Готовим детей к школе: игры на внимательность

Почему первоклашкам бывает трудно в школе? Причин множество, и у разных детей они разные. Но есть одна причина, которую я часто наблюдаю у многих. Дети не могут концентрировать внимание на задаче. Невнимательным детям учиться невероятно трудно.

А ещё меня часто спрашивают, как готовить детей к школе. Отвечаю: играйте в упражнения на внимательность!

Чаще всего дело не в том, что ребёнок вообще невнимательный. Если он сам хочет знать, скажем, куда мама прячет шоколадные конфеты, он становится чрезвычайно внимательным и наблюдательным.

Ребёнок пока ещё, в силу возраста в том числе, не умеет сам, по внешней команде, «включать свою наблюдательность». А надо.

Что делать?

Играть в игры, в которых надо замечать и запоминать много подробностей и мелких деталей.

Скажем, «Турбосчёт».

Игра «Турбосчет» для многих детей сложна именно тем, что надо удерживать в голове не только само задание, скажем, «лягушек больше, чем ёжиков», но и какие расклады нас устраивают, какие — нет: «Если сейчас выпадет 8 лягушек, то надо кричать «турбо», а если птички или ёжики, — то ждём дальше».

Очень полезны и увлекательны игры типа «мемори».

Мой любимый «Турбосчёт»-мемори

Выкладываем, скажем, 4 карточки в ряд: 2 птички, 4 ёжика, 1 ёжик, 3 лягушки.

А потом, пока дети закрывают глаза, меняем одну карточку (например, не 4 ёжика, а 6 ёжиков кладём, или 4 лягушки), и просим детей открыть глаза и сформулировать словами — что изменилось.

То же самое делаем на счётных материалах (кубики, резиночки, палочки) — что-то убрали или поменяли местами. Что именно? Сначала я меняю, потом дети сами, по очереди. В семье то родители меняют — дети угадывают, то дети меняют — родители угадывают.

«Раз два три — Маша, смотри!»

За ширмой (за картонкой, за платочком) выкладываем мелкие одинаковые предметы — каштаны, счетные кубики, просто кубики, детальки лего, но не просто так, а группами по 2, по 4 по 6 штук. Потом ненадолго поднимаем картонку и говорим: «Раз, два, три, Маша, смотри!». И закрываем. Сколько каштанов (кубиков)?

Ещё мы любим играть в «птичку в клетке».

Рисуете квадратик как для игры в «крестики-нолики», поле из 9 клеток, 3*3, и в середину ставите магнит (монетку, пуговицу) — птичку. А дальше один командует, скажем «вверх, вправо, вниз, вниз», а остальные — каждый — должен знать, где у нас теперь птичка. Когда ведущий говорит «стоп», все сверяются, а там ли птичка, где должна быть?

Можно сперва двигать предмет по своему полю, а можно в уме, можно рисовать карандашом след птички на своем листке.

Просто, но эффективно! Процесс обучения в школе поставлен так, что ребёнку постоянно приходится следить за чужой мыслью.

gotovim-detei-k-shkole-igry-na-vnimatelnost-1

Что ещё делать?

Играть в игры, где ребёнок должен внимательно слушать взрослого и реагировать на его слова. Это очень важно, потому что многие дети просто «уплывают», когда учитель что-то рассказывает. Привычка слушать и слышать — хорошая привычка.

«Кар, мяу, ква»

Я говорю «кар-кар», и дети два раза машут крыльями. Я говорю «мяу, мяу, мяу, мяу», и дети четыре раза трут носик лапкой. Я говорю «ква, ква, ква», и дети три раза подпрыгивают. А что надо сделать, когда я говорю «мяу, мяу, кар, ква, ква, ква»?

На занятиях в эту игру мы играем с пятилетками. Но игра хорошо идёт в разновозрастных компаниях. В семье играют все — и дети, и родители, и гости.

