Гуляем по Бобруйску: дом Хаи Козлин

Путешествуем по улицам Бобруйска вместе с краеведческим музеем города.

Этот двухэтажный каменный дом на Семёновской (сегодня Московской) улице принадлежал Хае Хаимовне Козлин.

Хая родилась в семье Хаима Наумова Гершевича, приписанного к г. Белёв Тульской губернии. Все братья Хаи – Берка, Абрам и Нахим – проявили себя в фотографическом деле в разных городах Российской империи, да и она сама не осталась в стороне.

С 1890 года Хая проживала в Бобруйске, при этом замуж вышла за случчанина Неваха Яковлева Козлин. Муж служил аптекарским помощником, имел своё фотографическое заведение в Слуцке. Семья Козлин решила поселиться в Бобруйске. Для открытия фотографического заведения нужно было обратиться с прошением к Минскому губернатору, что и сделала Хая. Учреждение в Слуцке было продано, а новое фотоателье в Бобруйске сначала размещалось в доме Давида Палея на Родионовской улице (сегодня Социалистической). Фотографом в течение непродолжительного времени работал брат Хаи Нахим Гершевич (до тех пор, пока не уехал в другой город). Гораздо дольше фотографом в заведении Козлин работал Берка Зевин, часть заказов выполнял и хозяин.


Читайте также: Путешествие в прошлое. История сквера Челюскинцев


Через несколько лет семья Козлин решила приобрести своё собственное жильё. Подходящий дом нашёлся совсем рядом с центральной улицей – у Соры-Бейли Цетлин на Семёновской улице. Хая приобрела участок земли с постройками и застраховала их в товариществе «Саламандра». Спустя три года, во время пожара 19 апреля 1902 года, все строения – деревянный дом в глубине двора, сарай, забор с воротами – сгорели дотла. Самая крупная страховая компания того времени, конечно, возместила ущерб. После стихийного бедствия, унесшего более тысячи домов, торговых лавок и других строений, Бобруйская городская дума принимает решение о строительстве на месте сгоревших построек исключительно каменных зданий. Семья Козлин, решившись на постройку двухэтажного дома для жилья и сдачи помещений в аренду, берёт ссуду.

Хая Козлин не боялась никаких технических нововведений и в 1907 году дала согласие на устройство в её доме телефонной станции. Телефонную сеть в Бобруйске спроектировал Эраст Кондратьевич Кравченко, который на тот момент являлся почтово-телеграфным чиновником V разряда. Он впоследствии и являлся её владельцем.

С 1 января нового, 1908, года вступил в строй первый телефонный коммутатор на 100 номеров. Телефонные аппараты и коммуникационное оборудование было импортным, шведской фирмы «Эриксон». В списке абонентов Бобруйской телефонной сети первоначально числилось 36 человек. Плата за телефон составляла приличную сумму – 75 рублей в год. Тем не менее, спустя пять лет в Бобруйске насчитывалось уже несколько сотен абонентов. Среди пользователей сети были врачи, нотариусы, агенты страховых компаний, владельцы типографий, магазинов и электротеатров, владельцы некоторых заводов.

 

Центральная станция размещалась на втором этаже дома Хаи Козлин. Поначалу здесь работало две «телефонных барышни», постепенно, с ростом числа абонентов, на работу приглашались новые девушки. Связь осуществлялась с помощью воздушных проволочных линий, которые расходились от центральной станции по главным бобруйским улицам к абонентам, пожелавшим установить телефон. Жаль, что фотографы не запечатлели дом Козлин на Семёновской улице, чтобы мы могли представить, как именно была устроена деревянная конструкция на крыше, от которой тянулись провода к деревянным столбам на улицах.

