Уроки труда против «технологии»: а что бы выбрали вы? Рассуждает Маша Трауб

Почему из школ пропали уроки труда? Чем от них отличается предмет «технология»? И почему на таких занятиях детей больше не учат кроить, шить юбки и работать на токарных станках? Писатель и наш колумнист Маша Трауб размышляет на портале MEL.FM, стоит ли прививать современным школьникам любовь к ручному труду и как именно это нужно делать.

Я так и не смогла вспомнить, когда уроки труда в школах превратились в «технологию». В каком году из школ исчезли швейные машинки, плиты, мини-парикмахерские, молотки, пилы, рубанки и колченогие табуретки?

Родители возраста «сорок плюс» вспоминают эти уроки с ностальгией и улыбкой. Сокровенное знание про косую бейку из памяти не вытравишь. Как и случаи, когда девочки накормили мальчиков сладким супом и солёным тортом.

Нет, самый ужас, когда ты стоишь перед классом, а Лариса Витальевна брезгливо двумя пальцами держит твою юбку-солнце и говорит, что замуж с такой юбкой никто не возьмёт. Впрочем, Сан Иваныч, трудовик у мальчиков, естественно, с жуткого похмелья, в это же самое время демонстрирует доску с криво забитым в неё гвоздёем и говорит моему другу Илье, главному «ботанику» класса, что он таким гвоздём ни одну бабу не… Дальше следует ненормативная лексика.


Читайте также: 8 «нет» для родителей подростка в интернете


Сейчас в младшей школе уроки технологии, к счастью, остались и ещё похожи на уроки труда. Хотя всё зависит от учителя. Наша замечательная Лидия Андреевна, которая вела предмет и у старшего сына, и у дочери, учила детей — и мальчиков, и девочек — пришивать пуговицы, вязать крючком, вышивать. Они всё время что-то изготавливали из подручных средств. Из пластиковых бутылок — пингвинов, корабли. Из шишек строили дома. Они и квиллингом занимались, и валять пробовали.

Моему сыну Василию Лидия Андреевна всегда ставила пятерки, хотя прекрасно знала, что крестиком за него вышиваю я, аппликации же делают одноклассницы. Зато его вазочку хранит у себя в кабинете до сих пор — это была первая Васина самостоятельная поделка. И когда кто-то из мальчиков заявляет, что не будет клеить дурацкие розочки на открытку или пришивать пуговицы, Лидия Андреевна достаёт с полки Васину вазочку и трясёт ею перед всем классом: «Вот, мальчик тоже не хотел, ничего не умел, а сделал! Сам сделал! И вы сможете!».

После вазочки все мальчики послушно пришивают пуговицы.

Восемь лет назад, когда сын учился в шестом классе, дети записывали рецепты приготовления яичницы, а на дом им задавали сделать конспект по теме «Определение сроков годности продуктов питания». Точно помню момент, когда Василий узнал, как проверить куриное яйцо на степень тухлости: если яйцо несвежее, оно в воде всплывёт. Заодно учительница рассказала, что этот способ не действует, если очень сильно посолить воду. Ещё про консервацию огурцов и помидоров увлекательно рассказывала. Кажется, именно она, сама того не ведая, увлекла мальчишек экспериментами — причём физическими, а не кулинарными. Банки после Васиной «закрутки» на моей кухне взрывались регулярно.

А вот теперь, в том же шестом классе, моя дочь на технологии делает домашнее задание или читает. Уроки посвящены так называемой проектной деятельности, ставшей модной в последние годы. Детям, по идее, должны рассказывать про эту самую деятельность, но все проекты сводятся к тому, что одна из мам что-то снимает, другая — монтирует, третья делает видеопрезентацию.


Читайте также: Урок труда, или почему советские дети так много умели делать своими руками


Сейчас всё считается опасным. Год назад в параллельном классе разразился скандал. Кто-то из родителей предложил вернуть уроки труда хотя бы в виде выжигания на досках. Есть рисунки и для мальчиков, и для девочек. Раньше ведь все выжигали! Мамам на 8 Марта — гвоздику, папам — танк на 23 Февраля. И кривую подпись-поздравление. Однако выжигание было признано крайне опасным занятием.

