Из истории женского образования в Бобруйске

Ещё Ильф и Петров устами «детей лейтенанта Шмидта» назвали Бобруйск прекрасным, высококультурным местом. Если разобраться, то именно таковым — безо всякой иронии — и надо считать старинный город на Березине.

Ведь что является основной составляющей культуры, если хотите, её фундаментом? Правильно — образование. А различных учебных заведений в Бобруйске в конце XIX — начале ХХ веков было предостаточно. Причём не только для лиц «мужеского пола». Но и для барышень. Расскажу о некоторых из них.

Ещё в конце XVIII века девочки на территории Беларуси получали образование в католических женских монастырях. Ордена, принадлежащие римско–католической конфессии — существовал такой и в Бобруйске, — открывали небольшие монастырские пансионы. В них в общей сложности училось тогда 465 девочек.

На тот момент на территории нынешней Беларуси существовали еще и светские частные школы, и пансионы, созданные по примеру монастырских, — в них училось около 1000 воспитанниц.

Век XIX-й

18 августа 1864 года на заседании Попечительского совета Виленского учебного округа было решено организовать частные женские одноклассные и двухклассные пансионы. К концу 60–х годов позапрошлого столетия их насчитывалось 23. Хотя первоначально открылось лишь 9, один из них находился в Бобруйске. В этом пансионе обучалось 78 девочек. В основном дочери офицеров из расквартированных неподалеку воинских частей и гарнизона Бобруйской крепости.

По количеству учениц и организации учебной деятельности пансион считался лучшим в Минской губернии. О задачах создания этих учебных заведений как нельзя лучше сказал директор начальных училищ Минской губернии У. А. Лялин: пансионы должны служить двум «равно важным целям: дать пристойное воспитание дочкам городских чиновников и образование в русском смысле и вкусе дочкам местных помещиков».

В первые годы своего существования женские гимназии развивались медленно. Это было своеобразной реакцией недоверия к открытым учебным заведениям, куда получали доступ представители всех сословий. Чиновникам не нравилось, что их чада будут учиться вместе с детьми бедноты. Однако постепенно гимназии стали наполняться ученицами как из состоятельных, так и из небогатых семей.

 

Век XX-й

Бобруйская Алексеевская женская гимназия открылась 1 июля 1906 года. Сначала как 7–классная. А в 1907—1908 учебном году ввели 8–й педагогический и подготовительный классы. В 1908—1909 учебном году в гимназии числились 393 ученицы.

Преподавались Закон Божий, русский язык (немецкий, французский, латинский языки относились к необязательным предметам), математика, физика, природоведение, география, чистописание, рисование, рукоделие.


Читайте также: Бобруйские сионисты Каценельсоны: как Бобруйск стал неофициальной столицей еврейства


Сведения о том, как выглядело здание учебного заведения, можно почерпнуть из документа, датированного 15 сентября 1910 года:

«Бобруйская Алексеевская женская гимназия помещается в каменном 2–этажном доме с мезонином (одна комната 85 кв. арш. и прихожая). Над мезонином устроена башня, деревянная, легкой постройки, пирамидальной формы, очевидно, служившая прежде пожарной каланчой. Дом представляет собой 2–этажное кирпичное здание, окрашенное в несколько цветов. Фасад раскрепован междуэтажными поясами, декорирован лопатками с нишами, разнообразным обрамлением окон, подоконными нишами, зубчиками, рустованным обрамлением одного из входов. Все окна на фасаде имеют лучковые перемычки. Площадь застройки — 560 м кв., строительный объем — 5.700 м куб. Дом приобретен городским управлением за 52.323 руб. На дом имеются 2 закладные, одна Виленскому банку на сумму 24.300 руб., другая — дворянину Келчевскому на сумму 20.000 руб. В настоящее время по первой закладной остается долга 21.018 руб. и по второй — 12.000 руб. После открытия в начале октября 1906 г. занятий в гимназии в здании сейчас же обнаружились многочисленные дефекты, без устранения которых едва ли возможны были бы и сами занятия. Можно сказать, что в течение 4 лет производился постоянный и при том неизбежный ремонт. Главный архитектор г. Бобруйска Дайзельс Я. П.».

