История развития футбола в Бобруйске

Первые футбольные матчи прошли в Бобруйске ещё до первой мировой войны. В городе начинают создаваться спортивные клубы. Первые официальные соревнования по футболу проведены в Бобруйске в 1920 году. В 20-30 годы ХХ века регулярно проводятся первенства города. К этому периоду относятся первые товарищеские матчи футболистов нашего города с командами из других республик СССР.

В довоенный период бобруйские мастера кожаного мяча были среди лидеров белорусского футбола. Футболисты города постоянно попадали в созданную в 1928 году сборную БССР.

В 1922 году команда Бобруйска приняла участие в первом неофициальном первенстве БССР и заняла 2-е место. Победителями стали футболисты из Минска. В 1926 году сборная Бобруйска в финале неофициально первенства БССР в финале со счётом: 2:0 победила футболистов из Орши и стала сильнейшей в БССР.

С образованием общества «Спартак» в 1935 году стали проводить республиканские турниры этого ведомства, в которых бобруйчане были одними из лидеров.

В 1936 году впервые упоминается о женской футбольной команде Бобруйска. Так в газете «Камуніст» за 28 июля 1936 года сообщается: «24 июля в Одессу выехали две футбольные команды (мужская и женская) ДОКа. Всего — 16 человек».

В 1936 году сборная Бобруйска занимает третье место в чемпионате БССР, а в 1937 году бобруйский «Спартак» вышел в финал Кубка БССР, где проиграл со счётом 1:6 команде ИФК (Минск). В том же году спартаковцы победили в республиканском ведомственном турнире среди команд 10 городов, что дало им право поехать в Калинин на всесоюзные соревнования.

Развитию футбольной жизни 1941 года помешала война. На долгих четыре года о футболе пришлось забыть. В победном 1945 футбольные матчи снова становятся одними из главных событий в спортивной жизни города.

В конце 40-х – 50 годы ХХ века все достижения бобруйского футбола в республиканских соревнованиях по футболу связаны с командой «Спартак». В 1958 году бобруйчане становятся чемпионами БССР. Трижды в 1947, 1949 и 1956 годах завоёвывают серебряные медали. Четырежды в 1946, 1948, 1950 и 1957 становятся бронзовыми призёрами первенства БССР. В 1949 году бобруйские «спартаковцы» становятся обладателем Кубка БССР, а в 1951 финалистами Кубка БССР.

Цвета прославленной команды защищали известные в БССР футболисты:

  • Григорий Михлин,
  • Михаил Краверский,
  • Виталий Шарбур
  • и братья Абрамовичи – Эдуард, Борис.

В 1961 году команда г. Бобруйска принимала участие в чемпионате СССР по футболу, класс «Б», Союзные республики, 1-я зона. Наша команда заняла предпоследнее 15-е место.

 

В 60-ые годы ХХ века команды:

  • ДО (1960),
  • «Старт» (1962),
  • «Держинец» (1963-1964),
  • «Березина» (1965, 1976),
  • «Мебельщик» (1966, 1967)

представляли наш город в республиканских соревнованиях по футболу, но не могли похвастаться значительными успехами.

Следующие достижения бобруйского футбола связаны с командой «Строитель» (Бобруйск), расцвет которой приходится на первую половину 70-хх годов ХХ века. Команда становится чемпионом БССР в 1972 и 1973 годах, в 1971 и 1975 завоёвывает серебро, а в 1970 – бронзу. Дважды в 1974 и 1975 годах «строители» становятся обладателями Кубка БССР, а в 1973 годе – финалистами. Именно в бобруйском «Строителе» своих первых успехов на футбольном поле добился наш земляк Александр Прокопенко, бронзовый призёр XXII летних Олимпийских игр, чемпион СССР, мастер спорта международного класса.

istoriya-razvitiya-futbola-v-bobruiske

В 1960-70 годы в Бобруйске развивался детско-юношеский футбол. В середине 60-х в Бобруйск по распределению приехал выпускник минского института физкультуры Владимир Сосункевич, который набрал несколько детских групп и параллельно закрыл позицию центрального защитника в местном «Строителе». С детьми в городе профессионально никто не занимался, не считая Георгия Михлина при стадионе «Спартак», и новый тренер в поисках учеников прочесал дворовые команды, принимавшие участие в городских турнирах «Кожаный мяч». В числе нескольких мальчишек в секцию попал и Александр Прокопенко.

