Детский оздоровительный лагерь. Когда и как

В течение лета у психологов происходят вспышки экстренных консультаций, тех, которые «Нам срочно, прямо сегодня, вопрос жизни и смерти». Вспышки эти – стабильно в первые дни лагерных смен, а запрос абсолютно одинаковый: «Ребёнок просит забрать его из лагеря, плачет и стонет, мы не знаем, что делать».

Пойти навстречу или проявить непоколебимость? Это про доверие или про преодоление?

Давайте рассмотрим вопрос со всех сторон.

В каком возрасте можно

По моему мнению, в 9 лет плюс-минус два года. Плюс-минус – это про индивидуальные особенности каждой конкретной ситуации.

Например, если ваш семилетка – общительный до невозможности, грезит о том лагере, куда каждый год ездит его брат, то можно и в 7 – вместе с тем самым братом.

А если это высокочувствительный ребёнок, тревожный, у него еще есть проблемы в социализации, то отодвигаем его лагерную инициацию ближе к 11. В это время ведущей деятельностью без-пяти-минут-подростка становится общение – оно с большей вероятностью перебьёт все минусы жизни вне дома.

Конечно, независимо от возраста, крайне важно не отдавать ребёнка впервые в лагерь в периоды семейных стрессов, например, в ситуации свежего развода или недавнего рождения брата или сестры.

Я бы вообще советовала идти поступательно:

  • около 8 лет школьный лагерь дневного пребывания,
  • на следующий год – лагерь полного пребывания неподалеку от дома на одну-две недели,
  • и только на третье лето – полноценная смена на море или заграницей.
 

Что важно учесть при решении отправить ребёнка в лагерь

  1. Желание самого ребёнка. Он там вообще хочет? Или это ваша идея научить его самостоятельности, оторвать от маминой юбки? А может, просто хочется уже отдохнуть или соответствовать рейтингу «как все»? Я понимаю и принимаю любую мотивацию, но в плане лагеря предлагаю во главу угла всё-таки ставить интересы самого отсылаемого.
  2. Опыт без родителей. То есть ребёнок, может, и хочет в своей голове, но если он никогда не оставался без родителей на несколько дней и ночей, то важно сначала дать ему такой опыт, а потом уже отправлять в лагерь. Договоритесь с друзьями, устройте ночёвки друг у друга.
  3. Навыки самообслуживания. Ещё сами моете ей голову, а ему попу? Проверяете, почистил ли зубы? Следите за чистотой трусов? Вам не в лагерь, вам к психологу))) Ладно, шучу. Но сначала научите полностью следить за собой, потом уже думайте о долгосрочной разлуке.
  4. Умение жить в режиме. Вставать по звуку горна, уходить на отбой по общему сигналу, купаться, когда разрешит ответственный взрослый, и вылезать из воды, как только попросят. Если с такими границами у ребёнка сложно, то решаем этот вопрос до лагеря. Задолго до.
  5. Общительность. Есть дети-спаниели, пока каждую бродяжку не обнюхают, не успокоятся. Им нужно болтать, дружить, знакомиться с новыми людьми каждую минуту. А есть такие, кому крайне сложно заходить в новые компании. Если ваш ребёнок из вторых, то лагерь – не средство решения проблемы, а дополнительный стресс. Там, где стресс, не бывает развития и преодоления.
  6. Родительская тревога. Боитесь отпускать? Просыпаетесь в холодном поту? Не надейтесь, что ребёнок не считает ваше состояние. Важно разобраться со своими страхами заранее.

Читайте также: Летний оздоровительный лагерь. Мама, забери меня


Оценили по всем пунктам – приняли решение «к лагерю годен» – начинаем готовиться:

