Почему первоклашкам бывает трудно в школе? Причин множество, и у разных детей они разные. Но есть одна причина, которую я часто наблюдаю у многих. Дети не могут концентрировать внимание на задаче. Невнимательным детям учиться невероятно трудно.
А ещё меня часто спрашивают, как готовить детей к школе. Отвечаю: играйте в упражнения на внимательность!
Чаще всего дело не в том, что ребёнок вообще невнимательный. Если он сам хочет знать, скажем, куда мама прячет шоколадные конфеты, он становится чрезвычайно внимательным и наблюдательным.
Ребёнок пока ещё, в силу возраста в том числе, не умеет сам, по внешней команде, «включать свою наблюдательность». А надо.
Играть в игры, в которых надо замечать и запоминать много подробностей и мелких деталей.
Игра «Турбосчёт» для многих детей сложна именно тем, что надо удерживать в голове не только само задание, скажем, «лягушек больше, чем ёжиков», но и какие расклады нас устраивают, какие — нет: «Если сейчас выпадет 8 лягушек, то надо кричать «турбо», а если птички или ёжики, — то ждём дальше».
Очень полезны и увлекательны игры типа «мемори».
Читайте также: Обилие игрушек снижает качество игры малышей
Выкладываем, скажем, 4 карточки в ряд: 2 птички, 4 ёжика, 1 ёжик, 3 лягушки.
А потом, пока дети закрывают глаза, меняем одну карточку (например, не 4 ёжика, а 6 ёжиков кладём, или 4 лягушки), и просим детей открыть глаза и сформулировать словами — что изменилось.
То же самое делаем на счётных материалах (кубики, резиночки, палочки) — что-то убрали или поменяли местами. Что именно? Сначала я меняю, потом дети сами, по очереди. В семье то родители меняют — дети угадывают, то дети меняют — родители угадывают.
За ширмой (за картонкой, за платочком) выкладываем мелкие одинаковые предметы — каштаны, счетные кубики, просто кубики, детальки лего, но не просто так, а группами по 2, по 4 по 6 штук. Потом ненадолго поднимаем картонку и говорим: «Раз, два, три, Маша, смотри!». И закрываем. Сколько каштанов (кубиков)?
Рисуете квадратик как для игры в «крестики-нолики», поле из 9 клеток, 3*3, и в середину ставите магнит (монетку, пуговицу) — птичку. А дальше один командует, скажем «вверх, вправо, вниз, вниз», а остальные — каждый — должен знать, где у нас теперь птичка. Когда ведущий говорит «стоп», все сверяются, а там ли птичка, где должна быть?
Можно сперва двигать предмет по своему полю, а можно в уме, можно рисовать карандашом след птички на своем листке.
Просто, но эффективно! Процесс обучения в школе поставлен так, что ребёнку постоянно приходится следить за чужой мыслью.
Играть в игры, где ребёнок должен внимательно слушать взрослого и реагировать на его слова. Это очень важно, потому что многие дети просто «уплывают», когда учитель что-то рассказывает. Привычка слушать и слышать — хорошая привычка.
Я говорю «кар-кар», и дети два раза машут крыльями. Я говорю «мяу, мяу, мяу, мяу», и дети четыре раза трут носик лапкой. Я говорю «ква, ква, ква», и дети три раза подпрыгивают. А что надо сделать, когда я говорю «мяу, мяу, кар, ква, ква, ква»?
На занятиях в эту игру мы играем с пятилетками. Но игра хорошо идёт в разновозрастных компаниях. В семье играют все — и дети, и родители, и гости.
Хлопни в ладоши, когда в сказке, которую рассказывает ведущий, встретится число три.
На занятиях мы иногда играем в эту игру лежа — то есть дети лежат на ковре, а я рассказываю им сказку.
Читайте также: Эти 11 игр поднимут настроение всей семье
Некоторые дети отлично могут пробормотать скороговорку «один-два-три-четыре-пять-шесть» до 20, а то и до ста, но пройти ровно 8 шагов не могут. Сосредоточиться и сделать телом (ногами, руками) то, что нужно, бывает непросто. А на крупную моторику завязаны очень многие навыки, в том числе навыки письма, связь между слуховым и зрительным восприятием, умение управлять собой.
Пройдите 12 шагов на пяточках, потом 4 шага на носочках.
Подпрыгните 4 раза, потом пройдите 7 шагов, потом подпрыгните ещё 3 раза.
Пройдите 8 больших шагов и 6 маленьких.
Дети бегают до тех пор, пока ведущий не скажет «стоп». Если он говорит «стоп, 3!», то дети должны встать на 3 ноги (то есть на 2 ноги и 1 руку или наоборот, 2 руки и 1 ногу), если «стоп, 1», то надо встать на одну ногу, «стоп, 4» — на обе руки и обе ноги.
1
Дети скачут и бегают, пока им не скажут: «Замри!» — тогда они должны застыть на месте и не шевелиться до тех пор, пока не будет команды «Отомри!».
