Почему из школ пропали уроки труда? Чем от них отличается предмет «технология»? И почему на таких занятиях детей больше не учат кроить, шить юбки и работать на токарных станках? Писатель и наш колумнист Маша Трауб размышляет на портале MEL.FM, стоит ли прививать современным школьникам любовь к ручному труду и как именно это нужно делать.
Я так и не смогла вспомнить, когда уроки труда в школах превратились в «технологию». В каком году из школ исчезли швейные машинки, плиты, мини-парикмахерские, молотки, пилы, рубанки и колченогие табуретки?
Родители возраста «сорок плюс» вспоминают эти уроки с ностальгией и улыбкой. Сокровенное знание про косую бейку из памяти не вытравишь. Как и случаи, когда девочки накормили мальчиков сладким супом и солёным тортом.
Нет, самый ужас, когда ты стоишь перед классом, а Лариса Витальевна брезгливо двумя пальцами держит твою юбку-солнце и говорит, что замуж с такой юбкой никто не возьмёт. Впрочем, Сан Иваныч, трудовик у мальчиков, естественно, с жуткого похмелья, в это же самое время демонстрирует доску с криво забитым в неё гвоздём и говорит моему другу Илье, главному «ботанику» класса, что он таким гвоздём ни одну бабу не… Дальше следует ненормативная лексика.
Читайте также: 8 «нет» для родителей подростка в интернете
Сейчас в младшей школе уроки технологии, к счастью, остались и ещё похожи на уроки труда. Хотя всё зависит от учителя. Наша замечательная Лидия Андреевна, которая вела предмет и у старшего сына, и у дочери, учила детей — и мальчиков, и девочек — пришивать пуговицы, вязать крючком, вышивать. Они всё время что-то изготавливали из подручных средств. Из пластиковых бутылок — пингвинов, корабли. Из шишек строили дома. Они и квиллингом занимались, и валять пробовали.
Моему сыну Василию Лидия Андреевна всегда ставила пятерки, хотя прекрасно знала, что крестиком за него вышиваю я, аппликации же делают одноклассницы. Зато его вазочку хранит у себя в кабинете до сих пор — это была первая Васина самостоятельная поделка. И когда кто-то из мальчиков заявляет, что не будет клеить дурацкие розочки на открытку или пришивать пуговицы, Лидия Андреевна достаёт с полки Васину вазочку и трясёт ею перед всем классом: «Вот, мальчик тоже не хотел, ничего не умел, а сделал! Сам сделал! И вы сможете!».
После вазочки все мальчики послушно пришивают пуговицы.
Восемь лет назад, когда сын учился в шестом классе, дети записывали рецепты приготовления яичницы, а на дом им задавали сделать конспект по теме «Определение сроков годности продуктов питания». Точно помню момент, когда Василий узнал, как проверить куриное яйцо на степень тухлости: если яйцо несвежее, оно в воде всплывёт. Заодно учительница рассказала, что этот способ не действует, если очень сильно посолить воду. Ещё про консервацию огурцов и помидоров увлекательно рассказывала. Кажется, именно она, сама того не ведая, увлекла мальчишек экспериментами — причём физическими, а не кулинарными. Банки после Васиной «закрутки» на моей кухне взрывались регулярно.
А вот теперь, в том же шестом классе, моя дочь на технологии делает домашнее задание или читает. Уроки посвящены так называемой проектной деятельности, ставшей модной в последние годы. Детям, по идее, должны рассказывать про эту самую деятельность, но все проекты сводятся к тому, что одна из мам что-то снимает, другая — монтирует, третья делает видеопрезентацию.
Читайте также: Урок труда, или почему советские дети так много умели делать своими руками
Сейчас всё считается опасным. Год назад в параллельном классе разразился скандал. Кто-то из родителей предложил вернуть уроки труда хотя бы в виде выжигания на досках. Есть рисунки и для мальчиков, и для девочек. Раньше ведь все выжигали! Мамам на 8 Марта — гвоздику, папам — танк на 23 Февраля. И кривую подпись-поздравление. Однако выжигание было признано крайне опасным занятием.
