Он трижды представлял Бобруйский уезд в Государственной Думе Российской империи

…Летом 1910 года в частной типографии А. Александрова, что в Санкт-Петербурге на Надеждинской, 43, скромным тиражом за счет автора была отпечатана небольшая, в 27 страниц убористого текста, брошюра.

На титульном листе заглавие «К вопросу о сооружении железнодорожной магистрали Жлобин – Мозырь – Овруч – Староконстантинов – Каменец-Подольский».

На тот момент такой железнодорожной линии не существовало, она даже не проектировалась. Автор брошюры – отставной военный Григорий Лашкарёв (1862–1931 гг.) – был одним из тех мыслящих по-государственному провидцев, которые обычно появляются в канун переломных судьбоносных эпох.

Потомственный дворянин, владелец имения Озаричи в Бобруйском уезде Минской губернии, он к тому времени был известен в родных местах как толковый хозяйственник и прогрессивный общественный деятель. Трижды избирался местными землевладельцами в Государственную думу (2-го, 3-го и 4-го составов) Российской империи.

Дворянский род Лашкарёвых ведет свою историю от Лазаря Лашкарашвили – приближённого грузинского царевича Вахтанга, который выехал вместе с ним в начале XVIII века в Россию и здесь изменил свою фамилию на русский лад.

Его сын – Сергей Лазаревич Лашкарев (1739 – 1814 гг.) – стал известным дипломатом. Принадлежал, по свидетельству современников, к «замечательным явлениям века Екатерины Великой». В 1799 году император Павел I пожаловал ему обширное Озаричское староство на недавно присоединенных землях Речи Посполитой.

Один из сыновей дипломата – Григорий Сергеевич Лашкарёв (1788 – 1849 гг.), герой войны с Наполеоном, участник многих битв и взятия Парижа – унаследовал от отца Озаричское имение, был генерал-лейтенантом, гродненским, киевским и волынским губернатором, сенатором.

 

Его сын – Александр Григорьевич Лашкарёв (1823 – 1898 гг.) – тоже сделал успешную карьеру: генерал-лейтенант, пермский губернатор.

18 февраля 1862 года у Александра Григорьевича и его жены Александры Васильевны (из дворянской семьи Бибиковых) родился единственный ребенок – сын Григорий. С юных лет мальчик обучался в элитном Пажеском корпусе, по окончанию которого в 1883-м начал службу в чине прапорщика лейб-гвардии Преображенского полка.

Прослужил почти четверть века, командовал ротой, батальоном, окончил Николаевскую академию Генерального штаба. В 1907 году вышел в отставку в чине полковника и поселился в родовом имении Озаричи, где имел в собственности 3 тыс. десятин земли, трактир и мельницу.

Последний владелец имения подолгу жил в нем и сделал многое для местных жителей. Благодаря ему там появилась красивая церковь (сгорела в 1941-м), построили больницу и первую в округе телефонную станцию.

on-trizhdy-predstavlyal-bobruiskii-uezd-v-gosudarstvennoi-dume-rossiiskoi-imperii-2

Александр Григорьевич ставил государственные интересы превыше всего. Состоял гласным (член земского собрания с решающим голосом) Бобруйского уездного и Минского губернского земских собраний, в органах местного самоуправления.

Был кавалером орденов Святого Станислава 3-й степени, Святой Анны 2-й и 3-й степеней, Святого Владимира 3-й степени. В феврале 1907 года Лашкарёва избрали членом Государственной думы от землевладельцев Минской губернии.

Издание вышеупомянутой брошюры – это итог его размышлений о развитии малой Родины. И очередная попытка обратить внимание власть имущих на важное стратегическое значение белорусского Полесья.

Депутат убедительно доказывал, что

«…откладывать далее устройство путей сообщения в этом крае – значит окончательно подорвать сим его население в беспомощной борьбе с бедами, которые могут облегчить только железные дороги.

…Мозырь – центр Полесья, центральный торговый пункт между Киевом и Пинском, ведущий значительную торговлю с этими городами, а также с Одессою, Мемелем и другими; он имеет несколько фабрик и других промышленных заведений, доставляет гужем на станцию Коленковичи и обратно до 15 миллионов пудов грузов в год. Действительно, между станцией и городом целых 12 верст расстояния, пролегающего по болотам и пескам, да еще река Припять, имеющая вообще один, а в летнее время два парома; подчас же сообщение возможно лишь на лодке.

…Наконец, в случае войны мы можем быть жестоко наказаны за бездорожность Полесья. Главная причина могущей произойти катастрофы – это недостаточная стратегическая подготовленность тыла, основание которой заключается в надежном, заблаговременном устройстве путей сообщения.

…Если не с первых дней войны, то все же рано или поздно мы должны наступать, и тогда непроходимость Полесья окажется крайне вредной для наших операций. Будучи глубоко и твердо убежден, что в случае войны с нашими западными соседями Россия не может не восторжествовать, я все же имею дерзость думать, что могут случаться у нас частные неудачи.