«А если ребёнок руку себе прожжёт, вы будете за это отвечать?» — высказала общее мнение глава родительского комитета.

Недавно мы с уже одиннадцатилетней дочерью шили штаны для её мягкой игрушки — кота Басика. Сима умеет шить на швейной машинке, вязать крючком, вышивать крестиком. Конструировать выкройки, кроить, вязать по схемам. Ради дочери мне пришлось вспомнить про косую бейку.

Но тут выяснилось, что она не умеет вдевать резинку в штаны. То, чему мы, девочки, обучались в первую очередь. Обычная бельевая резинка была страшным дефицитом и ценностью. На резинке держалось всё — трусы, колготки, юбки. Протёртые резинки связывались узелками и шли на игру «в резиночки». Счастливая обладательница цельной резинки сразу же становилась королевой двора.

 

У всех девочек к изнанке юбки была приколота булавка. Не только от сглаза. Но и в хозяйственных целях — подхватить разорванную резинку и сколоть булавкой. Я прекрасно помню ощущение, когда на физре или в игре вдруг лопается резинка от трусов. И они скатываются вниз. Большего позора, чем найти трусы на уровне коленок, представить себе невозможно. Хотя нет, возможно: если резинка лопается сразу и на трусах, и на колготках, что тоже нередко случалось. Все девочки владели навыком молниеносно собрать резинку и вернуть белье на прежнее место.

Дочь чуть не плакала: у нее «убегала» вторая часть резинки, она не догадывалась, что нужно закрепить булавкой и только потом примерить. А мне и в голову не приходило её предупредить, что резинка может «убежать».

Сколькими ещё подобными навыками владею я, мое поколение родителей, а наши девочки, дочки, о них даже не подозревают?

Мой муж шутит, что меня воспитывали партизаны в окопах, поэтому я всё умею. Дочь раскрывает рот, когда я начинаю вязать не крючком, а, например, на спицах.

— Вас этому в школе учили? — спрашивает Сима с завистью.

— Да, в школе.

uroki-truda-protiv-tekhnologii-a-chto-by-vybrali-vy-rassuzhdaet-masha-traub

Сколько раз мы прострачивали себе пальцы на уроках труда, на ножной механической машинке? Миллион. А сколько раз обжигались о плиту на тех же уроках труда? Никто не считал это особенным происшествием.

Я даже представить себе не могу, какой бы случился скандал в наши дни, если бы ребёнка-первоклассника с густыми непокорными вихрами после уроков вернули родителям лысым. В нашей школе была оборудована настоящая парикмахерская — с зеркалами, мойкой и сушкой. Девочки специализировались на мужских стрижках. Клиентами становились первоклашки или второклашки, которые, с точки зрения учителей, ходили заросшими.

Если стрижка не удавалась (а она, конечно же, не удавалась), наша учительница Оксана Михайловна брила клиента машинкой под ноль. Если в начале года у нас все первоклашки ходили лысые, то к концу мы навострились стричь всякие боксы, полубоксы, бобрики. В свободное время делали друг другу начёсы и экспериментировали с завивками.


Читайте также: В Беларуси выпустили первую карточку для осознанных родителей


Сан Иваныч, бывший электрик, задвинув табуретки подальше, учил мальчиков чинить проводку и ремонтировать розетки. Когда он уходил в запой, наши ребята выходили ему на замену в ЖЭК — прекрасная возможность подработать. Даже люстры «навешивали». Хотя они сами электрика и спаивали.

Я терпеть не могла конструировать, зато неплохо справлялась с постельным бельём — мы шили наволочки, пододеяльники с дыркой посередине, простыни. Лариса Витальевна устанавливала «норму» — сдать три наволочки или пять простыней. Все знали, что учительница торгует нашими «комплектами» на рынке.

Я умею шить, вязать, стричь. Владею десятипальцевым слепым методом печати на машинке. Стенографирую. Делаю уколы, накладываю шины. И все эти навыки, пусть и в минимальном объёме, я получила в школе на уроках труда и на занятиях в УПК — учебно-производственном комбинате, который становился продолжением уроков труда для старших школьников.

