Почему первоклашкам бывает трудно в школе? Причин множество, и у разных детей они разные. Но есть одна причина, которую я часто наблюдаю у многих. Дети не могут концентрировать внимание на задаче. Невнимательным детям учиться невероятно трудно.
А ещё меня часто спрашивают, как готовить детей к школе. Отвечаю: играйте в упражнения на внимательность!
Чаще всего дело не в том, что ребёнок вообще невнимательный. Если он сам хочет знать, скажем, куда мама прячет шоколадные конфеты, он становится чрезвычайно внимательным и наблюдательным.
Ребёнок пока ещё, в силу возраста в том числе, не умеет сам, по внешней команде, «включать свою наблюдательность». А надо.
Играть в игры, в которых надо замечать и запоминать много подробностей и мелких деталей.
Игра «Турбосчёт» для многих детей сложна именно тем, что надо удерживать в голове не только само задание, скажем, «лягушек больше, чем ёжиков», но и какие расклады нас устраивают, какие — нет: «Если сейчас выпадет 8 лягушек, то надо кричать «турбо», а если птички или ёжики, — то ждём дальше».
Очень полезны и увлекательны игры типа «мемори».
Читайте также: Обилие игрушек снижает качество игры малышей
Выкладываем, скажем, 4 карточки в ряд: 2 птички, 4 ёжика, 1 ёжик, 3 лягушки.
А потом, пока дети закрывают глаза, меняем одну карточку (например, не 4 ёжика, а 6 ёжиков кладём, или 4 лягушки), и просим детей открыть глаза и сформулировать словами — что изменилось.
То же самое делаем на счётных материалах (кубики, резиночки, палочки) — что-то убрали или поменяли местами. Что именно? Сначала я меняю, потом дети сами, по очереди. В семье то родители меняют — дети угадывают, то дети меняют — родители угадывают.
За ширмой (за картонкой, за платочком) выкладываем мелкие одинаковые предметы — каштаны, счетные кубики, просто кубики, детальки лего, но не просто так, а группами по 2, по 4 по 6 штук. Потом ненадолго поднимаем картонку и говорим: «Раз, два, три, Маша, смотри!». И закрываем. Сколько каштанов (кубиков)?
Рисуете квадратик как для игры в «крестики-нолики», поле из 9 клеток, 3*3, и в середину ставите магнит (монетку, пуговицу) — птичку. А дальше один командует, скажем «вверх, вправо, вниз, вниз», а остальные — каждый — должен знать, где у нас теперь птичка. Когда ведущий говорит «стоп», все сверяются, а там ли птичка, где должна быть?
Можно сперва двигать предмет по своему полю, а можно в уме, можно рисовать карандашом след птички на своем листке.
Просто, но эффективно! Процесс обучения в школе поставлен так, что ребёнку постоянно приходится следить за чужой мыслью.
Играть в игры, где ребёнок должен внимательно слушать взрослого и реагировать на его слова. Это очень важно, потому что многие дети просто «уплывают», когда учитель что-то рассказывает. Привычка слушать и слышать — хорошая привычка.
Я говорю «кар-кар», и дети два раза машут крыльями. Я говорю «мяу, мяу, мяу, мяу», и дети четыре раза трут носик лапкой. Я говорю «ква, ква, ква», и дети три раза подпрыгивают. А что надо сделать, когда я говорю «мяу, мяу, кар, ква, ква, ква»?
На занятиях в эту игру мы играем с пятилетками. Но игра хорошо идёт в разновозрастных компаниях. В семье играют все — и дети, и родители, и гости.
Хлопни в ладоши, когда в сказке, которую рассказывает ведущий, встретится число три.
На занятиях мы иногда играем в эту игру лежа — то есть дети лежат на ковре, а я рассказываю им сказку.
Читайте также: Эти 11 игр поднимут настроение всей семье
Некоторые дети отлично могут пробормотать скороговорку «один-два-три-четыре-пять-шесть» до 20, а то и до ста, но пройти ровно 8 шагов не могут. Сосредоточиться и сделать телом (ногами, руками) то, что нужно, бывает непросто. А на крупную моторику завязаны очень многие навыки, в том числе навыки письма, связь между слуховым и зрительным восприятием, умение управлять собой.
Пройдите 12 шагов на пяточках, потом 4 шага на носочках.
Подпрыгните 4 раза, потом пройдите 7 шагов, потом подпрыгните ещё 3 раза.
Пройдите 8 больших шагов и 6 маленьких.
Дети бегают до тех пор, пока ведущий не скажет «стоп». Если он говорит «стоп, 3!», то дети должны встать на 3 ноги (то есть на 2 ноги и 1 руку или наоборот, 2 руки и 1 ногу), если «стоп, 1», то надо встать на одну ногу, «стоп, 4» — на обе руки и обе ноги.
1
Дети скачут и бегают, пока им не скажут: «Замри!» — тогда они должны застыть на месте и не шевелиться до тех пор, пока не будет команды «Отомри!».
Пока водящий стоит спиной, остальные игроки маленькими шагами приближаются к нему. А как только водящий скажет «стоп!» и оглянется, все должны замереть на месте.
Детям очень важно научиться самим себе командовать, когда начать бегать — когда остановиться, когда начать читать, а когда — закончить.
Именно этому умению многие дети учатся в первом классе: вовремя вынуть нужный учебник из портфеля, вовремя начать решать задачу, вовремя сосредоточиться на том, что говорит учитель.
