Готовим детей к школе: игры на внимательность

Почему первоклашкам бывает трудно в школе? Причин множество, и у разных детей они разные. Но есть одна причина, которую я часто наблюдаю у многих. Дети не могут концентрировать внимание на задаче. Невнимательным детям учиться невероятно трудно.

А ещё меня часто спрашивают, как готовить детей к школе. Отвечаю: играйте в упражнения на внимательность!

Чаще всего дело не в том, что ребёнок вообще невнимательный. Если он сам хочет знать, скажем, куда мама прячет шоколадные конфеты, он становится чрезвычайно внимательным и наблюдательным.

Ребёнок пока ещё, в силу возраста в том числе, не умеет сам, по внешней команде, «включать свою наблюдательность». А надо.

Что делать?

Играть в игры, в которых надо замечать и запоминать много подробностей и мелких деталей.

Скажем, «Турбосчёт»

Игра «Турбосчёт» для многих детей сложна именно тем, что надо удерживать в голове не только само задание, скажем, «лягушек больше, чем ёжиков», но и какие расклады нас устраивают, какие — нет: «Если сейчас выпадет 8 лягушек, то надо кричать «турбо», а если птички или ёжики, — то ждём дальше».

Очень полезны и увлекательны игры типа «мемори».

Мой любимый «Турбосчёт»-мемори

Выкладываем, скажем, 4 карточки в ряд: 2 птички, 4 ёжика, 1 ёжик, 3 лягушки.

А потом, пока дети закрывают глаза, меняем одну карточку (например, не 4 ёжика, а 6 ёжиков кладём, или 4 лягушки), и просим детей открыть глаза и сформулировать словами — что изменилось.

То же самое делаем на счётных материалах (кубики, резиночки, палочки) — что-то убрали или поменяли местами. Что именно? Сначала я меняю, потом дети сами, по очереди. В семье то родители меняют — дети угадывают, то дети меняют — родители угадывают.

«Раз два три — Маша, смотри!»

За ширмой (за картонкой, за платочком) выкладываем мелкие одинаковые предметы — каштаны, счетные кубики, просто кубики, детальки лего, но не просто так, а группами по 2, по 4 по 6 штук. Потом ненадолго поднимаем картонку и говорим: «Раз, два, три, Маша, смотри!». И закрываем. Сколько каштанов (кубиков)?

Ещё мы любим играть в «птичку в клетке».

Рисуете квадратик как для игры в «крестики-нолики», поле из 9 клеток, 3*3, и в середину ставите магнит (монетку, пуговицу) — птичку. А дальше один командует, скажем «вверх, вправо, вниз, вниз», а остальные — каждый — должен знать, где у нас теперь птичка. Когда ведущий говорит «стоп», все сверяются, а там ли птичка, где должна быть?

Можно сперва двигать предмет по своему полю, а можно в уме, можно рисовать карандашом след птички на своем листке.

Просто, но эффективно! Процесс обучения в школе поставлен так, что ребёнку постоянно приходится следить за чужой мыслью.

gotovim-detei-k-shkole-igry-na-vnimatelnost-1

Что ещё делать?

Играть в игры, где ребёнок должен внимательно слушать взрослого и реагировать на его слова. Это очень важно, потому что многие дети просто «уплывают», когда учитель что-то рассказывает. Привычка слушать и слышать — хорошая привычка.

«Кар, мяу, ква»

Я говорю «кар-кар», и дети два раза машут крыльями. Я говорю «мяу, мяу, мяу, мяу», и дети четыре раза трут носик лапкой. Я говорю «ква, ква, ква», и дети три раза подпрыгивают. А что надо сделать, когда я говорю «мяу, мяу, кар, ква, ква, ква»?

На занятиях в эту игру мы играем с пятилетками. Но игра хорошо идёт в разновозрастных компаниях. В семье играют все — и дети, и родители, и гости.

Ещё игра на внимательность

Хлопни в ладоши, когда в сказке, которую рассказывает ведущий, встретится число три.

На занятиях мы иногда играем в эту игру лежа — то есть дети лежат на ковре, а я рассказываю им сказку.

