Моё восприятие «бабушек» долгое время было одноклеточным. В лучшем проявлении бабушка — это такая Арина Родионовна, тёплая печка, рядом с которой уютно засыпать в стужу. Уменьшительно-ласкательный суффикс делал своё дело — форматировал восприятие. Помимо тепла и уюта, она ещё и в хозяйстве может пригодиться: вон, классик даже выпивал с нею вместе.
Тёмную сторону бабушек я видел сквозь собирательный образ Бабы Яги. Действительно, к старости некоторые женщины наживают себе острые лица, о которые можно порезаться с первого взгляда. Никакого уюта в них нет — окна нараспашку, и отовсюду сквозит какая-то внутренняя бездомность.
Однажды я сидел в гостях у друга детства. Мне тогда было лет двадцать, я оканчивал институт. Мы с ним вспоминали своё советское счастливое голодранство, рассматривая старые фотографии. Я обратил внимание на раритетный альбом со спутником на обложке, лежавший в глубине ящика.
«О, это моей бабушки, ничего интересного», — прокомментировал друг.
Я всё же попросил разрешения посмотреть.
«Бабуль, можно Олег твой альбом посмотрит?» — крикнул друг.
«Да, конечно!» — прилетело обратно из соседней комнаты через коридор. Бабушка жила в той же квартире вместе с родителями друга и с ним самим.
Я открыл альбом на первой странице и принялся листать. Ничего выдающегося, обычные жёлтые листья чьей-то судьбы, как в любом парке по осени, как в любой жизни в старости. Снимки детей, женщин, мужчин, чёрно-белого неба, серого солнца, застывшего навеки моря, горделивых зданий, от которых сейчас и кирпича не найти.
Но на середине альбома я задержался. Меня зацепили несколько похожих фотографий какой-то девушки. Это была полноценная фотосессия, как бы мы сейчас сказали, такой ретроинстаграм. Девушка позировала в интерьере. На заднем плане мелькали то старый ламповый радиоприёмник, то картины на стенах, то окно с гардинами. Снимки были очень качественные, даже профессиональные, словно с обложки журнала.
Возможно, это впечатление возникало от того, что девушка на фото была божественно хороша. Я даже как-то застеснялся её красоты. Мне показалось, что если я посмотрю чуть подольше, то рискую в неё влюбиться (тогда я ещё не был женат, тогда мне ещё было можно). Девушка на пожелтевших карточках улыбалась так, что чёрно-белые фотографии на мгновение становились цветными. Она улыбалась до перехватывания горла, до бабочек у меня в животе.
Я поспешил перевернуть страницу. Затем шли ещё какие-то снимки, всё современнее и современнее, а в конце альбома, на последних листах, я уже без труда узнавал бабушку моего друга — на даче, на лавочке, за столом.
Я закрыл альбом и вернул его другу.
«Интересно, — процедил я из вежливости, — девушка там одна на фото, очень ничего. Родственница ваша?»
«А, — протянул товарищ, сразу поняв, о чём я говорю, — ага, родственница. Бабушка моя».
Читайте также: Новогодняя история о бабушке и фокусах
Я несколько секунд просидел молча, пока мой чайник не закипел.
Я взял альбом у друга обратно, буквально вырвал из рук. Открыл посредине на странице с фотографиями девушки. Перелистал в конец на страницу с фотографиями бабушки. Потом отмотал назад. Затем перемотал вперед. Проделал этот нехитрый мультипликационный трюк ещё пару раз.
«Это та же самая бабушка, что и на последних фото?» — задал я один из своих фирменных идиотских вопросов.
«Та же, та же», — ответил друг с интонацией «и тебя вылечат».
Я держал в руках альбом, ошарашенный, и внутри меня искрился разорванный напополам шаблон.
В этот момент в коридоре раздалось шарканье, и в нашу комнату вошла бабушка. Она принесла нам на подносе чай с пряниками.
«Ой, бабуля, да не стоило», — сказал ей друг.
Старушка поставила поднос и выпрямилась. Она не сразу ушла, видимо, ей нужно было отдышаться. Ей тогда было уже слегка за восемьдесят. Слышала она прекрасно, а вот ноги слушались плохо, как бы ни пытался докричаться до них мозг. Пожилая женщина смотрела прямо на меня. Мне стало неловко. Я поднял альбом, открытый на ее девичьих снимках, и произнёс вторую идиотскую фразу за день:
«А это вы!»