Ещё игра на внимательность

Хлопни в ладоши, когда в сказке, которую рассказывает ведущий, встретится число три.

На занятиях мы иногда играем в эту игру лежа — то есть дети лежат на ковре, а я рассказываю им сказку.

 

Подвижные игры на внимательность и на умение управлять собой.

Некоторые дети отлично могут пробормотать скороговорку «один-два-три-четыре-пять-шесть» до 20, а то и до ста, но пройти ровно 8 шагов не могут. Сосредоточиться и сделать телом (ногами, руками) то, что нужно, бывает непросто. А на крупную моторику завязаны очень многие навыки, в том числе навыки письма, связь между слуховым и зрительным восприятием, умение управлять собой.

«Пройдите 5 шагов вперёд и 3 шага назад»

Пройдите 12 шагов на пяточках, потом 4 шага на носочках.

Подпрыгните 4 раза, потом пройдите 7 шагов, потом подпрыгните ещё 3 раза.

Пройдите 8 больших шагов и 6 маленьких.

«Стоп-один, стоп-три»

Дети бегают до тех пор, пока ведущий не скажет «стоп». Если он говорит «стоп, 3!», то дети должны встать на 3 ноги (то есть на 2 ноги и 1 руку или наоборот, 2 руки и 1 ногу), если «стоп, 1», то надо встать на одну ногу, «стоп, 4» — на обе руки и обе ноги.

«Замри-отомри»

Дети скачут и бегают, пока им не скажут: «Замри!» — тогда они должны застыть на месте и не шевелиться до тех пор, пока не будет команды «Отомри!».

«Тише едешь — дальше будешь»

Пока водящий стоит спиной, остальные игроки маленькими шагами приближаются к нему. А как только водящий скажет «стоп!» и оглянется, все должны замереть на месте.

«Зелёный свет — красный свет»

Детям очень важно научиться самим себе командовать, когда начать бегать — когда остановиться, когда начать читать, а когда — закончить.

Именно этому умению многие дети учатся в первом классе: вовремя вынуть нужный учебник из портфеля, вовремя начать решать задачу, вовремя сосредоточиться на том, что говорит учитель.

Очень полезно научить ребенка стоять и прыгать на одной ножке.

Учёные заметили, что вспыльчивому человеку гораздо труднее долго простоять на одной ноге, чем спокойному. Если вам кажется, что ваш ребёнок излишне непоседлив и неуравновешен, то попробуйте засечь, какое время он может простоять на одной ноге. Считается, что для нормальной учебы в школе ребёнок должен стоять на каждой ноге по минуте.

gotovim-detei-k-shkole-igry-na-vnimatelnost-2

Что ещё очень важно в преддверии школы?

В школе детей учат читать, писать, считать.

И многие родители — пытаясь помочь ребёнку, облегчить его жизнь, стараются заранее дать ему эти навыки.

До школы научить читать.

Пораньше выучить цифры.

Вывалить на дошкольника тетрадки с примерами — пусть приучается к работе.

А часто ли при этом родители учат ребёнка просить о помощи?

Как дети действуют, когда им трудно, когда у них что-то не получается?

Кто-то начинает ныть, кто-то старается спрятаться, отгородиться, и пытается решить проблему сам, кто-то пытается списать ответ у соседей…

Когда-то давно мы водили школьников в пешие походы, на один день или на неделю… И первое, чему мы учили школьников (8 класс, 13-14 лет, не малыши даже!), — умению просить о помощи.

Если тебе трудно, натирает ботинок, неудобные лямки у рюкзака, тяжело идти, слишком быстро идёт руководитель — не терпи, а скажи сразу. Мы остановимся, и в этом ничего страшного.

Лучше заклеить ногу ДО того, как образовалась мозоль.

Умение отслеживать своё состояние, и сообщать о том, что ты устал, или плохо себя чувствуешь — зачастую куда важнее, чем умение считать или красиво писать в прописях.