«А если ребёнок руку себе прожжёт, вы будете за это отвечать?» — высказала общее мнение глава родительского комитета.
Недавно мы с уже одиннадцатилетней дочерью шили штаны для её мягкой игрушки — кота Басика. Сима умеет шить на швейной машинке, вязать крючком, вышивать крестиком. Конструировать выкройки, кроить, вязать по схемам. Ради дочери мне пришлось вспомнить про косую бейку.
Но тут выяснилось, что она не умеет вдевать резинку в штаны. То, чему мы, девочки, обучались в первую очередь. Обычная бельевая резинка была страшным дефицитом и ценностью. На резинке держалось всё — трусы, колготки, юбки. Протёртые резинки связывались узелками и шли на игру «в резиночки». Счастливая обладательница цельной резинки сразу же становилась королевой двора.
У всех девочек к изнанке юбки была приколота булавка. Не только от сглаза. Но и в хозяйственных целях — подхватить разорванную резинку и сколоть булавкой. Я прекрасно помню ощущение, когда на физре или в игре вдруг лопается резинка от трусов. И они скатываются вниз. Большего позора, чем найти трусы на уровне коленок, представить себе невозможно. Хотя нет, возможно: если резинка лопается сразу и на трусах, и на колготках, что тоже нередко случалось. Все девочки владели навыком молниеносно собрать резинку и вернуть белье на прежнее место.
Дочь чуть не плакала: у нее «убегала» вторая часть резинки, она не догадывалась, что нужно закрепить булавкой и только потом примерить. А мне и в голову не приходило её предупредить, что резинка может «убежать».
Сколькими ещё подобными навыками владею я, мое поколение родителей, а наши девочки, дочки, о них даже не подозревают?
Мой муж шутит, что меня воспитывали партизаны в окопах, поэтому я всё умею. Дочь раскрывает рот, когда я начинаю вязать не крючком, а, например, на спицах.
— Вас этому в школе учили? — спрашивает Сима с завистью.
— Да, в школе.
Сколько раз мы прострачивали себе пальцы на уроках труда, на ножной механической машинке? Миллион. А сколько раз обжигались о плиту на тех же уроках труда? Никто не считал это особенным происшествием.
Я даже представить себе не могу, какой бы случился скандал в наши дни, если бы ребёнка-первоклассника с густыми непокорными вихрами после уроков вернули родителям лысым. В нашей школе была оборудована настоящая парикмахерская — с зеркалами, мойкой и сушкой. Девочки специализировались на мужских стрижках. Клиентами становились первоклашки или второклашки, которые, с точки зрения учителей, ходили заросшими.
Если стрижка не удавалась (а она, конечно же, не удавалась), наша учительница Оксана Михайловна брила клиента машинкой под ноль. Если в начале года у нас все первоклашки ходили лысые, то к концу мы навострились стричь всякие боксы, полубоксы, бобрики. В свободное время делали друг другу начёсы и экспериментировали с завивками.
Читайте также: В Беларуси выпустили первую карточку для осознанных родителей
Сан Иваныч, бывший электрик, задвинув табуретки подальше, учил мальчиков чинить проводку и ремонтировать розетки. Когда он уходил в запой, наши ребята выходили ему на замену в ЖЭК — прекрасная возможность подработать. Даже люстры «навешивали». Хотя они сами электрика и спаивали.
Я терпеть не могла конструировать, зато неплохо справлялась с постельным бельём — мы шили наволочки, пододеяльники с дыркой посередине, простыни. Лариса Витальевна устанавливала «норму» — сдать три наволочки или пять простыней. Все знали, что учительница торгует нашими «комплектами» на рынке.