Гендерное различие? Я с этим не сталкивалась. Если мне хотелось, я шла к мальчишкам.

Трудовик как раз объяснял, как перетягивать мебель на стульях и «зачищать» поверхность перед тем, как покрыть её лаком. Мальчишки могли приходить к нам, девочкам, что не считалось зазорным. Илья, не справившись с гвоздями, готовил лучше многих девочек.

Но мы — нынешнее поколение родителей — делаем всё, чтобы наши дети не владели этими навыками. Сами всеми силами продлеваем им детство, делаем инфантильными. В этом нет нашей родительской вины. Наши родители передавали нам знания и умения, которые позволили им выжить: уметь готовить пять блюд из одной тощей курицы, ставить капельницу на швабре и шить занавески.

А мы? В прошлом году классная руководительница предложила ввести дежурства: девочки поливают цветы, а мальчики поднимают стулья на парты. Что тут началось! «Аллергия!», «Давайте наймём уборщицу!» Одна мама сказала, что вместо сына стулья придёт поднимать бабушка, если уж так надо. Учительница всего лишь хотела, чтобы дети научились хотя бы класс держать в чистоте.

Я не вижу ничего ужасного в том, чтобы девочки шили, а мальчики забивали гвозди — или наоборот, кому как больше нравится.

Или делали и то, и другое, что в жизни может пригодиться. Старые уроки труда, на мой взгляд, куда лучше нынешней непонятной «технологии». А раскройный нож и оверлок на швейной машинке вполне могут конкурировать с тиктоками. Только покажите их детям.

1

Поделиться

Читайте также

Давненько в чемпионате страны среди мужчин интрига перед последним туром не была так лихо закручена. Как чемпионом, так и призёрами могли стать сразу несколько шахматистов. В результате 4 спортсмена набрали по 7,5 очков. Именно они и поделили 2-5 места. Вторым стал Денис Лазовик, третьим – Алексей Фёдоров, четвёртым – Кирилл Ступак, пятым – Вячеслав Зарубицкий. Чемпионом страны с результатом 8 очков стал Максим Царук.

У девушек бобруйчанка Ксения Зеленцова лишь по дополнительным показателям смогла обойти Варвару Полякову (обе набрали по 7,5 очков). Третье место – у Ксении Норман (5,5 очков).


Читайте также: Бобруйчанка Ксения Зеленцова включена в состав белорусской команды на Всемирную шахматную онлайн-олимпиаду


К сведению

Зеленцова Ксения 2005 года рождения, WFM, рейтинг ФИДЕ – 1953, участница 2 чемпионатов, чемпионка страны (2020). (Первенство до 20 – 3 место, до 18 лет – 4 место, до 16 – 1 место).

Кстати

Соревнования в чемпионате страны среди женщин проводятся по круговой системе в один круг при участии 10 спортсменок.

Места участниц определяются по наибольшему количеству набранных очков (за победу в партии – 1 очко, ничья – ½, поражение в партии – 0 очков). В случае равенства очков у двух или нескольких участниц порядок мест определяется с учётом следующих дополнительных показателей:

  • система Койя (очки против соперников, набравших 50% и более возможных очков),
  • личная встреча,
  • наибольшее число побед,
  • коэффициент Бергера,
  • для определения призовых мест: дополнительное блиц-соревнование в день последнего тура (начало не позднее 30 минут после окончания последней партии).

Победительнице турнира присваивается звание «Чемпионка Республики Беларусь по шахматам 2022 года». Она награждается золотой медалью, дипломом первой степени и призом Министерства спорта и туризма Республики Беларусь.

svoi-shans-na-pobedu-ne-upustila-kseniya-zelencova-iz-bobruiska

1

openchess.by

Читать дальше

Ребёнок постоянно сидит в телефоне или компьютере? В фитнес-клубе «Ева» знают, как увлечь его!

