Из истории женского образования в Бобруйске

Ещё Ильф и Петров устами «детей лейтенанта Шмидта» назвали Бобруйск прекрасным, высококультурным местом. Если разобраться, то именно таковым — безо всякой иронии — и надо считать старинный город на Березине.

Ведь что является основной составляющей культуры, если хотите, её фундаментом? Правильно — образование. А различных учебных заведений в Бобруйске в конце XIX — начале ХХ веков было предостаточно. Причём не только для лиц «мужеского пола». Но и для барышень. Расскажу о некоторых из них.

Ещё в конце XVIII века девочки на территории Беларуси получали образование в католических женских монастырях. Ордена, принадлежащие римско–католической конфессии — существовал такой и в Бобруйске, — открывали небольшие монастырские пансионы. В них в общей сложности училось тогда 465 девочек.

На тот момент на территории нынешней Беларуси существовали еще и светские частные школы, и пансионы, созданные по примеру монастырских, — в них училось около 1000 воспитанниц.

Век XIX-й

18 августа 1864 года на заседании Попечительского совета Виленского учебного округа было решено организовать частные женские одноклассные и двухклассные пансионы. К концу 60–х годов позапрошлого столетия их насчитывалось 23. Хотя первоначально открылось лишь 9, один из них находился в Бобруйске. В этом пансионе обучалось 78 девочек. В основном дочери офицеров из расквартированных неподалеку воинских частей и гарнизона Бобруйской крепости.

По количеству учениц и организации учебной деятельности пансион считался лучшим в Минской губернии. О задачах создания этих учебных заведений как нельзя лучше сказал директор начальных училищ Минской губернии У. А. Лялин: пансионы должны служить двум «равно важным целям: дать пристойное воспитание дочкам городских чиновников и образование в русском смысле и вкусе дочкам местных помещиков».

В первые годы своего существования женские гимназии развивались медленно. Это было своеобразной реакцией недоверия к открытым учебным заведениям, куда получали доступ представители всех сословий. Чиновникам не нравилось, что их чада будут учиться вместе с детьми бедноты. Однако постепенно гимназии стали наполняться ученицами как из состоятельных, так и из небогатых семей.

iz-istorii-zhenskogo-obrazovaniya-v-bobruiske-1 iz-istorii-zhenskogo-obrazovaniya-v-bobruiske-2


Бобруйская женская прогимназия Ханны Лазаревой

Век XX-й

Бобруйская Алексеевская женская гимназия открылась 1 июля 1906 года. Сначала как 7–классная. А в 1907—1908 учебном году ввели 8–й педагогический и подготовительный классы. В 1908—1909 учебном году в гимназии числились 393 ученицы.

Преподавались Закон Божий, русский язык (немецкий, французский, латинский языки относились к необязательным предметам), математика, физика, природоведение, география, чистописание, рисование, рукоделие.

Сведения о том, как выглядело здание учебного заведения, можно почерпнуть из документа, датированного 15 сентября 1910 года:

«Бобруйская Алексеевская женская гимназия помещается в каменном 2–этажном доме с мезонином (одна комната 85 кв. арш. и прихожая). Над мезонином устроена башня, деревянная, легкой постройки, пирамидальной формы, очевидно, служившая прежде пожарной каланчой. Дом представляет собой 2–этажное кирпичное здание, окрашенное в несколько цветов. Фасад раскрепован междуэтажными поясами, декорирован лопатками с нишами, разнообразным обрамлением окон, подоконными нишами, зубчиками, рустованным обрамлением одного из входов. Все окна на фасаде имеют лучковые перемычки. Площадь застройки — 560 м кв., строительный объем — 5.700 м куб. Дом приобретен городским управлением за 52.323 руб. На дом имеются 2 закладные, одна Виленскому банку на сумму 24.300 руб., другая — дворянину Келчевскому на сумму 20.000 руб. В настоящее время по первой закладной остается долга 21.018 руб. и по второй — 12.000 руб. После открытия в начале октября 1906 г. занятий в гимназии в здании сейчас же обнаружились многочисленные дефекты, без устранения которых едва ли возможны были бы и сами занятия. Можно сказать, что в течение 4 лет производился постоянный и при том неизбежный ремонт. Главный архитектор г. Бобруйска Дайзельс Я. П.».

iz-istorii-zhenskogo-obrazovaniya-v-bobruiske-3
В 90–е годы XIX века в Бобруйске открылось еврейское женское первоначальное училище с ремесленным отделением — первое еврейское учебное заведение со специальным обучением профессии. В положении говорилось: это учебное заведение «имеет целью давать бесприютным сиротам и бедным девочкам всех сословий еврейской веры возможность приобретать вместе с общим начальным образованием и практические познания в ремеслах белошвейном, портняжном и других».

Училище учредило Бобруйское еврейское общество, и содержалось оно на ежегодные пособия из сумм коробочного сбора, пожертвования и взносы частных лиц, прибыль от работ учениц и сборы с концертов, спектаклей, литературных и танцевальных вечеров, устраиваемых с разрешения местного начальства.