Пока водящий стоит спиной, остальные игроки маленькими шагами приближаются к нему. А как только водящий скажет «стоп!» и оглянется, все должны замереть на месте.
Детям очень важно научиться самим себе командовать, когда начать бегать — когда остановиться, когда начать читать, а когда — закончить.
Именно этому умению многие дети учатся в первом классе: вовремя вынуть нужный учебник из портфеля, вовремя начать решать задачу, вовремя сосредоточиться на том, что говорит учитель.
Учёные заметили, что вспыльчивому человеку гораздо труднее долго простоять на одной ноге, чем спокойному. Если вам кажется, что ваш ребёнок излишне непоседлив и неуравновешен, то попробуйте засечь, какое время он может простоять на одной ноге. Считается, что для нормальной учебы в школе ребёнок должен стоять на каждой ноге по минуте.
Читайте также: 6 простых настольных игр для развития логического мышления
В школе детей учат читать, писать, считать.
И многие родители — пытаясь помочь ребёнку, облегчить его жизнь, стараются заранее дать ему эти навыки.
До школы научить читать.
Пораньше выучить цифры.
Вывалить на дошкольника тетрадки с примерами — пусть приучается к работе.
Как дети действуют, когда им трудно, когда у них что-то не получается?
Кто-то начинает ныть, кто-то старается спрятаться, отгородиться, и пытается решить проблему сам, кто-то пытается списать ответ у соседей…
Когда-то давно мы водили школьников в пешие походы, на один день или на неделю… И первое, чему мы учили школьников (8 класс, 13-14 лет, не малыши даже!), — умению просить о помощи.
Если тебе трудно, натирает ботинок, неудобные лямки у рюкзака, тяжело идти, слишком быстро идёт руководитель — не терпи, а скажи сразу. Мы остановимся, и в этом ничего страшного.
Лучше заклеить ногу ДО того, как образовалась мозоль.
Умение отслеживать своё состояние, и сообщать о том, что ты устал, или плохо себя чувствуешь — зачастую куда важнее, чем умение считать или красиво писать в прописях.
Фото: depositphotos.com
В 2020 году в стране планируют возвести 4 миллиона кв. м жилья.
Об этом говорится в постановлении белорусского правительства. Задание 2020 года остаётся на уровне 2019-го. В постановлении оговаривается, что все новые многоквартирные дома с 2020 года будут энергоэффективными.
Практически каждую 3-ю квартиру в Беларуси будут отдавать тем, кто нуждается в улучшении жилищных условий.
Родители, которые 24 часа в сутки 7 дней в неделю годами находились неотступно возле больного ребенка, получили возможность для социальной передышки: теперь они могут оставить детей под присмотром тех, кому доверяют, и спокойно заняться своими делами. Необычный проект получил название «Тёплый дом».
Утро в «Тёплом доме» начинается так же, как в большой семье. Ребят привозят родители, бегут по делам, и до самого вечера за взрослыми детьми присматривают мамы, у которых такие же особенные дети. Воспитанников «Тёплого дома» называют детьми, хотя речь идёт о тех, кому за 18, а некоторым и вовсе за 30.
— Эта семейная атмосфера складывалась годами, — рассказывает сотрудник центра дневного пребывания для молодых людей с множественными нарушениями «Теплый дом» Ирина Винтерман. — Все мы — и родители, и воспитатели — состоим в бобруйской организации «Надежда». Когда твой ребёнок неизлечимо болен, поддержка других людей необходима. И кто тебя сможет лучше понять, дать совет, как не другие родители с той же бедой? Сейчас «Надежда» объединяет 87 семей. Со швейцарским благотворительным фондом Lifeline мы сотрудничали давно. На протяжении последних трёх лет благодаря их финансовой поддержке в Бобруйске осуществлялся социальный проект: в помощь мамам, которые воспитывают детей с тяжёлыми формами инвалидности, приходили няни — тоже родители детей-инвалидов, но с диагнозами полегче. Представляете, какая это передышка для мам, которые 24 часа в сутки 7 дней в неделю годами привязаны к своему ребёнку, которого нельзя оставить одного дома! И конечно, няни — профессионалы: они знают, как ухаживать за больными детьми, относятся с пониманием и сопереживанием. Проект показал, что такая помощь необходима. И тогда наши швейцарские друзья предложили финансовую поддержку, чтобы мы смогли открыть этот центр для дневного пребывания молодых людей с множественными ограничениями. Проект назвали «Тёплый дом». Если нянь хватало только на 10 семей, то наш центр в месяц посещают 30 человек. За детьми вместе со мной присматривают Светлана Сурнина, Ольга Захаренко, Любовь Самусева. Нам помогают волонтёры Светлана Кудлач и Елена Пустошилова. Все эти женщины сами воспитывают детей с инвалидностью. Но, наверное, когда ты проходишь через такое испытание, то чувствуешь чужую боль, как свою, и хочешь помочь.
