Готовим детей к школе: игры на внимательность

Почему первоклашкам бывает трудно в школе? Причин множество, и у разных детей они разные. Но есть одна причина, которую я часто наблюдаю у многих. Дети не могут концентрировать внимание на задаче. Невнимательным детям учиться невероятно трудно.

А ещё меня часто спрашивают, как готовить детей к школе. Отвечаю: играйте в упражнения на внимательность!

Чаще всего дело не в том, что ребёнок вообще невнимательный. Если он сам хочет знать, скажем, куда мама прячет шоколадные конфеты, он становится чрезвычайно внимательным и наблюдательным.

Ребёнок пока ещё, в силу возраста в том числе, не умеет сам, по внешней команде, «включать свою наблюдательность». А надо.

Что делать?

Играть в игры, в которых надо замечать и запоминать много подробностей и мелких деталей.

Скажем, «Турбосчёт»

Игра «Турбосчёт» для многих детей сложна именно тем, что надо удерживать в голове не только само задание, скажем, «лягушек больше, чем ёжиков», но и какие расклады нас устраивают, какие — нет: «Если сейчас выпадет 8 лягушек, то надо кричать «турбо», а если птички или ёжики, — то ждём дальше».

Очень полезны и увлекательны игры типа «мемори».


Читайте также: Обилие игрушек снижает качество игры малышей


Мой любимый «Турбосчёт»-мемори

Выкладываем, скажем, 4 карточки в ряд: 2 птички, 4 ёжика, 1 ёжик, 3 лягушки.

А потом, пока дети закрывают глаза, меняем одну карточку (например, не 4 ёжика, а 6 ёжиков кладём, или 4 лягушки), и просим детей открыть глаза и сформулировать словами — что изменилось.

То же самое делаем на счётных материалах (кубики, резиночки, палочки) — что-то убрали или поменяли местами. Что именно? Сначала я меняю, потом дети сами, по очереди. В семье то родители меняют — дети угадывают, то дети меняют — родители угадывают.

«Раз два три — Маша, смотри!»

За ширмой (за картонкой, за платочком) выкладываем мелкие одинаковые предметы — каштаны, счетные кубики, просто кубики, детальки лего, но не просто так, а группами по 2, по 4 по 6 штук. Потом ненадолго поднимаем картонку и говорим: «Раз, два, три, Маша, смотри!». И закрываем. Сколько каштанов (кубиков)?

Ещё мы любим играть в «птичку в клетке».

Рисуете квадратик как для игры в «крестики-нолики», поле из 9 клеток, 3*3, и в середину ставите магнит (монетку, пуговицу) — птичку. А дальше один командует, скажем «вверх, вправо, вниз, вниз», а остальные — каждый — должен знать, где у нас теперь птичка. Когда ведущий говорит «стоп», все сверяются, а там ли птичка, где должна быть?

Можно сперва двигать предмет по своему полю, а можно в уме, можно рисовать карандашом след птички на своем листке.

Просто, но эффективно! Процесс обучения в школе поставлен так, что ребёнку постоянно приходится следить за чужой мыслью.

 

Что ещё делать?

Играть в игры, где ребёнок должен внимательно слушать взрослого и реагировать на его слова. Это очень важно, потому что многие дети просто «уплывают», когда учитель что-то рассказывает. Привычка слушать и слышать — хорошая привычка.

«Кар, мяу, ква»

Я говорю «кар-кар», и дети два раза машут крыльями. Я говорю «мяу, мяу, мяу, мяу», и дети четыре раза трут носик лапкой. Я говорю «ква, ква, ква», и дети три раза подпрыгивают. А что надо сделать, когда я говорю «мяу, мяу, кар, ква, ква, ква»?

На занятиях в эту игру мы играем с пятилетками. Но игра хорошо идёт в разновозрастных компаниях. В семье играют все — и дети, и родители, и гости.

Ещё игра на внимательность

Хлопни в ладоши, когда в сказке, которую рассказывает ведущий, встретится число три.

На занятиях мы иногда играем в эту игру лежа — то есть дети лежат на ковре, а я рассказываю им сказку.


Читайте также: Эти 11 игр поднимут настроение всей семье


Подвижные игры на внимательность и на умение управлять собой.