Как помочь ребёнку подготовиться к лагерю

  • Лагерь стоит выбирать вместе, смотреть фото и видеоматериалы. Так ребёнок знакомится с предстоящим событием и подтверждает свой осознанный выбор. Да, потом он имеет право разочароваться в нём и перевыбрать, проситься домой, но, тем не менее, выбор важен.
  • Также нужно рассказать ребёнку о распорядке лагерной жизни и правилах, которые там будут действовать. Предупреждён – значит вооружён.
  • Сразу договаривайтесь, когда вы приедете, когда будете звонить. Так у ребёнка будет понимание отрезков, когда он один, и точек, где он может расслабиться и дать волю чувствам. Эти точки могут быть очень важны на первых порах.
  • У ребёнка должно быть чёткое понимание, к кому с какой проблемой идти: заболел – к лагерной медсестре, конфликт с другим ребёнком – к вожатому, беспредел со стороны самих вожатых – звонок родителям. Сталкиваясь с проблемой, каждому из нас очень полезно знать какие-то стратегии их решения.
  • Смело делитесь своим детским опытом: как вы ездили в лагерь, что вам там нравилось, в какие игры играли, с кем дружили. А также расскажите о проблемах, с которыми сталкивались – чтобы у ребёнка не создалось ложного впечатления, что у всех всё в порядке и только он один страдает от чего-либо.
  • Будет очень здорово, если вместе с вашим сыном или дочерью поедет кто-то из друзей. Прям большое подспорье.
  • Но даже если один друг есть, с остальными ребятами придётся знакомиться. Для тех, кто знакомство даётся с трудом, можно подстелить соломки: обучить фокусу, навыку, который заинтересует остальных и привлечет внимание. Например, нас один мальчик поражал умением собирать кубик-рубика, мы сами к нему бежали знакомиться и глазеть, как ловко он управляется с нехитрой игрушкой.
  • В идеальном мире детям хорошо было бы знать стратегии решения конфликтов: где избежать, как ответить. Это вряд ли история на последнюю неделю перед лагерем, но не упомянуть о ней не могу.

Надеюсь, вы найдёте наиболее подходящий вам вариант подготовить своих сыновей и дочерей.

Лёля Тарасевич

 

Поделиться

Читайте также

17 сентября около 3 часов дня, находясь в трёхкомнатной квартире своей дочери, 63-летняя пенсионерка почувствовала запах дыма, сообщает старший инспектор областного управления МЧС Ольга Нехороших.

Женщина быстро установила источник возгорания – в спальне горел натяжной потолок. Комната была наполнена едким дымом. Пенсионерка поспешила эвакуироваться и вызвала спасателей. Работниками МЧС средства пожаротушения не подавались, так как произошло самозатухание материалов натяжного потолка.

В результате пожара в спальне уничтожен натяжной потолок, закопчено имущество.

Предполагаемая причина пожара – нарушение правил эксплуатации электросетей и электрооборудования.

 

MogilevNEWS.by

Читать дальше

15 сентября 2020 года, в День библиотек Республики Беларусь, в городской библиотеке №8 имени Евфросинии Полоцкой города Бобруйска состоялось открытие выставки «Шляхі праваслаўя на тэрыторыі Бабруйскай епархіі».

Выставка подготовлена отделом религиозного образования и катехизации Бобруйской епархии.

Экспозиция состоит из 10 стендов, на которых представлена информация об истории православия на территории Бобруйской епархии в истории её храмов, а также рассказывается о современной духовной жизни Бобруйщины.

С приветственным словом перед гостями библиотеки выступил настоятель прихода Николо-Софийского храма города Бобруйска протоиерей Димитрий Баркарь.

Все желающие могут посетить выставку до1 октября 2020 года.

1

Бобруйская епархия

Читать дальше

В работу школьных служб медиации планируют включать родителей для мирного разрешения конфликтных ситуаций в школе, сообщила корреспонденту БЕЛТА исполнительный директор Белорусского республиканского союза юристов, руководитель проекта «Школьная медиация», медиатор центра «Медиация и право» Ирина Орловская.

«Немаловажным направлением в развитии школьной медиации является то, что мы планируем включить в работу школьных служб медиации ещё и родителей, рассказать им о плюсах и возможностях медиации, о том, как мирно они смогут решать свои вопросы с детьми дома, разрешать сложные ситуации в школах, если они возникают», – сказала Ирина Орловская.

По её словам, не менее важно, чтобы будущие педагоги начальных классов, педагоги-предметники, преподаватели в вузах и колледжах обладали техниками мирного урегулирования конфликта. В связи с этим целесообразно обсуждать вопросы выработки общей методологии по подготовке будущих специалистов в сфере образования, а также будущих юристов со знанием восстановительных подходов.

«Всё это необходимо для того, чтобы общими усилиями мы смогли создать для наших детей благоприятный климат для получения знаний, выработать алгоритм взаимодействия по урегулированию конфликтов», –отметила исполнительный директор.

В Беларуси работа по развитию школьной медиации идёт с 2015 года. Уже создано более 20 школьных служб медиации, которые позволяют поссорившимся сторонам разрешать сложные конфликты, не оставляя негативных чувств и самим находить пути к исправлению ситуаций. «После апробирования нескольких моделей, мы пришли к выводу, что наиболее эффективная модель предполагает привлечение различных специалистов при разрешении школьного конфликта», –сказала Ирина Орловская.

1

Читать дальше