5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы

Рассматриваем основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пелёнок. Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдётся и предложение. Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

Основные методики детского развития

1. Методика Марии Монтессори

Одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе

  • упражнения на развитие мелкой моторики,
  • упражнения, направленные на развитие речи,
  • а также традиционные лепку, конструирование,
  • рисование и аппликацию,
  • многочисленные развивающие игры,
  • пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития. При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.

Плюсы методики

  1. Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.
  2. На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
  3. Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Минусы методики

  1. Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.
  2. Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе ещё сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.
  3. На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдаётся предпочтение индивидуальной работе детей.

2. Методика Николая Зайцева

Это методика вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым. В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твёрдым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счёту — при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.

Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

5-populyarnykh-metodik-rannego-razvitiya-detei-plyusy-i-minusy-1

Плюсы методики

  1. Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счёту.
  2. У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.
  3. На занятиях у детей развивается творческое мышление.

Минусы методики

  1. В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.
  2. Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают всё.

3. Методика Глена Домана

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана» с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества.

По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения. Кроме того, в этой методике огромное значение придаётся физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.

 

Плюсы методики

  1. Дети запоминают большое количество информации.
  2. Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.
  3. Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что, в свою очередь, тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

Минусы методики

  1. При обучении чтению ребёнок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.
  2. Ребёнок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

4. Вальдорфская методика

Второе название – методика Штайнера. Она считается педагогикой равных возможностей. В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

5-populyarnykh-metodik-rannego-razvitiya-detei-plyusy-i-minusy-2

К обучению чтению и письму ребёнок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.

Плюсы методики

  1. Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребёнка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.
  2. Методика не предполагает системы оценок за работу: ребёнок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.
  3. Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Минусы методики

  1. Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.
  2. Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребёнка к школе.
  3. Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребёнка.

5. Система Никитиных

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности.

Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребёнка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастёт.

Дети должны быть заинтересованы во всём: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.

Плюсы методики

  1. Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить её и превратить в образ жизни, что ведёт к тому, что дети будут проводить с ними много времени.
  2. Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.
  3. Система помогает очень рационально организовать время.

Минусы методики

  1. Отсутствие индивидуального подхода к ребёнку.
  2. Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.
  3. Закаливание проводится достаточно жёсткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

5-populyarnykh-metodik-rannego-razvitiya-detei-plyusy-i-minusy-3

Детские развивающие центры. Вести детей или нет?

Стоит ли начинать обучать ребёнка со столь раннего возраста, какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям.

Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный.

Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая, что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Да, ребёнок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития — это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребёнок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей. А самое главное — ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребёнку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объёме любовь и заботу своих мам и пап.

1

chipsjournal

Фото: Unsplash

Поделиться

Читайте также

В Беларуси впервые определят самый улыбчивый город. Масштабный челлендж запустил по всей стране бренд мороженого «ТОП». Любой желающий может поддержать родной город своей улыбкой и тем самым повысить его рейтинг.

Согласно исследованиям Gallup, белорусы вновь признаны одними из самых неэмоциональных и неулыбчивых в мире. Бренд мороженого «ТОП» предложил убедиться в обратном. Так возникла идея выяснить, в каком из городов страны живут самые улыбчивые люди.

«Сейчас особенно важно сохранять позитивный настрой и вызывать хорошие эмоции. Даже если повседневные дела и заботы поглощают, всегда есть минутка, чтобы вспомнить о приятном, улыбнуться или поделиться настроением с друзьями и близкими. Теперь же заодно можно помочь своему родному городу стать самым улыбчивым в Беларуси», – поясняют в компании «Санта Бремор». 

Принять участие в соревновании и поддержать свой город может любой житель Беларуси независимо от возраста. «Счётчик позитива» работает в режиме онлайн. Механика проста: нужно зайти на сайт topsmile.by и после простой авторизации нажать на кнопку «Улыбнуться». Там же можно создать фотоколлаж в стиле ТОП или поиграть в онлайн-игру и поделиться результатами с друзьями.

