Урок труда, или почему советские дети так много умели делать своими руками

Съесть что-нибудь прямо во время урока, не таясь от учителя, а потом вместе с этим учителем ещё и выпить по чашечке чая с конфетами – неужели такое было возможно в советской школе?

Что собой представляли уроки труда у девочек? Это сдвоенные 45-минутки, проходящие в кабинете, оборудованном швейными машинками, плитой, разделочными столами и большим столом для раскроя и утюжки тканей. В качестве столов-парт использовались швейные машинки с ножным приводом: по центру стола находилось отверстие, в которое эта машинка убиралась за ненадобностью, отверстие закрывалось крышкой и получалась обычная парта.

Учебный материал был обширным: большая часть времени отводилась на шитье и прочее рукоделие, чуть меньше на кулинарию. Как правило, на первом уроке ученицы записывали теорию, рисовали разные схемы-чертежи, на втором уроке кроили, шили. Ну а если это были уроки кулинарии, то на первом уроке готовили, на втором ели то, что только что приготовили и пили чай.

uroki-truda-ili-pochemu-sovetskie-devochki-tak-mnogo-umeli-delat-svoimi-rukami-1

 

Наша учительница потребовала сразу же, как только в 4-м классе начались эти уроки, завести толстую длинную тетрадь, в которую мы до окончания школы и будем записывать весь материал. Она мотивировала это тем, что потом будет очень удобно пользоваться, когда вся информация собрана в одном месте, и знаете, она была права. Я до сих пор заглядываю в эту тетрадку, когда хочу построить чертеж, допустим, юбки...

 

Шитье изучалось от простого к сложного: сначала сшили косынку для уроков труда, потом – фартук, чуть позже – ночную рубашку. Тут, конечно, не обошлось без курьёзов: ткань, нитки, отделочные материалы – всё это, конечно же, покупали родители. И для уроков труда приобретался дешёвый материал, чтобы не жалко было, если ребёнок что-то сделает не так.

После ночной рубашки ученицы по программе шили себе юбки, халат, платья – причём, фасон рисовали сами, а учительница помогала сделать к этой задумке выкройку по фигуре.

Ещё изучали свойства тканей, как правильно снимать мерки, устранять неполадки со швейной машинкой и все такое.

Но гораздо интереснее были уроки кулинарии: девочкам заранее давали записать рецепт и технологию приготовления блюда, а затем ученицы договаривались, кто и какие продукты приносит на следующий урок.

uroki-truda-ili-pochemu-sovetskie-devochki-tak-mnogo-umeli-delat-svoimi-rukami-3

Девочки готовили бутерброды, сырники, яичницу и омлет, макароны, винегрет, жарили «хворост», делали блинчики с начинкой. Ну и попутно изучали норму расхода продуктов, способы сервировки, основы консервирования. Иногда школьницам разрешали отложить часть блюда на отдельную тарелку и отнести это мальчикам в слесарно-столярную мастерскую.

Поход к мальчишкам был отдельным приключением – хоть девочки и приносили с собой посуду и приборы, но никогда толком разложить их порой не получалось. Мальчишки, словно голодающие, толпой набрасывались на принесённое и прямо грязными руками хватали с тарелок то, что успевали схватить.

 

Но самое удивительное в девчачьих уроках труда было то, что, помимо готовки и шитья, ученицы ещё изучали и основы электромонтажных работ. Серьёзно – зарисовывали простейшие электрические схемы, изучали технику безопасности при работе с электричеством, сами, своими руками, собирали одноламповый светильник.

Не скажем, что после всего этого девочки смело лазили чинить розетки или ремонтировать приёмники, но, по крайней мере, они понимали, как это всё работает, могли прочитать простую схему и без посторонней помощи разобрать, например, штепсельную вилку и устранить обрыв провода.

У мальчишек тоже всё проходило очень интересно – они работали на слесарных, токарных и столярных станках. У них громко, на всю школу, визжала циркулярная пила. Они после этих уроков притаскивали в класс красивые чеканки или миниатюрные интерьерные поделки в виде бревнышка, в которое воткнули топорик из жести или пилу.

uroki-truda-ili-pochemu-sovetskie-devochki-tak-mnogo-umeli-delat-svoimi-rukami-2

У девочек эти поделки пользовались огромным спросом, и в классе часто устраивался обмен – у одноклассниц после чаепития оставались конфеты и печенье, а у мальчишек – эти поделки, вот и устраивались азартные обмены к взаимному удовольствию.

