Ещё Ильф и Петров устами «детей лейтенанта Шмидта» назвали Бобруйск прекрасным, высококультурным местом. Если разобраться, то именно таковым — безо всякой иронии — и надо считать старинный город на Березине.
Ведь что является основной составляющей культуры, если хотите, её фундаментом? Правильно — образование. А различных учебных заведений в Бобруйске в конце XIX — начале ХХ веков было предостаточно. Причём не только для лиц «мужеского пола». Но и для барышень. Расскажу о некоторых из них.
Ещё в конце XVIII века девочки на территории Беларуси получали образование в католических женских монастырях. Ордена, принадлежащие римско–католической конфессии — существовал такой и в Бобруйске, — открывали небольшие монастырские пансионы. В них в общей сложности училось тогда 465 девочек.
На тот момент на территории нынешней Беларуси существовали еще и светские частные школы, и пансионы, созданные по примеру монастырских, — в них училось около 1000 воспитанниц.
18 августа 1864 года на заседании Попечительского совета Виленского учебного округа было решено организовать частные женские одноклассные и двухклассные пансионы. К концу 60–х годов позапрошлого столетия их насчитывалось 23. Хотя первоначально открылось лишь 9, один из них находился в Бобруйске. В этом пансионе обучалось 78 девочек. В основном дочери офицеров из расквартированных неподалеку воинских частей и гарнизона Бобруйской крепости.
По количеству учениц и организации учебной деятельности пансион считался лучшим в Минской губернии. О задачах создания этих учебных заведений как нельзя лучше сказал директор начальных училищ Минской губернии У. А. Лялин: пансионы должны служить двум «равно важным целям: дать пристойное воспитание дочкам городских чиновников и образование в русском смысле и вкусе дочкам местных помещиков».
В первые годы своего существования женские гимназии развивались медленно. Это было своеобразной реакцией недоверия к открытым учебным заведениям, куда получали доступ представители всех сословий. Чиновникам не нравилось, что их чада будут учиться вместе с детьми бедноты. Однако постепенно гимназии стали наполняться ученицами как из состоятельных, так и из небогатых семей.
Бобруйская Алексеевская женская гимназия открылась 1 июля 1906 года. Сначала как 7–классная. А в 1907—1908 учебном году ввели 8–й педагогический и подготовительный классы. В 1908—1909 учебном году в гимназии числились 393 ученицы.
Преподавались Закон Божий, русский язык (немецкий, французский, латинский языки относились к необязательным предметам), математика, физика, природоведение, география, чистописание, рисование, рукоделие.
Читайте также: Путешествие в прошлое. История парка культуры и отдыха Бобруйска
Сведения о том, как выглядело здание учебного заведения, можно почерпнуть из документа, датированного 15 сентября 1910 года:
«Бобруйская Алексеевская женская гимназия помещается в каменном 2–этажном доме с мезонином (одна комната 85 кв. арш. и прихожая). Над мезонином устроена башня, деревянная, легкой постройки, пирамидальной формы, очевидно, служившая прежде пожарной каланчой. Дом представляет собой 2–этажное кирпичное здание, окрашенное в несколько цветов. Фасад раскрепован междуэтажными поясами, декорирован лопатками с нишами, разнообразным обрамлением окон, подоконными нишами, зубчиками, рустованным обрамлением одного из входов. Все окна на фасаде имеют лучковые перемычки. Площадь застройки — 560 м кв., строительный объем — 5.700 м куб. Дом приобретен городским управлением за 52.323 руб. На дом имеются 2 закладные, одна Виленскому банку на сумму 24.300 руб., другая — дворянину Келчевскому на сумму 20.000 руб. В настоящее время по первой закладной остается долга 21.018 руб. и по второй — 12.000 руб. После открытия в начале октября 1906 г. занятий в гимназии в здании сейчас же обнаружились многочисленные дефекты, без устранения которых едва ли возможны были бы и сами занятия. Можно сказать, что в течение 4 лет производился постоянный и при том неизбежный ремонт. Главный архитектор г. Бобруйска Дайзельс Я. П.».
В 90–е годы XIX века в Бобруйске открылось еврейское женское первоначальное училище с ремесленным отделением — первое еврейское учебное заведение со специальным обучением профессии. В положении говорилось: это учебное заведение «имеет целью давать бесприютным сиротам и бедным девочкам всех сословий еврейской веры возможность приобретать вместе с общим начальным образованием и практические познания в ремеслах белошвейном, портняжном и других».
Училище учредило Бобруйское еврейское общество, и содержалось оно на ежегодные пособия из сумм коробочного сбора, пожертвования и взносы частных лиц, прибыль от работ учениц и сборы с концертов, спектаклей, литературных и танцевальных вечеров, устраиваемых с разрешения местного начальства.