Некоторые дети отлично могут пробормотать скороговорку «один-два-три-четыре-пять-шесть» до 20, а то и до ста, но пройти ровно 8 шагов не могут. Сосредоточиться и сделать телом (ногами, руками) то, что нужно, бывает непросто. А на крупную моторику завязаны очень многие навыки, в том числе навыки письма, связь между слуховым и зрительным восприятием, умение управлять собой.

«Пройдите 5 шагов вперёд и 3 шага назад»

Пройдите 12 шагов на пяточках, потом 4 шага на носочках.

Подпрыгните 4 раза, потом пройдите 7 шагов, потом подпрыгните ещё 3 раза.

Пройдите 8 больших шагов и 6 маленьких.

«Стоп-один, стоп-три»

Дети бегают до тех пор, пока ведущий не скажет «стоп». Если он говорит «стоп, 3!», то дети должны встать на 3 ноги (то есть на 2 ноги и 1 руку или наоборот, 2 руки и 1 ногу), если «стоп, 1», то надо встать на одну ногу, «стоп, 4» — на обе руки и обе ноги.

1

«Замри-отомри»

Дети скачут и бегают, пока им не скажут: «Замри!» — тогда они должны застыть на месте и не шевелиться до тех пор, пока не будет команды «Отомри!».

«Тише едешь — дальше будешь»

Пока водящий стоит спиной, остальные игроки маленькими шагами приближаются к нему. А как только водящий скажет «стоп!» и оглянется, все должны замереть на месте.

«Зелёный свет — красный свет»

Детям очень важно научиться самим себе командовать, когда начать бегать — когда остановиться, когда начать читать, а когда — закончить.

Именно этому умению многие дети учатся в первом классе: вовремя вынуть нужный учебник из портфеля, вовремя начать решать задачу, вовремя сосредоточиться на том, что говорит учитель.

Очень полезно научить ребенка стоять и прыгать на одной ножке.

Учёные заметили, что вспыльчивому человеку гораздо труднее долго простоять на одной ноге, чем спокойному. Если вам кажется, что ваш ребёнок излишне непоседлив и неуравновешен, то попробуйте засечь, какое время он может простоять на одной ноге. Считается, что для нормальной учебы в школе ребёнок должен стоять на каждой ноге по минуте.


Читайте также: 6 простых настольных игр для развития логического мышления


Что ещё очень важно в преддверии школы?

В школе детей учат читать, писать, считать.

И многие родители — пытаясь помочь ребёнку, облегчить его жизнь, стараются заранее дать ему эти навыки.

До школы научить читать.

Пораньше выучить цифры.

Вывалить на дошкольника тетрадки с примерами — пусть приучается к работе.

А часто ли при этом родители учат ребёнка просить о помощи?

Как дети действуют, когда им трудно, когда у них что-то не получается?

Кто-то начинает ныть, кто-то старается спрятаться, отгородиться, и пытается решить проблему сам, кто-то пытается списать ответ у соседей…

Когда-то давно мы водили школьников в пешие походы, на один день или на неделю… И первое, чему мы учили школьников (8 класс, 13-14 лет, не малыши даже!), — умению просить о помощи.

Если тебе трудно, натирает ботинок, неудобные лямки у рюкзака, тяжело идти, слишком быстро идёт руководитель — не терпи, а скажи сразу. Мы остановимся, и в этом ничего страшного.

Лучше заклеить ногу ДО того, как образовалась мозоль.

Умение отслеживать своё состояние, и сообщать о том, что ты устал, или плохо себя чувствуешь — зачастую куда важнее, чем умение считать или красиво писать в прописях.

Мышематика

Фото: depositphotos.com

 

Поделиться

Читайте также

2 августа 2023 года на малой встрече городского парка культуры и отдыха Бобруйска проводится концерт «Сильные духом», посвящённый Дню десантника и сил специальных операций.

Начало в 16.00.

В парке проходит акция скидок на некоторые аттракционы.

1

Читать дальше

Находится Бобруйский краеведческий музей в историческом центре города, который сформировался в ходе строительства крепости, когда горожане были фактически выселены на новые районы (форштадты).