1

Репортажи из СССР

Поделиться

Читайте также

Родители учеников в последнее время жалуются на то, что не знают обстановку с коронавирусом в школе, пишет Rebenok.by. Новости просачиваются из чатов или рождаются из слухов. Но здесь важна правдивая информация, считают читатели. Если ситуация неспокойная, многие оставили бы детей дома.


Читайте также: Минздрав утвердил новый алгоритм лечения коронавируса у детей


Должны учителя сообщать о заболевших или нет? Этот вопрос мы задали эпидемиологам.

- Педагоги могут сообщать родителям о случаях заражения без конкретизации, не указывая на человека. Но они не обязаны это делать, – пояснила заместитель главного врача по эпидемиологии республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Ирина Глинская.

Она уточнила, что медики сообщают о случаях инфицирования тем, у кого высокий риск заразиться, то есть контактам первого уровня. Если речь об учениках до 10 лет, их семьи тоже проинформируют, так как в этом случае дети являются контактами второго уровня и должны находиться под медицинским наблюдением. Остальным что-либо рассказывать нет смысла, считает эксперт.  По её словам, у других детей риск заразиться в школе не больше, чем у населения в транспорте.

 

Родители также интересуются, при каких условиях школы могут быть закрыты на карантин.

На днях Минздрав пояснил, что приостановка образовательного процесса возможна, если отсутствовать в школе будут более 30% учащихся. Пока заболеваемость в разных учреждениях образования по республике остаётся в пределах 11%. Речь идёт не только о случаях заражения коронавирусом, но и гриппом, и другими ОРВИ.


Читайте также: Через наручные часы заразиться можно, а через волосы – вряд ли. Что ещё вы могли не знать про COVID-19


Rebenok.by

Читать дальше

В Международный день студента, который отмечается 17 ноября, Национальный правовой портал предлагает студентам и всем, кто хочет ими стать, новый ресурс «От поступления до распределения: полезные правовые акты для студентов».

Законодательством урегулирован порядок образовательного процесса и образовательных отношений, закреплены условия и гарантии для профессионального становления молодых людей, их полноценного личностного развития. Основные направления правового регулирования представлены в форме интерактивной инфографики.

Каждая пиктограмма позволяет получить доступ к подборке основных правовых актов в контрольном состоянии по вопросам:

  • поступления в учебное заведение,
  • прохождения практики и аттестации, распределения и перераспределения,
  • назначения стипендии и иных денежных выплат,
  • предоставления места в общежитии и льгот на проезд,
  • получения образования на платной основе и другим.

Отдельный раздел посвящён получению образования в нашей стране иностранными гражданами.

Инфографический ресурс предоставляет и иные сервисы:

  • предусмотрена возможность обсудить правовое регулирование в сфере образования, внести предложения по его совершенствованию,
  • реализован переход ко всему массиву законодательства Республики Беларусь для ознакомления с иными правовыми актами по этой теме.

1

Читать дальше

Коронавирус с нами уже почти год, а к нему до сих пор много вопросов: где его можно «подцепить»? и как? есть ли хитрости, как можно его избежать? Интернет-журнал о Минске CityDog.by собрал любопытные факты о COVID-19, которые вы могли не знать.

Можно ли заразиться коронавирусом…

…через обувь?

Как сообщает Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) на своём официальном сайте, вероятность переноса COVID-19 на обуви и заражения через обувь крайне низка.

Но в качестве меры предосторожности, особенно в семьях с маленькими детьми, ползающими или играющими на полу, обувь стоит снимать и оставлять у входа. Так ребёнок будет защищён от контакта с загрязнениями, которые мы приносим на подошвах с улицы.

Читайте также: Какие витамины нужно обязательно принимать зимой

…через ювелирные изделия?

Через ювелирные изделия и часы – можно. Об этом ещё в июле рассказал Александр Черноглаз, анестезиолог-реаниматолог и завотделением анестезиологии и реанимации Гомельской областной туберкулезной клинической больницы.

– Когда видишь, как люди ходят в масках по улице, это даже немного комично, а вот в переполненном транспорте, в магазинах большинство без масок. И многие не догадываются, что сильный источник инфекции – наши ювелирные украшения и наручные часы, под которыми скапливаются микроорганизмы.

…если на ногтях есть лак?

Да, лак на ногтях тоже может стать источником инфекции: микрощели, а тем более сколы – отличные места скопления микроорганизмов. Впрочем, под ногтями им тоже очень комфортно. Поэтому, как советует Центр контроля заболеваний, при мытье рук особенно внимательно стоит относиться именно к этой зоне.

…через любые поверхности?