 

Подвижные игры на внимательность и на умение управлять собой.

Некоторые дети отлично могут пробормотать скороговорку «один-два-три-четыре-пять-шесть» до 20, а то и до ста, но пройти ровно 8 шагов не могут. Сосредоточиться и сделать телом (ногами, руками) то, что нужно, бывает непросто. А на крупную моторику завязаны очень многие навыки, в том числе навыки письма, связь между слуховым и зрительным восприятием, умение управлять собой.

«Пройдите 5 шагов вперёд и 3 шага назад»

Пройдите 12 шагов на пяточках, потом 4 шага на носочках.

Подпрыгните 4 раза, потом пройдите 7 шагов, потом подпрыгните ещё 3 раза.

Пройдите 8 больших шагов и 6 маленьких.

«Стоп-один, стоп-три»

Дети бегают до тех пор, пока ведущий не скажет «стоп». Если он говорит «стоп, 3!», то дети должны встать на 3 ноги (то есть на 2 ноги и 1 руку или наоборот, 2 руки и 1 ногу), если «стоп, 1», то надо встать на одну ногу, «стоп, 4» — на обе руки и обе ноги.

 

«Замри-отомри»

Дети скачут и бегают, пока им не скажут: «Замри!» — тогда они должны застыть на месте и не шевелиться до тех пор, пока не будет команды «Отомри!».

«Тише едешь — дальше будешь»

Пока водящий стоит спиной, остальные игроки маленькими шагами приближаются к нему. А как только водящий скажет «стоп!» и оглянется, все должны замереть на месте.

«Зелёный свет — красный свет»

Детям очень важно научиться самим себе командовать, когда начать бегать — когда остановиться, когда начать читать, а когда — закончить.

Именно этому умению многие дети учатся в первом классе: вовремя вынуть нужный учебник из портфеля, вовремя начать решать задачу, вовремя сосредоточиться на том, что говорит учитель.

Очень полезно научить ребенка стоять и прыгать на одной ножке.

Учёные заметили, что вспыльчивому человеку гораздо труднее долго простоять на одной ноге, чем спокойному. Если вам кажется, что ваш ребёнок излишне непоседлив и неуравновешен, то попробуйте засечь, какое время он может простоять на одной ноге. Считается, что для нормальной учебы в школе ребёнок должен стоять на каждой ноге по минуте.

gotovim-detei-k-shkole-igry-na-vnimatelnost-2

Что ещё очень важно в преддверии школы?

В школе детей учат читать, писать, считать.

И многие родители — пытаясь помочь ребёнку, облегчить его жизнь, стараются заранее дать ему эти навыки.

До школы научить читать.

Пораньше выучить цифры.

Вывалить на дошкольника тетрадки с примерами — пусть приучается к работе.

А часто ли при этом родители учат ребёнка просить о помощи?

Как дети действуют, когда им трудно, когда у них что-то не получается?

Кто-то начинает ныть, кто-то старается спрятаться, отгородиться, и пытается решить проблему сам, кто-то пытается списать ответ у соседей…

Когда-то давно мы водили школьников в пешие походы, на один день или на неделю… И первое, чему мы учили школьников (8 класс, 13-14 лет, не малыши даже!), — умению просить о помощи.

Если тебе трудно, натирает ботинок, неудобные лямки у рюкзака, тяжело идти, слишком быстро идёт руководитель — не терпи, а скажи сразу. Мы остановимся, и в этом ничего страшного.

Лучше заклеить ногу ДО того, как образовалась мозоль.

Умение отслеживать своё состояние, и сообщать о том, что ты устал, или плохо себя чувствуешь — зачастую куда важнее, чем умение считать или красиво писать в прописях.

1

Мышематика

Фото: depositphotos.com

Поделиться

Читайте также

14 июня 2021 года в 19.00 в тайм-клубе «1387» пройдёт мастер-класс по технической стороне работы в Инстаграм.

Продолжительность – 60 минут.