В 90–е годы XIX века в Бобруйске открылось еврейское женское первоначальное училище с ремесленным отделением — первое еврейское учебное заведение со специальным обучением профессии. В положении говорилось: это учебное заведение «имеет целью давать бесприютным сиротам и бедным девочкам всех сословий еврейской веры возможность приобретать вместе с общим начальным образованием и практические познания в ремеслах белошвейном, портняжном и других».

iz-istorii-zhenskogo-obrazovaniya-v-bobruiske

Училище учредило Бобруйское еврейское общество, и содержалось оно на ежегодные пособия из сумм коробочного сбора, пожертвования и взносы частных лиц, прибыль от работ учениц и сборы с концертов, спектаклей, литературных и танцевальных вечеров, устраиваемых с разрешения местного начальства.

Училище состояло из одного класса, разделенного на три отделения с годичным курсом обучения в каждом. Сюда принимались девочки от 9 до 14 лет. Обучение было бесплатным. Сиротам предоставлялось общежитие. Все воспитанницы обеспечивались питанием и одеждой. Неуспевающих учениц могли оставить на второй год, а в случае болезни либо по иной уважительной причине — на два года.

Обучению ремеслу отводилось большее количество часов, чем на все общеобразовательные предметы, вместе взятые. Занятия продолжались восемь часов в сутки, начиная с восьми утра. Учащиеся освобождались от уроков в пятницу после обеда, в субботу и в религиозные праздники согласно расписанию, утвержденному Министерством народного просвещения для еврейских частных училищ.

Во время каникул, когда общеобразовательные предметы отменялись, ученицы продолжали заниматься ремеслом, а для необходимого отдыха освобождались на две недели и от ремесленных занятий, но только по очереди, чтобы работа в мастерских не прекращалась.

Если говорить о главной цели, стоявшей перед руководством женских учебных заведений, она очевидна: воспитать верных слуг государя и Отечества.

Вся деятельность начальных школ, гимназий, училищ подчинялась этому принципу. А ещё у девушек взращивались и развивались качества, необходимые каждой будущей жене и матери, — доброта, уважение к другим, терпение, прививались практические умения и навыки хозяйствования. Неплохо, согласитесь...

govorim.by

 

Поделиться

Читайте также

Наш голосовой помощник Алиса находит общий язык с людьми разных возрастов. В том числе и с маленькими детьми — Алиса может рассказать им сказку, включить песенку, загадать загадку или сыграть в игру. Малыши, которые не так давно начали говорить, произносят слова совсем не так, как взрослые. Поэтому когда-то мы специально учили Алису разбирать детскую речь. Но нам хочется, чтобы Алиса не только понимала детей, но и помогала им говорить лучше.

Сегодня в каталоге навыков Алисы появился детский тренажёр для развития речи. Мы назвали его «Легко сказать». Тренажёр создан с участием педагогов-логопедов. С его помощью дети 5–7 лет могут отработать правильное произнесение шести звуков, которые часто вызывают трудности: это [з], [ц], [ш], [ч], [р] и [л].

Ольга Бобкова, педагог-логопед, стаж работы — 26 лет:

Те или иные дефекты речи встречаются у 70–80 процентов детей. Нарушение звукопроизношения — один из самых лёгких случаев. Скорректировать такое нарушение достаточно просто: сначала ребёнку «ставят» звук, то есть учат произносить его правильно, а затем доводят это умение до автоматизма.

Занятия на тренажёре проходят в форме игры. Играть можно вместе с фиксиками и звуклями. Фиксики — герои одноимённого мультсериала; их голоса знает почти каждый ребёнок. Звуклей мы придумали специально для игры, а озвучили их современные артисты: Даниил Мацейчук из Quest Pistols Show, Катя IOWA и Максим Свобода. Скоро в «Легко сказать» появится ещё один персонаж-звукль — за него будут говорить солистки группы Open Kids.

