Волость – это название государственного управления в Великом княжестве Литовском. Бобруйскую волость часто называют староством, но называться именно так волость стала лишь в 17-18 вв.
Первые сведения о бобруйской волости относятся к 14-му столетию. Она занимала большую часть территории современных Бобруйского, Кировского и прилегающих к ним частей Жлобинского и Светлогорского районов.
Есть мнение, что сначала Бобруйская волость входила в состав Свислочского княжества – удельного княжества в низовье реки Свислочь, которое оформилось, вероятно, в 12-13 стст.
Где-то около 1352 года княжество перестало существовать после смерти бездетного князя Семёна.
Бобруйская волость, как и Свислочское княжество, присоединена к Великому княжеству Литовскому и поделена на 2 части (2 княжества) – между князем литовским Ольгердом (резиденция в Вильно) и его братом Кейстутом (резиденция в Троках).
Сам город Бобруйск также делился на две «половины» – большую Виленскую и меньшую Трокскую. Братья поделили территорию таким образом, чтобы каждый из них имел и белорусские, и литовские земли – ради крепости государства.
В судебно-административных военно-политических отношениях Бобруйск и Бобруйская волость были подчинены виленскому и трокскому князьям.
Читайте также: Этот день в истории: 4 февраля 1808 года в Бобруйском уезде родился Винцент Дунин-Марцинкевич
Волостью руководили два наместника (заместителя), которых назначал великий князь обычно из числа крупных бояр (Глебовичей, Довойнов, Пацей, Тишкевичей и др.), а также два старца, которые выбирались из числа крестьян.
Каждый старец в своей половине контролировал сбор податей и исполнение всех повинностей. Старец имел право посадить виноватого в острог (тюрьму). За свою службу он имел две волоки земли, которые освобождались от всех податей и поборов, получал другие побочные доходы за выполнение судебных и административных дел.
Старец имел помощников, которых называли заказниками. Они выбирались из числа надёжных людей жителями деревень (сёл). В обязанности заказника входили разбор жалоб населения, поддержание порядка в населённом пункте. За свою работу заказник пользовался одной волокой земли, которая была освобождена от податей и поборов. За раскрытие потрав или других нарушений заказник получал от виноватого в свою пользу 1 грош.
Старец выступал посредником между волостью и властью, при помощи заказников распределял повинности, собирал подати с крестьян.
Основной единицей налогообложения крестьян в то время был дым – название крестьянского хозяйства, которое обычно велось одной семьёй.
Раздел волости на виленскую и трокскую «половины» сохранился и при создании в 1413 году Виленского и Трокского воеводств, и позже – после включения волости в состав Речицкого повета Минского воеводства. На виленской «половине» самыми крупными из населённых пунктов были Зеленковичи, Кобыличи, Ковчицы, Старые и Новые Козловичи, Ковтичи. На трокской – Авсимовичи, Воротынь, Витлин, Плёсы, Секеричи.
В XY-XYI стст. несколько сёл волости (Дуриничи, Киселевичи, Рыня, Степы, Татарковичи, Химы) были подарены великим князем разным феодалам.
В 17-18 веках волость стала называться староством, а её руководители – старостами. Известно, что в Бобруйском старостве эту должность занимали представители шляхетского рода Тризна, позже – других крупных феодалов, в том числе и Радзивиллов. После присоединения к Российской империи (1793) староство перестало существовать, как и само Великое княжество Литовское.
При написании статьи были использованы материалы «Актов Виленской археологической комиссии» (Вильно, 1898. – Т. 25, с. 114-330) и книги «Память: историко-документальная хроника Бобруйского района» (Мн.: БелЭн, 1998. – С. 24-25, 40-41).
1
Управление по труду, занятости и социальной защите Бобруйского горисполкома приглашает безработных граждан на обучение по программе обучающих курсов «Предприниматель (индивидуальный)» (срок обучения – 3 недели), по программе профподготовки по профессиям «слесарь-сантехник», «продавец».
Обучение бесплатное, на период курсов назначается стипендия.
По вопросам профобучения обращаться: ул. Гоголя, 7, кабинет №31, тел.709334.
Читайте также: Бобруйск: «День предприятия»
В Центре культуры и досуга Ленинского района Бобруйска 27 октября 2023 года пройдёт ежегодная конкурсная программа «Королева Осень», уже ставшая традиционной для микрорайона Форштадт. Конкурс начнётся в 16.00. Проводится он традиционно осенью совместно со средней школой №17. Участие в творческом состязании примут ученицы 8-11 классов учебного заведения.
Участницы соревнуются в находчивости, талантах. Не остаются без внимания жюри привлекательность и ум девушек.
Программа предусматривает четыре конкурса, к которым девушки готовятся заранее. Творческое представление себя и своих увлечений при помощи стихотворения, песни, танца они продемонстрируют в «Визитной карточке».
Читайте также: Центр культуры и досуга Ленинского района Бобруйска: планы на месяц
Участниц ожидают конкурс-реклама «Наша школа круче всех!», танцевальное соревнование и дефиле «Наряд Королевы Осень» в платьях, изготовленных своими руками.