В программе

Разбираемся с приложением (никаких дополнительных программ не потребуется):

  1. Как заполнить профиль: описание, ссылка, контакты, аватарка.
  2. Как сделать пост: готовим фото/видео(обработка в Инстаграм), текст, хэштеги, геолокация, отметка людей.
  3. Как сделать историю: фото/видео, фильтры, надписи, гифки, хэштеги, отметки, геолокация.
  4. Как добавить истории в актуальное.
  5. Как сделать репост.

Важно. На этой встрече мы покажем, КАК использовать технические возможности ИНСТАГРАМ без углубления в концепции и контент.

Для участия в мастер-классе нужны:

  • смартфон,
  • Инстаграм,
  • аккаунт в Инстаграм.

Можно заранее подготовить, фото, видео, тексты, на которых будете практиковаться, но это необязательно. Тренировочный контент сможем создавать на ходу, и вы всегда по желанию сможете его удалить из своего Инстаграма после мастер-класса.

Ведущая мастер-класса: инстапродюсер, smm-коуч Юлия Будник.

Стоимость: 10 BYN. Предварительная регистрация обязательна, количество мест ограничено. Регистрируйтесь здесь.

 

Читать дальше

В Центре досуга и творчества Бобруйска с 1 по 30 июня 2021 года работает выставка «В моём мире» юной художницы из Минска Ульяны Давидович.

Вся выставка поделена на 2 части:

  • первая – портреты, посвящённые матерям,
  • вторая – натюрморты и сюжетно-тематические картины.

Познакомиться с выставкой юной художницы можно с 9.00 до 19.00.

 

К сведению.

Ульяна родилась 27 октября 2010 года в Минске. Учится в столичной гимназии №10 г. Перешла в 5-й класс. Рисованием увлечена с раннего детства.

Поступив в гимназию, девочка начала посещать студию изобразительного искусства опытного педагога Эльвиры Соловянчик. Занятия изобразительным искусством помогают ей не только реализовываться творчески, но и является одним из способов отдыха.

Сюжеты для картин Ульяна продумывает и обсуждает со своим педагогом – Эльвирой Адамовной. Некоторые картины – это копии уже существующих произведений. Большинство работ выполнены в технике акварели, некоторые из них встречаются с добавлением гуаши, перманентного маркера и гелевой ручки.

Картина «Чудо рождения жизни» стала победителем в Международном фестивале-конкурсе детско-молодежного творчества и педагогических инноваций «Кубок России по художественному творчеству в Санкт-Петербурге» в младшей группе в номинации «Абстракция (фантазийная, абстрактная композиция)». Как говорит Ульяна: «Самое сложно было прорисовать детали и передать глубокий смысл, ведь рыба символизирует материнство и деторождение».

Картина «Её мир» также заняла призовое место в Кубке России по художественному творчеству в Москве в младшей группе в номинации «Портрет». Она притягивает взгляд зрителей, а открывающийся смысл, ещё глубже погружает в изображённую атмосферу. Портрет показывает женщину, кому-то, на первый взгляд, может показаться грустную, но это ни так, узоры на чалме отражают радостные, светлые, счастливые, весёлые, живые мысли и образ женщины меняется.

В сентябре 2020 года в гимназии состоялась персональная выставка Ульяны, на которой было представлено 10 картин. Под чутким руководством преподавателя, она приняла участие в Международном конкурсе живописи и графики для детей «Мир вокруг нас. Италия», который проводился мэрией города Баколи, в декабре 2020 года.

Помимо живописи, Ульяна любит лепить, создавать как объёмные композиции, так и рельефные на плоскости. Желаем вдохновения и новых творческих высот юной художнице.

1

Читать дальше

4 июня 2021 года в Бобруйском художественном музее состоялось открытие выставки «Тульский самовар. От древности до современности».

Коллекционер и производитель самоваров Андрей Сайков из Тулы (Россия), уроженец Бобруйска, рассказал о своём увлечении и провёл для всех желающих экскурсию по экспозиции.

Выставка будет работать в галерее художественного музея до конца июня.

 

Бобруйский художественный музей

Читать дальше