5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы

Рассматриваем основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пелёнок. Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдётся и предложение. Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

Основные методики детского развития

1. Методика Марии Монтессори

Одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе

  • упражнения на развитие мелкой моторики,
  • упражнения, направленные на развитие речи,
  • а также традиционные лепку, конструирование,
  • рисование и аппликацию,
  • многочисленные развивающие игры,
  • пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития. При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.

Плюсы методики

  1. Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.
  2. На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
  3. Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Минусы методики

  1. Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.
  2. Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе ещё сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.
  3. На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдаётся предпочтение индивидуальной работе детей.

2. Методика Николая Зайцева

Это методика вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым. В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твёрдым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счёту — при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.

Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

5-populyarnykh-metodik-rannego-razvitiya-detei-plyusy-i-minusy-1

Плюсы методики

  1. Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счёту.
  2. У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.
  3. На занятиях у детей развивается творческое мышление.

Минусы методики

  1. В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.
  2. Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают всё.

3. Методика Глена Домана

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана» с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества.

По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения. Кроме того, в этой методике огромное значение придаётся физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.

 

Плюсы методики

  1. Дети запоминают большое количество информации.
  2. Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.
  3. Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что, в свою очередь, тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

Минусы методики

  1. При обучении чтению ребёнок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.
  2. Ребёнок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

4. Вальдорфская методика

Второе название – методика Штайнера. Она считается педагогикой равных возможностей. В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

5-populyarnykh-metodik-rannego-razvitiya-detei-plyusy-i-minusy-2

К обучению чтению и письму ребёнок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.

Плюсы методики

  1. Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребёнка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.
  2. Методика не предполагает системы оценок за работу: ребёнок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.
  3. Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Минусы методики

  1. Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.
  2. Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребёнка к школе.
  3. Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребёнка.

5. Система Никитиных

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности.

Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребёнка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастёт.

Дети должны быть заинтересованы во всём: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.

Плюсы методики

  1. Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить её и превратить в образ жизни, что ведёт к тому, что дети будут проводить с ними много времени.
  2. Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.
  3. Система помогает очень рационально организовать время.

Минусы методики

  1. Отсутствие индивидуального подхода к ребёнку.
  2. Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.
  3. Закаливание проводится достаточно жёсткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

5-populyarnykh-metodik-rannego-razvitiya-detei-plyusy-i-minusy-3

Детские развивающие центры. Вести детей или нет?

Стоит ли начинать обучать ребёнка со столь раннего возраста, какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям.

Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный.

Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая, что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Да, ребёнок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития — это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребёнок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей. А самое главное — ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребёнку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объёме любовь и заботу своих мам и пап.

1

chipsjournal

Фото: Unsplash

Поделиться

Читайте также

От неадекватного поведения незнакомцев в общественных местах не застрахован никто. Особую опасность представляют нарушители «под градусом», поскольку зачастую они не отдают отчёт своим поступкам. К сожалению, под «пьяный кулак» попадают и несовершеннолетние … 

В Орше 29 марта мужчина на улице неожиданно ударил кулаком в лицо подростка. Парень сразу же набрал 102. Приметы нападавшего сообщили всем патрульным нарядам. Спустя несколько часов военнослужащие внутренних войск из в/ч 5524 задержали 33-летнего жителя Орши. Вначале он категорически отрицал свою причастность к данному инциденту, но затем признался, что ударил парня… из-за его прически. К слову, в крови мужчины было выявлено 2 промилле алкоголя.

В Полоцке 16 марта на пешеходном переходе сбил с ног подростка пьяный 56-летний неработающий местный житель. Его задержали дома через несколько часов после обращения в милицию матери несовершеннолетнего.

Похожий случай произошел в середине февраля и в Заводском районе Минска. К трём девочкам-подросткам на улице Нестерова подошёл неизвестный и стал избивать одну из них. Затем грубо оттолкнул вторую, порвав при этом капюшон на куртке. Когда же третья попыталась убежать, нападавший догнал её, схватил за волосы, бросил на землю и несколько раз ударил ногой. К счастью, вовремя вмешались прохожие. Они задержали мужчину и вызвали милицию. Во время разбирательства 37-летний минчанин так и не смог внятно объяснить причину своей агрессии. Скорее всего, она также кроется в алкоголе: концентрация паров этилового спирта в выдыхаемом им воздухе составила 2,5 промилле.

По всем названным фактам следователями в отношении задержанных были возбуждены уголовные дела за хулиганство.

