Раввин Шауль Хабабо: Человек живёт в этом мире не для себя

В начале августа 2019-го по улице Чонгарской, 31, что в Бобруйске, открылся еврейский дворик. На это событие съехались гости со всего мира — прибыло около 50 человек.

Сейчас дворик может посещать каждый желающий в любое время, кроме ночного. Стена старой синагоги, которая находится на территории дворика, аккуратно дополнена современным красным кирпичом —​ так, что укладка почти не отличается. Прежние проёмы окон покрыты белой штукатуркой, на которой помещены большие красивые рисунки, свидетельствующие о разных аспектах жизни народа и изображающие традиционную одежду, образование, быт.

Корреспондент «Звязды» побеседовала с раввином Бобруйска Шаулем Хабаба. Ему всего 33 года. А в Бобруйск из Израиля он приехал, когда ему было 19 — всего через год после основания в Израиле собственной рекламной компании. В 22 года Шауль Хабаба стал бобруйским раввином.

— У меня было много разных предложений — приглашали в Киев, Санкт-Петербург и другие места. Я выбрал именно Бобруйск — и не пожалел об этом.

— В городе много общественных объединений евреев...

— Да, их шесть — все сотрудничают между собой, многое делают совместно. Все праздники мы отмечаем вместе. А работу разделили между объединениями — поэтому не конкурируем, а, наоборот, поддерживаем. Люди пожилого возраста собираются друг с другом, молодёжь — с молодёжью, дети тоже вместе. Для каждого есть вариант, как познать хоть небольшой кусок иудаизма через путь, который ему ближе.

— Ваше сообщество собирается в старом, красивом здании. Расскажите его историю.

—Здесь раньше располагалась ешива — религиозное учебное заведение. Из Бобруйска знаменитый раввин Шмарьяв-Наах Шнеерсон — он умер где-то в 1923 году и похоронен на местном еврейском кладбище. Он был великим человеком и мог объединить большую часть евреев, которые жили в городе в то время, а они составляли около 80% населения города. Фактически это была его ешива, его училище, где он воспитывал будущее поколение. И отсюда вышло много знаменитых людей, во всяком случае по израильским меркам. На самой большой в Израиле купюре в 200 шекелей (около 100 рублей) изображён Натан Альтерман. Это известный писатель, поэт — его отец родился недалеко от Бобруйска, около Буда-Кошелева. Очень много известных личностей, если копнуть их биографию, происходят из Бобруйска или окрестностей, учились здесь. Современную синагогу всего посещает около 750 человек — как тех, кто приходит раз в год, так и тех, кто посещает ежедневную службу.


Читайте также: Из истории театрального Бобруйска. Актер Владимир Владомирский


— Дружите с бобруйчанами, который не являются евреями?

— Это интересный вопрос. В Бобруйске неевреев не бывает. В наш дворик на Чонгарской только что наведывались местные, белорусы — они принесли и высадили там цветы. Не только ближайшие соседи, но и люди из соседних районов приходили с урнами цветов и помогали их посадить, помогают их поливать. Мы регулярно получаем хорошие отзывы от бобруйчан, и это чрезвычайно приятно — то статьи читаем, или какие-то комментарии видим. Естественно, всегда находятся те, кто стремится отыскать что-то плохое, но большинство настроено позитивно. Нельзя судить народ по меньшинству, надо смотреть на большинство — и это замечательные люди, истинный свет! Приятно идти по улице, здороваться с мещанами, они настроены положительно. У нас хорошее сотрудничество с населением и с властями. В любой сфере, которой занимается община, мы видим поддержку.

— Расскажите о дворике, который открылся на Чонгарской.

— Там когда-то действовала синагога. Разные источники по-разному объясняют её разрушение. Сегодняшняя синагога находится совсем рядом, на расстоянии менее квартала. У нас появилась возможность взять этот объект, который был в аварийном состоянии, и отремонтировать его. Во-первых, мы чествуем его как давнишнюю молельню — люди могут ознакомиться там с традициями, не заходя в синагогу, не будучи никому ничем обязанными. Это здание могло быть разрушено, однако в нашей традиции нельзя уничтожать старые синагоги — если только не собираешься строить на её месте новую, лучшую. Поэтому нужно было принимать определённое решение, и мы придумали сделать там еврейский дворик. Чтобы любой бобруйчанин и гость города мог прийти и хорошо себя в нём чувствовать.

