5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы

Рассматриваем основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пелёнок. Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдётся и предложение. Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

Основные методики детского развития

1. Методика Марии Монтессори

Одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе

  • упражнения на развитие мелкой моторики,
  • упражнения, направленные на развитие речи,
  • а также традиционные лепку, конструирование,
  • рисование и аппликацию,
  • многочисленные развивающие игры,
  • пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития. При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.

Плюсы методики

  1. Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.
  2. На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
  3. Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Минусы методики

  1. Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.
  2. Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе ещё сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.
  3. На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдаётся предпочтение индивидуальной работе детей.

2. Методика Николая Зайцева

Это методика вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым. В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твёрдым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счёту — при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.

Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

5-populyarnykh-metodik-rannego-razvitiya-detei-plyusy-i-minusy-1

Плюсы методики

  1. Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счёту.
  2. У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.
  3. На занятиях у детей развивается творческое мышление.

Минусы методики

  1. В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.
  2. Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают всё.

3. Методика Глена Домана

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана» с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества.

По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения. Кроме того, в этой методике огромное значение придаётся физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.

 

Плюсы методики

  1. Дети запоминают большое количество информации.
  2. Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.
  3. Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что, в свою очередь, тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

Минусы методики

  1. При обучении чтению ребёнок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.
  2. Ребёнок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

4. Вальдорфская методика

Второе название – методика Штайнера. Она считается педагогикой равных возможностей. В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

5-populyarnykh-metodik-rannego-razvitiya-detei-plyusy-i-minusy-2

К обучению чтению и письму ребёнок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.

Плюсы методики

  1. Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребёнка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.
  2. Методика не предполагает системы оценок за работу: ребёнок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.
  3. Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Минусы методики

  1. Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.
  2. Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребёнка к школе.
  3. Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребёнка.

5. Система Никитиных

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности.

Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребёнка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастёт.

Дети должны быть заинтересованы во всём: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.

Плюсы методики

  1. Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить её и превратить в образ жизни, что ведёт к тому, что дети будут проводить с ними много времени.
  2. Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.
  3. Система помогает очень рационально организовать время.

Минусы методики

  1. Отсутствие индивидуального подхода к ребёнку.
  2. Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.
  3. Закаливание проводится достаточно жёсткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

5-populyarnykh-metodik-rannego-razvitiya-detei-plyusy-i-minusy-3

Детские развивающие центры. Вести детей или нет?

Стоит ли начинать обучать ребёнка со столь раннего возраста, какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям.

Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный.

Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая, что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Да, ребёнок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития — это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребёнок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей. А самое главное — ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребёнку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объёме любовь и заботу своих мам и пап.

1

chipsjournal

Фото: Unsplash

Поделиться

Читайте также

Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья разработал методические рекомендации по организации образовательного процесса в 2020/2021 учебном году в учреждениях образования в условиях распространения COVID-19.

Рекомендации предназначены для использования во всех типах учреждений образования для детей и взрослых вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности. Отдельные положения могут использоваться в деятельности других учреждений и организаций (дома ребёнка, стационарные дома-интернаты для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, специализированные учебно-спортивные учреждения для детей).

Читайте также: Минздрав ответил родителям по поводу введения карантина в школах

Документ предусматривает комплекс мероприятий, направленных на снижение риска заражения COVID-19. Указывается, что образовательный процесс устанавливается с учётом принципов социального дистанцирования. В частности, речь идёт о

  • разделении времени начала и окончания смен,
  • увеличении по возможности продолжительности перемен и пересменок,
  • максимально возможном разобщении обучающихся при обучении, проживании, организации сна, питания, проведении массовых мероприятий (культурных, спортивных и физкультурно-оздоровительных) преимущественно на открытом воздухе.
 

Ограничивается проведение родительских собраний и личных встреч педагогических работников с родителями (законными представителями) обучающихся. Для общения рекомендуется использовать телефоны, электронную почту и др. Это же касается и рабочих совещаний и мероприятий, которые лучше проводить в формате видеоконференций (с использованием средств видеосвязи).

Читайте также: COVID-19: минздрав опубликовал для врачей рекомендации, но их важно знать всем

Ежедневно перед началом деятельности учреждения образования у работников будут измерять температуру тела (с преимущественным использованием бесконтактных термометров), опрашивать о наличии признаков респираторных заболеваний. Обучающихся и работников с признаками респираторной инфекции (кашель, насморк, повышенная температура тела и т. д.) не допустят к учёбе/работе.

В каждом учреждении образования с учётом его типа, условий и особенностей режима деятельности будет разработан соответствующий план мероприятий по предупреждению COVID-19.