 

Как рассказал начальник главного управления охраны правопорядка и профилактики МВД полковник милиции Роман Мельник, почти 40 процентов из числа раскрытых и выявленных преступлений в общественных местах с начала это года были совершены гражданами в состоянии алкогольного опьянения.

– Зарегистрировано несколько случаев причинения телесных повреждений несовершеннолетним. При этом со стороны подростков каких-либо действий, которые спровоцировали бы агрессию взрослого, не было. Задержанные также зачастую не могли объяснить, что толкнуло их на совершение противоправных деяний. В этой связи хотелось бы еще раз напомнить, что чрезмерное употребление спиртного приводит к неконтролируемым действиям, в результате чего страдают окружающие, в том числе и несовершеннолетние, для которых даже незначительный удар, нанесенный взрослым человеком, может привести к серьезным последствиям,– отметил Роман Иванович.

Гражданам, ставшим свидетелями противоправных деяний, следует немедленно обратиться в милицию. Это вправе сделать и пострадавшие подростки, но в дальнейшем процессе будет участвовать их законный представитель. По закону о фактах причинения физического вреда несовершеннолетнему обязаны сообщать и медицинские работники, независимо от желания потерпевшего и его законных представителей.

Главное – не оставаться безучастными.

МВД РБ

Читать дальше

Реально ли сохранить душевное спокойствие во время пандемии и не поддаться всеобщей панике?

Людям нравятся плохие новости

Канадские ученые Марк Трасслер и Стюарт Сорока провели эксперимент, чтобы определить, какие новости предпочитают читать люди. Для этого исследователи пригласили добровольцев из университета Макгилла якобы для изучения движения глаз.

Ученые предложили участникам эксперимента выбрать несколько новостей о политике и прочитать их, чтобы камера смогла зафиксировать базовые движения. На следующем этапе контрольной группе показали короткое видео, а затем предложили рассказать о том, какие темы политических новостей им нравятся больше.

Результаты исследования показали, что люди предпочитали негативные новости на тему коррупции, кризиса и цинизма чиновников. При этом позитивные истории и нейтральные не привлекали их внимания. Но когда контрольную группу спросили, какие же новости они хотят читать, то большинство отдали предпочтение позитивной информации.

Учёные аргументировали это «эффектом негативности» – стремлением людей слышать и запоминать плохие новости. Такой особенностью мы обязаны эволюции: негативная информация – сигнал изменить поведение, чтобы избежать опасности и среагировать на потенциальные угрозы.

Кроме того, оказалось, что респонденты быстрее реагируют на слова с негативным значением. Так, они быстрее нажимали на кнопки, когда на мониторе возникали слова «рак», «бомба», «война». Реакция на слова «ребёнок», «улыбка» и «развлечения» оказалась медленнее.

kak-zashitit-sebya-ot-negativnoi-informacii-i-ne-poddatsya-panike-1

Как влияют негативные новости на организм

Иногда стресс необходим. Это позволяет приспосабливаться к экстренным ситуациям. Однако при длительном или хроническом стрессе наш организм пребывает в постоянном напряжении, что негативно сказывается на нервной и сердечно-сосудистой системах, может привести к срыву адаптационных механизмов и развитию хронических патологий:

  • гипертонии,
  • ишемической болезни сердца
  • и состоянии иммунодефицита.

Влияние стресса на организм можно разделить на 4 этапа.

  1. Первая стадия – мобилизация: появляется больше энергии, учащается сердцебиение, дыхание становится поверхностным, артериальное давление повышается, начинает вырабатываться адреналин и гормон стресса – кортизол. К слову, именно этот механизм помогал выживать нашим предкам в древности.
  2. Далее организм включает стадию сопротивления: выработка гормона стресса снижается, но не полностью. Продолжается стадия повышенной готовности.
  3. Следующий этап – истощение. Если организм долго находится в этом состоянии, то физические и эмоциональные ресурсы истощаются. Всё это приводит к ухудшению иммунитета и плохой работе других систем организма.
  4. Четвёртая стадия может проявляться частой мигренью, расстройством желудочно-кишечного тракта, потерей или набором веса, тревогой и депрессией. Кроме того, учёные нашли взаимосвязь между хроническим стрессом и алкогольно-наркотической зависимостью.

Именно таким образом может воздействовать на человека всеобщая паника и ежедневные плохие новости.

 

Как справиться со стрессом, вызванным потоком негативной информации?

