Бобруйские жизнелюбы и тайны Ветхого завета в блистательной прозе Шапиро-Тулина

Каждую среду известная писательница Анна Берсенева, не пропускающая ни одной новинки, знакомит нас с книгами, которые, по её мнению, нельзя не заметить в общем потоке.

На первой же странице книги «Жёлтые цветы для синей рыбы» (М: Текст, 2019) Борис Шапиро-Тулин (уроженец Бобруйска, не забывающий о своих корнях, – прим. редактора сайта) предупреждает, что сюжет этого романа сначала явился ему в виде череды странных головных уборов: куски материи, под которыми скрывались от солнца бывшие рабы Египта, потом – парики с буклями, перетянутыми сзади чёрной лентой, потом – немецкая фуражка с высокой тульей, потом – ушанка с болтающимися завязками, и берет, и белый кружевной платок, и маленькая кокетливая шляпка из беличьего меха.

И герои, живущие в разных странах, и эпохи, отстоящие одна от другой на столетия, тоже являлись, по предуведомлению автора, разрозненным образом.

Это может насторожить читателя, так как он ожидает от романа внятной композиции и персонажей, предстающих живыми людьми, а не смутными осколками, которые автор, по его словам, пронумеровал, как археологи нумеруют разбитые глиняные таблички, а потом стал соединять, подбирая очертания их контуров, пока не получился осмысленный текст.


Читайте также: Познакомьтесь с Бобруйской крепостью онлайн


Так вот, ключевое слово здесь – «осмысленный», и поэтому читательская опаска будет излишней. Причём смысл предстаёт в «Жёлтых цветах для синей рыбы» в главном значении этого слова – как то, что не просто увлекает читателя, а делает текст необходимым. Поэтому композиция, структура этого романа стройны как кристаллическая решетка алмаза, и никакой размытости в его фабуле нет.

Сложность здесь не означает невнятицы. Совсем наоборот, сюжет проработан до мельчайших деталей, как и образы героев, – и главных, и тех, кого язык не поворачивается назвать второстепенными.

 

В захваченном фашистами городе Бобруйске соседка спасает маленького еврейского мальчика, отец которого на фронте, а мама убита. Мальчик вырастает, становится художником и всю жизнь ищет ответ на вопрос: зачем всё это было? Зачем искусство, если оно не остановило убийц? Зачем уцелели в войне люди, если их жизнь после этого была преисполнена главным образом горестных забот? Зачем уцелел он сам, стал ли он лучше после всего, что пришлось пережить в детстве?

На такие вопросы не бывает ответов в рамках бытовой логики. И всё-таки ответы, несомненно, есть. И для того чтобы обозначить направление поиска, Шапиро-Тулин направляет свой роман в совсем, казалось бы, отдалённые от той бобруйской истории области – туда, где Моисей умирает, не войдя в святую землю, в которую привёл свой народ, а Иоганн Себастьян Бах пишет кантату №21 на псалом Давида «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?».

Не могу сказать, что такой повествовательный приём – мерцание смыслов во множестве времен и героев – явился для меня неожиданностью. Каждый, кто читал предыдущие книги Бориса Шапиро-Тулина, понимает, что в его мире бобруйские жизнелюбы, о которых он написал множество смешных, трогательных и трагических рассказов, и тайны Ветхого Завета, которым посвящены семь его книг, не разделены.


Читайте также: В Бобруйске появилось место, где можно будет поговорить о важном


В связи с этими семью томами, совершенно ошеломляющими по глубине, парадоксальности и яркости, возникает, кстати, вопрос к издателям: как может быть, чтобы такие книги были изданы лишь однажды, крошечным тиражом, в прекрасном, но очень дорогом иллюстрированном подарочном издании? Ведь в том, что они вызвали бы самый жгучий интерес у широкого читателя, нет ни малейшего сомнения, так почему же именно широкому читателю их не представить?

В «Жёлтых цветах для синей рыбы» жители Бобруйска прописаны не просто с любовью, но с художественной выразительностью, заставляющей вспомнить произведения Шолом-Алейхема и Исаака Башевиса Зингера, а кантата Баха предстаёт как великий символ неслучайности и таинственного воздействия прошлого на будущее, что заставляет вспоминать бабочку Рэя Брэдбери.

Заметьте, не имитирует, а именно заставляет вспоминать традицию подобной образности.

Соединение ясности и сложности – вот суть этого романа, и проявляется она во всём – в том, как на равных и с равной же выразительностью описаны в нём люди простые и утончённые, в том, как автору удаётся словами рассказать о музыке, в том, как единство и непрерывность жизни видятся воочию. Эта книга и с силой воздействует на читательские чувства, буквально бьёт по ним – и в то же время трепетно их бережёт.

Такой вот прекрасный парадокс.

1

Новые известия

Поделиться

Читайте также

Завтра, 21 июля, знаменитому американскому писателю исполнился бы 121 год, пишет «Созвучие».

Неизвестный рассказ Эрнеста Хемингуэя, который недавно обнаружил его внук, перевели на белорусский язык. Рукописи автор не дал название. Вместо отца это сделал сын писателя Патрик.

Произведение было опубликовано в июне в журнале The New Yorker, а недавно переведено Дарьей Литвиновой на белорусский язык.

В ранее не опубликованном рассказе знаменитый писатель описывает рыбалку, невольно напоминая читателям «Старика и море».


Читайте также: Портал в мир книг на белорусском языке появился в сети


 

Читать дальше

Залпы ярких красок, классная музыка, жаркие танцы и много веселья – 27 апреля 2024 года в 15.00 в городском парке культуры и отдыха.

Под популярные треки все участники подбросят в небо краску самых разных цветов – нераскрашенным с фестиваля уйти никому не получится.

Марафон безудержных танцев продлится два часа: организаторы подготовили для гостей сразу несколько тонн краски.

Вход свободный. В программе — жаркие танцы под любимые хиты, увлекательные интерактивы и, конечно, залпы красок.

Возрастная категория фестиваля: 0+

 

Читать дальше

Три региональных центра по сбору и захоронению коммунальных отходов планируют создать в Могилёвской области – в Бобруйском, Могилёвском и Кричевском районах. Проекты обсуждались на встрече журналистов с министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Андреем Худык, который с рабочим визитом 22 июля посетил Могилев.

Обсуждая с журналистами тему переработки коммунальных отходов, Андрей Худык рассказал о подписанной Концепции создания объектов по сортировке и использованию твердых коммунальных отходов и полигонов для их захоронения, которая предусматривает постепенное закрытие всех мини-полигонов до конца 2021 года и поэтапному закрытию городских полигонов по захоронению коммунальных отходов в стране.


Читайте также: Для сортировки мусора на новом заводе под Бобруйском задействуют роботов


В Могилёвской области в этой связи планируется строительство трёх региональных центров в три этапа. В рамках первого – строительство мусороперерабатывающего завода и полигона в Бобруйском районе.

Завод будет перерабатывать образующийся объём коммунальных отходов Бобруйска, Осиповичского, Бобруйского, Глусского, Кличевского и Кировского районов. Проектно-сметная документация этого проекта уже разработана и определена площадка для возведения объекта. В 2021 году планируется старт строительных работ, в 2022-м его сдача в эксплуатацию.

В рамках второго этапа планируется строительство полигона в Могилёвском районе, третьего – центра по дополнительной сортировке в Кричевском.

1

 

MogilevNEWS.by

Фото носит иллюстративный характер.

Читать дальше