5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы

Рассматриваем основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пелёнок. Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдётся и предложение. Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

Основные методики детского развития

1. Методика Марии Монтессори

Одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе

  • упражнения на развитие мелкой моторики,
  • упражнения, направленные на развитие речи,
  • а также традиционные лепку, конструирование,
  • рисование и аппликацию,
  • многочисленные развивающие игры,
  • пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития. При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.

Плюсы методики

  1. Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.
  2. На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
  3. Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Минусы методики

  1. Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.
  2. Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе ещё сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.
  3. На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдаётся предпочтение индивидуальной работе детей.

2. Методика Николая Зайцева

Это методика вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым. В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твёрдым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счёту — при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.

Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

5-populyarnykh-metodik-rannego-razvitiya-detei-plyusy-i-minusy-1

Плюсы методики

  1. Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счёту.
  2. У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.
  3. На занятиях у детей развивается творческое мышление.

Минусы методики

  1. В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.
  2. Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают всё.

3. Методика Глена Домана

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана» с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества.

По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения. Кроме того, в этой методике огромное значение придаётся физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.

 

Плюсы методики

  1. Дети запоминают большое количество информации.
  2. Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.
  3. Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что, в свою очередь, тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

Минусы методики

  1. При обучении чтению ребёнок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.
  2. Ребёнок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

4. Вальдорфская методика

Второе название – методика Штайнера. Она считается педагогикой равных возможностей. В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

5-populyarnykh-metodik-rannego-razvitiya-detei-plyusy-i-minusy-2

К обучению чтению и письму ребёнок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.

Плюсы методики

  1. Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребёнка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.
  2. Методика не предполагает системы оценок за работу: ребёнок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.
  3. Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Минусы методики

  1. Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.
  2. Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребёнка к школе.
  3. Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребёнка.

5. Система Никитиных

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности.

Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребёнка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастёт.

Дети должны быть заинтересованы во всём: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.

Плюсы методики

  1. Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить её и превратить в образ жизни, что ведёт к тому, что дети будут проводить с ними много времени.
  2. Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.
  3. Система помогает очень рационально организовать время.

Минусы методики

  1. Отсутствие индивидуального подхода к ребёнку.
  2. Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.
  3. Закаливание проводится достаточно жёсткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

5-populyarnykh-metodik-rannego-razvitiya-detei-plyusy-i-minusy-3

Детские развивающие центры. Вести детей или нет?

Стоит ли начинать обучать ребёнка со столь раннего возраста, какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям.

Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный.

Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая, что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Да, ребёнок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития — это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребёнок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей. А самое главное — ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребёнку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объёме любовь и заботу своих мам и пап.

1

chipsjournal

Фото: Unsplash

Поделиться

Читайте также

Вице-премьеры будут отвечать за выполнение поручений главы государства об ускоренном развитии 11 городов с численностью населения 80 тыс. человек и более. Это предусмотрено распоряжением премьер-министра №230р от 14 июня 2019 года, сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского правительства.

Документ принят в целях обеспечения эффективного взаимодействия республиканских и местных органов госуправления при выполнению соответствующих поручений.

В соответствии с распоряжением, первый заместитель премьер-министра Александр Турчин закреплен за Мозырским районом Гомельской области и Лидским районом Гродненской области, вице-премьер Владимир Дворник — за Бобруйском и Бобруйским районом Могилевской области, вице-премьер Владимир Кухарев — за Борисовским, Молодечненским и Солигорским районами Минской области. Вице-премьер Игорь Ляшенко будет отвечать за Новополоцк, Оршанский и Полоцкий районы Витебской области, вице-премьер Игорь Петришенко — за Пинск и Пинский район, Барановичи и Барановичский район Брестской области.

Вице-премьеры будут оказывать необходимое содействие облисполкомам в выработке эффективных мер, направленных на обеспечение ускоренного развития городов и соответствующих административно-территориальных единиц, а также в создании дополнительных условий для их устойчивого экономического роста. Они также будут содействовать решению организационных и технических вопросов, связанных с подготовкой и реализацией планов развития указанных территорий, в части контроля за ходом осуществления таких планов, а также в оценке ожидаемых результатов от их реализации.

Кроме того, ответственные должностные лица будут принимать меры по урегулированию спорных вопросов, возникающих при реализации планов развития указанных территорий.

При необходимости к данной работе в установленном порядке могут привлекаться представители республиканских органов госуправления и иных госорганизаций, подчиненных правительству.

Читать дальше

Статья, в которой собраны интересные факты о зачатии, рождении детей разного пола.

  • На 100 девочек в России в среднем рождается 105–106 мальчиков. Для сравнения: в Индии на 100 девочек приходится 112 мальчиков, а в Китае это соотношение составляет 100 к 120.
  • 2–3 дня до овуляции – лучшее время для зачатия девочки. В этот период создаются условия, самые благоприятные для сперматозоидов, несущих Х-хромосому (отвечающих за рождение девочек). Более слабые сперматозоиды, несущие Y-хромосому(отвечающие за рождение мальчиков), часто просто не доживают до овуляции.
  • Почти 100%-ный результат при планировании пола ребенка может дать только метод экстракорпорального оплодотворения.
  • Вначале половые органы мальчиков и девочек формируются по общей схеме, и только после 5–8-й недели беременности начинается их дифференцировка.
  • 21–22-я недели беременности – оптимальный срок для определения пола малыша по УЗИ. Теоретически определить пол по УЗИ можно и на 12-й неделе, но результат может оказаться неточным.
  • Новорожденные мальчики тяжелее девочек в среднем на 100 г.
  • 17,04 кг – вес самого крупного в мире новорожденного мальчика, появившегося на свет в Китае в феврале 2012 года.
  • 284 г – вес самой маленькой новорожденной девочки. Малышка по имени Тэйлор родилась в США, когда у ее мамы шла только 22-я неделя беременности, и была выписана из больницы уже через три месяца с весом более 2 кг.
  • Приблизительно с 18 месяцев малыш начинает воспринимать себя как мальчика либо девочку. Окончательно половая идентификация происходит в возрасте от 2 до 5 лет.
  • До 10–12 лет девочки развиваются быстрее (и поэтому часто стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников).

Читайте также: Что нужно знать о «Eва-тесте»


Журнал РОДЫ

 

Читать дальше

Занимательная история произошла на борту самолета авиакомпании Southwest. Жительница Иллинoйca Эшли Доуэлл вместе со своим мужем и тремя детьми, младшей из которых 9 месяцев, отправилась на отдых в Disney World.

Всё шло хорошо, пока самолет не начал взлетать. Испугавшись, маленькая Алайна зашлась таким истошным криком и плачем, что занервничали не только родители, но и пассажиры. Успокоить кроху никак не получалось... 

За душераздирающей сценой наблюдал и бортпроводник Уэсли Хант. Как только самолет набрал высоту, он бросился на подмогу отчаявшимся родителям. Взял девочку на руки и стал мастерски убаюкивать. Парень вёл себя настолько уверенно и спокойно, что Алайна мгновенно затихла, а через пару минут и вовсе заснула. Вот что значит хорошая аура! Позже герой рейса признался, что очень любит детей и мечтает о сотне своих сорванцов.

Журнал РОДЫ

Читать дальше