Она всплеснула руками, словно увидела привидение. И улыбнулась. Той самой улыбкой со старой фотографии.
И в этот момент кто-то запустил современный голливудский блокбастер со спецэффектами.
Бабушка на моих глазах начала рассыпаться на пиксели. Пучок седых волос порвал резинку и разбежался на тысячи чернющих змей. Морщины моментально разгладились, как будто по её лицу провели утюгом времени. Глаза засверкали, точно их протерли от пыли.
Улыбка не стареет. Передо мной стояла потрясающая красавица, девушка с пожелтевшего снимка. По комнате вокруг нас летали бабочки, выпорхнувшие у меня из живота.
Как часто наши бабушки для нас — это всего лишь последняя страница фотоальбома. Как опрометчиво мы забываем перевернуть её, чтобы увидеть чудо стариковской молодости. Как сложно нам поверить в то, что под Поленовым скрывается Айвазовский, что в тихом пруду тоже могли бушевать девятибалльные страсти.
Как жаль, что наши старики уходят от нас неразгаданными и нераскрытыми, как старый фотоальбом.
1
Дворец искусств приглашает бобруйчан 3 июня 2023 года на концертную программу творческих коллективов и солистов «Детство - это ты и я!».
Концерт пройдёт в парке культуры и отдыха Бобруйска и начнётся в 16.00.
Мы никогда не забудем подвиг наших прадедов и дедов. Автопробег организовывается с 2014 года, и каждый раз бобруйчане наполняют его новыми яркими событиями.
Благодаря поддержке на уровне Бобруйского горисполкома, автопробег официально внесён в план города, но главное – это обеспечение безопасности в передвижении автоколонны сотрудниками ГАИ. Благодарим и местные автоклубы, которые не остаются в стороне, а с удовольствием присоединяются.
Итак, 9 мая 2022 года в Бобруйске с 12.00 до 16.00 состоится массовый ежегодный автопробег, посвящённый 77-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Место сбора традиционное – возле спорткомплекса «Бобруйск-Арена».
12.00-13.00 |
конкурс на праздничное оформление автомобиля |
13.00-14.00 |
сбор участников и построение автоколонны на задней парковке СК «Бобруйск-Арена» (ул. Оппермана) |
14.00-14.40 |
отправление автоколонны по маршруту от ул. Карбышева до мемориального комплекса «Курган Славы» (д. Сычково) |
14.45-15.00 |
|
15.30-16.00 |
обратный маршрут автопробега до памятника Георгию Победоносцу |
Контактный телефон: +375(44) 56-66-67-77.
Бобруйский художественный музей приглашает с 5 апреля по 11 мая 2023 года на выставку «Ave Радзіма», приуроченную к 95-летию народного художника Республики Беларусь Г.Х. Ващенко – из фондов картинной галереи Г. Х. Ващенко (г. Гомель).
В 2023 году народному художнику Республики Беларусь Гавриилу Харитоновичу Ващенко исполнилось бы 95 лет. В рамках этих мероприятий и в преддверии 78-годовщины Победы в Великой Отечественной войне картинная галерея Г. Х. Ващенко и Бобруйский художественный музей представляют выставку «Ave Радзіма». На выставке будет представлено 46 работ из фондов гомельской галереи. Экспозицию можно разделить на две логические части – работы, посвященные Великой Отечественной войне, и работы, посвящённые той жизни, за которую воевали наши деды – миру и созиданию.
Работы на выставку отбирались с особой тщательностью. Конечно, среди художников старшего поколения практически каждый коснулся страшных событий войны. Даже Гавриил Ващенко, которому на начало войны было всего 13 лет, не просто стал свидетелем этого горя, но практически год провёл в партизанском отряде. Кто-то, как например, Валентин Егоров, пережил ужасы блокадного Ленинграда, а кто-то, как Борис Аракчеев добровольцем ушёл на фронт.
В экспозицию вошли работы известных белорусских художников: Гавриила и Константина Ващенко, Владимира Слободчикова, Роберта и Виктора Ландарских, Николая Казакевича, Алексея Марочкина, Альгерда Малишевского, Владимира Рыкалина, Валентина Егорова, Александра Гришкевича, Елены Лось, Петра Драчова, Николая Селещука и других.
Время работы галереи: 10.00-19.00 (выходные: понедельник, вторник).
Читайте также: Подборка лучших IT-курсов в Беларуси
1