Он трижды представлял Бобруйский уезд в Государственной Думе Российской империи

…Летом 1910 года в частной типографии А. Александрова, что в Санкт-Петербурге на Надеждинской, 43, скромным тиражом за счёт автора была отпечатана небольшая, в 27 страниц убористого текста, брошюра.

На титульном листе заглавие «К вопросу о сооружении железнодорожной магистрали Жлобин – Мозырь – Овруч – Староконстантинов – Каменец-Подольский».

На тот момент такой железнодорожной линии не существовало, она даже не проектировалась. Автор брошюры – отставной военный Григорий Лашкарёв (1862–1931 гг.) – был одним из тех мыслящих по-государственному провидцев, которые обычно появляются в канун переломных судьбоносных эпох.

Потомственный дворянин, владелец имения Озаричи в Бобруйском уезде Минской губернии, он к тому времени был известен в родных местах как толковый хозяйственник и прогрессивный общественный деятель. Трижды избирался местными землевладельцами в Государственную думу (2-го, 3-го и 4-го составов) Российской империи.


Читайте также: Пройдёмся по Инвалидной улице Бобруйска с еврейским мальчиком Фимой


Дворянский род Лашкарёвых ведет свою историю от Лазаря Лашкарашвили – приближённого грузинского царевича Вахтанга, который выехал вместе с ним в начале XVIII века в Россию и здесь изменил свою фамилию на русский лад.

Его сын – Сергей Лазаревич Лашкарёв (1739 – 1814 гг.) – стал известным дипломатом. Принадлежал, по свидетельству современников, к «замечательным явлениям века Екатерины Великой». В 1799 году император Павел I пожаловал ему обширное Озаричское староство на недавно присоединённых землях Речи Посполитой.

Один из сыновей дипломата – Григорий Сергеевич Лашкарёв (1788 – 1849 гг.), герой войны с Наполеоном, участник многих битв и взятия Парижа – унаследовал от отца Озаричское имение, был генерал-лейтенантом, гродненским, киевским и волынским губернатором, сенатором.

 

Его сын – Александр Григорьевич Лашкарёв (1823 – 1898 гг.) – тоже сделал успешную карьеру: генерал-лейтенант, пермский губернатор.

18 февраля 1862 года у Александра Григорьевича и его жены Александры Васильевны (из дворянской семьи Бибиковых) родился единственный ребёнок – сын Григорий. С юных лет мальчик обучался в элитном Пажеском корпусе, по окончанию которого в 1883-м начал службу в чине прапорщика лейб-гвардии Преображенского полка.

Прослужил почти четверть века, командовал ротой, батальоном, окончил Николаевскую академию Генерального штаба. В 1907 году вышел в отставку в чине полковника и поселился в родовом имении Озаричи, где имел в собственности 3 тыс. десятин земли, трактир и мельницу.

Последний владелец имения подолгу жил в нём и сделал многое для местных жителей. Благодаря ему там появилась красивая церковь (сгорела в 1941-м), построили больницу и первую в округе телефонную станцию.

1

Александр Григорьевич ставил государственные интересы превыше всего. Состоял гласным (член земского собрания с решающим голосом) Бобруйского уездного и Минского губернского земских собраний, в органах местного самоуправления.

Был кавалером орденов Святого Станислава 3-й степени, Святой Анны 2-й и 3-й степеней, Святого Владимира 3-й степени. В феврале 1907 года Лашкарёва избрали членом Государственной думы от землевладельцев Минской губернии.

Издание вышеупомянутой брошюры – это итог его размышлений о развитии малой Родины. И очередная попытка обратить внимание власть имущих на важное стратегическое значение белорусского Полесья.

Депутат убедительно доказывал, что

«…откладывать далее устройство путей сообщения в этом крае – значит окончательно подорвать сим его население в беспомощной борьбе с бедами, которые могут облегчить только железные дороги.

…Мозырь – центр Полесья, центральный торговый пункт между Киевом и Пинском, ведущий значительную торговлю с этими городами, а также с Одессою, Мемелем и другими; он имеет несколько фабрик и других промышленных заведений, доставляет гужем на станцию Коленковичи и обратно до 15 миллионов пудов грузов в год. Действительно, между станцией и городом целых 12 верст расстояния, пролегающего по болотам и пескам, да ещё река Припять, имеющая вообще один, а в летнее время два парома; подчас же сообщение возможно лишь на лодке.