Шахматы для детей от 5 лет

ул. Чонгарская, 98 (центр города)

День недели

Начало занятия

Инструктор

Суббота

10.00
11.00
12.00

Павел Поляков

Воскресенье

10.00
11.00
12.00

Занятия балетом

ул. Чонгарская, 98 (центр города)


День недели

Начало занятия

Возраст ребёнка

Инструктор

Суббота

9.45

4-5 лет

Тихонов Александр

Суббота

11.00

3-4 года

Шкалаберда Ирина

Воскресенье

9.45

4-5 лет

Тихонов Александр

Воскресенье

11.00

3-4 года

Есаненко Мария


Читайте также: Арт-студия театра и кино «Закулисье» объявляет набор бобруйчан от 4 до 16 лет


Танцы брейк-данс для мальчиков и девочек от 6 лет


Место проведения занятия

День недели

Начало занятия

ул. Чонгарская, 98 (центр города)

Понедельник, среда, пятница

20.00

пр-т Строителей, 58 (ТЦ Спектр)

Воскресенье

15.00

 

Хип хоп для детей


Место проведения занятия

День недели

Начало занятия

ул. Чонгарская, 98 (центр города)

Суббота

13.00
14.15

пр-т Строителей, 58 (ТЦ Спектр)

Воскресенье

12.30

Запись обязательна: 233 с мобильного!

 

Читать дальше

Министерством образования определён порядок отбора одарённых детей для обучения в Национальном детском технопарке, пишет pravo.by. 

Выбирать одарённых детей для обучения в детском технопарке будут в 9–11 классах. Сроки проведения отбора определит сам технопарк и опубликует их на официальном сайте. Отбирать будет экспертный совет в три этапа:

  • первый — заочный, проводится в дистанционной форме;
  • второй — очный, проводится при организационной поддержке структурных подразделений областных (Минского городского) исполкомов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования;
  • третий — очный, проводится путём собеседования с кандидатами, успешно прошедшими второй этап, по вопросу определения направления обучения.

Для участия в первом этапе отбора учащийся направляет на официальный сайт детского технопарка проект (работу) исследовательского характера в виде отсканированного файла в формате PDF.


Читайте также: В скором будущем в Бобруйске появится технопарк


Участники первого этапа, набравшие наибольшее количество баллов, по результатам рассмотрения представленных проектов допускаются к участию во втором этапе. Но тут есть и исключение. Сразу ко второму туру допускаются:

  • победители, призеры международных, республиканских образовательных мероприятий;
  • участники заключительного этапа республиканских образовательных мероприятий;
  • победители или призеры областных (Минского городского) этапов республиканских образовательных мероприятий.

На втором этапе учащиеся выполняют тестовые задания на определение уровня технического, аналитического и пространственного мышления. Тестовые задания и критерии из оценки разрабатываются специалистами детского технопарка и утверждаются его руководителем. При необходимости к работе на общественных началах могут привлекаться специалисты Республиканского института контроля знаний, специалисты, имеющие достижения в научной, научно-технической и инновационной деятельности.

На третьем этапе школьники проходят собеседование, по результатам которого формируются группы для обучения по соответствующим направлениям.

Ребята, набравшие наибольшую сумму баллов на втором этапе, имеют первоочередное право для зачисления на обучение по выбранному направлению. Иным претендентам может быть предоставлена возможность обучаться по другим направлениям при наличии вакантных мест. Учащиеся зачисляются на свободные места по наибольшему количеству набранных ими баллов.

1

Информация о зачислении в детский технопарк направляется в школы, которые в течение пяти календарных дней должны разработать для отобранных детей индивидуальный учебный план.

Во время обучения в технопарке занятия в школе проходят по следующим предметам: «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Русский язык», «Русская литература», «Иностранный язык», «Математика», «Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение», «География», «Биология», «Физика», «Химия».

Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Дополнительно

Планируется, что детский технопарк заработает в начале 2021 года. Порядок отбора учащихся определён Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30 августа 2019 г. №145 «О деятельности учреждения образования «Национальный детский технопарк».

 

Фото БЕЛТА носит иллюстративный характер

Читать дальше