Смартфон, рассказывающий сказки

Совсем недавно на книжных прилавках белорусской столицы появилась очень необычная книга с интересным названием − "Сказки старенького смартфона". Эту книжку написал и проиллюстрировал Сергей Стельмашонок, известный минской публике как "художник, который рисует котов". Во время презентации новой книги, прошедшей в столичном книжном магазине "Светоч" 16 августа, у корреспондента БЕЛТА появилась возможность поговорить с автором необычных текстов и запоминающихся иллюстраций.

– Сергей, вас все знают по прекрасным рисункам с котами. Но, оказывается, вы еще и сказочник! Расскажите, что вдохновило пойти по стопам Антуана де Сент-Экзюпери и Ганса Христиана Андерсена?

– Вы знаете, я уже давно пишу смешные истории. Мои байки в редакции одного из белорусских журналов даже ходили по рукам в печатном виде. Сказки же сочинялись постепенно, собирались из разных впечатлений, встреч и поездок. Однажды я понял, что их накопилось порядком, сел, собрал сказки вместе, и оказалось, что их уже более четырех десятков, хватает на целую книжку. Решил обратиться в издательство, с которым уже давно сотрудничаю как иллюстратор, с идеей о выпуске первой в моей жизни детской книжки. Для них это тоже был совершенно новый проект. На удивление в издательстве согласились, и вот теперь мы все вместе надеемся, что опыт будет успешным.

– Каждый сказочник – это в чем-то волшебник. Именно так характеризовал их писатель Александр Шаров в своей книге "Волшебники приходят к людям". Признайтесь, в чем волшебство ваших сказок?

– Говоря откровенно, раз я волшебник, значит мое волшебство – это тайна. Но я ее немного приоткрою. Думаю, что волшебство состоит в том, что в сказочном мире все реально, в нем могут жить, любить и радоваться не только вымышленные создания – шуршачка, дракошка или хрустальный человечек, но и хорошо известные существа и даже предметы – ехидна, светофор, лужа, сахарный кубик, капелька, балкон. А моя задача как сказочника ввести в этот мир заинтересованного читателя.

smartfon-rasskazyvayushii-skazki-1

– Как родился сюжет "Альтернативной истории шведской музыки"? Он имеет хоть какое-то отношение к реальной истории группы АВВА?

– Да нет, что вы! Может только тем, что принцы и принцессы носят имена артистов АВВА. А когда принцесса целует лягушку, то, в отличие от традиции, из этой магии возникает не принц, а вторая принцесса. История придумана в немецком городке Бельциг, куда идет поезд прямо из Берлинского аэропорта. В Бельциге есть старинная башня. Туристов мало, охраны нет, касса непонятно где, и какой-то находчивый администратор оставил надпись на входе: "Кто не купил входной билет, того унесет дракон из башни". А рядом расположено кафе, где звучит песенка АВВА "Take a chance on me". Так что обстоятельства этой сказки сложились сами собой.

– А история про Дракошку? Если бы я был маленьким, то обязательно спросил бы – он действительно живет у вас в ванной?

– У нас в доме шел капремонт, и в момент замены труб из ванной стали раздаваться такие странные, тихие, очень милые звуки – "кувырк, кувырк". Вот из этого звука и получилась вся история про Дракошку, которая живет в ванной, и ее можно увидеть, только если напустить в ванну воды и взболтать пену. Тогда Дракошке становится интересно, она начинает плескаться.

smartfon-rasskazyvayushii-skazki-2

– Вы много рисовали котов, но в вашей книге большое внимание уделено птицам. Какая у вас самая любимая сказка о птицах?

– Про голубя, который учил меня летать. Я был в поездке в маленьком городке на Рейне, гостиница была так себе – все это в сказке по-честному описано. И лесной голубь на дереве за окном издавал такие монотонные звуки, которые совпали с моим настроением. Придумал эту сказку, и настроение сразу улучшилось, ведь по сюжету я научился летать, как птица.

– Многие ваши читатели считают, что самым трогательным героем в вашей книге является Дон Жильберто, который превратился в чайку с жемчужиной на груди. Как родился этот персонаж?