 

Персонажей легко запомнить: у каждого свой голос, своё имя и свой звук, который он помогает освоить ребёнку. Так, звукль Безошибка — эксперт по звуку [ш], а фиксик Нолик научит правильно выговаривать [р].

Каждому звуку посвящено пять занятий. Они организованы по одной схеме. Сначала персонаж проводит с ребёнком разминку. Она состоит из несложных упражнений, задача которых — разогреть речевой аппарат. Например, ребёнка могут попросить широко улыбнуться, высунуть язык или поцокать.


Читайте также: Растущие парты и столы для работы сидя и стоя – дань моде или необходимость?


За разминкой идёт распевка: вслед за персонажем ребёнок произносит припев из повторяющихся слогов. Это позволяет отработать звук в одной из возможных позиций. Последнее задание — спеть куплет песенки. Тексты песенок написали детские поэты по требованиям, составленным логопедами. В песенках изучаемый звук встречается во всех позициях: в ударных, безударных, обратных и прямых слогах.

Ольга Бобкова, педагог-логопед, стаж работы — 26 лет:

Если вы хотите слепить что-нибудь из пластилина, сначала надо покатать его в руках — тогда он станет мягким и податливым. Так же и с речевым аппаратом: ребёнку тяжело выговаривать слова, пока он не сделал гимнастику и не проработал отдельные слоги. Поэтому все уроки в тренажёре строятся по единой схеме: разминка, распевка со слогом в нужной позиции и песенка.

Каждое занятие длится примерно пять минут. Это оптимальная продолжительность — ребёнок не успевает утомиться и сохраняет способность к концентрации. Впрочем, заниматься с фиксиками и звуклями весело: они рассказывают интересные истории и выдают за успехи награды — раскраски.

Занятия составлены так, что их можно проходить в произвольном порядке. Кто-то, возможно, захочет осваивать в тренажёре все звуки подряд, а кто-то — тренировать именно тот звук, который малыш сейчас изучает с логопедом.

Ольга Бобкова, педагог-логопед, стаж работы — 26 лет:

Вовремя выявить и скорректировать нарушения речи очень важно — это позволит избежать проблем в будущем. Во-первых, ошибки отражаются на письме: ребёнку с фонетико-фонематическим недоразвитием плохо даются слова вроде «учительница» или «зайцы». Во-вторых, таким детям трудно читать вслух стихи. Кроме того, дефекты речи порой вызывают насмешки ровесников. Наконец, речевые нарушения могут сказаться и на выборе профессии. К нам приходит много взрослых людей, которые стесняются вести совещания или выступать на публике.

Тренажёр «Легко сказать» доступен в умных колонках с Алисой и в мобильных приложениях Яндекс, Браузер и Навигатор. Тренироваться можно в любом месте: дома, в детском саду, в гостях или даже в машине. Чтобы запустить тренажёр, просто попросите: «Алиса, включи навык „Легко сказать“».

1

 

yandex.ru

Читать дальше

В середине осени, 14 октября, в Беларуси отмечают самый теплый и добрый праздник – «День матери».

Быть матерью – это не только большое счастье, но это и огромный труд, большая ответственность. Ведь что может быть важнее и благороднее, чем вырастить и воспитать достойного человека!

Этот особый праздник является замечательным поводом ещё раз сказать «спасибо» за беззаветную любовь, поддержку и терпение самому дорогому и близкому человеку – маме! Также в этот день можно порадовать и приятно удивить красочным почтовым приветом, выразив чувства признательности и любви, своим бабушкам, сестрам, подругам и коллегам.

Зачастую слишком поздно мы замечаем, что многими достижениями в жизни мы обязаны маме и её тёплому, ненавязчивому, порой незаметному участию. Никто не любит нас так, как мама. А часто ли мы отвечаем ей тем же? Не обижаем ли маму своим равнодушием?