По некоторым сведениям, во время оккупации города польскими войсками в 1920 году станционное оборудование было вывезено. Осенью того же года телефонная станция была смонтирована уже в другом месте – в бывшей гостинице «Березина».

gulyaem-po-bobruisku-dom-khai-kozlin-1

«Кабинет-портрет» (Cabinet Portrait) бобруйчанки из фондов музея

gulyaem-po-bobruisku-dom-khai-kozlin-2

1

Поделиться

Читайте также

Сколько нужно для приобретения комплекта учебников в наступающем 2022/2023 учебном году?

Для учащихся 1-11 классов – 16 рублей. Для льготников (многодетные семьи) – 8 рублей. В прошлом году учебники обходились на 1,5 рубля дешевле (14,5 руб.), поскольку базовая величина была – 29 рублей.

Единая стоимость, установленная для набора 1-11 классов, закреплена в постановлении Совмина №839 от 24 июня 2011 года и соответствует 50% размера размера, который в настоящее время составляет 32 рубля.

А кто учебники бесплатно?

  • Дети с признаками психофизического развития,
  • дети-инвалиды,
  • сироты,
  • дети, родители которых являются инвалидами I или II группы.

Читайте также: Воспользоваться единым информационно-образовательным ресурсом может любой учащийся


Как оплатить?

Осуществить покупку школьными учебниками можно через АИС «Расчёт» (ЕРИП), инфокиоск, по почте, в отделениях банка.

Для оплаты через ЕРИП необходимо:

  1. Выбрать пункт «Система «Расчёт» (ЕРИП).
  2. Выбрать последовательность в закладке: Образование и развитие → Отделы, управление образования → Минск (свой населенный пункт) → УО Советского р-на (управление или отдел образования района) → Учебники.
  3. Ввести номер школы и класс.
  4. Далее необходимо ввести фамилию и количество случаев.
  5. Проверить достоверность информации.
  6. Совершить платёж.

Внести расходы на приобретение школьных учебников и пособий, выбираемых в установлении образования квитантности, когда это необходимо до 1 октября 2021 года.

Получить свой комплект учебников учащиеся развития у классного руководителя.

 

Минобразования РБ

Читать дальше

У детей зимние школьные каникулы. И хотя это время самое беззаботное для школьников, оно весьма беспокойное для сотрудников ГАИ.

В холодное время дорожная безопасность усугубляется повышенной скользкостью проезжей части, ранними сумерками, сложными погодными условиями. В связи с чем очень важно своевременно напомнить ребятам о правилах поведения на дороге и вблизи неё.

Рекомендации для детей (прочтите вместе с ними)

  • Готовясь перейти дорогу, остановитесь, посмотрите по сторонам, сосредоточьтесь. Отвлекитесь от гаджетов, избавьтесь от наушников в ушах. Вы должны видеть и слышать то, что происходит на дороге.
  • Нельзя стоять на краю тротуара, это опасно: от потока воздуха от проезжающей машины можно поскользнуться прямо на дорогу.
  • Переходите дорогу только по пешеходному переходу.
  • Не спешите, не бежите, переходите дорогу размеренно.
  • Когда на дороге снег или гололед, у автомобиля увеличивается тормозной путь. Нужно быть максимально осторожными при переходе проезжей части.
  • Яркое солнце и белый снег – помеха безопасности: они сильно блестят, а человек «ослепляется».
  • В оттепель на улице появляются коварные лужи, под которыми скрывается лед. Дорога становится очень скользкой. Поэтому при переходе через проезжую часть лучше подождите, пока не будет проезжающих машин. Ни в коем случае не бегите через проезжую часть, даже на переходе. Переходите только шагом и будьте внимательны.
  • В холодное время года обзору дороги мешают сугробы на обочине, стоящие заснеженные машины. Значит, нужно быть крайне внимательным, вначале обязательно остановитесь и, только убедившись в том, что поблизости нет транспорта, переходите проезжую часть.
  • Тёплая одежда мешает свободно двигаться. Поскользнувшись, в такой одежде сложнее удержать равновесие. Капюшоны, мохнатые воротники и зимние шапки также мешают обзору.
  • Не забывайте про фликер. Если на вашей одежде есть фликер, водитель заметит Вас издалека даже в пасмурный зимний день.
  • И главное: помните, что игры возле дороги и на проезжей части улицы запрещены.
 