Мышематика

Фото: depositphotos.com

Поделиться

Читайте также

Спектакль «Сиртаки» по пьесе молодого белорусского драматурга Ольги Прусак открывал 75-й юбилейный театральный сезон в Бобруйске.

Спектакль покорит Вас! Он о том, что близко и понятно каждому – о желании быть счастливым.

6 ноября

18.00.

Областной театр драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича

Стоимость билета: 8,00–12,00 руб.

molodyozhnyi-draiv-so-sceny-teatra-im-v-dunina-marcinkevicha

Читать дальше

Соревнования по мини-футболу в рамках городской круглогодичной спартакиады прошли в Бобруйске. Как сообщили в Бобруйском горисполкоме, участие в них приняли  коллективы физической культуры предприятий, учреждений и организаций.
 
В третьей подгруппе (предприятия с численностью работающих до 500 человек)  со счетом 6:5 команда Бобруйского завода биотехнологий победила команду машиностроительного завода. Во второй подгруппе (численность работающих от 500 до 1500) выиграла команда Бобруйского мясокомбината.
 
В первой подгруппе (численность работающих свыше 1500 человек) победу одержала ОАО «Белшина».

MogilevNEWS.by

Читать дальше

Министерством образования определен порядок отбора одаренных детей для обучения в Национальном детском технопарке, пишет pravo.by. 

Выбирать одаренных детей для обучения в детском технопарке будут в 9–11 классах. Сроки проведения отбора определит сам технопарк и опубликует их на официальном сайте. Отбирать будет Экспертный совет в три этапа:

  • первый — заочный, проводится в дистанционной форме;
  • второй — очный, проводится при организационной поддержке структурных подразделений областных (Минского городского) исполкомов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования;
  • третий — очный, проводится путем собеседования с кандидатами, успешно прошедшими второй этап, по вопросу определения направления обучения.

Для участия в первом этапе отбора учащийся направляет на официальный сайт детского технопарка проект (работу) исследовательского характера в виде отсканированного файла в формате PDF.

Участники первого этапа, набравшие наибольшее количество баллов, по результатам рассмотрения представленных проектов допускаются к участию во втором этапе. Но тут есть и исключение. Сразу ко второму туру допускаются:

  • победители, призеры международных, республиканских образовательных мероприятий;
  • участники заключительного этапа республиканских образовательных мероприятий;
  • победители или призеры областных (Минского городского) этапов республиканских образовательных мероприятий.

На втором этапе учащиеся выполняют тестовые задания на определение уровня технического, аналитического и пространственного мышления. Тестовые задания и критерии из оценки разрабатываются специалистами детского технопарка и утверждаются его руководителем. При необходимости к работе на общественных началах могут привлекаться специалисты Республиканского института контроля знаний, специалисты, имеющие достижения в научной, научно-технической и инновационной деятельности.

На третьем этапе школьники проходят собеседование, по результатам которого формируются группы для обучения по соответствующим направлениям.

Ребята, набравшие наибольшую сумму баллов на втором этапе, имеют первоочередное право для зачисления на обучение по выбранному направлению. Иным претендентам может быть предоставлена возможность обучаться по другим направлениям при наличии вакантных мест. Учащиеся зачисляются на свободные места по наибольшему количеству набранных ими баллов.

Информация о зачислении в детский технопарк направляется в школы, которые в течение пяти календарных дней должны разработать для отобранных детей индивидуальный учебный план.

Во время обучения в технопарке занятия в школе проходят по следующим предметам: «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Русский язык», «Русская литература», «Иностранный язык», «Математика», «Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение», «География», «Биология», «Физика», «Химия».

Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Дополнительно

Планируется, что детский технопарк заработает в начале 2021 года. Порядок отбора учащихся определен Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30 августа 2019 г. № 145 «О деятельности учреждения образования «Национальный детский технопарк».

Mlyn.by

Фото БЕЛТА носит иллюстративный характер

Читать дальше