Самый улыбчивый город назовут 20 августа. Рейтинг составят на основе количества собранных улыбок, но пропорционально численности жителей в каждом населённом пункте. Это позволит уравнять шансы, скажем, районного центра и Минска.

«ТОП» – один из брендов компании «Санта Бремор», который за свою 20-летнюю историю предложил потребителям порядка 100 вкусов мороженого. По итогам конкурса «Бренд года-2019» он назван любимой маркой мороженого у белорусов. Также «ТОП» имеет один из самых высоких уровней знания у потребителей среди брендов в этой категории.

 

---
Коммуникационное агентство PR Vision

Читать дальше

20-21 июня 2020 г. в онлайн-режиме в Ярославле прошёл V региональный фестиваль керамики «Живая глина». Основная его цель – сохранение культурного наследия, популяризация искусства керамики, приобщение широкой аудитории к промыслам и ремеслам, связанным с изделиями из глины Ярославской области и других регионов.

Могилёвскую область представляли

народные мастера Беларуси:

  • Нина Роговская (г. п. Хотимск),
  • Вячеслав Яковенко (г. Кричев),
  • Юрий Бовда (Бобруйский район),

члены Белорусского Союза мастеров народного творчества:

  • Любовь Ященко (г. Кричев),
  • Александр Орлов (Бобруйский район).

В рамках фестиваля был организован конкурс керамистов, тема которого «Изразцы Ярославля». На конкурс принимались фотографии изделий из глины. В своих работах мастера использовали мотивы орнамента и цветовую гамму традиционных ярославских изразцов.

 

Образ птицы Сирин, которая известна с Х века, представил Вячеслав Яковенко. Птица, имея лицо девушки, а тело совы, является символом красоты и счастья. Декоративное блюдо, выполненное в традиционной уникальной технике ангобной росписи, презентовала Нина Роговская.

Юрий Бовда представил работу под названием «Фауна». Мастер использовал элементы декора как анималистической скульптуры, так и цветовой гаммы, характерной для Ярославского изразца.

mastera-bobruishiny-prinyali-uchastie-v-v-regionalnom-festivale-keramiki-zhivaya-glina

Любовь Ященко на конкурс подготовила керамическую куклу «Ярослава краса – золотая роса». На таком элементе как ведро, можно заметить герб Ярославля, а на сарафане – изразцы растительного орнамента.

Характерные изразцам Ярославля рисунки изобразил на посуде и Александр Орлов.

mastera-bobruishiny-prinyali-uchastie-v-v-regionalnom-festivale-keramiki-zhivaya-glina-2

Все работы, принятые к участию в конкурсе, размещены в группе фестиваля «Живая глина» в соцсети «ВКонтакте», а также на сайте музея. По итогам онлайн голосования мастера Могилевской области получили электронные сертификаты об участии в конкурсе.

1

mogomc.by

Читать дальше

Участие в онлайн-концерте приняли представители России, Мексики, Венесуэлы, Испании, Кубы, Колумбии, Турции. Большинство из них открыли нашу красивую страну, синеокую Беларусь, приехав в наш город, и были покорены гостеприимством и радушием нашего народа. Вернувшись к себе домой, они сохранили тёплые воспоминания и дружбу с бобруйчанами, которые сопровождали их все дни пребывания и были не просто переводчиками, кураторами, а очень быстро стали друзьями и помогали оперативно ориентироваться в насыщенной фестивальной программе и на фестивальных маршрутах.

Вместе с музыкальными номерами звучали самые тёплые слова, адресованные в эти праздничные дни Вам, уважаемые белорусы, Вам, дорогие бобруйчане.

Это настоящий пример народной дипломатии, которая развивается вместе с фестивалем. Нас разъединяют время, расстояние, язык, но объединяют дружба и творчество, наши сердца стучат в унисон.

Мы не подводим черту и если кто-то в далёких и близких странах, увидев концерт, пожелает присоединиться, мы будем благодарны и рады этой заочной, но дорогой для нас встрече.

Открывает концерт выступление бобруйчан.

1

mogomc.by

Читать дальше