Профессор вирусологии и глава Института вирусологии и ВИЧ-исследований университета Бонна провёл серию исследований на предмет того, можно ли заразиться «короной» через поверхности. И вот к каким результатам он пришёл:

«Чтобы на самом деле заразиться вирусом, нужно, чтобы кто-то кашлянул в руку, сразу же дотронулся до дверной ручки, а затем тут же после этого другой человек схватился за эту же ручку и дотронулся до своего лица».

Поэтому профессор считает, что вероятность передачи инфекции при контакте с так называемыми загрязнёнными поверхностями невелика. Здесь, скорее, нужно не забывать про дистанцию и карантин, если у вас есть симптомы коронавируса, поскольку основной источник заражения – это человек, заболевший COVID-19.

…через волосы?

Вероятность этого ну очень мала, особенно если вы соблюдаете всё ту же дистанцию. Даже если кто-то чихнёт вам в затылок, капли, попавшие на волосы, вряд ли станут источником инфекции. И доктор Эндрю Яновски, специалист по детским инфекционным заболеваниям Вашингтонского университета, объяснил почему.

Читайте также: Одновременная прививка от коронавируса и гриппа: можно ли так?

Для начала во время чихания в каплях, которые попадут на вас, должно содержаться достаточное количество вируса. Сразу же после этого вы должны коснуться своих волос или одежды, на которых есть эти капли, и этой же рукой прикоснуться любой части своего лица, чтобы войти в контакт с вирусом (которого в этих каплях и не так уж и много). Это слишком огромный путь для того, чтобы вы именно так заразились «короной».

cherez-naruchnye-chasy-zarazitsya-mozhno-a-cherez-volosy-vryad-li-chto-eshyo-vy-mogli-ne-znat-pro-covid-19

 

 

…от домашних мух?

Конечно, для мух сейчас не те условиях, но знайте: пока нет фактических данных или информации, указывающей на то, что домашние мухи могут быть переносчиками вирусного возбудителя COVID-19. Так утверждает ВОЗ.

Вирус, вызывающий «корону», распространяется в первую очередь через капли аэрозоля, который образуется, когда заболевший кашляет, чихает или разговаривает. Кроме того, заражение возможно в случае контакта с загрязненными поверхностями, если человек прикасается после этого к глазам, носу или рту, не вымыв рук. Ну а что делать для того, чтобы этого не произошло, вы знаете.

Читайте также: Цинк, селен и витамин D. Как защищаться от COVID-19

Окей. А я смогу избежать заражения, если…

…принять горячую ванну?

Приём горячей ванны тоже не спасёт от заражения COVID-19. Нормальная температура тела держится в пределах от 36,5°C до 37°C независимо от температуры воды в ванне или душе.

Хотите защититься от вируса – мойте руки. Но это вы и сами прекрасно знаете. Это поможет уничтожить вирусы, если они всё-таки есть на коже, и избежать заражения в случае прикосновения к глазам, рту или носу.

…находиться как можно больше на улице в холодную и снежную погоду?

Смотрите предыдущий пункт. Нахождение на улице в холодную погоду никак не поможет в борьбе с коронавирусной инфекцией или какими-либо другими болезнями.

… добавлять перец в суп или другие блюда?

«Пикантный перец в пище, безусловно, обладает гастрономическими достоинствами, но не предотвращает и не излечивает от COVID‑19», – отмечает ВОЗ.

В укреплении организма вам больше помогут сбалансированное питание, достаточное потребление жидкости, регулярные физические упражнения и здоровый сон.

Читайте также: Всемирная организация здравоохранения рекомендует уже переболевшим COVID-19 сделать прививку

…есть больше чеснока?

Хоть чеснок и обладает некоторыми противомикробными свойствами, сильно возлагать на него надежды не стоит. В ходе текущей вспышки не было получено никаких подтверждений эффективности употребления чеснока как средства профилактики заражения новым коронавирусом.

…регулярно промывать нос солевым раствором?

Никаких научных данных о том, что регулярное промывание носа солевым раствором может защитить от коронавирусной инфекции, нет.

По некоторым данным, регулярное промывание носа солевым раствором может ускорить выздоровление при обычной простуде. Но доказательства эффективности регулярного промывания носа как средства профилактики респираторных инфекций отсутствуют.

…сушить руки в электросушителе?

Нет. Электросушители для рук не убивают коронавирус. Для профилактики новой инфекции нужно регулярно обрабатывать руки спиртосодержащим антисептиком или мыть их водой с мылом. Вымытые руки следует тщательно высушить бумажными полотенцами или электросушителем.

1

Фото: unsplash.com, pexels.com

Читать дальше