Выставка мастера вытинанки Луции Рудаковской в Бобруйске

Персональная выставка мастера вытинанки, члена Белорусского объединения мастеров народного творчества Луции Рудаковской «Погляд праз гады...» пройдёт в выставочном зале Бобруйского художественного музея с 16 декабря 2022 года по 22 января 2023 года. Приурочена она к 100-летию белорусской вытинки.

Вход свободный.

О виде народного творчестве

Вытинанка – традиционный белорусский вид искусства, достигший высокого художественного уровня. Вырезание ажурных узоров из белой и цветной бумаги получило распространение в середине XIX века.

Белорусская вытинанка получила статус историко-культурной ценности как элемент нематериального культурного наследия и также, совсем недавно в Беларуси отмечалось столетие данного вида искусства. Самобытное искусство вырезания из бумаги распространено во всех регионах.

Из 100 мастеров, работающих в этом виде народного творчества, 4 мастера – члена союза народных мастеров – обосновались в Бобруйске. Одна из мастеров – Луция Рудаковская. Именно она представляет выставку своих прекрасных работ.

К сведению

Это не первая удивительная экспозиция автора в нашем городе.

Ранее горожане познакомились с работами мастера на выставке «Мои любимые работы» по итогам участия в челлендже в рамках проекта «7 дней – 7 работ». Выставка прошла в 2020 году. Заданием проекта для мастеров было ежедневно выкладывать в соцсеть фотографию своего произведения.

В октябре 2020 года в стенах Дворца Бобруйска проходила выставка Луции Рудаковской «Божества славянской мифологии», на котором бобруйчанам было представлено 14 панно. В основном это образы языческих духов белорусского фольклора. Выполнены они в технике вытинанки – традиционного вида декоративно-прикладного искусства Беларуси. В работе использована орнаментальная символика каждого славянского божества и его образ: Сварога, Ярило, Лады, Даждьбога, Каляды, Макоши.

 

Вдохновение к экспозиции «В образах малой Радзімы», которая проходила во Дворце искусств города с 19 сентября по 23 октября 2022 года, стала малая родина. Эти работы, как мозаика, складываются в большие и яркие картины жизни, каждая из которых соответствует особому видению мира, любви к Родине через вытинанку. Посетители выставки смогли окунуться в удивительный мир современного искусства ажурной техники вырезания из бумаги.

Об авторе

Луция Рудаковская в 2017 году стала членом Белорусского объединения мастеров народного творчества в виде искусства «Вытинанка». Работала преподавателем художественных дисциплин в Бобруйском художественном колледже имени А. Е. Ларина.

С 2013 года Луция Казимировна работает педагогом дополнительного образования в Центре дополнительного образования детей и молодёжи Бобруйска, является руководителем образцовой студии изобразительного искусства «Фантазия и Я».

Неоднократно Луция Рудаковская участвовала в:

  • республиканской выставке народного творчества «Калядныя ўзоры»,
  • республиканской выставке-ярмарке ремёсел «Вясновы букет»,
  • ярмарке народных ремёсел и искусств «Задзвінскі кірмаш»,
  • ярмарке на празднике «Купалье» в Александрии и других.

Награждена дипломами областного фестиваля фольклорного искусства «Скарбніца Падняпроўя» (диплом I степени), областного конкурса на свободную творческую работу «Моя малая Родина» (диплом II степени) и другими.

Луция Казимировна представляла Бобруйск на V Международном регионе Беларуси и России в Могилёве.

1

Поделиться

Читайте также

13 сентября Центр досуга и творчества г. Бобруйска совместно с администрацией и профсоюзным комитетом ОАО «ФанДОК» приглашают горожан на праздник микрорайона «Деревообработчики, спасибо за ваш труд!», посвящённый Дню работников леса.

Программа праздника:

14.30 – закладка аллеи в честь 90-летия ФанДОКа (территория гостиничного комплекса)

16.00 – выступление лучших коллективов Центра досуга и творчества на площадке Центра:

  • народный казачий ансамбль «Вольница»,
  • всегда молодой народный хор ветеранов труда «Бобруйские зори»
  • и солисты еще развивающейся вокально-эстрадной студии «Каскад».