Нужно устроить цифровой детокс: отказаться от чтения постов в социальных сетях, огранить время на просмотр новостей. Полезной будет «зачистка» закладок в браузере и всевозможных подписок. Лучше найти каналы блогеров, которые рассказывают об увлечениях, заменить паблики с негативными новостями на аккаунты, где публикуются забавные видео с животными. Просмотр такого контента, возможно, вас вдохновит и позволит организму выработать больше эндорфинов (гормона счастья) и восполнить энергию.

Кроме того, полезно составить список дел, которые доставляют удовольствие: чтение, готовка или просмотр фильмов, например.

kak-zashitit-sebya-ot-negativnoi-informacii-i-ne-poddatsya-panike-2

Если источник негативной информации – люди?

Иногда настроение могут испортить не только средства массовой информации, но и люди, привыкшие паниковать и поглощать тонны информации из «желтой» прессы.

Как защитить себя от подобных людей, рассказали представители компании Брэдберри. Они советуют установить рамки в общении (в особенности с жалобщиками).

«Люди часто испытывают неловкость, выслушивая любителей пожаловаться, поскольку не хотят показаться безразличными или грубыми, – написал Брэдберри. – Вы можете избежать этого, только установив определённые рамки общения или дистанцируясь от таких людей, когда это необходимо. Отличный способ установить рамки – спросить у жалобщика, как он собирается решать свою проблему. Он либо замолчит, либо направит беседу в более продуктивное русло».

Дистанцируйтесь от таких людей максимально и не пытайтесь их понять: зачастую такое поведение не поддаётся логике. В то же время держите свои эмоции под контролем. Иногда лучшая линия поведения – улыбаться и соглашаться с собеседником. Не бойтесь говорить открыто, если вам не нравится разговор или поднятая тема. Это ваше право – защищать личные границы.

kak-zashitit-sebya-ot-negativnoi-informacii-i-ne-poddatsya-panike-3

Какие есть способы избавления от стресса?

  1. Если причиной вашей паники стали плохие новости СМИ, то всё просто: избавьтесь от источника негативной информации. Лучше вспомнить о книгах, которые давно хотелось прочесть, но не хватало времени. Попробуйте найти сериал или фильм по душе.
  2. Во многом наше настроение зависит от того, что мы едим. Постарайтесь не злоупотреблять фастфудом и вредной едой. Откажитесь от большого количества сахара – он может повысить вашу эффективность лишь на короткий период, а потом последует подавленность. Старайтесь сделать свой рацион питания максимально разнообразным.
  3. Занимайтесь тем, что приносит удовольствие. Вспомните о хобби или, например, о том, что давно хотели попробовать.
  4. Проанализируйте стрессовые ситуации в вашей жизни и составьте алгоритм действий, который позволит всегда поддерживать хорошее настроение.
  5. Постарайтесь избавиться от вредных привычек, заменив их полезными.

kak-zashitit-sebya-ot-negativnoi-informacii-i-ne-poddatsya-panike-4

Инфографика Дарьи Зимак.

Фото Александра Побата и из открытых интернет-источников

1prof.by

Читать дальше

В течение 7 дней – с 21 по 27 июня 2020 года – в урочище Белый Берег под Бобруйском планируется провести туристический слёт, который посвящается 75-летию со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне.

По сообщению Республиканского центра экологии и краеведения, на него приедут 558 участников:

  • 8 белорусских команд (по одной от областей и столицы и две от Могилёвской области),
  • 30 команд из российских регионов,
  • 100 судей и руководители делегаций Беларуси и России.

В состав команд включены победители и/или призёры республиканских/всероссийских, областных/региональных соревнований учащихся.

В турслёте будут участвовать ребята, родившиеся в 2003-200 годах.

В состав каждой из команд входят 12 человек:

  • 10 учащихся (из них не менее 3 девушек).
  • руководитель команды,
  • заместитель руководителя.
 

На турслёте планируется проведение:

  • конкурса представления команд,
  • лично-командных соревнований по спортивному ориентированию,
  • конкурса «Туристские навыки»,
  • викторин,
  • конкурса краеведов,
  • соревнований по туристско-прикладному многоборью в технике пешеходного туризма (личные и командные дистанции),
  • конкурса туристских газет,
  • встреч по мини-футболу,
  • творческих конкурсов,
  • состязаний по волейболу.

turslyot-uchashikhsya-soyuznogo-gosudarstva-proidyot-pod-bobruiskom-v-iyune

Бобруйский лесхоз сообщил, что территория Белого Берега, где будет разбит лагерь участников турслёта учащихся Союзного государства, уже благоустраивается. Отсюда вывезли более 25 кубометров различного мусора, продолжается удаление сухостоя.

Читать дальше