Училище состояло из одного класса, разделенного на три отделения с годичным курсом обучения в каждом. Сюда принимались девочки от 9 до 14 лет. Обучение было бесплатным. Сиротам предоставлялось общежитие. Все воспитанницы обеспечивались питанием и одеждой. Неуспевающих учениц могли оставить на второй год, а в случае болезни либо по иной уважительной причине — на два года.
Обучению ремеслу отводилось большее количество часов, чем на все общеобразовательные предметы, вместе взятые. Занятия продолжались восемь часов в сутки, начиная с восьми утра. Учащиеся освобождались от уроков в пятницу после обеда, в субботу и в религиозные праздники согласно расписанию, утвержденному Министерством народного просвещения для еврейских частных училищ.
Во время каникул, когда общеобразовательные предметы отменялись, ученицы продолжали заниматься ремеслом, а для необходимого отдыха освобождались на две недели и от ремесленных занятий, но только по очереди, чтобы работа в мастерских не прекращалась.
Если говорить о главной цели, стоявшей перед руководством женских учебных заведений, она очевидна: воспитать верных слуг государя и Отечества.
Вся деятельность начальных школ, гимназий, училищ подчинялась этому принципу. А ещё у девушек взращивались и развивались качества, необходимые каждой будущей жене и матери, — доброта, уважение к другим, терпение, прививались практические умения и навыки хозяйствования. Неплохо, согласитесь...
Cвыше 200 тысяч врачей, полмиллиона фельдшеров, санитарок, санинструкторов cамоотверженно спасали, возвращали в строй воинов в годы Великой Отечественной войны.
Тысячи женщин и девушек уходили на фронт, чтобы сражаться с врагом наравне с мужчинами.
Всё меньше остаётся участников и свидетелей той трагедии, и тем ценнее каждое воспоминание этих сильных духом людей.
Мы должны сберечь память о тех днях, каждое мгновение которых герои помнят, будто это происходило вчера.
Я хочу рассказать о замечательном человеке, орденоносце, ветеране Великой Отечественной войны и ветеране труда, фронтовой медсестре Екатерине Андреевне Сапрыкиной, которая проработала в нашей поликлинике (поликлиника №3 Бобруйска — примеч. редакции сайта) много лет. В 2018 году её не стало.
В рамках акции «Цветы Великой Победы» Екатерина Андреевна участвовала в закладке яблоневой аллеи и установлении памятного знака в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне на территории поликлиники, посадила именную яблоньку.
Помню, как коллектив поздравлял её с 90-летним юбилеем. На пороге уютной квартиры в Бобруйске на улице Тухачевского нас встретила стройная улыбчивая женщина. Взгляд ясных голубых глаз выдавал доброго и открытого человека, и лишь морщинки на лице говорили о том, что жизнь была нелёгкой. Мы волновались, ведь нам была оказана честь поздравить свидетеля тех страшных лет.
Екатерина Андреевна общалась спокойно и доброжелательно.
— Хотите, прочту стихотворение? — неожиданно спросила она. — Очень люблю поэтессу Юлию Друнину, ведь она, как и я, была на фронте медицинской сестрой.
Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы — девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты —
То юность моя в огне…
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
На какое-то мгновение она задумалась, притихли и мы, ясно представив хрупких девчонок в военной форме, идущих по пыльным военным дорогам.
11111
— Эти стихи Юлия Друнина словно обо мне написала, — тихо сказала Екатерина Андреевна. — В этом году мне исполнилось 90 лет. Я родилась 7 декабря 1924 года в деревне Николаевка Можайского района Московской области. Когда началась война, мне было всего 16 с половиной лет. 30 июня 1941 года окончила Московскую школу медицинских сестер. 1 июля весь выпуск был направлен на фронт. Попала сразу на передовую. Выносила раненых, оказывала медицинскую помощь прямо на поле боя. Страха не было, о себе не думала, потому что видела вокруг столько крови, горя, страданий, понимала, что во мне нуждаются люди. Приходилось с поля боя за день выносить десятки окровавленных солдат, слышать стоны раненых, не спать по двое суток.
Помню, как тащила на плащ-палатке одного бойца, которому осколком снаряда распороло живот. В госпитале выяснилось: он потерял много крови, нужно переливание. Дала свою. Затем в газете увидела снимок — «Медсестра Катя спасает Героя Советского Союза». Этот герой, уроженец Казахстана, разыскал меня уже после войны, мы переписывались какое-то время.
Письма, к сожалению, не сохранились, и фамилия стёрлась из памяти, потому что имен и званий мы не спрашивали — просто спасали людей.