Для бобруйчан подготовлена развлекательная программа с задорными играми. 

Читать дальше

Среди них есть и кирпичи из Бобруйска. Во время возведения в городе крепости в местечке появилось сразу несколько производителей, среди них завод Акулича, Розенбергов, Казённый кирпичный завод.

Первый экспонат своей коллекции Алексей Чистяков нашёл в 2010 году, прогуливаясь возле замковых стен в Лиде. Строители чистили расположенное рядом озеро и достали много мусора, среди него был необычный кирпич с клеймом «К».

Алексей Алексеевич заинтересовался происхождением строительного материала и, отмыв его, принёс в местный краеведческий музей. Как оказалось, информации о подобных исторических артефактах очень мало. В Беларуси — вообще крохи. Но бывший военный Алексей Чистяков — человек основательный, поэтому занялся изучением вопроса вплотную.

Прошло более трёх лет. За это время кирпичей с историей в коллекции Чистякова уже около 300. Жизнь Алексея Алексеевича изменилась. Теперь, проходя мимо полуразрушенного здания, он видит не кучу отработанных строиматериалов, а источник пополнения коллекции. Благодаря связям, налаженным с коллекционерами и историками, многие находки удалось идентифицировать. Тайну других ещё предстоит разгадать.

Мы встречаемся с Алексеем Чистяковым у стен реставрируемого Лидского замка. Коллекционер с нескрываемым восторгом смотрит на кладку: «Только представьте, многим из этих кирпичей уже полтысячелетия, а не рассыпались. И ещё столько же простоят!»

Алексей Алексеевич может говорить о банальном строительном материале часами. Для него старый кирпич не просто кусок обожжённой глины, а вещь с большой буквы, которая может многое рассказать о своей эпохе.


Читайте также: Испанские ученые предложили очищать водоемы с помощью пивных дрожжей


Крупные кирпичные заводы создавались в местах, где шло массовое централизованное строительство, — рассказывает Алексей Алексеевич. — Чаще всего там, где возводили крепости. Так, например, во время возведения Бобруйской крепости в местечке появилось сразу несколько производителей, среди них завод Акулича, Розенбергов, Казённый кирпичный завод. Заканчивалось строительство — и заводы постепенно закрывались, а их продукция жива и приносит пользу до сих пор. А как долог век, допустим, мобильного телефона?

А вообще, выйдя из печи обжига, кирпичи порой проделывают удивительный путь как в пространстве, так и во времени. В старых зданиях Лидского района, например, я находил кирпичи, произведённые в Беларуси, России, Польше, Германии и даже Англии! В Витебске два года назад снесли двухэтажный дом, построенный уже после Великой Отечественной. Осмотрев руины, я нашёл кирпичи послевоенного периода, довоенного и даже изготовленные в позапрошлом веке. Ситуация, на самом деле, не такая уж уникальная — просто здание строили пленные немцы, а в качестве материала использовали то, что осталось от разрушенных окрестных домов. В Лиде был ещё один пример — сносили дом конца XIX века, на руинах я нашёл 16 кирпичей, изготовленных разными производителями!

 

К современным кирпичам Алексей относится с легким пренебрежением. «Они безликие,— говорит он. — А помимо этого, есть все основания утверждать, что раньше кирпич делали значительно качественнее — проверено временем! Посмотрите на кирпич, изготовленный 200 лет назад и 20. Старичок, пролежавший в стене два века, чаще выглядит крепче 20-летнего». Берёт в руки один из своих экспонатов: «Вот красноречивый пример: строители снесли дом и хотели старый кирпич размолотить на крошку. С первого раза не разбили и пошли на принцип —начали методично пытаться расколоть его со всех сторон. Не получилось!»

Экскурсия по Лиде, которую устроил нам Алексей Алексеевич, превращается в своеобразную игру. Коллекционер показывает очередное неприметное здание, и после мы долго пытаемся найти спрятанный в кладке артефакт. «Некоторые говорят, что мы, коллекционеры кирпичей, — вандалы, — возмущается Алексей Алексеевич. — На самом деле это не так! Кирпичи, которые лежат в кладке, никогда не трону, если будет интересный экспонат, вмурованный в стену, — сфотографирую его и буду изучать по карточке».