Важная роль в обеспечении детской дорожной безопасности принадлежит водителям

Никогда не следует забывать о том, что водитель на дороге должен быть профессионалом. Уважайте знак «Дети». Всегда, не зависимо от того, видны дети или нет, снижайте скорость. Руководствуйтесь принципом, чем хуже обзор – тем ниже скорость.

При проезде по дворовым территориям учитывайте привычку ребятни выбегать из-за стоящих машин. И помните, что при подъезде к пешеходным переходам необходимо заранее снижать скорость и всегда уступать дорогу пешеходам.


Читайте также: В Новогодние и Рождественские праздники не снижайте контроль над детьми


Не следует забывать о безопасности детей-пассажиров

Перевозка детей в возрасте до 5 лет в легковом автомобиле должна осуществляться с обязательным использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребёнка.

Детей от 5 до 12 лет необходимо перевозить с использованием удерживающих устройств или иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребёнка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства. При этом важно правильно зафиксировать ребёнка ремнем безопасности: диагональный ремень должен проходить через плечо и грудную клетку и не соскальзывать на шею.

Перевозить детей на коленях нельзя.

Недопустимо пристегивать одним ремнем и пассажира и сидящего у него на коленях ребёнка – это опасно, прежде всего, для ребёнка. Беспрекословное правило – один ремень для одного человека.

Оставлять детей в движущемся автомобиле вообще не пристёгнутыми также нельзя. А тем более разрешать им вставать на ноги, перемещаться по салону, становиться на колени на заднем или на переднем пассажирских сиденьях – при экстренном торможении или столкновении ребёнок может получить травму или даже погибнуть. Таким образом, только специальное детское удерживающее устройство является действенным средством безопасности для маленьких пассажиров.

Уважаемые родители, помните - вы для ребёнка всегда являетесь авторитетом и примером в соблюдении правил. От того, как вы научите своего ребёнка вести себя на дороге, зависят ваше спокойствие и его безопасность.

1

УВД Могилёвского облисполкома

Читать дальше

По информации немецкого портала Deutsche Welle, Германия отчаянно нуждается в медсестрах, специалистах в области IТ и других квалифицированных работниках. Об этом пишет 1prof.by.

Столкнувшись с нехваткой квалифицированных кадров, правительство Германии и бизнес-лидеры уже согласовали план по упрощению процесса приема на работу иностранцев.

Согласно этому плану, предприятия будут помогать новым работникам в обучении немецкому языку, в поиске места для жизни и в решении бюрократических сложностей. Правительство согласилось ускорить процесс выдачи виз, чтобы работники могли быстрее приступить к выполнению обязанностей. Важная роль отведена информационному порталу «Сделай это в Германии», где будет работать горячая телефонная линия и служба занятости.

По словам канцлера Германии Ангелы Меркель, планы представляют собой «сдвиг парадигмы» в том, как Германия подошла к набору рабочих из-за рубежа.

«Не только нам нужны профессионалы. В этой области большая конкуренция», – сказала Меркель. 

По словам министра экономики Питера Альтмайера, страна только выиграет от притока квалифицированных рабочих.

«Мы могли бы добиться большего экономического роста, если бы у нас было достаточно квалифицированных работников», – заявил министр.


Читайте также: Теперь официально: 2 января в Беларуси будет праздничным днем без отработки


Больше всего Германия нуждается в:

  • инженерах-электриках,
  • металлистах и мехатрониках,
  • поварах,
  • медсестрах,
  • работниках по уходу за престарелыми,
  • программистах.

Правительство стремится привлечь людей из Мексики, Филиппин, Бразилии, Индии, Вьетнама и других стран. Его последние планы являются частью закона об иммиграции в Германии, который вступил в силу с 1 марта 2019 года.

1

Читать дальше