек 400.

Гордиться тут приучают с детства

kak-bobruichane-spasayut-beznadezhnye-pamyatniki-arkhitektury-3

Эфраим Севела прославил город, город прославил его.

Любить свой населенный пункт — это не только хранить его исторический код в виде зданий, но и не забывать о людях, которые его прославили. Один из символических памятников в Бобруйске посвященный его знаменитому уроженцу — Эфраиму Севеле. Спонсоры проекта Геннадий Рабкин, Феликс Цупрун и Александр Проснецов — три одноклассника, которые когда-то учились в 19-й бобруйской школе, а сейчас живут далеко за пределами родного города. Но это не мешает им принимать участие в его жизни. Они же активно поспособствовали и созданию арт-объекта с синагогой. Что касается Эфраима Севелы, то это, наверное, один из ярких символов Бобруйска. В цикле новелл «Легенды инвалидной улицы» он прославил город довоенной поры и его колоритных жителей. Книга, кстати, пользуется большим спросом. К сожалению, в местной книжном магазине я ее не нашла, зато сфотографировала на память автора в металле.

А еще меня очень тронула история, рассказанная директором 25-й школы Валентиной Абрамовой. Два года назад ученики этой школы заинтересовались судьбой защитников своего города — курсантов Бобруйского военно-тракторного училища, летом 41-го сдерживали наступление врага с 28 по 30 июня. Под руководством учителей они написали исследовательскую работу «Бобруйский рубеж».

— Дети настолько прониклись этой темой, что выступили с инициативой по увековечению памяти курсантов, — рассказывает директор. — Бобруйский горисполком эту инициативу поддержал, и в этом году 2 июля на первой линии оборонительного рубежа, где, согласно историческим данным, погибло не менее 200 курсантов училища, был установлен памятный знак.
В сборе средств на него приняли участие также школьники и их родители.

Звязда

Поделиться

Читайте также

Дорогие друзья!

Приглашаем Вас принять участие в акции «Донорство крови имеет значение».

Помощь донора нужна каждому третьему человеку в мире. Для многих больных донорская кровь – единственный шанс выжить и выздороветь.

  • Если ТЫ ХОЧЕШЬ, но боишься
  • Если ТЫ ХОЧЕШЬ, но не знаешь, как
  • Если ТЫ ХОЧЕШЬ, то действуй ВМЕСТЕ С НАМИ!

По всем вопросам звони 411-199 (Татьяна, Юлия, Ольга) – и тебе ответят на все вопросы.

 

Молодёжь «Белшины»|БРСМ

Читать дальше

Фонари и светильники китайского производства, не соответствующие требованиям безопасности, выявили в продаже в Бобруйске. Об этом БЕЛТА сообщили в отделе госнадзора Бобруйска Могилёвской областной инспекции Госстандарта.

Из продажи изъяты светодиодные светильники торговой марки Feron. При испытаниях выявлено, что они по нескольким пунктам не соответствуют требованиям технических регламентов Таможенного союза по безопасности.

  • По защите от поражения электрическим током: после испытаний токоведущие детали становятся доступными.
  • Выявлены нарушения в сечении проводов: вместо положенных 0,5 мм.кв - всего 0,21 мм.кв.
  • Температура нагрева патрона при нормальной работе составила более 100 градусов при норме 80.
  • Обнаружены нарушения в конструкции светильника.
 

Помимо светильников, установлено несоответствие по безопасности аккумуляторных светодиодных фонарей фирмы «Трофи».

  • Прибор сконструирован и закрыт так, что не обеспечена достаточная защита от случайного контакта с элементами, находящимися под напряжением.
  • Помимо этого, обнаружены нарушения в документах прибора: отсутствует маркировка с указанием номинального напряжения, символ рода тока (номинальная частота), номинальная потребляемая мощность.
  • В инструкции не указано, что предмет не предназначен для использования лицами, в том числе детьми с пониженными физическими, чувственными или умственными способностями, если они не находятся под присмотром.

По результатам проверок реализация светодиодных светильников и аккумуляторных фонарей запрещена, импортерам выданы предписания об организации изъятия их из обращения.

Государственный комитет по стандартизации запретил эту продукцию к ввозу и обращению на территории Беларуси, прекратил действие сертификатов соответствия.

Читать дальше

Вчера в Берлине открылся Берлинский международный кинофестиваль. В этом году он проходит с 20 февраля по 1 марта. В основную программу 70-го, юбилейного форума вошло 18 лент из 18 стран.

В программу Berlinale Special — вторую по важности на фестивале — включили драму известного режиссёра Вадима Перельмана «Уроки фарси». Мировая премьера фильма состоится 22 февраля 2020 года на центральной площадке киносмотра Berlinale Palast.

«Уроки фарси» — международный и мультиязычный проект (французский и немецкий языки), который стал результатом совместного производства трёх стран: России (Hype Film и LM Media), Германии (One Two Films) и Беларуси («Беларусьфильм»). Одним из продюсеров фильма выступил Тимур Бекмамбетов.

«Проект сопровождают очень крупные иностранные продюсеры, — рассказал генеральный директор Национальной киностудии «Беларусьфильм» Владимир Карачевский. — Большая часть съёмок проходила в Беларуси, в Бобруйской крепости, других регионах… Фильмом заинтересовалось около 30 стран».

 

Как это было

Заслуженный артист Беларуси, один из старейших актёров театра драмы и комедии имени В. И. Дунина-Марцинкевича Александр Парфенович вспоминает, как участвовал в съёмках картины:

— Это было зимой 2018 года, в съёмках массовых сцен участвовало много простых горожан. Я там изображал однорукого узника лагеря — итальянца или испанца, уже не помню. Небольшая эпизодическая роль, но она мне запомнилась. Это полная драматизма история, поэтому и съёмки были непростыми. Художники воссоздали настоящий концлагерь в интерьерах Бобруйской крепости, создали специальные декорации, что-то там подкрасили под военное время. Кого-то раздевали на морозе, нас выгоняли строем из бараков и кормили баландой... Вспоминаю — и сейчас идёт мороз по коже. Когда мы подходим к раздаче, я там даже говорю по сценарию пару реплик. Вся человеческая военная трагедия разных народностей земного шара передана в этом фильме. Было несколько сцен избиений и издевательств, которые должны были проходить на глазах у всех узников. В такие моменты, хоть ты и понимаешь, что это кино, однако не можешь не думать о том, сколько горя перенесли люди в двадцатом веке… Режиссёр Вадим Перельман запомнился мне как очень активный режиссер. Ещё активнее вели себя, всячески нам помогая, его помощники. Несмотря на огромную массу людей, делали много дублей, режиссёр был дотошен в том, чтобы достичь исторической и психологической достоверности событий. Это всё было непросто. Конечно, мне очень хочется посмотреть картину, надеюсь, увижу её либо в кинотеатре, либо по телевидению.

Судя по всему, «Уроки фарси» продолжат высокую трагическую линию в мировом кинематографе, посвящённую военным событиям ХХ века.

О чём картина

Действие фильма «Уроки фарси» разворачивается в 1942 году в оккупированной Европе. Бельгиец еврейского происхождения Жиль Кремье, оказавшись в концлагере, выдаёт себя за перса, поскольку это единственная возможность остаться в живых. Немецкие солдаты приводят Жиля к Клаусу Коху, повару в концлагере, который ищет настоящего перса, чтобы его научили говорить на фарси. Так начинается история Жиля Кремье и Клауса Коха — еврея и немца, узника и тюремщика, ученика и учителя.

По материалам СБ

Читать дальше