Алексей Чистяков пытается воссоздать старые технологии кирпичного производства. В теории всё вроде бы просто, а вот на практике пока мало что получается — изготовленный им строительный материал пока не выдерживает никакой критики. Но коллекционер не отчаивается, уверен, что рано или поздно добьётся хороших результатов.

Посчитать, сколько в Беларуси было производителей кирпича лет, допустим, сто назад, сейчас практически невозможно. Во-первых, вопрос мало изучен. Во-вторых, их было действительно много, как крупных производств, так и совсем маленьких. И каждое с гордостью ставило на своё изделие уникальное клеймо. Порой доходило до абсурда — некоторые известные марки начали подделывать! Чтобы не быть голословным, Алексей Алексеевич показывает несколько примеров. Сверху — оригинал, снизу — подделка. Попробуй найти отличия.


Читайте также: Белстат подсчитал, сколько учеников приходится на одного учителя


Отдельная часть коллекции —кирпичи-артефакты, несущие на себе отпечатки прошлого. Один из них — своеобразная «валентинка», созданная около века назад. Есть кирпичи с оттисками копыт животных и птичьих лап, ведь нередко их изготавливали в совершенно примитивных условиях и оставляли сушиться прямо возле деревенской хаты. Большая редкость — старые кирпичи с оттисками детских рук. Таких, к сожалению, в коллекции Алексея Чистякова нет. Ну и, конечно, достойное место занимает традиционная «пальчатка».

Оказывается, коллекционирование кирпичей не такое уж редкое занятие. В интернете сейчас существует немало специализированных ресурсов по этой тематике, старыми кирпичами обмениваются, их дарят, продают.

Некоторые студии дизайна массово скупают старые, заклеймённые кирпичи, а после используют их как декоративные элементы при отделке интерьеров. «Даже на „Барахолке“ Onliner.by регулярно появляются объявления по этой тематике»,— смеётся коллекционер. Цена вопроса пока небольшая — от $2 до $30—50.

Но кто знает, что станет с их стоимостью, когда увлечение получит большее распространение? А предпосылки к этому есть. Собирать такую необычную коллекцию — одно удовольствие. И памятники архитектуры посмотришь, и по сёлам-весям поколесишь. Только вот демонстрировать экспонаты знакомым непросто.

На встречу с нами Алексей Алексеевич привёз в машине некоторые экземпляры. Достал из машины, показал, бережно сложил обратно. Считай, полтонны общего веса уже перетаскал.

Сегодня часть коллекции Чистякова выставлена в залах Лидского музея, говорят, нередко посетители приходят сюда с конкретной целью —посмотреть именно эту экспозицию. Но большинство потенциальных экспонатов хранится дома и в гараже. Алексей Алексеевич мечтает, что рано или поздно в Беларуси, а именно в Лиде, появится настоящий музей кирпичей. К слову, подобные музеи уже есть в России и Украине. А в Японии музей кирпичей даже лидирует по посещаемости. Чем мы хуже?

1

 

Оnliner.by

Фото: Алексей Матюшков

Читать дальше

В конце августа и начале сентября 2019 года в Болгарии проходили сразу два чемпионата мира – и на обоих шашистка из Бобруйска заняла призовые места.

С 25 августа па 1 сентября в г. Кранево (Болгария) проходил командный чемпионат мира па шашкам-64.

Женская сборная Беларуси (Вера Хващинская, Яна Якубович, Дарья Федорович) победила в обоих программах классической и молниеносной.


Читайте также: Золото на европейском чемпионате завоевала шашистка из Бобруйска


С 1 по 10 сентября в Святом Власе (Болгария) проходил чемпионат мира по шашкам-64 среди мужчин и женщин.

У бобруйской спортсменки Веры Хващинской серебро (быстрая программа) и бронза (молниеносная программа).

Хващинская Вера занимается у тренера Кадесникова Николая Петровича в Центре дополнительного образования детей и молодёжи Бобруйска.

Поздравляем спортсменку и её наставника с очередными победами!

 

Читать дальше