— Кого приглашали на открытие дворика?

— К нам съехалось около 50 человек из Израиля, Канады, США, Великобритании, ехали специально на открытие. Я уверен, что этот первый за 35 лет раз, когда они вернулись в Беларусь (не были здесь с того момента, как уехали). Нашей целью было разбудить их «аппетит» снова приезжать в Беларусь. Наведываться в гости, прикасаться к стенам, рядом с которыми они играли в детстве, встречаться с интересными людьми, которые ждут их здесь.

1

— Интересно, как бы вы описали этот «аппетит» — приезжать в Беларусь?

— У людей есть свои «народные» вкусы. Есть люди, с которыми они выросли, и места, где жили, но они не знают, каково там сейчас... Я пришёл из мира бизнеса (и сейчас живу в нём), где нужно рисковать, прыгать в неизвестное, не зная, успешно это будет или нет. Однако ты уверен, что делаешь правильный шаг. Люди, которые приезжают сюда сейчас, пока не знают, куда они попадут. Некоторые спрашивают, нормально ли здесь работает электричество. Несмотря на то, что некоторые из них постоянно в сети следят за новостями в Бобруйске, им нужно приехать, чтобы понять, что это за место. Мы возили их по разным точкам Бобруйска, чтобы показать разный город, — на самом деле по нему приятно даже просто пройти. Также они увидели здания, в которых родились, выросли, те школы, в которых учились, доски почёта с именами и фотографиями лучших учеников. Я уверен, это восстановило их желание приезжать в Беларусь. Здесь много натуральных продуктов (чего не хватает в мире). Я часто бываю за рубежом и сам знаю, что там совсем не те продукты, не тот воздух. У нас в Беларуси очень бережно относятся к природе, а природа восстанавливает силы человека.

— Получается, вы оставили бизнес, чтобы стать раввином?

— Да, естественно. Однако я его не бросил. С этого бизнеса я и живу сегодня — я не живу на деньги общины, наоборот, я ей помогаю. В Израиле у меня своё рекламное агентство, в котором работает 35 человек. В 18 лет я открыл маленькое агентство — с тех пор оно выросло в огромную организацию.


Читайте также: Париж – это окраина Бобруйска: как живёт бывшая еврейская столица Беларуси


— Как вы поняли, что вам нужно всё бросить и приехать в Беларусь?

В определённый момент, когда мой бизнес стал на ноги, я понял, что человек живёт в этом мире не для себя. Если жить только для себя, станешь эгоистом и будешь никому не нужен. Можно зарабатывать много денег, но быть никому не нужным. Да, зарабатывать надо, особенно если Бог даёт тебе такую ​​возможность, и нужно делиться с кем-то. В определённый момент я увидел, что работа в агентстве идет очень ладно, подумал: «Зачем я там нужен?» В этой компании я имею акции, с которых получаю прибыль, — на них мне хорошо живётся здесь. Я там не очень нужен, а тут, мне кажется, приношу определённую пользу для общества, для себя, для людей, которые также меня чему-то учат. Взаимообмен — чрезвычайно полезная вещь.

— Вы учились и раввина, и на рекламщика?

— Нет, я учился только на раввина. А реклама — это просто подарок мне от Бога: я ей нигде не учился. В студенческие времена, параллельно с духовной учебой, я начал это движение. Сначала, в 12 лет, всё было просто волонтёрством. На хлеб мне зарабатывать не надо было, семья у нас достаточно обеспеченная: мама — кандидат наук, папа — большой человек в Израиле. Поэтому я начал это занятие не потому, что нуждался, а потому что видел пример своих родителей — надо заниматься, надо что-то делать, подрабатывать, стараться что-то хорошее сделать в этом мире. Первое у меня была реклама кофе, которую я разработал для большой компании в Израиле. Это реклама хорошо пошла, на неё получился большой спрос. Я подумал, что если первое пошло хорошо, то нужно попробовать и другое. Следующей сделал рекламу для компании мобильных телефонов. На сегодняшний день мы держим довольно большой рынок без моего пребывания в стране. Если надо, Бог усиливает эту сферу, а если нужно, усиливает другое — мою семью, служение как раввина: всё расписано очень правильно.

