Урок труда, или почему советские дети так много умели делать своими руками

Съесть что-нибудь прямо во время урока, не таясь от учителя, а потом вместе с этим учителем ещё и выпить по чашечке чая с конфетами – неужели такое было возможно в советской школе?

Что собой представляли уроки труда у девочек? Это сдвоенные 45-минутки, проходящие в кабинете, оборудованном швейными машинками, плитой, разделочными столами и большим столом для раскроя и утюжки тканей. В качестве столов-парт использовались швейные машинки с ножным приводом: по центру стола находилось отверстие, в которое эта машинка убиралась за ненадобностью, отверстие закрывалось крышкой и получалась обычная парта.

Учебный материал был обширным: большая часть времени отводилась на шитье и прочее рукоделие, чуть меньше на кулинарию. Как правило, на первом уроке ученицы записывали теорию, рисовали разные схемы-чертежи, на втором уроке кроили, шили. Ну а если это были уроки кулинарии, то на первом уроке готовили, на втором ели то, что только что приготовили и пили чай.

uroki-truda-ili-pochemu-sovetskie-devochki-tak-mnogo-umeli-delat-svoimi-rukami-1

 

Наша учительница потребовала сразу же, как только в 4-м классе начались эти уроки, завести толстую длинную тетрадь, в которую мы до окончания школы и будем записывать весь материал. Она мотивировала это тем, что потом будет очень удобно пользоваться, когда вся информация собрана в одном месте, и знаете, она была права. Я до сих пор заглядываю в эту тетрадку, когда хочу построить чертеж, допустим, юбки...

 

Шитье изучалось от простого к сложного: сначала сшили косынку для уроков труда, потом – фартук, чуть позже – ночную рубашку. Тут, конечно, не обошлось без курьёзов: ткань, нитки, отделочные материалы – всё это, конечно же, покупали родители. И для уроков труда приобретался дешёвый материал, чтобы не жалко было, если ребёнок что-то сделает не так.

После ночной рубашки ученицы по программе шили себе юбки, халат, платья – причём, фасон рисовали сами, а учительница помогала сделать к этой задумке выкройку по фигуре.

Ещё изучали свойства тканей, как правильно снимать мерки, устранять неполадки со швейной машинкой и все такое.

Но гораздо интереснее были уроки кулинарии: девочкам заранее давали записать рецепт и технологию приготовления блюда, а затем ученицы договаривались, кто и какие продукты приносит на следующий урок.

uroki-truda-ili-pochemu-sovetskie-devochki-tak-mnogo-umeli-delat-svoimi-rukami-3

Девочки готовили бутерброды, сырники, яичницу и омлет, макароны, винегрет, жарили «хворост», делали блинчики с начинкой. Ну и попутно изучали норму расхода продуктов, способы сервировки, основы консервирования. Иногда школьницам разрешали отложить часть блюда на отдельную тарелку и отнести это мальчикам в слесарно-столярную мастерскую.

Поход к мальчишкам был отдельным приключением – хоть девочки и приносили с собой посуду и приборы, но никогда толком разложить их порой не получалось. Мальчишки, словно голодающие, толпой набрасывались на принесённое и прямо грязными руками хватали с тарелок то, что успевали схватить.

 

Но самое удивительное в девчачьих уроках труда было то, что, помимо готовки и шитья, ученицы ещё изучали и основы электромонтажных работ. Серьёзно – зарисовывали простейшие электрические схемы, изучали технику безопасности при работе с электричеством, сами, своими руками, собирали одноламповый светильник.

Не скажем, что после всего этого девочки смело лазили чинить розетки или ремонтировать приёмники, но, по крайней мере, они понимали, как это всё работает, могли прочитать простую схему и без посторонней помощи разобрать, например, штепсельную вилку и устранить обрыв провода.

У мальчишек тоже всё проходило очень интересно – они работали на слесарных, токарных и столярных станках. У них громко, на всю школу, визжала циркулярная пила. Они после этих уроков притаскивали в класс красивые чеканки или миниатюрные интерьерные поделки в виде бревнышка, в которое воткнули топорик из жести или пилу.

uroki-truda-ili-pochemu-sovetskie-devochki-tak-mnogo-umeli-delat-svoimi-rukami-2

У девочек эти поделки пользовались огромным спросом, и в классе часто устраивался обмен – у одноклассниц после чаепития оставались конфеты и печенье, а у мальчишек – эти поделки, вот и устраивались азартные обмены к взаимному удовольствию.

1

Репортажи из СССР

Поделиться

Читайте также

В детско-юношеской волейбольной лиге «Мяч над сеткой» сезона 2019-2020 гг. определились победители.