После восьмого класса Прокопенко поступил в открывшийся в городе химико-технологический техникум. В 1971 году тренер «Строителя» Геннадий Иосифович Штейнбук приобщил 18-летнего Александра к тренировкам взрослой команды.

Дебют юного левого полузащитника пришёлся на товарищеский матч «Строителя» со сборной ветеранов СССР.

На перерыв «Строитель» уходил, проигрывая 0:1 в результате рикошета от ноги защитника, но самое интересное началось после перерыва. Под рёв трибун блиставший дриблингом юный и неведомый публике Прокопенко сравнял счёт, а Николай Глушенок провёл в ворота Хомича решающий мяч – 2:1. С той поры Александр Прокопенко стал игроком основного состава бобруйского «Строителя».

В 1972 году, завоевав в составе этой команды звание чемпиона БССР, Александр Прокопенко по приглашению попал в главную команду БССР – минское «Динамо».

В 1976 году Белорусский шинный комбинат стал учредителем футбольного клуба «Шинник». Команда принимала участие в первенстве Могилёвской области и заняла 4-е место, что позволило ей в следующем году стартовать в чемпионате БССР. Тренером команды был Г. И. Штейнбук.

В сезоне 1978 года «шинники» завоевали золото в чемпионате БССР, в 1979-м – Кубок БССР, в 1980-м взяли серебро в чемпионате БССР. Потом был период не совсем удачных выступлений, но 1986 год стал годом возрождения славных традиций бобруйского футбола. «Шинник» завоевал серебро в чемпионате БССР. Вторым «золотым» сезоном для бобруйской команды стал 1987 год – в чемпионате республики она подняла на верхнюю ступень пьедестала.

В 1988 году бобруйский «Шинник» – обладатель Кубка сезона.

1

По материалам fcbelshina.by

Поделиться

Читайте также

Конкурс пройдет в бобруйском Центре культуры и досуга Ленинского района 27 октября и начнётся в 16.00. Проводится он традиционно осенью совместно со средней школой №17.

Участницы соревнуются в находчивости, талантах. Не остаются без внимания жюри привлекательность и ум девушек.

na-forshtadte-vyberut-korolevu-osen
Татьяна Рудеченко, «Королева Осень-2017»

 

Фото: средняя школа №17

Читать дальше

Осталось меньше месяца до начала республиканского фестиваля национальной драматургии, который в седьмой раз пройдет в Бобруйске. В этот раз c 1 по 6 ноября.

И как всегда, конкурсная программа будет состоять целиком из произведений белорусских авторов. Их представят публике 11 театров – и белорусских, и зарубежных. А некоторые театральные коллективы привезут в Бобруйск сразу две постановки.

На фестивале зрители увидят 16 спектаклей, но только 12 из них заявлены в конкурсной программе. Помимо конкурса, традиционно в программе фестивальных дней творческая лаборатория, в рамках которой презентации, лекции, читки пьес. В её работе активно принимают участие два Центра – белорусской драматургии и экспериментальной режиссуры.

С 1 по 6 ноября

Областной театр драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича

Программа Республиканского фестиваля национальной драматургии им. В. И. Дунина-Марцинкевича

16-spektaklei-predstavyat-na-sedmom-festivale-nacionalnoi-dramaturgii-v-bobruiske

16-spektaklei-predstavyat-na-sedmom-festivale-nacionalnoi-dramaturgii-v-bobruiske-2

Читать дальше

Каждую среду известная писательница Анна Берсенева, не пропускающая ни одной новинки, знакомит нас с книгами, которые, по её мнению, нельзя не заметить в общем потоке.

На первой же странице книги «Жёлтые цветы для синей рыбы» (М: Текст, 2019) Борис Шапиро-Тулин (уроженец Бобруйска, не забывающий о своих корнях, – прим. редактора сайта) предупреждает, что сюжет этого романа сначала явился ему в виде череды странных головных уборов: куски материи, под которыми скрывались от солнца бывшие рабы Египта, потом – парики с буклями, перетянутыми сзади чёрной лентой, потом – немецкая фуражка с высокой тульей, потом – ушанка с болтающимися завязками, и берет, и белый кружевной платок, и маленькая кокетливая шляпка из беличьего меха.