— Насколько сложно было уехать из Израиля в другую страну? И что оказалось самым непростым здесь?

— Естественно, сложно уезжать из своего дома, оставлять комфорт, к которому ты привык. Здесь же непросто было приспосабливаться к другому менталитету, а особенно к другому языку. Однако если у тебя есть цель, в правильности которой ты уверен, всё получается приятно и хорошо.

 

Звязда

Поделиться

Читайте также

В Центре культуры и досуга Ленинского района Бобруйска 27 октября 2023 года пройдёт ежегодная конкурсная программа «Королева Осень - 2019», уже ставшая традиционной для микрорайона Форштадт. Конкурс начнётся в 16.00. Проводится он традиционно осенью совместно со средней школой №17. Участие в творческом состязании примут ученицы 8-11 классов учебного заведения.

Участницы соревнуются в находчивости, талантах. Не остаются без внимания жюри привлекательность и ум девушек.

Программа предусматривает четыре конкурса, к которым девушки готовятся заранее. Творческое представление себя и своих увлечений при помощи стихотворения, песни, танца они продемонстрируют в «Визитной карточке».


Читайте также: Центр культуры и досуга Ленинского района Бобруйска: планы на месяц


Участниц ожидают конкурс-реклама «Наша школа круче всех!», танцевальное соревнование и дефиле «Наряд Королевы Осень» в платьях, изготовленных своими руками.

Школьницам также предстоит проявить себя в нескольких конкурсах,  условия которых они узнают только во время программы. Настроение зрителей будут поддерживать солисты образцовой студии эстрадной песни «Гранд».

Выступление участниц оценит компетентное жюри, в состав которого войдут учителя школы №17 и работники Центра культуры.

1

Могилёвский облисполком

Читать дальше

Каждую среду известная писательница Анна Берсенева, не пропускающая ни одной новинки, знакомит нас с книгами, которые, по её мнению, нельзя не заметить в общем потоке.

На первой же странице книги «Жёлтые цветы для синей рыбы» (М: Текст, 2019) Борис Шапиро-Тулин (уроженец Бобруйска, не забывающий о своих корнях, – прим. редактора сайта) предупреждает, что сюжет этого романа сначала явился ему в виде череды странных головных уборов: куски материи, под которыми скрывались от солнца бывшие рабы Египта, потом – парики с буклями, перетянутыми сзади чёрной лентой, потом – немецкая фуражка с высокой тульей, потом – ушанка с болтающимися завязками, и берет, и белый кружевной платок, и маленькая кокетливая шляпка из беличьего меха.

И герои, живущие в разных странах, и эпохи, отстоящие одна от другой на столетия, тоже являлись, по предуведомлению автора, разрозненным образом.

Это может насторожить читателя, так как он ожидает от романа внятной композиции и персонажей, предстающих живыми людьми, а не смутными осколками, которые автор, по его словам, пронумеровал, как археологи нумеруют разбитые глиняные таблички, а потом стал соединять, подбирая очертания их контуров, пока не получился осмысленный текст.


Читайте также: Познакомьтесь с Бобруйской крепостью онлайн


Так вот, ключевое слово здесь – «осмысленный», и поэтому читательская опаска будет излишней. Причём смысл предстаёт в «Жёлтых цветах для синей рыбы» в главном значении этого слова – как то, что не просто увлекает читателя, а делает текст необходимым. Поэтому композиция, структура этого романа стройны как кристаллическая решетка алмаза, и никакой размытости в его фабуле нет.