– Вы, возможно, знаете, что один из первых трамваев в Европе был пущен в городе Порту, в Португалии. Эта линия работает до сих пор. Трамвайчики в Порту древние, деревянные и очень атмосферные. За окнами, задраенными медными шпингалетами, проплывают вывески мелких ресторанчиков. В первой половине дня посетителей здесь немного, так что их хозяева – в основном, жилистые загорелые старики, греясь на солнышке, приветливо машут рукой водителю трамвая. Тот с достоинством отвечает. Линия идет из центра города вдоль реки до океанского побережья, несколько километров. В Порту достопримечательность – старинные особняки, с фасадами, отделанными разноцветной керамической плиткой, азулежу. Сейчас эти старые дома полностью перестраивают, чтобы сделать их пригодными для обитания. И вот я ехал на трамвайчике, разглядывал эти дома, и увидел один такой дом – он был полностью разобран, только фасад с азулежу остался. И на фасаде маленький балкончик, а на нем все еще стоят тапочки бывшего владельца. Я задумался – кто был этот человек? Он жил здесь на набережной, близко к океану. Наверное, каждый день кормил чаек. И так появилась эта история. Дон Жильберто – последний из своего рода, он хранит старинную семейную реликвию, жемчужину, и не может умереть, потому что он заботится о чайках. Кто-то должен их кормить. И только когда увидел, что чаек кормят мальчишки на пристани, он освобождается от своих обязанностей и взмывает в небо.

– Сергей, спасибо за интересную беседу, и удачи вам!

– Спасибо и вам. Очень надеюсь, что моя книга порадует белорусских читателей от мала до велика.

Фото: Георгий Лихтарович, Татьяна Буланова

Поделиться

Читайте также

У абитуриентов Белорусского государственного медицинского университета возрос интерес к педиатрии, сообщили корреспонденту БЕЛТА в приемной комиссии университета.

«Традиционно у абитуриентов наблюдается интерес ко всем специальностям университета, конкурс на которые ежегодно достаточно высокий. Можно сказать с уверенностью, что очень возрос интерес к педиатрии. Немалую роль сыграл и тот факт, что на педиатрический факультет на бюджет в этом году увеличено количество мест до 90 человек. Кроме того, до 40 человек увеличен набор на медико-профилактический факультет. Это цифры без учета целевого набора», — рассказали в приемной комиссии.

Средний конкурс по университету составляет 2-3 человека на место в зависимости от факультета, в прошлом году он был на уровне 1,8-1,9. Самый высокий конкурс на военно-медицинском факультете — 3 человека на место, на всех остальных 1,9-2,2.

Говорить о самых востребованных специальностях сложно. «К примеру, нельзя сравнивать стоматологический факультет, где 25 мест на бюджетный конкурс, и лечебный факультет, где 110 мест. Если бы у нас на всех факультетах был конкурс в районе 25 мест, то проходной балл на лечебный факультет был бы в районе 380, куда в этом году поступало 13 человек без испытаний. Это победители международных и республиканских олимпиад, лауреаты специального фонда Президента Беларуси по поддержке одаренной молодежи», — добавили в комиссии.

Прием документов на бюджет БГМУ завершил 17 июля. При этом документы от последнего абитуриента были приняты в 21.00. Всего на бюджет документы подали более 1,2 тыс. абитуриентов.

Читать дальше

27 июля 1824 года началось строительство Августовского канала. Это выдающееся гидротехническое сооружение XIX века, связавшее 11 рек и 7 озер. Общая протяжённость водного пути  - почти 102 километра.

Августовский канал - один из крупнейших каналов Европы, включенный в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В мире существуют всего три подобных канала: Каледонский в Великобритании, канал Гота в Швеции и Августовский, расположенный на территории Польши и Беларуси.

По материалам belarus.by

Читать дальше

На бытовые и уличные травмы приходится более 80% всех травм, которые получают дети. Среди основных причин травматизма около трети случаев составляют ушибы, около 20% — это травмы при падении, 18—20% — повреждения острыми предметами.

— Среди основных причин бытового и уличного травматизма — недостаточный контроль родителей и недостаточная просветительская работа с детьми и родителями о том,  какие опасности могут представлять игровые площадки и спортивные комплексы, — говорит врач-гигиенист отделения гигиены детей и подростков Минского городского центра гигиены и эпидемиологии Ирина Позняк.

Ирина Позняк обратила внимание, с каким детским оборудованием на площадках стоит быть максимально внимательным. По статистике самые травмоопасные — качели. Родителям и педагогам стоит объяснять детям, что не стоит находиться в зоне раскачивания качелей, не оставлять детей без присмотра.

На втором месте — карусели, которые могут защемить руку во вращающемся элементе. Третье место — горки. Металлические горки способны в жаркую погоду нагреваться. Возможно падение с горки. По требованиям стандартов безопасности на каждой горке должен быть установлен бортик и ограждение, чтобы ребенок не упал. Во время прогулки родителям также стоит осмотреть оборудование: есть ли какие-либо острые части, безопасно ли оно.

Главный внештатный ортопед-травматолог Минздрава Дмитрий Тесаков рассказал, что травматизм среди подростков и школьников на игровых и спортивных площадках держит определенную планку по статистке: ежегодно на 100 тысяч детей констатируется от 8 до 10 тысяч случаев самого различного порядка. Специфика таких травм, конечно же, зависит от того, на каком комплексе пострадал ребенок.

Фото носит иллюстративный характер.

СБ

 

Читать дальше