Бобруйчане ежедневно ходят по городским улицам, где сохранились старинные здания, в которых располагались жилые дома, торговые лавки, доходные дома, банкирские конторы. После Второй мировой войны некоторые дома были разрушены и не восстанавливались, изменилась нумерация зданий. И всё же на некоторых улицах старая застройка уцелела почти полностью. Только каменных домов сохранилось больше сотни.


Читайте также: Путешествие в прошлое. История сквера Челюскинцев


Сегодня очень непросто разобраться, кому принадлежали эти здания и что в них размещалось до 1920 года. Поначалу казалось, что сотрудники музея просто опоздали – старожилов уже нет, предшественники зафиксировали воспоминания отдельных жителей, но сведений о дореволюционных домах оказалось ничтожно мало.

 

И всё же музейные работники углубились в изучение документов архивов, библиотек. И им удалось открыть удивительные подробности о жизни бобруйчан прошлого столетия.


Читайте также: Гуляем по Бобруйску: дом Козловского


Процесс поиска продолжается и сейчас, но сотрудникам музея хотелось поделиться тем, что они нашли на сегодняшнем этапе. Значительная часть материалов публикуется впервые.

Прошло два месяца после старта проекта на сайте музея и в соцсетях. По наблюдениям музейных работников, публикации вызывают большой интерес у бобруйчан, в том числе у тех, кто живёт в разных концах света, у экскурсоводов, жителей Беларуси – потенциальных туристов.


Читайте также: Гуляем по Бобруйску: дом Гинденбурга


bobrkrai.museum.by

 

Читать дальше

9 августа 2022 года принято постановление Совета министров №516, которым утверждено Положение о порядке отчисления для перевода, перевода обучающихся и восстановления лиц для продолжения получения образования.

Положением определяются порядок и условия:

  • отчисления из учреждения образования для перевода в другое учреждение образования обучающихся, получающих дошкольное, общее среднее, специальное образование, дополнительное образование детей и молодёжи,
  • перевода для получения образования в другой форме получения образования обучающихся, получающих дошкольное, общее среднее, специальное образование, дополнительное образование детей и молодёжи,
  • восстановления лиц для продолжения получения общего среднего, специального образования в учреждениях образования и дополнительного образования детей и молодёжи в детских школах искусств.

Документом установлено, что отчисление ребёнка из одного учреждения дошкольного образования и перевод в другое может осуществляться по инициативе его законного представителя при наличии свободных мест в соответствующей возрастной группе в соответствии с общими требованиями к приёму (зачислению) лиц для получения дошкольного образования, специального образования, установленными статьями 140 и 274 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

 

Что касается перевода в другое учреждение образования, реализующее образовательные программы общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодёжи, а также перевода обучающихся для получения общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодёжи в другой форме получения образования, он может осуществляться по инициативе обучающегося, законного представителя несовершеннолетнего обучающегося.

При этом должны быть соблюдены следующие условия:

  • наличие свободного места в соответствующих классе, группе, объединении по интересам,
  • наличие группы по соответствующему профилю (направлению) деятельности в детской школе искусств,
  • возможность успешного продолжения обучения и воспитания.

Читайте также: Раз в месяц школьники Беларуси смогут посещать бесплатно любые музеи страны


Для перевода необходимо подать письменное заявление руководителю учреждения образования, в которое обучающийся желает перевестись. Решение по данному заявлению принимается в течение пяти календарных дней. При наличии согласия на перевод, обучающийся, законный представитель несовершеннолетнего обучающегося подают на имя руководителя учреждения образования, в котором он обучается, заявление о досрочном прекращении образовательных отношений (отчислении) для перевода в другое учреждение образования. К заявлению прилагается соответствующее письменное согласие на перевод.

Как правило, указанный перевод осуществляется в период каникул.

Исключение составляют случаи упразднения структурного подразделения, прекращения деятельности обособленного подразделения, реорганизации учреждения образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, ликвидации организации.

В перечисленных ситуациях перевод обучающихся в другие учреждения образования, иные организации осуществляется с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних обучающихся в любое время года с учётом наличия свободных мест в соответствующих группе, классе, объединении по интересам.

Положением также определён порядок восстановления отчисленных из учреждений образования и не завершивших освоение содержания соответствующих образовательных программ.

Министерству образования предоставлено право давать разъяснения по вопросам применения настоящего постановления.

Документ вступает в силу с 1 сентября 2022 года.

pravo.by

 

Читать дальше