5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы

Рассматриваем основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пелёнок. Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдётся и предложение. Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

Основные методики детского развития

1. Методика Марии Монтессори

Одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе

  • упражнения на развитие мелкой моторики,
  • упражнения, направленные на развитие речи,
  • а также традиционные лепку, конструирование,
  • рисование и аппликацию,
  • многочисленные развивающие игры,
  • пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития. При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.

Плюсы методики

  1. Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.
  2. На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
  3. Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Минусы методики

  1. Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.
  2. Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе ещё сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.
  3. На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдаётся предпочтение индивидуальной работе детей.

2. Методика Николая Зайцева

Это методика вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым. В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твёрдым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счёту — при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.

Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

5-populyarnykh-metodik-rannego-razvitiya-detei-plyusy-i-minusy-1

Плюсы методики

  1. Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счёту.
  2. У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.
  3. На занятиях у детей развивается творческое мышление.

Минусы методики

  1. В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.
  2. Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают всё.

3. Методика Глена Домана

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана» с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества.

По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения. Кроме того, в этой методике огромное значение придаётся физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.

 

Плюсы методики

  1. Дети запоминают большое количество информации.
  2. Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.
  3. Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что, в свою очередь, тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

Минусы методики

  1. При обучении чтению ребёнок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.
  2. Ребёнок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

4. Вальдорфская методика

Второе название – методика Штайнера. Она считается педагогикой равных возможностей. В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

5-populyarnykh-metodik-rannego-razvitiya-detei-plyusy-i-minusy-2

К обучению чтению и письму ребёнок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.

Плюсы методики

  1. Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребёнка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.
  2. Методика не предполагает системы оценок за работу: ребёнок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.
  3. Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Минусы методики

  1. Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.
  2. Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребёнка к школе.
  3. Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребёнка.

5. Система Никитиных

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности.

Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребёнка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастёт.

Дети должны быть заинтересованы во всём: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.

Плюсы методики

  1. Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить её и превратить в образ жизни, что ведёт к тому, что дети будут проводить с ними много времени.
  2. Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.
  3. Система помогает очень рационально организовать время.

Минусы методики

  1. Отсутствие индивидуального подхода к ребёнку.
  2. Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.
  3. Закаливание проводится достаточно жёсткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

5-populyarnykh-metodik-rannego-razvitiya-detei-plyusy-i-minusy-3

Детские развивающие центры. Вести детей или нет?

Стоит ли начинать обучать ребёнка со столь раннего возраста, какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям.

Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный.

Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая, что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Да, ребёнок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития — это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребёнок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей. А самое главное — ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребёнку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объёме любовь и заботу своих мам и пап.

1

chipsjournal

Фото: Unsplash

Поделиться

Читайте также

В целях оказания содействия в трудоустройстве гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, в Бобруйске будет проведена мини-ярмарка вакансий, которая состоится 21 марта 2023 года с 10.00 до 12.00 в здании управления по труду, занятости и социальной защиты Бобруйского горисполкома по адресу: ул. Гоголя, 7, второй этаж, актовый зал. ­

Посетителям ярмарки вакансий представится возможность пройти собеседование непосредственно у специалиста кадровой службы, получить информацию о возможностях трудоустройства, условиях труда, оплаты, социальных гарантиях в организациях, а также – о порядке профессионального обучения по востребованным профессиям по направлению службы занятости.


Читайте также о мероприятиях по занятости бобруйчан:

Бобруйчане могут найти работу на электронной ярмарке вакансий

Бобруйск: «День предприятия»


 

Читать дальше

Индивидуальное жилье планируют строить для многодетных семей в Могилёвской области. Об этом рассказал председатель комитета по архитектуре и строительству Могилёвского облисполкома.
 
Как известно, Директива №8 «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли» требует в течение года с момента постановки на учёт направлять многодетные семьи на строительство жилья. Сегодня в Могилёвской области эти сроки выдерживаются не повсеместно. В том числе из-за недостатка желающих построить квартиру при формировании очередного многоэтажного дома в небольших городах региона.

Решить проблему поможет и строительство индивидуального жилья на льготных условиях для данной категории нуждающихся.


Читайте также: Школьники смогут бесплатно посещать государственные спортивные сооружения


«В этой связи прорабатывается возможность строительства для многодетных семей индивидуального жилья в местах их проживания или работы. Для этого изучали опыт гомельских коллег, где уже внедрена такая практика. Отдельного внимания заслужил их индивидуальный подходят к строительству каждого дома, что особенно востребовано сегодня», – поделился планами чиновник.
 
По его словам, с учетом возможности сокращения ряды административных процедур такое жильё будет значительно дешевле. Сократятся и сроки строительства – потребуется 3-4 месяца. Опять же с целью удешевления жилья для льготной категории граждан, стоящих на очереди на улучшение жилищных условий, в стадии проработки изменения в законодательную базу, которые позволят капитально ремонтировать пустующие дома. Такой вариант улучшения жилищных условий приемлем для застройщиков с небольшими доходами.

1

 

mogilevnews.by

Читать дальше

Изменения в законодательстве, которые будут регламентировать правила пользования электросамокатами, вступят в силу в ближайшее время. Об этом рассказал официальный представитель УГАИ МВД Станислав Соловей в программе «Неделя» в эфире телеканала СТВ.

- Подготовлены изменения в законодательство, которые в ближайшее время вступят в силу, – отметил Станислав Соловей. – Электросамокат может развивать скорость до 25 км/ч, а иногда гораздо больше. Планируется, что пользователи устройств, которые развивают скорость до 25 км/ч, будут приравниваться к пешеходам. Более мощные устройства с электродвигателями уже будут приравниваться к мопедам либо мотоциклам, на которые нужно водительское удостоверение, техосмотр и страховка.

Ранее очевидцы не раз сообщали о случаях, когда в Минске пользователи электросамокатов развивали скорость более 60 км/ч. Один такой случай зарегистрировал радар.


Читайте также: Бобруйск может постареть на несколько веков


1

БЕЛТА

Читать дальше