 Согласно решению Исполкома БФВ от 6 апреля, соревнования среди детей и подростков в этом сезоне завершаются досрочно в связи с эпидемиологической обстановкой. Команды-участницы ДЮВЛ «Мяч над сеткой» не успели сыграть решающие финальные этапы, которые были запланированы на апрель-май.

Призерами в своей возрастной группе (2007 г. р.) стали спортсменки ДЮСШ №4 г. Бобруйска. Они заняли вторую строчку. На первой их соперницы из Жлобина.

Призы и подарки от Президентского спортивного клуба и Белорусской федерации волейбола обязательно найдут каждого призёра детско-юношеской волейбольной лиги «Мяч над сеткой». Этот вопрос будет решаться на предстоящем заседании Исполкома БФВ 20 апреля.

В этом году в рамках турнира впервые прошёл конкурс на лучшее название команды. Поэтому Белорусская федерация волейбола решила наградить сразу две команды, проявившие креатив:

  • «Волки» (г. Воложин)
  • и «Коврижки» (г. Бобруйск).

Ребята не только придумали названия для своих команд, но и ярко их проиллюстрировали

 

К сведению. ДЮВЛ «Мяч над сеткой» ежегодно проходит под эгидой Президентского спортивного клуба и БФВ. Это крупнейший республиканский волейбольный турнир для детей и подростков, который ежегодно помогает открывать новые таланты, которые потом привлекаются в молодежные сборные.

Читать дальше

8 апреля в Национальном пресс-центре во время проведения стрима (прямая видеотрансляция на видеохостинге – прим. ред.) один из столичных главврачей рассказал, по каким признакам можно отличить коронавирусную инфекцию от гриппа.

Чем похожи

  1. Механизмы заражения и пути близки: воздушно-капельный и контактный.
  2. У коронавирусной инфекции и гриппа близки группы риска. У людей с аутоиммунными заболеваниями (сахарный диабет, бронхолёгочные, иммуносупрессивные и пр.) грипп и коронавирусная инфекция протекают тяжелее.
 

Чем отличаются

Грипп

СOVID-19

Ярко выражен насморк

Отсутствие насморка или не яркое его выражение. Возможна внезапная потеря/изменение обоняния

Короткий инкубационный период (около двух-трёх дней)

Долгий инкубационный период (примерно шесть-семь дней)

Резкий подъём температуры, лихорадка

Постепенное развитие клинической картины

Озноб

Затруднённое дыхание, признаки дыхательной недостаточности

Жар

Длительный кашель

Быстрое проявление интоксикации

Позднее проявление интоксикации (потливость, слабость и пр.)

Насчёт возраста пациентов. Дети больше подвержены гриппу, коронавирус среди них менее распространён.

Иллюстрация иранского художника Aлиpеза Пaкдела

Читать дальше

В ходе проведения «прямой телефонной линии» с участием Владимира Гацко — депутата Палаты представителей, члена Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политики Национального собрания поступил ряд звонков от жителей Бобруйска и Бобруйского района.

Напомним один важный факт. Владимир Владимирович до своего избрания в Парламент являлся главврачом Бобруйской центральной больницы.

Неслучайно, что разговор с земляками целенаправленно касался вопросов профилактики распространения острых респираторных инфекций, в том числе вызванных коронавирусной инфекцией COVID-19…

Бобруйчане хотели услышать ответы от «депутата-врача» на целый ряд наиболее актуальных для них вопросов.

Мы их (вопросы в смысле) решили достаточно произвольно разбить на два блока и довести до вас:

Блок 1

  • Как вести себя в случае, если член семьи возвращается из-за пределов Республики Беларусь?­
  • Куда можно сообщить о гражданах, не соблюдающих режим самоизоляции?
  • Какие существуют меры профилактики для людей с хроническими заболеваниями легких?
  • Есть ли рекомендации по питанию в связи со складывающейся на сегодняшний день санитарно-эпидемиологической ситуацией?

Блок 2

  • Кто производит, в каких аптеках реализуются одноразовые и многоразовые маски и почему их сегодня так сложно достать?
  • Какие меры профилактики необходимо соблюдать гражданам пожилого возраста?
  • Кто может оказать помощь одиноким пожилым людям, либо же лишенным возможности общаться с детьми и внуками старикам?
 

В процессе общения Владимир Владимирович с удовлетворением отметил, что обстановка в городе спокойная. По его данным, властями Бобруйска и работниками учреждений здравоохранения приняты все необходимые оперативные меры по сдерживанию распространения ставшего мега-популярным на весь мир инфекционного заболевания.

Владимир Гацко от себя лично просил всех звонивших с пониманием отнестись к проводимым мероприятиям, соблюдать правила личной гигиены и так называемый респираторный этикет, а также — условия самоизоляции и социального дистанциирования (в случае необходимости, разумеется).

Ну и разумеется, ответы на все поступившие вопросы он дал — в абсолютно доступной форме…

Белая Русь

Читать дальше