Сложность здесь не означает невнятицы. Совсем наоборот, сюжет проработан до мельчайших деталей, как и образы героев, – и главных, и тех, кого язык не поворачивается назвать второстепенными.

 

В захваченном фашистами городе Бобруйске соседка спасает маленького еврейского мальчика, отец которого на фронте, а мама убита. Мальчик вырастает, становится художником и всю жизнь ищет ответ на вопрос: зачем всё это было? Зачем искусство, если оно не остановило убийц? Зачем уцелели в войне люди, если их жизнь после этого была преисполнена главным образом горестных забот? Зачем уцелел он сам, стал ли он лучше после всего, что пришлось пережить в детстве?

На такие вопросы не бывает ответов в рамках бытовой логики. И всё-таки ответы, несомненно, есть. И для того чтобы обозначить направление поиска, Шапиро-Тулин направляет свой роман в совсем, казалось бы, отдалённые от той бобруйской истории области – туда, где Моисей умирает, не войдя в святую землю, в которую привёл свой народ, а Иоганн Себастьян Бах пишет кантату №21 на псалом Давида «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?».

Не могу сказать, что такой повествовательный приём – мерцание смыслов во множестве времен и героев – явился для меня неожиданностью. Каждый, кто читал предыдущие книги Бориса Шапиро-Тулина, понимает, что в его мире бобруйские жизнелюбы, о которых он написал множество смешных, трогательных и трагических рассказов, и тайны Ветхого Завета, которым посвящены семь его книг, не разделены.


Читайте также: В Бобруйске появилось место, где можно будет поговорить о важном


В связи с этими семью томами, совершенно ошеломляющими по глубине, парадоксальности и яркости, возникает, кстати, вопрос к издателям: как может быть, чтобы такие книги были изданы лишь однажды, крошечным тиражом, в прекрасном, но очень дорогом иллюстрированном подарочном издании? Ведь в том, что они вызвали бы самый жгучий интерес у широкого читателя, нет ни малейшего сомнения, так почему же именно широкому читателю их не представить?

В «Жёлтых цветах для синей рыбы» жители Бобруйска прописаны не просто с любовью, но с художественной выразительностью, заставляющей вспомнить произведения Шолом-Алейхема и Исаака Башевиса Зингера, а кантата Баха предстаёт как великий символ неслучайности и таинственного воздействия прошлого на будущее, что заставляет вспоминать бабочку Рэя Брэдбери.

Заметьте, не имитирует, а именно заставляет вспоминать традицию подобной образности.

Соединение ясности и сложности – вот суть этого романа, и проявляется она во всём – в том, как на равных и с равной же выразительностью описаны в нём люди простые и утончённые, в том, как автору удаётся словами рассказать о музыке, в том, как единство и непрерывность жизни видятся воочию. Эта книга и с силой воздействует на читательские чувства, буквально бьёт по ним – и в то же время трепетно их бережёт.

Такой вот прекрасный парадокс.

1

Новые известия

Читать дальше

В пунктах пропуска на белорусской границе участились случаи обнаружения у граждан медпрепаратов с содержанием психотропных веществ, запрещенных либо ограниченных к перемещению через границу. Об этом сообщили БЕЛТА в Госпогранкомитете.

Такие препараты, как:

  • «Терафлю»,
  • «Ксанокс»,
  • «Феназепам»,
  • «КорвалТаб»,
  • «Диазепек»,
  • «Грипекс»,

содержат в своем составе психотропы альпразопам, феназепам, фенобарбитал, диазепам, псевдоэфедрин.

«В большинстве случаев лекарства приобретались гражданами в аптеках стран Европейского союза для личного пользования, после чего ввозились на территорию Беларуси», – отметили в ведомстве.

Госпогранкомитет напоминает, что за ввоз подобных веществ через границу предусмотрена ответственность по ст. 328-1 УК. Полный список запрещённых препаратов перечислен в постановлении Минздрава от 11 февраля 2015 года №19.


Читайте также: Просроченные лекарства: как правильно избавиться. Пункты сбора в Бобруйске


1

 

Фото: pixabay

Читать дальше