Учёные заметили, что вспыльчивому человеку гораздо труднее долго простоять на одной ноге, чем спокойному. Если вам кажется, что ваш ребёнок излишне непоседлив и неуравновешен, то попробуйте засечь, какое время он может простоять на одной ноге. Считается, что для нормальной учебы в школе ребёнок должен стоять на каждой ноге по минуте.
Читайте также: 6 простых настольных игр для развития логического мышления
В школе детей учат читать, писать, считать.
И многие родители — пытаясь помочь ребёнку, облегчить его жизнь, стараются заранее дать ему эти навыки.
До школы научить читать.
Пораньше выучить цифры.
Вывалить на дошкольника тетрадки с примерами — пусть приучается к работе.
Как дети действуют, когда им трудно, когда у них что-то не получается?
Кто-то начинает ныть, кто-то старается спрятаться, отгородиться, и пытается решить проблему сам, кто-то пытается списать ответ у соседей…
Когда-то давно мы водили школьников в пешие походы, на один день или на неделю… И первое, чему мы учили школьников (8 класс, 13-14 лет, не малыши даже!), — умению просить о помощи.
Если тебе трудно, натирает ботинок, неудобные лямки у рюкзака, тяжело идти, слишком быстро идёт руководитель — не терпи, а скажи сразу. Мы остановимся, и в этом ничего страшного.
Лучше заклеить ногу ДО того, как образовалась мозоль.
Умение отслеживать своё состояние, и сообщать о том, что ты устал, или плохо себя чувствуешь — зачастую куда важнее, чем умение считать или красиво писать в прописях.
Фото: depositphotos.com
2 августа 2023 года на малой встрече городского парка культуры и отдыха Бобруйска проводится концерт «Сильные духом», посвящённый Дню десантника и сил специальных операций.
Начало в 16.00.
В парке проходит акция скидок на некоторые аттракционы.
1
Находится Бобруйский краеведческий музей в историческом центре города, который сформировался в ходе строительства крепости, когда горожане были фактически выселены на новые районы (форштадты).
Бобруйчане ежедневно ходят по городским улицам, где сохранились старинные здания, в которых располагались жилые дома, торговые лавки, доходные дома, банкирские конторы. После Второй мировой войны некоторые дома были разрушены и не восстанавливались, изменилась нумерация зданий. И всё же на некоторых улицах старая застройка уцелела почти полностью. Только каменных домов сохранилось больше сотни.
Читайте также: Путешествие в прошлое. История сквера Челюскинцев
Сегодня очень непросто разобраться, кому принадлежали эти здания и что в них размещалось до 1920 года. Поначалу казалось, что сотрудники музея просто опоздали – старожилов уже нет, предшественники зафиксировали воспоминания отдельных жителей, но сведений о дореволюционных домах оказалось ничтожно мало.
И всё же музейные работники углубились в изучение документов архивов, библиотек. И им удалось открыть удивительные подробности о жизни бобруйчан прошлого столетия.
Читайте также: Гуляем по Бобруйску: дом Козловского
Процесс поиска продолжается и сейчас, но сотрудникам музея хотелось поделиться тем, что они нашли на сегодняшнем этапе. Значительная часть материалов публикуется впервые.
Прошло два месяца после старта проекта на сайте музея и в соцсетях. По наблюдениям музейных работников, публикации вызывают большой интерес у бобруйчан, в том числе у тех, кто живёт в разных концах света, у экскурсоводов, жителей Беларуси – потенциальных туристов.
Читайте также: Гуляем по Бобруйску: дом Гинденбурга
9 августа 2022 года принято постановление Совета министров №516, которым утверждено Положение о порядке отчисления для перевода, перевода обучающихся и восстановления лиц для продолжения получения образования.
Положением определяются порядок и условия:
Документом установлено, что отчисление ребёнка из одного учреждения дошкольного образования и перевод в другое может осуществляться по инициативе его законного представителя при наличии свободных мест в соответствующей возрастной группе в соответствии с общими требованиями к приёму (зачислению) лиц для получения дошкольного образования, специального образования, установленными статьями 140 и 274 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
Что касается перевода в другое учреждение образования, реализующее образовательные программы общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодёжи, а также перевода обучающихся для получения общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодёжи в другой форме получения образования, он может осуществляться по инициативе обучающегося, законного представителя несовершеннолетнего обучающегося.
При этом должны быть соблюдены следующие условия:
Читайте также: Раз в месяц школьники Беларуси смогут посещать бесплатно любые музеи страны
Для перевода необходимо подать письменное заявление руководителю учреждения образования, в которое обучающийся желает перевестись. Решение по данному заявлению принимается в течение пяти календарных дней. При наличии согласия на перевод, обучающийся, законный представитель несовершеннолетнего обучающегося подают на имя руководителя учреждения образования, в котором он обучается, заявление о досрочном прекращении образовательных отношений (отчислении) для перевода в другое учреждение образования. К заявлению прилагается соответствующее письменное согласие на перевод.
Как правило, указанный перевод осуществляется в период каникул.
Исключение составляют случаи упразднения структурного подразделения, прекращения деятельности обособленного подразделения, реорганизации учреждения образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, ликвидации организации.
В перечисленных ситуациях перевод обучающихся в другие учреждения образования, иные организации осуществляется с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних обучающихся в любое время года с учётом наличия свободных мест в соответствующих группе, классе, объединении по интересам.
Положением также определён порядок восстановления отчисленных из учреждений образования и не завершивших освоение содержания соответствующих образовательных программ.
Министерству образования предоставлено право давать разъяснения по вопросам применения настоящего постановления.
Документ вступает в силу с 1 сентября 2022 года.