16 июля: факт из истории

16 июля 1054 года в результате конфликта между римской курией и константинопольским патриархом произошло официальное разделение христианской церкви на католическую и православную.

В 1054 году римский папа Лев IX послал в Константинополь своих послов-легатов во главе с кардиналом Гумбертом, человеком горячим и высокомерным. Целью визита было встретиться с императором Константином IX Мономахом и обсудить возможности военного союза с Византией, а также примириться с константинопольским патриархом Михаилом Керулларием, не умаляя при этом первенства римской кафедры.

Однако посольство с самого начала взяло тон, не соответствующий примирению. Послы папы отнеслись к патриарху без должного почтения, надменно и холодно. Видя такое отношение к себе, патриарх отплатил им тем же. На созванном соборе Михаил выделил папским легатам последнее место.

Кардинал Гумберт счел это унижением и отказался вести какие-либо переговоры с патриархом. 16 июля 1054 года в соборе Святой Софии, переполненном молящимся народом, папские легаты объявили о низложении константинопольского патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме папу и его легатов. Это привело к окончательному расколу христианской церкви, в результате которого обособились римско-католическая церковь на Западе и православная – на Востоке.


Читайте также: 27 июля: факт из истории


Основным вопросом обрядового характера, по которому в середине XI века разгорелась полемика между Востоком и Западом, было употребление латинянами пресного хлеба на Евхаристии, в то время как византийцы употребляли квасной хлеб. Кроме того, имела место прямая борьба папы римского за первенство среди других христианских первосвященников, а также имущественные споры.

Покинув Константинополь, папские легаты отправились в Рим окружным путем. Среди прочих городов они посетили Киев, где встретились с древнерусскими клириками и были приняты при княжеском дворе. Однако при этом русская церковь сохранила приверженность православию.

Окончательное разделение между Востоком и Западом наступило с началом крестовых походов, которые принесли с собой дух ненависти и злобы, а также после захвата и разорения Константинополя крестоносцами во время IV крестового похода в 1204 году.

Церковный раскол не преодолён до сих пор, хотя в 1965 году по решению римского папы и константинопольского Патриарха взаимные проклятия были сняты.

 

Подготовлено по материалам сайта calend.ru

Поделиться

Читайте также

В Минске оборудуют специальные места, куда можно будет вынести елку после новогодних праздников. Оттуда деревья вывезут на переработку, сообщает агентство «Минск-Новости».

Елки будут дробить на топливную щепу, компост, мульчу и использовать повторно.

— Днями вывоза новогодних деревьев предлагаем сделать два последних воскресенья января. Опыт показывает, что в это время жители выбрасывают елки наиболее активно, — рассказал генеральный директор «Ремондис Минск» Эрвин Куртбединов.

В минувшие зимы ненужные деревья после праздников в Минске вывозили на полигоны ТБО и захоранивали. Этот метод был не особо экологичным.

По данным компании «Ремондис Минск», после новогодних праздников в столице выбрасывают 30-40 тыс. елок, а это приблизительно 200 т сырья.


Читайте также: Новогодние ёлки украсят Бобруйск к 1 декабря


 

Фото: pixabay

Читать дальше

В филиале Национального исторического музея «Дом-музей I съезда РСДРП» открылась выставка елочных игрушек советского периода «В гостях у сказки», которая продлится до 14 января 2020 года. В импровизированном сказочном лесу можно побродить среди десятков елок, украшенных антикварными игрушками прошлого века. Отличная возможность приблизить праздник и ощутить, что несмотря на отсутствие снега Новый год уже совсем близко.

На выставке представлена частная коллекция елочных игрушек от коллекционера из Бобруйска Галины Жук. Автор экспозиции поделилась с порталом sb.by, что дарит новогоднее настроение минчанам впервые:

– Два года назад показала свою коллекцию игрушек в Бобруйске, затем был Могилёв. Сейчас знакомлю с интересными экспонатами советской эпохи жителей Минска и Гомеля. В столичном музее представлено около 800 игрушек. Выставка разбита на тематические блоки: украшения в виде шишек, ракушек, шаров, известных сказочных персонажей. Коллекция начала формироваться примерно 12 лет назад со 100 игрушек, которые презентовала свекровь. Зная о моем увлечении, интересные экземпляры дарили родственники и знакомые, какие-то игрушки покупала на антикварных рынках и аукционах. Сейчас у меня около 2 тысяч различных украшений. Кстати, только такими игрушками наряжаю домашнюю елку. На ней помещается около четырех сотен «экспонатов» 50-70-х годов. Есть в коллекции и самая любимая – «Мальчик на саночках». Ее помню ещё с детства, когда мама удивлялась глубокой проработке каждой детали. В этом, к слову, и отличие таких игрушек: каждый образец – настоящее произведение искусства.