Училище состояло из одного класса, разделенного на три отделения с годичным курсом обучения в каждом. Сюда принимались девочки от 9 до 14 лет. Обучение было бесплатным. Сиротам предоставлялось общежитие. Все воспитанницы обеспечивались питанием и одеждой. Неуспевающих учениц могли оставить на второй год, а в случае болезни либо по иной уважительной причине — на два года.

Обучению ремеслу отводилось большее количество часов, чем на все общеобразовательные предметы, вместе взятые. Занятия продолжались восемь часов в сутки, начиная с восьми утра. Учащиеся освобождались от уроков в пятницу после обеда, в субботу и в религиозные праздники согласно расписанию, утвержденному Министерством народного просвещения для еврейских частных училищ.

Во время каникул, когда общеобразовательные предметы отменялись, ученицы продолжали заниматься ремеслом, а для необходимого отдыха освобождались на две недели и от ремесленных занятий, но только по очереди, чтобы работа в мастерских не прекращалась.

Если говорить о главной цели, стоявшей перед руководством женских учебных заведений, она очевидна: воспитать верных слуг государя и Отечества.

iz-istorii-zhenskogo-obrazovaniya-v-bobruiske-4

Вся деятельность начальных школ, гимназий, училищ подчинялась этому принципу. А ещё у девушек взращивались и развивались качества, необходимые каждой будущей жене и матери, — доброта, уважение к другим, терпение, прививались практические умения и навыки хозяйствования. Неплохо, согласитесь...

govorim.by

Поделиться

Читайте также

В школах Беларуси 1 июня начинаются выпускные экзамены, сообщается на сайте Министерства образования.

«Выпускные экзамены по завершении oбучения и вoспитания на II и III ступенях oбщего среднегo образoвания прoйдут в периoд с 1 по 9 июня. В 2020 году, как и в предыдущие годы, тексты и задания будут oбъявляться по телевидению и радио, рaзмещаться на пoртале Министерства образoвания», — рассказали в ведомстве.

1

Читать дальше

Ведущий научный сотрудник Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени почетного академика Н.Ф. Гамалеи в Москве, врач-вирусолог Виктор Ларичев в эфире радио «Говорит Москва» выразил мнение, что строительные респираторы являются более эффективным средством защиты от коронавирусной инфекции, чем медицинские маски.

Он отметил, что вирус вылетает из организма человека в виде капли при чихании, кашле или даже разговоре.

«Маска, конечно, задерживает это всё. Респиратор, понятно, тоже всё задерживает. Нельзя, надев респиратор, плюнуть. То же самое на вдох. И маска, и респиратор задерживают микрокапли. Саму вирусную частицу маска не задержит, слишком большие поры в ней. Вирусная частица сама по себе не летает, она летает в виде капельки жидкости, поэтому можно и то, и другое», — сказал Ларичев.

Специалист заметил, что при этом респираторы лучше фильтруют поступающий воздух, поскольку специально сделаны из материала, задерживающего пыль, которая меньше, чем капли.

«Медицинская маска пыль не будет задерживать, а вот респиратор будет. Есть ещё респираторы с клапаном на выдох, где клапан открывается и человек выдыхает. Скорее всего, [строительные респираторы] — они даже более эффективны, чем маска медицинская, потому что они плотнее сидят, они более мелкие частицы задерживают, но и то, и другое помогает», — резюмировал вирусолог.

1

Источник: sb.by

Читать дальше

Как ранее сообщалось, в Бобруйском районе всю ночь с прошлой пятницы на субботу милиционеры, МЧС, егеря и общественность искали потерявшегося трехлетнего мальчика. К счастью, всё закончилось благополучно – малыша нашли и передали родителям.

В практике начальника отдела розыскной работы управления уголовного розыска УВД облисполкома Елены Пуцик маленький ребёнок так далеко от дома уходил впервые. Чаще всего детей находят в километре-двух от места пропажи, а то и в соседнем огороде.

Как правило, маленькие дети теряются не чаще одного-двух раз в год. Но если такое происходит, правоохранители немедленно поднимают все силы и средства.

- За маленькими детьми нужен глаз да глаз. Беспечность взрослых – первая и основная причина того, что они теряются на улице, в торговых центрах и в собственном дворе. Некоторые мамы даже оставляют малышей «на минутку» поиграть в песочнице одних, пока заскочат домой – мол, живу на первом этаже, что может случиться. Возвращаются – ребёнка нет. В нашей практике такие случаи, к сожалению, не единичны, – отмечает Елена Пуцик.

В основном в пропавших без вести числятся подростки, которые самовольно уходят из дома. В прошлом году заявление в милицию написали родители 68 ребят. 95% из них уже состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Обычно их находят в течение суток-двух. В этом году из дома уходили 13 несовершеннолетних.

1

mogilevnews.by

Читать дальше