Школьницам также предстоит проявить себя в нескольких конкурсах, условия которых они узнают только во время программы. Настроение зрителей будут поддерживать солисты образцовой студии эстрадной песни «Гранд».
Выступление участниц оценит компетентное жюри, в состав которого войдут учителя школы №17 и работники Центра культуры.
Каждую среду известная писательница Анна Берсенева, не пропускающая ни одной новинки, знакомит нас с книгами, которые, по её мнению, нельзя не заметить в общем потоке.
На первой же странице книги «Жёлтые цветы для синей рыбы» (М: Текст, 2019) Борис Шапиро-Тулин (уроженец Бобруйска, не забывающий о своих корнях, – прим. редактора сайта) предупреждает, что сюжет этого романа сначала явился ему в виде череды странных головных уборов: куски материи, под которыми скрывались от солнца бывшие рабы Египта, потом – парики с буклями, перетянутыми сзади чёрной лентой, потом – немецкая фуражка с высокой тульей, потом – ушанка с болтающимися завязками, и берет, и белый кружевной платок, и маленькая кокетливая шляпка из беличьего меха.
И герои, живущие в разных странах, и эпохи, отстоящие одна от другой на столетия, тоже являлись, по предуведомлению автора, разрозненным образом.
Это может насторожить читателя, так как он ожидает от романа внятной композиции и персонажей, предстающих живыми людьми, а не смутными осколками, которые автор, по его словам, пронумеровал, как археологи нумеруют разбитые глиняные таблички, а потом стал соединять, подбирая очертания их контуров, пока не получился осмысленный текст.
Читайте также: Познакомьтесь с Бобруйской крепостью онлайн
Так вот, ключевое слово здесь – «осмысленный», и поэтому читательская опаска будет излишней. Причём смысл предстаёт в «Жёлтых цветах для синей рыбы» в главном значении этого слова – как то, что не просто увлекает читателя, а делает текст необходимым. Поэтому композиция, структура этого романа стройны как кристаллическая решетка алмаза, и никакой размытости в его фабуле нет.
Сложность здесь не означает невнятицы. Совсем наоборот, сюжет проработан до мельчайших деталей, как и образы героев, – и главных, и тех, кого язык не поворачивается назвать второстепенными.
В захваченном фашистами городе Бобруйске соседка спасает маленького еврейского мальчика, отец которого на фронте, а мама убита. Мальчик вырастает, становится художником и всю жизнь ищет ответ на вопрос: зачем всё это было? Зачем искусство, если оно не остановило убийц? Зачем уцелели в войне люди, если их жизнь после этого была преисполнена главным образом горестных забот? Зачем уцелел он сам, стал ли он лучше после всего, что пришлось пережить в детстве?
На такие вопросы не бывает ответов в рамках бытовой логики. И всё-таки ответы, несомненно, есть. И для того чтобы обозначить направление поиска, Шапиро-Тулин направляет свой роман в совсем, казалось бы, отдалённые от той бобруйской истории области – туда, где Моисей умирает, не войдя в святую землю, в которую привёл свой народ, а Иоганн Себастьян Бах пишет кантату №21 на псалом Давида «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?».
Не могу сказать, что такой повествовательный приём – мерцание смыслов во множестве времен и героев – явился для меня неожиданностью. Каждый, кто читал предыдущие книги Бориса Шапиро-Тулина, понимает, что в его мире бобруйские жизнелюбы, о которых он написал множество смешных, трогательных и трагических рассказов, и тайны Ветхого Завета, которым посвящены семь его книг, не разделены.
Читайте также: В бобруйском санатории появился уникальный аппарат ударно-волновой терапии немецкого качества
В связи с этими семью томами, совершенно ошеломляющими по глубине, парадоксальности и яркости, возникает, кстати, вопрос к издателям: как может быть, чтобы такие книги были изданы лишь однажды, крошечным тиражом, в прекрасном, но очень дорогом иллюстрированном подарочном издании? Ведь в том, что они вызвали бы самый жгучий интерес у широкого читателя, нет ни малейшего сомнения, так почему же именно широкому читателю их не представить?
В «Жёлтых цветах для синей рыбы» жители Бобруйска прописаны не просто с любовью, но с художественной выразительностью, заставляющей вспомнить произведения Шолом-Алейхема и Исаака Башевиса Зингера, а кантата Баха предстаёт как великий символ неслучайности и таинственного воздействия прошлого на будущее, что заставляет вспоминать бабочку Рэя Брэдбери.
Заметьте, не имитирует, а именно заставляет вспоминать традицию подобной образности.
Соединение ясности и сложности – вот суть этого романа, и проявляется она во всём – в том, как на равных и с равной же выразительностью описаны в нём люди простые и утончённые, в том, как автору удаётся словами рассказать о музыке, в том, как единство и непрерывность жизни видятся воочию. Эта книга и с силой воздействует на читательские чувства, буквально бьёт по ним – и в то же время трепетно их бережёт.
Такой вот прекрасный парадокс.