Читайте также: Впервые в Беларуси ёлки после новогодних праздников пойдут на переработку


Удивляет и разнообразие техник и материалов, которые использовали для производства украшений. К примеру – техника глинки. Игрушки изготавливались только один раз в истории Советского Союза в 1970-х годах. Метод заключался в том, что игрушку помещали в раствор глины, высушивали. Затем процарапывали рисунок, остальную глину удаляли. Очищенные места серебрились, а затем покрывались цветным лаком. Производство было остановлено по понятным причинам – трудоемкого процесса и высокой себестоимости украшений.

Еще один интересный тематический блок – ватные украшения. Для их производства в Москве были организованы две артели – «Художественная игрушка» и «Все для ребенка». Игрушки делали их скрученного прессованного хлопка. Существовали специальные каркасы – «скелетники» для изготовления человечков и животных. Реалистично раскрашенную фигурку покрывали крахмальным клейстером со слюдой, что делало ее жесткой, и посыпали стеклянным снегом, придававшие вате сходство с мерцающим снежным покровом. Для получения искусственного снега выдували шар с тончайшими стенками и сбрасывали в специальный ящик, где он рассыпался на мельчайшие чешуйки. Технологию изготовления ватной игрушки механизировать так и не удалось. Поэтому в 1950-ых годах она исчезла с прилавков магазинов. Ватных фигурок, сделанных в 30-40-ых, осталось совсем немного.

 

Гости выставки – минчане Инна и Евгений говорят, что, глядя на игрушки, будто вернулись в прошлое:

– Некоторыми экспонатами еще в детстве сами украшали елку. Кое-что даже сейчас хранится дома. Кстати, и сейчас украшаем новогоднюю красавицу исключительно стеклянными игрушками – имеют совсем другой вид. Также много фигурок, сделанных своими руками – деревянные, вышитые. Наряжать главную героиню Нового года привыкли с внучками. Им это очень интересно, к тому же приближает ощущение праздника, чуда. От подарков родным практически отказались – преподносим их в основном детям. Но перечисляем деньги на благотворительность – помогаем больным ребятам.

А минчанка Надежда на выставку пришла с дочерью Таней и ее подружкой Ксюшей. Говорит, детям интересно посмотреть, что было на праздничной елке несколько десятков лет назад:

– Удивили их игрушки в виде сказочных персонажей. Дети узнали многих героев. А сколько здесь вариаций Дедов Морозов: посмотрите – из ваты, папье-маше. Кстати, один из экспонатов до сих пор хранится у бабушки в Давид-Городке. Сейчас, конечно, тенденции в дизайне елок изменились – используем в основном однотонные украшения, пластмассовые, потому что собака имеет привычку ронять дерево. Чтобы игрушки сохранились, они должны быть из практичного материала. А в ретрофигурках чувствуется душа – они индивидуальные, не похожи друг на друга.

novogodnie-retroigrushki-bobruichanki-uvidyat-stolichnye-zhiteli

К слову

Столичная торговля подготовилась к празднику – в крупных магазинах и торговых центрах уже есть в продаже новогодние украшения. На Комаровском рынке, к примеру, игрушки, мишура и прочий праздничный декор появились на торговых рядах еще с 15 ноября. Спросом уже пользуются шары ручной работы и символы предстоящего года – металлическая крыса. А вот елочные базары появятся в Минске только в конце декабря.

1

 

СБ

Читать дальше

Тысячи разноцветных огней рисуют на горе безошибочный профиль ёлки. Это рождественская зелёная красавица в итальянской Умбрии с 1991 года занесена в Книгу рекордов Гиннесса.

В период Рождества тысячи людей приезжают в очаровательную средневековую деревню Губбио, чтобы полюбоваться этим впечатляющим светящимся символом Нового года, чтобы быть околдованными сказочной атмосферой.

Ёлку в деревушке впервые создали в 1981 году. С тех пор группа добровольцев каждое рождество тянет на гору 8 с половиной километров кабелей, к которым подключены более 700 ламп. Около 1300 часов грандиозной работы для восхищения всего мира.

Впечатляют цифры рождественской ёлки:

  • 300 зеленых ламп рисуют профиль дерева, которое простирается от базилики, расположенной на вершине деревни, до вершины горы.
  • 400 разноцветных огней разбросаны по всему дереву.
  • На вершине ёлки огромная кометная звезда с более чем 200 огнями.
  • Дерево высотой 750 метров занимает площадь в 130 тысяч квадратных метров.

Торжественная церемония включения ёлки прошла 7 декабря 2023 года. Выключат красавицу 6 января 2024 года.

1

Читать дальше