Читайте также: В рейтинг-20 самых продвинутых бизнес-городов Беларуси попал Бобруйск
Запомнился ещё один случай. Это было под Берлином. Шёл страшный бой, на поле, под обстрелом со всех сторон, я увидела человека с оторванной ногой. Подползла, оказалось, что это немец. Смотрит на меня, рукой показывает — пить. Жара стояла страшная, от крови и пороха воздух был тошнотворный. Забыла о том, что передо мной враг, так мне его жалко стало!
На протяжении долгого времени Екатерина Андреевна была почётным гостем на всех мероприятиях, приуроченных к празднованию Дня Победы, в горполиклинике № 3 Бобруйска.
Оказала первую помощь, схватила его пустую фляжку и рванула по минному полю к реке за водой. Бог, видно, пожалел в тот момент и его, и меня. Добежала, принесла воды. Немец, сделав всего один глоток, заплакал. На всю жизнь запомнила его благодарный взгляд.
Через некоторое время нас, медиков, отправили в деревню, якобы освобождённую от немцев. Приехали, а там полно гитлеровцев. Шофера и санитара расстреляли сразу, а нас, девчат — врача, медсестёр, санитарок, — закрыли в сарае.
Спаслись чудом. Немец, что нас охранял, напился шнапса и уснул. Мы оторвали несколько досок сарая, потихоньку выбрались и вернулись к своим.
Фото предоставлены Н. Кизимовой.
В медучреждении ведутся электронные амбулаторные карты. Кроме регистратуры, получить талон можно в единственном в городе информационно-справочном терминале в холле медучреждения.
Бобруйская горполиклиника №3 участвует в двух республиканских проектах одновременно — «Заботливая поликлиника» и «Электронная Беларусь». Учреждение первым в области начало работать с электронным рецептом. За 2018 год их выдано 36 900.
В медучреждении всё для пациента, начиная от схемы распределения потоков, кнопки вызова работника на входе для инвалидов-колясочников и заканчивая квалифицированными специалистами — из 42 врачей 20 имеют первую категорию.
— Наша визитная карточка — умение идти в ногу со временем, — отмечает главврач Бобруйской горполиклиники №3 Наталия Кизимова. — Все службы объединены в единую информационную локальную сеть, работает электронная регистратура.
Наталия Кизимова руководит медучреждением с 2001 года. Она первая в городе инициировала внедрение информатизации рабочих мест в поликлинике. Затем эта деятельность продолжилась в рамках программы «Электронная Беларусь» (с 2007 года). И через 10 лет заслуженное признание — победа в номинации «Крупнейший проект автоматизации деятельности амбулаторно-поликлинического учреждения» в Могилевской области.
Читайте также: Как заказать талон к врачу в Бобруйске онлайн
В поликлинике организована инфозона, которая включает в себя открытую регистратуру, колл-центр, электронную бегущую строку и информационно-справочный терминал.
— Насколько чётко налажена обратная связь на этапе первого контакта, настолько хорошее останется впечатление у пациента, от этого будет зависеть, как сложатся последующие отношения с врачом, — уверена Наталия Владимировна. — Главная фигура — пациент. И наша задача — сберечь его здоровье. Чем эффективнее результаты, тем выше наш авторитет. Коллектив поликлиники — команда единомышленников, которые помогают друг другу.
— Не упустить ни один шанс принести пользу, — формулирует принцип своей работы главврач.
И как итог — выполнены целевые показатели Национальной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016–2020 годы. Охват пациентов трудоспособного возраста с АГ составил 95,2%, удельный вес БСК в структуре общей смертности снизился на 6%, количество ИГМ в трудоспособном возрасте уменьшилось на 46,7%, ИМ — на 10%, возврат к труду после перенесенного ИМ — 100%.
1
Совсем недавно на книжных прилавках белорусской столицы появилась очень необычная книга с интересным названием − «Сказки старенького смартфона». Эту книжку написал и проиллюстрировал Сергей Стельмашонок, известный минской публике как «художник, который рисует котов». Во время презентации новой книги, прошедшей в столичном книжном магазине «Светоч» 16 августа 2019 года, у корреспондента БЕЛТА появилась возможность поговорить с автором необычных текстов и запоминающихся иллюстраций.
– Сергей, вас все знают по прекрасным рисункам с котами. Но, оказывается, вы ещё и сказочник! Расскажите, что вдохновило пойти по стопам Антуана де Сент-Экзюпери и Ганса Христиана Андерсена?