Читайте также: Как выглядит дом? Ответ вас точно удивит – и заставит по-другому смотреть на вещи (а ещё вы сможете помочь детям)
Юра — «солнечный ребёнок», хотя ему 20. У парня синдром Дауна. По словам мамы Любови Михайловны, с открытием центра жизнь Юры перестала быть затворнической:
— До совершеннолетия мы посещали центр коррекционного развития, а потом сидели дома. В Бобруйске есть отделение для инвалидов, но там нужно, чтобы человек с ограниченными возможностями был более самостоятельным, с ним было легко общаться. А Юра не разговаривает. Он очень добрый, подвижный, любит танцевать, играть. А с кем ему играть во дворе? С малышами. Ребята повзрослее его в свою компанию не принимают. А здесь он среди равных.
Ане 19 лет. У девушки ДЦП, и она передвигается на инвалидной коляске. Мама Надежда говорит, что дочка вообще-то болтушка, но, наверное, растерялась, увидев новых людей и фотоаппарат. Поэтому за Аню рассказывала мама:
— Что важно для наших детей, в чём мы испытываем дефицит? В общении. Аню все любят: она очень добрая, отзывчивая. Вот сейчас все вырезают снежинки. У нее руки не слушаются из-за болезни, но сидит рядом, подсказывает, наблюдает. Она проходит реабилитацию: на гимнастических мячах ей делают релаксирующий массаж — при ДЦП очень полезно. Аня стала дисциплинированной: если ей сказать, что не пойдёт в центр, вмиг становится образцом послушания! Здесь всё приспособлено для таких, как Аня: есть пандус, просторные комнаты, санузел и душевая. Но самое главное — домашняя атмосфера. Я привожу её, оставляю до 5 вечера со спокойной душой и просто занимаюсь своими делами.
Знакомимся с волонтёрами. У Светланы Кудлач старшая дочь учится в университете, одержала победу в городском конкурсе красоты. А сын Ваня родился с множественными пороками.
— От этого не застрахован ни один родитель, самое главное — почувствовать, что ты не один, — рассказывает Светлана Кудлач. — Утром отвожу Ванюшу в центр коррекционного развития по соседству: ему 14, когда достигнет совершеннолетия, перейдёт сюда. В «Тёплый дом» прихожу почти каждый день, занимаюсь с ребятами рукоделием, очень горжусь успехами каждого. Этот центр создан буквально нашими руками. Ведь спонсор выделил деньги, а весь ремонт — от залития пола бетоном до поклейки обоев — делали мы, наши мужья и родители. Я на своём опыте знаю, что значит поддержка для родителей особенных детей. У нас есть мечта создать родительский клуб. Будем собираться, делиться опытом, кому-то надо просто выговориться.
Волонтёр Елена Пустошилова по профессии медсестра. Пока за её больным сыном дома присматривает дочь, женщина приходит в «Тёплый дом», потому что она здесь нужна:
— Я просто вижу глаза детей, как они рады мне. Эти ребята не умеют обманывать. А что важнее всего для человека в жизни? Мне кажется, осознание, что ты кому-то нужен.
Вероника Демидова, заместитель председателя Комитета по труду, занятости и социальной защите населения Могилевского облисполкома:
— В каждом районе Могилёвской области работает отделение дневного пребывания для инвалидов. Их посещают более 700 человек. Любой может найти себе занятие по душе: компьютерный класс, швейная мастерская, кулинария, кружки рукоделия. Это и социальная адаптация, и возможность пообщаться, познакомиться. В отделения, расположенные в райцентрах, приезжают и сельчане, есть специальный транспорт. Тех, у кого нет желания или недостаточно сил, навещают наши специалисты. Для инвалидов I и II группы предусмотрено социальное обслуживание на дому, а для тех, кто утратил навыки передвижения и самообслуживания, предоставляется услуга сиделки за умеренную плату. Наши центры социального обслуживания осваивают новые формы работы с людьми с ограниченными возможностями. В Могилёве востребованы услуги сурдопереводчика для людей с нарушениями слуха, а для инвалидов по зрению предоставляют помощника по сопровождению. В Бобруйске пользуется популярностью «Социальное такси». Главное, чтобы эти люди чувствовали заботу и могли адаптироваться в социуме настолько, чтобы их жизнь была максимально комфортной.
1
15 января 2020 года в театре драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича состоится заключительный музыкальный концерт творческого проекта, посвященного Году малой родины и 100-летию со дня рождения В. В. Оловникова, «Посвящение композитору».
В концерте примет участие народный артист Республики Беларусь, лауреат Государственной премии Республики Беларусь, профессор «Белорусской государственной академии музыки», солист «Белорусской государственной филармонии», пианист, органист Игорь Владимирович Оловников.
Также примут участие:
Цена билета: 5 рублей.
Начало в 18.00.