И герои, живущие в разных странах, и эпохи, отстоящие одна от другой на столетия, тоже являлись, по предуведомлению автора, разрозненным образом.

Это может насторожить читателя, так как он ожидает от романа внятной композиции и персонажей, предстающих живыми людьми, а не смутными осколками, которые автор, по его словам, пронумеровал, как археологи нумеруют разбитые глиняные таблички, а потом стал соединять, подбирая очертания их контуров, пока не получился осмысленный текст.

Так вот, ключевое слово здесь – «осмысленный», и поэтому читательская опаска будет излишней. Причем смысл предстает в «Жёлтых цветах для синей рыбы» в главном значении этого слова – как то, что не просто увлекает читателя, а делает текст необходимым. Поэтому композиция, структура этого романа стройна как кристаллическая решетка алмаза, и никакой размытости в его фабуле нет.

Сложность здесь не означает невнятицы. Совсем наоборот, сюжет проработан до мельчайших деталей, как и образы героев, – и главных, и тех, кого язык не поворачивается назвать второстепенными.

В захваченном фашистами городе Бобруйске соседка спасает маленького еврейского мальчика, отец которого на фронте, а мама убита. Мальчик вырастает, становится художником и всю жизнь ищет ответ на вопрос: зачем всё это было? Зачем искусство, если оно не остановило убийц? Зачем уцелели в войне люди, если их жизнь после этого была преисполнена главным образом горестных забот? Зачем уцелел он сам, стал ли он лучше после всего, что пришлось пережить в детстве?

На такие вопросы не бывает ответов в рамках бытовой логики. И всё-таки ответы, несомненно, есть. И для того чтобы обозначить направление поиска, Шапиро-Тулин направляет свой роман в совсем, казалось бы, отдалённые от той бобруйской истории области – туда, где Моисей умирает, не войдя в Святую Землю, в которую привёл свой народ, а Иоганн Себастьян Бах пишет Кантату №21 на псалом Давида «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?».

bobruiskie-zhiznelyuby-i-tainy-vetkhogo-zaveta-v-blistatelnoi-proze-shapiro-tulina

Не могу сказать, что такой повествовательный прием – мерцание смыслов во множестве времен и героев – явился для меня неожиданностью. Каждый, кто читал предыдущие книги Бориса Шапиро-Тулина, понимает, что в его мире бобруйские жизнелюбы, о которых он написал множество смешных, трогательных и трагических рассказов, и тайны Ветхого Завета, которым посвящены семь его книг, не разделены.

В связи с этими семью томами, совершенно ошеломляющими по глубине, парадоксальности и яркости, возникает, кстати, вопрос к издателям: как может быть, чтобы такие книги были изданы лишь однажды, крошечным тиражом, в прекрасном, но очень дорогом иллюстрированном подарочном издании? Ведь в том, что они вызвали бы самый жгучий интерес у широкого читателя, нет ни малейшего сомнения, так почему же именно широкому читателю их не представить?

В «Жёлтых цветах для синей рыбы» жители Бобруйска прописаны не просто с любовью, но с художественной выразительностью, заставляющей вспомнить произведения Шолом-Алейхема и Исаака Башевиса Зингера, а кантата Баха предстает как великий символ неслучайности и таинственного воздействия прошлого на будущее, что заставляет вспоминать бабочку Рэя Брэдбери.

Заметьте, не имитирует, а именно заставляет вспоминать традицию подобной образности.

Соединение ясности и сложности – вот суть этого романа, и проявляется она во всём – в том, как на равных и с равной же выразительностью описаны в нём люди простые и утончённые, в том, как автору удаётся словами рассказать о музыке, в том, как единство и непрерывность жизни видятся воочию. Эта книга и с силой воздействует на читательские чувства, буквально бьёт по ним – и в то же время трепетно их бережет.

Такой вот прекрасный парадокс.

Новые известия

Читать дальше