Читайте также: В Бобруйске пройдёт кастинг белорусского шоу Х-Factor


Может быть, пришло время задуматься и обратить внимание на то, как беззаветно и верно дети любят своих родителей, но как редко говорят или пишут им об этом. День матери – хороший повод ещё раз сказать тёплые и приятные слова самому близкому и родному человеку – маме.

11 октября 2021 года РУП «Белпочта» проведёт акцию «Поздравим маму почтой!».

В этот день клиенты смогут приобрести почтовые карточки, написать тёплые строки своим любимым мамам и поздравить их с предстоящим праздником, а сотрудники предприятия бесплатно доставят эти поздравления по всей республики.

Красочная открытка со словами благодарности и любви станет приятным сюрпризом мамам, бабушкам, сестрам, подругам, коллегам.

В Бобруйске акция пройдёт с 11.00 до 12.00 в отделении почтовой связи №27 по ул. Минской, 21 (Дом связи).

1

Читать дальше

В Республиканском научно-практическом центре эпидемиологии и микробиологии сейчас полным ходом идёт обработка результатов тестов людей, за которыми осуществляется медицинское наблюдение.

По состоянию на сегодняшнее утро все шесть человек чувствуют себя удовлетворительно, повышенной температуры нет ни у кого, проводится динамическое наблюдение, организована медицинская поддержка.

Все случаи выявлены в результате активных санитарно-эпидемиологических мероприятий. Первые два из них подтверждены по итогам обследования лиц, вернувшихся из эпидемиологически неблагоприятных районов.

Кроме того, была проведена изоляция не только пациентов с подтверждённым носительством вируса, но и контактов первого уровня, с которыми они наиболее тесно общались. Лабораторно подтверждённые случаи относятся к контактам первого уровня, которые сейчас изолированы. По-прежнему речь идёт о двух городах – Минск (четыре случая) и Витебск (два).

В Бобруйске лица, вернувшиеся в течение последних 14 дней из Италии, Ирана, Китая и Южной Кореи, могут пройти обследование на коронавирус в цетральной больнице города (ул. Гагарина, д. 20). Туда же могут обратиться те, кто контактировали с ними.

 

На момент изоляции пациентов тесты у них были отрицательными – то есть на тот момент вирус ещё не выделялся из организма. Есть период, когда произошло инфицирование, но человек не чувствует себя больным. Также во время инкубационного периода есть время, когда начинается выделение вируса в окружающую среду. Это происходит не сразу, минимум на четвёртый день после контакта. К этому моменту все эти люди находились под медицинским наблюдением, ни с кем не контактировали.

Все специалисты мира ожидают опубликования клинического протокола по ведению и лечению пациентов с носительством коронавируса. На этой неделе состоялась Интернет-конференция с руководством Европейского бюро ВОЗ, в которой принял участие министр здравоохранения Республики Беларусь. На уровне экспертов прошла видео-конференц-связь с китайскими коллегами, обсуждались наиболее оптимальные подходы к наблюдению за такими пациентами и их лечению в случае появления клинических симптомов. Большинство китайских коллег считает, что лёгкие случаи специфического лечения не требуют, абсолютное большинство пациентов восстанавливается без каких-либо последствий для организма.

Что касается коронавирусной инфекции, в этом плане наиболее уязвимы пожилые люди, а также страдающие сахарным диабетом, излишней массой тела, что может усугубить течение инфекционного процесса. На период подъёма респираторных заболеваний людям с признаками болезни не следует посещать своих пожилых родственников. Стоит воздержаться от посещения домов престарелых, центров социальной поддержки инвалидов.

Всего за время работы программы проведения тестирования биоматериала (мазков) на коронавирус лаборатория РНПЦ провела более 5 тыс. тестов.

Пресс-служба Министерства здравоохранения РБ

Читать дальше