…Наконец, в случае войны мы можем быть жестоко наказаны за бездорожность Полесья. Главная причина могущей произойти катастрофы – это недостаточная стратегическая подготовленность тыла, основание которой заключается в надёжном, заблаговременном устройстве путей сообщения.

…Если не с первых дней войны, то всё же рано или поздно мы должны наступать, и тогда непроходимость Полесья окажется крайне вредной для наших операций. Будучи глубоко и твердо убеждён, что в случае войны с нашими западными соседями Россия не может не восторжествовать, я всё же имею дерзость думать, что могут случаться у нас частные неудачи.

Во всяком случае, вероятно временное отступление наших армий, хотя бы только для сосредоточения своих сил, дабы не подвергать их ударам по частям; могут быть и другие разнообразные причины, например запоздалый приказ о мобилизации, не вполне согласное с планом выполнение последней; наконец, даже проигранное сражение.

Одним словом, так или иначе, но мы можем быть вынуждены отступать. Чтобы уничтожить или по крайней мере ослабить значение малой проходимости восточного Полесья, мы должны его пересечь с севера на юг железнодорожной магистральной линией, проходящей параллельно тылу наших войск, выдвинувшихся к западной границе или сосредоточенных на линии река Нёман – Брест-Литовск – Ровно или ещё восточнее.

Общее значение такой железнодорожной тыловой линии настолько очевидно, что приходится лишь удивляться, каким образом не построена до сей поры столь важная магистраль».

Полковник как в воду глядел. С началом Первой мировой войны суровая необходимость заставила царское правительство срочно, не считаясь ни с какими расходами, протянуть эту железнодорожную магистраль. По её трассе были отчуждены (с выплатой компенсации из казны) обширные участки частной земли, нанято множество подсобных рабочих и стянуты армейские железнодорожные подразделения.


Читайте также: Мудрое решение бобруйского аптекаря Берки


Ценой огромных расходов и усилий построили железнодорожный мост через полноводную Припять. 9 ноября 1915 года, Калинковичи после ввода в эксплуатацию участка Жлобин – Калинковичи – Словечно линии Одесса – Петроград стали железнодорожным узлом. Здесь устроили воинский командный пункт и комендатуру, ввели новые должности диспетчеров и ревизоров вагонного хозяйства. В километре от станции появились огромные артиллерийские склады.

Новое направление обслуживало построенное тогда же второе, оборотное Подольское паровозное депо, первым начальником которого стал Н. Н. Блинов. Для поворота паровозов соорудили специальный треугольник. Штат депо состоял из 72 человек, парк насчитывал 8 паровозов серии ОВ и один маневровый на станции.

…Во время Февральской революции 1917 года Григорий Лашкарёв находился в Минске, позже уехал в Петроград. Там участвовал в деятельности подпольной организации монархистов, которая стремилась установить контакт с находившейся в Тобольске царской семьей и облегчить её материальное положение…

В 1919-м Григория Александровича арестовали, более года он находился в заключении. В конце концов его освободили, но реквизировали квартиру и всё имущество.

Лашкарёв скончался в возрасте 69 лет 31 марта 1931 года в Ленинграде. Похоронен на Волковском кладбище рядом со своими прославленными предками.

xpress.by

 

Поделиться

Читайте также

С 5 декабря 2023 года по 14 января 2024 года в выставочном зале Бобруйского художественного музея выставка коллекционных ёлочных шаров и новогодних открыток советского периода «В новогоднем шаре весь мир отражается...».

Время работы выставочного зала: ежедневно с 10.00 до 19.00, кроме понедельника.

Контактные телефоны: 8(0225) 70-88-11, 73-28-08.

 

artbobruisk.by

Читать дальше

31 декабря 2023 года

отменяется выполнение рейсов

на городских маршрутах автобусов:

Номер маршрута

Название остановочного пункта

Время отправления

Микрорайон «Западный»

23.35 0.25

Тепличный комбинат

23.55 0.50

Дзержинского

22.25

Крапивка

22.55

5

Наумова

22.52

9

Микрорайон «Западный»

23.25

11

18-е отд. связи

23.15

Дзержинского-ст. Березина

23.45

Ст. Березина

0.00

Дзержинского-18-е отд. связи

0.10

13

Дзержинского-Набережная

23.25

Набережная

23.50

14

Дзержинского

23.01

Микрорайон «Западный»