1

БЕЛТА

Читать дальше

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) рекомендовали детям с 12 лет носить защитные маски в связи с пандемией COVID-19. Об этом говорится в информационном бюллетене, опубликованном на сайте ВОЗ.

«Согласно совету ВОЗ и ЮНИСЕФ, дети 12 лет и старше должны носить маску при тех же условиях, что и взрослые, в частности, когда нет гарантии соблюдения дистанции в 1 м от других людей и в данном районе передача вируса широкомасштабна», — отмечается в документе.

Что касается детей в возрасте 6-11 лет, то необходимость ношения маски зависит от ряда обстоятельств. Например, должны быть учтены такие факторы, как наличие или отсутствие широкомасштабной передачи вируса в месте проживания ребёнка, возможность осуществления соответствующего надзора и инструктирования детей со стороны взрослых о том, как правильно носить маски.

От детей пяти лет и младше не нужно требовать носить маску. Вместе с тем рекомендуется обеспечивать соблюдение санитарных мер. В частности, расстояние между детьми должно составлять не менее метра, число детей, играющих вместе, следует ограничивать. Требуется также обеспечить детям возможность для мытья рук.

 

Читать дальше

Список принадлежностей, которые нужно купить к школе, может ввести в замешательство родителей, особенно если ребёнок идёт в первый класс. Учителя начальной школы поделились с Ребёнок BY советами, как подготовить малыша к учёбе без лишних затрат.

«Время дефицита давно прошло»

Наталья Урбанович, учитель начальных классов в гимназии №56 г. Гомеля считает, что родителям нужно советоваться с педагогом прежде, чем идти за покупками.

— Я работаю в школе 30 лет и точно знаю, что мне нужно, а что не пригодится из того списка, который указан на сайте школы. Я считаю, что первому классу очень тяжело работать, например, с веером чисел. Разрезную азбуку чисел и букв тоже первоклассникам сложно разобрать и собрать. Это неудобно. Я сразу говорю родителям, чтобы они этого не покупали.

И даже те вещи, которые согласованы с учителем, не стоит закупать в большом количестве — впрок.

— Ещё с советских времен у людей осталось желание закупиться. Уже нет дефицита, и тем не менее родители покупают тетрадки с расчётом на то, чтобы их хватило на целый год. А этого делать не нужно, всегда можно недостающее докупить. Например, тетради в крупную клетку и косую линейку нужны только первому классу. Не стоит набирать их десяток, достаточно купить две, и то вторая — это на случай, если тетрадь потеряется. На самом деле одной тетради обычно хватает на целый год.

Не стоит спешить с покупкой дневника: в первом классе он не пригодится.

— Дневники в первом классе не нужны: дети ещё не умеют писать. Со второго класса иметь дневник не обязательно, но желательно: мы записываем там домашнее задание, расписание, а также через дневник идёт обратная связь с родителями.

Для первоклассника канцелярские принадлежности должны быть максимально простыми, чтобы не отвлекать внимание. Не стоит покупать детям многосекционные пеналы.

— Когда нужно достать карандаш, ребёнок открывает все секции в поисках простого карандаша. Это абсолютно непрактично. Я рекомендую купить самый простой пенал, пусть на замочке, но такой, чтобы его можно было раскрыть и сразу всё увидеть. Вообще удобство в использовании — главный принцип, которым нужно руководствоваться при выборе канцелярских товаров. Те же альбомы для рисования бывают слишком плотными, и листы в них плохо отрываются. А важно, чтобы ребёнку это было делать легко.

ne-sovetuyu-zakupatsya-vprok-vremya-deficita-proshlo-uchitelya-o-pokupkakh-k-1-sentyabrya-1

Фото: Лиза Павлова

Покупать даже маленькие рюкзаки в первом классе не стоит, говорит учитель.

— Книги первоклассники в школу ещё не носят. Некоторые родители покупают небольшой рюкзачок для тетрадей, но дети часто там устраивают месиво. Из рюкзака ребёнок не может ничего вытащить, особенно если там миллион карманчиков, и он не знает, где и что у него находится. Есть портфели-папочки, куда можно бросить пенал, тетради и раскраску. Вот это удобно. Во втором классе рюкзаки уже будут нужны, но они должны быть лёгкими и компактными.

Наталья советует родителям заранее познакомить детей с содержимым рюкзака, многие дети на уроках не знают, что и где у них лежит в портфеле.