Во всяком случае, вероятно временное отступление наших армий, хотя бы только для сосредоточения своих сил, дабы не подвергать их ударам по частям; могут быть и другие разнообразные причины, например запоздалый приказ о мобилизации, не вполне согласное с планом выполнение последней; наконец, даже проигранное сражение.

Одним словом, так или иначе, но мы можем быть вынуждены отступать. Чтобы уничтожить или по крайней мере ослабить значение малой проходимости восточного Полесья, мы должны его пересечь с севера на юг железнодорожной магистральной линией, проходящей параллельно тылу наших войск, выдвинувшихся к западной границе или сосредоточенных на линии река Неман – Брест-Литовск – Ровно или еще восточнее.

Общее значение такой железнодорожной тыловой линии настолько очевидно, что приходится лишь удивляться, каким образом не построена до сей поры столь важная магистраль».

Полковник как в воду глядел. С началом Первой мировой войны суровая необходимость заставила царское правительство срочно, не считаясь ни с какими расходами, протянуть эту железнодорожную магистраль. По её трассе были отчуждены (с выплатой компенсации из казны) обширные участки частной земли, нанято множество подсобных рабочих и стянуты армейские железнодорожные подразделения.

on-trizhdy-predstavlyal-bobruiskii-uezd-v-gosudarstvennoi-dume-rossiiskoi-imperii-3

Железнодорожный мост через Припять

Ценой огромных расходов и усилий построили железнодорожный мост через полноводную Припять. 9 ноября 1915 года, после ввода в эксплуатацию участка Жлобин – Калинковичи – Словечно линии Одесса – Петроград Калинковичи стали железнодорожным узлом. Здесь устроили воинский командный пункт и комендатуру, ввели новые должности диспетчеров и ревизоров вагонного хозяйства. В километре от станции появились огромные артиллерийские склады.

Новое направление обслуживало построенное тогда же второе, оборотное Подольское паровозное депо, первым начальником которого стал Н. Н. Блинов. Для поворота паровозов соорудили специальный треугольник. Штат депо состоял из 72 человек, парк насчитывал 8 паровозов серии ОВ и один маневровый на станции.

…Во время Февральской революции 1917 года Григорий Лашкарёв находился в Минске, позже уехал в Петроград. Там участвовал в деятельности подпольной организации монархистов, которая стремилась установить контакт с находившейся в Тобольске царской семьей и облегчить её материальное положение…

В 1919-м Григория Александровича арестовали, более года он находился в заключении. В конце концов его освободили, но реквизировали квартиру и всё имущество.

Лашкарёв скончался в возрасте 69 лет 31 марта 1931 года в Ленинграде. Похоронен на Волковском кладбище рядом со своими прославленными предками.

xpress.by

Поделиться

Читайте также

Белорусские дайверы  ищут на дне реки Березина новые артефакты, которые могут перевернуть ход истории Бобруйска. 
 
Теория принадлежит историку и археологу, депутату Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Игорю Марзалюку. Неизвестные страницы  истории Бобруйска открылись в апреле, когда в Березине нашли уникальный шлем Х века, который мог принадлежать князю. 
 
По словам Игоря Марзалюка, Бобруйск в этом году - археологическая столица Беларуси. Если раскопки будут результативны, ученые могут подтвердить гипотезу, что в затоке реки Березина находилось древнее поселение. А это значит, что в этим местах люди жили задолго до официальной даты возникновения Бобруйска.  
 
Сейчас на помощь сухопутным археологам пришли подводные. Дайверы из столицы прочесывают дно, в поисках новых артефактов.
 

Читать дальше

В Международный день дружбы, который отмечается 30 июля, "Белпочта" проведет акцию "Дружба без границ", сообщили БЕЛТА в пресс-службе предприятия.

Акция пройдет в выделенных отделениях почтовой связи столицы, а также областных и районных центров. В этот день можно купить почтовые карточки для своих друзей. Их доставка по Беларуси будет бесплатной.

Карточки принимаются к отправке в местах проведения акции.

В Минске акция пройдет с 16.00 до 18.00 в круглом зале Почтамта, а также в отделении почтовой связи №6 (ул.Маяковского, 8) с 10.00 до 11.00.

Сотрудники предприятия также расскажут о посткроссинге, покупке товаров и почтовой продукции в интернет-магазине РУП "Белпочта", доставке международных регистрируемых отправлений через почтоматы.

belpochta-30-iyulya-provedet-akciyu-druzhba-bez-granic

Читать дальше

XVI Международный пленэр по керамике «АРТ- Жыжаль» проходит в Бобруйском районе. Два десятка художников-керамистов из разных стран три недели работают на природе, на берегу Березины, вдали от суеты и интернета. Они лепят из глины и обжигают свои композиции в дровяных печках. 
 
Первая неделя в Вербках выдалась дождливой и не по-летнему холодной. Но художники утверждают, что погода не влияет негативно на творчество. Скоро на пленэре начнутся обжиги, и готовые произведения искусства смогут увидеть все гости
 

Читать дальше