23.34

18б

Орловского-Дзержинского

0.05

31

Дзержинского

23.30

Микрорайон № 6

0.20

33

Дзержинского

23.10

Рынок «Западный»

23.37

по троллейбусным маршрутам:

№1, время отправления от о.п. «Еловики»: 22.23 22.35 22.49 23.05 23.21 23.37 23.53 0.14 0.26 0.33;

от о.п. «ул. Дзержинского»: 22.50 23.03 23.21 23.32 23.48 00.04 00.20 00.41 00.51 01.00;

№2, время отправления от о.п. «Народного Единства»: 22.24 22.36 22.49 23.02 23.26 0.00 0.14;

от о.п. «Станция Бобруйск»: 23.13 23.25 23.38 23.51 00.12 00.46 01.00;

№3, время отправления от о.п. «Сикорского»: 23.47;

от о.п. «Народного Единства»: 23.47;

№4, время отправления от о.п. «Народного Единства»: 21.50.

от о.п. «ул. Дзержинского»: 22.51.

 

1 января 2024 года

отменяются рейсы по автобусным маршрутам:

№ маршрута

Название остановочного пункта

Время отправления

1

Микрорайон «Западный»

6.30

Рынок «Еловики»

6.50

2

Дзержинского - Санаторий

им. Ленина

7.30 8.35

Санаторий им. Ленина

7.45 8.55

Дзержинского - Новокрайняя

8.05 9.10

Кирова

8.19 9.24

Дзержинского

6.00 6.30 7.30 8.30 9.30

Крапивка

6.30 7.00 8.00 9.00 10.00

5

Наумова

6.20 7.17 7.42 8.12 9.07 10.02

Дзержинского

6.50 7.15 7.45 8.40 9.35

Киселевичи

5.20 6.05

Дзержинского

5.40 6.28

6

Дзержинского-Микрорайон № 6

5.30

Микрорайон № 6

6.06

Дзержинского-Парковая

6.43

Парковая

6.53

7

Дзержинского

5.45

Пос. Березина

6.30

Дзержинского - Микрорайон «Западный»

5.55 6.20 7.05 8.15 9.55 11.27 12.57 14.27 16.00

Микрорайон «Западный»

5.15 5.45 6.30 6.55 7.40 8.50 10.33 12.05 13.35 15.05

Парковая

11.20 12.50 14.20 15.53

11

18-е отд. связи

6.10 6.35 7.48 9.03

Дзержинского-ст. Березина

6.38 7.03 8.16 9.31

Ст. Березина

6.48 7.38 8.53 10.08

Дзержинского-18-е отд. связи

5.46 6.08 7.23 8.36

11а

Дзержинского-18-е отд. связи

7.48 9.03 10.18

18-е отд. связи – Пристань

8.15 9.30 10.45

Дзержинского – Пристань

7.28 8.43 9.58

Пристань – ст. Березина

7.33 8.48 10.03

Ст. Березина -18-е отд. связи

7.38 8.53 10.08

12

Вокзал

6.40 7.20 8.00 8.40 9.20 10.00 10.40 11.20 12.40

Санаторий

6.58 7.38 8.18 8.58 9.38 10.18 10.58 11.38 12.58

13

Дзержинского -Набережная

5.30 6.15

Набережная - Вокзал

5.55 6.40

Дзержинского - Вокзал

6.20 7.05

Вокзал - Набережная

6.32 7.17

14

Дзержинского

5.40 6.13 6.46 7.19 8.25 9.31

Микрорайон «Западный»

6.13 6.46 7.19 7.52 8.58 10.02

15а

Микрорайон «Западный»

5.25

Вокзал

5.45

16

Скрипочка

6.38 7.13 8.03

Дзержинского

6.55 7.45

25

Микрорайон «Западный»

7.22 8.25 9.25 11.10 21.50

Госпиталь

7.55

Ледовый дворец

7.59 8.55 9.55 11.45 22.15

30

Дзержинского

6.00 8.35

Тепличный комбинат

6.40 9.25

31

Орловского

5.10 5.45 7.17 9.12

Тепличный комбинат

5.45 6.20 8.05 9.50

Машиностроительный завод

6.29

Дзержинского

7.05 9.00

75

Орловского

6.15

76

Гоголя

8.20 9.10 10.00 10.50

Приберезинская

8.48 9.38 10.28 11.58

Движение автобусов маршрута №70 отменяется.