— Родители складывают всё по списку учителя и отдают рюкзак первокласснику в руки. А когда учитель просит достать тетрадку, ребёнок говорит, что у него её нет. На самом деле есть, просто дети об этом не знают. Поэтому важно, чтобы вы показали ребёнку, что купили для школы. Дайте ему те же счётные палочки до 1 сентября, чтобы он потрогал их дома, а не в первый раз увидел на уроке.

ne-sovetuyu-zakupatsya-vprok-vremya-deficita-proshlo-uchitelya-o-pokupkakh-k-1-sentyabrya-2

Портфель-папка. Фото: wildberries.by

Отдельным пунктом Наталья выделила тканевую сумку для спортивной формы — очень практичная покупка.

— После физкультуры дети засовывают влажные и потные майки в пакет, и не каждый родитель посмотрит, в каком виде там физкультурная форма. Холщовый мешок дает возможность избежать неприятных запахов.

Неочевидный пункт экономии — подписывать свои вещи.

— В младшей школе все предметы должны быть подписаны. Это моё мнение. Дети не узнают своих вещей, а если учесть, что школьная форма практически одинаковая, ребёнок в жизни не опознает свой пиджачок, например. Поэтому подписывайте вещи, если не хотите лишних трат.

 

«Есть смысл покупать принадлежности после 1 сентября»

Вероника Юхновская, завуч начальных классов средней школы №36 г. Минска, разделяет мнение о том, что не стоит слепо покупать все принадлежности по списку, который размещён на сайте школы.

— Я знаю, что до сих пор на сайтах некоторых школ в списках покупок к первому классу стоят, например, счётные палочки или касса цифр и касса букв. Сейчас многие учителя этим уже не пользуются. Я советую родителям экономить деньги и закупать вещи после разговора с учителем. Но, к сожалению, это возможно только после 1 сентября. Часто бывает так, что родители уже всё купили к этому моменту. Не стоит торопиться. Ничего из школьных принадлежностей не является дефицитом.

Учитель не советует покупать маленьким детям яркие канцелярские товары.

— Особенность детей 6-7-летнего возраста: всё яркое и блестящее привлекает их внимание в первую очередь. Несмотря на интересный рассказ учителя, ребёнок будет машинально открывать и крутить яркий пенал, смотреть, что нарисовано на ручке, особенно если она переливается или какой-нибудь шарик туда-сюда перекатывается. Пусть такие вещи будут для дома или продлёнки. По возможности нужно уменьшить всё яркое и блестящее в школе. Чего бы это ни касалось: одежды, обуви, канцелярских товаров, обложек, пеналов. Всё это может отвлекать внимание.

ne-sovetuyu-zakupatsya-vprok-vremya-deficita-proshlo-uchitelya-o-pokupkakh-k-1-sentyabrya-3

Фото: Лиза Павлова

А вот на качестве экономить не стоит, считает учитель.

— Карандаши лучше выбирать мягкие, потому что у детей, которые рисуют мягкими карандашами, получается ровный красивый фон, а если карандаш плохого качества, ребёнок будет стараться нажать на него как можно сильнее, чтобы получилось так же, как у соседа по парте. Зачем эти мучения? Вот почему самые дешёвые вещи я покупать не рекомендую.

Родителям первоклассников Вероника советует обратить внимание на ручки со специальными пластмассовыми насадками, которые помогают держать правильно руку.

— Когда ребёнок берет такую ручку, у него автоматически пальцы занимают нужное положение — я считаю, что это хорошая покупка. Также есть специальные ножницы для левшей, обратите на них внимание.

ne-sovetuyu-zakupatsya-vprok-vremya-deficita-proshlo-uchitelya-o-pokupkakh-k-1-sentyabrya-4

Ручка с пластмассовой насадкой. Фото: aliexpress.ru

Вероника Юхновская советует покупать одну большую и качественную точилку на класс, которая будет лежать на свободном столе.

— По своему опыту знаю, что дети на перемене очень любят точить в ней карандаши. А на столе у ребёнка пусть будет минимум вещей: тетрадь под определённым наклоном, пенал, подставка для книг.

Не стоит покупать по своей инициативе прописи до школы, предупреждает учитель.

— Сейчас продается очень большое количество тетрадей, где прописаны письменные буквы пунктиром. Но половина из этих прописей не даёт правильное написание букв. Это либо российские издания, либо подготовленные человеком, который далёк от педагогики. В итоге получается, что мама хочет сделать своему ребёнку как лучше, но потом приходится переучивать ребёнка, а он из-за этого начинает нервничать. Поэтому иногда лучше повременить или узнать точно, какие тетради рекомендованы Министерством образования.

1

Ребёнок BY

Читать дальше