Я умею шить, вязать, стричь. Владею десятипальцевым слепым методом печати на машинке. Стенографирую. Делаю уколы, накладываю шины. И все эти навыки, пусть и в минимальном объёме, я получила в школе на уроках труда и на занятиях в УПК — учебно-производственном комбинате, который становился продолжением уроков труда для старших школьников.
Гендерное различие? Я с этим не сталкивалась. Если мне хотелось, я шла к мальчишкам.
Трудовик как раз объяснял, как перетягивать мебель на стульях и «зачищать» поверхность перед тем, как покрыть её лаком. Мальчишки могли приходить к нам, девочкам, что не считалось зазорным. Илья, не справившись с гвоздями, готовил лучше многих девочек.
Но мы — нынешнее поколение родителей — делаем всё, чтобы наши дети не владели этими навыками. Сами всеми силами продлеваем им детство, делаем инфантильными. В этом нет нашей родительской вины. Наши родители передавали нам знания и умения, которые позволили им выжить: уметь готовить пять блюд из одной тощей курицы, ставить капельницу на швабре и шить занавески.
А мы? В прошлом году классная руководительница предложила ввести дежурства: девочки поливают цветы, а мальчики поднимают стулья на парты. Что тут началось! «Аллергия!», «Давайте наймём уборщицу!» Одна мама сказала, что вместо сына стулья придёт поднимать бабушка, если уж так надо. Учительница всего лишь хотела, чтобы дети научились хотя бы класс держать в чистоте.
Я не вижу ничего ужасного в том, чтобы девочки шили, а мальчики забивали гвозди — или наоборот, кому как больше нравится.
Или делали и то, и другое, что в жизни может пригодиться. Старые уроки труда, на мой взгляд, куда лучше нынешней непонятной «технологии». А раскройный нож и оверлок на швейной машинке вполне могут конкурировать с тиктоками. Только покажите их детям.
1
На кастинг 3 мая 2023 года во Дворец искусств Бобруйска приглашаются девушки в возрасте от 18 до 27 лет включительно на дату проведения финала:
Участницам необходимо явиться в место проведения кастинга без макияжа, иметь с собой туфли на высоком каблуке, купальник и резинку для волос.
Начало – 12.00.
Читайте также: «Мисс Принцессу» будут выбирать в Бобруйске
К участию в конкурсе не допускаются обладательницы титула «Мисс Беларусь» и победительницы в номинациях предыдущих национальных конкурсов красоты «Мисс Беларусь», а также лица, имеющие отношение к фото- и видеоматериалам, носящим эротический или порнографический характер.
Для участия в кастинге необходимо:
Телефон для справок: 8(0225) 72-93-87.
Сегодня количество жертв интернет-мошенников увеличилось в разы. В большинстве случаев это хищение денежных средств с банковских карточек. В складывающейся ситуации нашим гражданам необходимо быть более бдительными, не доверять сомнительным предложениям. Лучше усомниться, чем потом себя винить.
С развитием высокотехнологичных услуг людям стало удобно производить любые платежи через Интернет. И казалось бы, банки с каждым годом усиливают безопасность платежных инструментов. Однако мошенники находят разные способы хищения денежных средств у граждан.
Самым распространённым на сегодняшний день мошенничеством в Интернете является фишинг. Это когда граждане передают неизвестным покупателям реквизиты своих карточек, которые необходимы для перечисления предоплат, но вместо зачисления денег происходит их исчезновение.
Алгоритм действий мошенников в этом случае таков: на сайтах можно найти объявление о продаже любого имущества, будь то велосипед или стиральная машина. Вскоре покупателю звонит потенциальная покупательница или покупатель и предлагает купить товар, но тут же ссылается на то, что находится в другом городе, и предлагает перевести деньги, а купленную вещь забрать позже, когда будет удобно.
Читайте также: Будьте бдительны — мошенники находят новые пути обмана
Ничего не подозревающий продавец, счастливый, что так быстро удаётся продать товар и быстро получить деньги, «покупается». Сначала по телефону приходит сообщение от банка о том, что на счёт начисляется сумма. Чтобы принять её, просят ввести четырёхзначный код. После того как приходит ещё одно сообщение, что недостаточно информации и перевод невозможен, следует обратиться в банк. А в это время мошенники обналичивают карточку. После того как дениги ими получены, телефон мошенников становится недоступным.