Расписание движения троллейбусов 1 января 2024 года

по маршруту №1:

 

Отправление с о.п. «Еловики»

Отправление с о.п. «Дзержинского»

Начало движения

5.43 6.09 6.43 6.50 6.57 7.07 7.11 7.19 7.26 7.34 7.42 7.49 7.57

6.12 6.39 7.14 7.22 7.29 7.36 7.43 7.51 7.58

Интервал в мин.

с 8.00 до 10.00

8-11

Интервал в мин.

с 10.00 до 15.00

7-10

Интервал в мин.

с 15.00 до 18.00

7-10

Интервал в мин.

с 18.00 до 23.00

9-15

Окончание движения

23.05 23.21 23.37 23.53 00.14 00.26 0.33

23.32 23.48 00.04 00.20 00.41 00.51

1.00 (до ост. п. «Кольцо БШК)

по маршруту №2:

 

Отправление с о.п «ул. Народного Единства»

Отправление с о.п. «Ст. Бобруйск»

Начало движения

6.01 6.42 6.50 6.59 7.07 7.15 7.23 7.31 7.39 7.47 7.56

6.29 6.40 6.49 7.31 7.39 7.47 7.55

Интервал в мин.

с 8.00 до 10.00

10-12

Интервал в мин.

с 10.00 до 15.00

9-11

Интервал в мин.

с 15.00 до 18.00

9-10

Интервал в мин.

с 18.00 до 21.00

10-12

Интервал в мин.

с 21.00 до 23.00

11-13

Окончание движения

23.02 23.26 00.00 00.14

23.51 00.12 00.46

01.00 (до о.п. «Кольцо БШК)

В ночь с 31 декабря 2023 г. на 1 января 2024 г.

время работы троллейбусов в ночное время суток:

Маршрут №1:

  • от о.п. «Еловики»: 22.27 23.22 0.16
  • от о.п. «Площадь Ленина» в сторону о.п. «Дзержинского»: 22.46 23.41 0.35
  • от о.п. «ул. Дзержинского»: 22.54 23.49 0.43 - далее по маршруту № 2 до о.п. «ул. Народного Единства» от о.п. «Площадь Ленина» в сторону о.п. «Еловики»: 23.01 23.56.

Маршрут №2:

  • от о.п. «ул. Народного Единства»: 21.36 22.09 22.39 23.09 23.39 0.19 0.39 1.08 1.31 1.53 2.15 2.37 2.59 3.22
  • от о.п. «Площадь Ленина» в сторону о.п. «ст. Бобруйск»: 22.10 22.43 23.13 23.43 0.13 0.43 1.13 1.42 2.05 2.27 2.49 3.11 3.33 3.56
  • ст. Бобруйск: 22.25 22.55 23.25 23.55 0.25 0.55 1.25 1.53 2.16 2.39 3.01 3.23 3.46 4.09
  • от о.п. «Площадь Ленина» в сторону о.п. «ул. Народного Единства»: 22.35 23.05 23.35 0.05 0.35 0.55 1.05 1.35 2.03 2.26 2.49 3.11 3.33 3.56 4.19.

городских автобусов отправлением от о.п. «пл. Ленина»:

  • №5: 3.00 (Наумова: 0.40)
  • №9: 3.00 (Микрорайон «Западный»: 0.30)
  • №13: 3.00 (Набережная: 0.30)
  • №33: 3.00 (Рынок «Западный»: 0.40).

1

Бобруйский горисполком

Читать дальше

10 декабря 2021 года в 18.00 в центре «Вдохновение» пройдёт мастер-класс «Рождественский венок».

Скоро Новый год и важно создать праздничную обстановку в своём доме. Приходит время украсить своё жильё новогодним декором. Предлагаем сделать это вместе, в дружной и атмосфере и создать под руководством мастера новогодний венок. Такие венки располагают на входной двери домов и квартир, а можно и на праздничном столе, комбинируя его со свечами.

Программа мастер-класса

С чего начать создание новогоднего венка:

  1. Выбор материалов и инструментов для создания новогоднего декора.
  2. Теоретическая основа создания новогоднего венка.
  3. Создание новогоднего венка.

Оргвопросы

Продолжительность – 2 часа.

Стоимость участия – 25,00 руб. В неё входит декор и прочие необходимые материалы. Инструменты предоставляются бесплатно.

Созданный венок участники МК заберут с собой.

Количество мест ограничено. Записи по телефону +375(29) 741-11-08.

 

Читать дальше