– Вы знаете, я уже давно пишу смешные истории. Мои байки в редакции одного из белорусских журналов даже ходили по рукам в печатном виде. Сказки же сочинялись постепенно, собирались из разных впечатлений, встреч и поездок. Однажды я понял, что их накопилось порядком, сел, собрал сказки вместе, и оказалось, что их уже более четырёх десятков, хватает на целую книжку. Решил обратиться в издательство, с которым уже давно сотрудничаю как иллюстратор, с идеей о выпуске первой в моей жизни детской книжки. Для них это тоже был совершенно новый проект. На удивление в издательстве согласились, и вот теперь мы все вместе надеемся, что опыт будет успешным.
– Каждый сказочник – это в чем-то волшебник. Именно так характеризовал их писатель Александр Шаров в своей книге «Волшебники приходят к людям». Признайтесь, в чем волшебство ваших сказок?
– Говоря откровенно, раз я волшебник, значит моё волшебство – это тайна. Но я её немного приоткрою. Думаю, что волшебство состоит в том, что в сказочном мире всё реально, в нём могут жить, любить и радоваться не только вымышленные создания – шуршачка, дракошка или хрустальный человечек, но и хорошо известные существа и даже предметы – ехидна, светофор, лужа, сахарный кубик, капелька, балкон. А моя задача как сказочника ввести в этот мир заинтересованного читателя.
Читайте также: Детское приложение «Мультик» от MEGOGO появилось в App Store
– Как родился сюжет «Альтернативной истории шведской музыки»? Он имеет хоть какое-то отношение к реальной истории группы АВВА?
– Да нет, что вы! Может только тем, что принцы и принцессы носят имена артистов АВВА. А когда принцесса целует лягушку, то, в отличие от традиции, из этой магии возникает не принц, а вторая принцесса. История придумана в немецком городке Бельциг, куда идёт поезд прямо из Берлинского аэропорта. В Бельциге есть старинная башня. Туристов мало, охраны нет, касса непонятно где, и какой-то находчивый администратор оставил надпись на входе: «Кто не купил входной билет, того унесёт дракон из башни». А рядом расположено кафе, где звучит песенка АВВА «Take a chance on me». Так что обстоятельства этой сказки сложились сами собой.
– А история про Дракошку? Если бы я был маленьким, то обязательно спросил бы – он действительно живет у вас в ванной?
– У нас в доме шёл капремонт, и в момент замены труб из ванной стали раздаваться такие странные, тихие, очень милые звуки – «кувырк, кувырк». Вот из этого звука и получилась вся история про Дракошку, которая живет в ванной, и её можно увидеть, только если напустить в ванну воды и взболтать пену. Тогда Дракошке становится интересно, она начинает плескаться.
– Вы много рисовали котов, но в вашей книге большое внимание уделено птицам. Какая у вас самая любимая сказка о птицах?
– Про голубя, который учил меня летать. Я был в поездке в маленьком городке на Рейне, гостиница была так себе – всё это в сказке по-честному описано. И лесной голубь на дереве за окном издавал такие монотонные звуки, которые совпали с моим настроением. Придумал эту сказку, и настроение сразу улучшилось, ведь по сюжету я научился летать, как птица.
– Многие ваши читатели считают, что самым трогательным героем в вашей книге является Дон Жильберто, который превратился в чайку с жемчужиной на груди. Как родился этот персонаж?
– Вы, возможно, знаете, что один из первых трамваев в Европе был пущен в городе Порту, в Португалии. Эта линия работает до сих пор. Трамвайчики в Порту древние, деревянные и очень атмосферные. За окнами, задраенными медными шпингалетами, проплывают вывески мелких ресторанчиков. В первой половине дня посетителей здесь немного, так что их хозяева – в основном, жилистые загорелые старики, греясь на солнышке, приветливо машут рукой водителю трамвая. Тот с достоинством отвечает. Линия идёт из центра города вдоль реки до океанского побережья, несколько километров. В Порту достопримечательность – старинные особняки, с фасадами, отделанными разноцветной керамической плиткой, азулежу. Сейчас эти старые дома полностью перестраивают, чтобы сделать их пригодными для обитания. И вот я ехал на трамвайчике, разглядывал эти дома, и увидел один такой дом – он был полностью разобран, только фасад с азулежу остался. И на фасаде маленький балкончик, а на нем всё ещё стоят тапочки бывшего владельца. Я задумался – кто был этот человек? Он жил здесь на набережной, близко к океану. Наверное, каждый день кормил чаек. И так появилась эта история. Дон Жильберто – последний из своего рода, он хранит старинную семейную реликвию, жемчужину, и не может умереть, потому что он заботится о чайках. Кто-то должен их кормить. И только когда увидел, что чаек кормят мальчишки на пристани, он освобождается от своих обязанностей и взмывает в небо.
– Сергей, спасибо за интересную беседу, и удачи вам!
– Спасибо и вам. Очень надеюсь, что моя книга порадует белорусских читателей от мала до велика.
Фото: Георгий Лихтарович, Татьяна Буланова