Во-первых, никогда нельзя сообщить код CVV-2 (CVC), который используется для интернет-транзакций, — это три цифры, которые напечатаны на обороте карт. Они потому и были напечатаны на обороте, чтобы «лишние» глаза эту информацию не видели.
Во-вторых, ни при каких обстоятельствах нельзя разглашать любую информацию, необходимую для доступа и совершения операций с использованием систем банковского обслуживания — интернет-банкинга.
В-третьих, если вы получите перевод, вам действительно придётся сообщить отправителю номер вашей карты, делать это стоит только в тех случаях, когда это действительно необходимо. В некоторых сервисах при отправке перевода необходимо сообщить не только номер карточки, но и срок её действия. Прежде чем сообщать эти данные, проверьте сами, как работает сервис, и убедитесь, что он действительно требует эти сведения.
В-четвёртых, установите SMS-оповещение, которое будет информировать о каждой операции, совершенной с использованием карты или её реквизитов, а также 3D-Secure. Эта технология повышает удобство и безопасность вашего интернет-шопинга. Она отправляет на ваш мобильный телефон одноразовый код для подтверждения оплаты в глобальной сети.
В-пятых, для виртуальных расчётов используйте отдельную карту, куда вы будете переводить только необходимые данные для осуществления платежа в Интернете. В остальное время не держите денежные средства на этой карточке.
В-шестых, в любой сомнительной ситуации лучше сразу обратиться в банк, карточкой которого вы пользуетесь. На обратной стороне карты размещены контактные телефоны его сервисной службы. Специалисты ответят на все ваши вопросы, помогут принять ваше предложение и предостерегут от неправильного шага.
В-седьмых, граждане должны нести ответственность за свои средства, хранящиеся на карточках, и внимательно следить за своими действиями в Интернете.
Следует понимать, что при звонке клиенту работники банков или сервисных служб никогда не запрашивают информацию о полном номере банковской платёжной карты, сроке действия, CVC/CVV.
Следуя этим рекомендациям и советам, вы не станете жертвой мошенников. А если вы расскажете о них родным, знакомым, друзьям, то наверняка таких преступлений будет меньше.
Официальный представитель УВД Бобруйского горисполкома
Татьяна Горбанюк
Тарифы на городские и пригородные перевозки пассажиров и ручной клади в регулярном сообщении установлены на основании решения Могилёвского областного исполнительного комитета от 11 апреля 2022 г. №19-5 «Об изменениии решения Могилёвского областного исполнительного комитета от 23 декабря 2016 г. №51-9».
Тарифы вступают в силу с 20 апреля 2022 года.
Стоимость одной поездки в автобусе, троллейбусе в городе составляет:
Стоимость перевозки ручной клади в автобусах с разрешённой максимальной массой более 5000 кг на обычных и скоростных маршрутах, троллейбусах составляет 0,80 белорусского рубля.
Читайте также: Будьте бдительны: мошенничество в сети набирает обороты
Планируют повысить и цены на билеты в пригородных автобусах: пассажиры начнут платить по 10 копеек за каждый километр проезда.
Итак, стоимость проезда на один километр в автобусах пригородных маршрутов составляет:
|
Общего типа, руб. |
На обычных маршрутах |
0,10 |
На скоростных маршрутах |
0,12 |
На экспресс-маршрутах |
0,13 |
На дополнительных маршрутах |
0,12 |
Тариф на один километр проезда в автобусах междугородних маршрутов с 20 апреля 2022 года составляет:
|
Общего типа, руб. |
На обычных маршрутах |
0,10 |
На скоростных маршрутах |
0,12 |
На экспресс-маршрутах |
0,13 |
На дополнительных маршрутах |
0,12 |