…Летом 1910 года в частной типографии А. Александрова, что в Санкт-Петербурге на Надеждинской, 43, скромным тиражом за счёт автора была отпечатана небольшая, в 27 страниц убористого текста, брошюра.
На титульном листе заглавие «К вопросу о сооружении железнодорожной магистрали Жлобин – Мозырь – Овруч – Староконстантинов – Каменец-Подольский».
На тот момент такой железнодорожной линии не существовало, она даже не проектировалась. Автор брошюры – отставной военный Григорий Лашкарёв (1862–1931 гг.) – был одним из тех мыслящих по-государственному провидцев, которые обычно появляются в канун переломных судьбоносных эпох.
Потомственный дворянин, владелец имения Озаричи в Бобруйском уезде Минской губернии, он к тому времени был известен в родных местах как толковый хозяйственник и прогрессивный общественный деятель. Трижды избирался местными землевладельцами в Государственную думу (2-го, 3-го и 4-го составов) Российской империи.
Читайте также: Пройдёмся по Инвалидной улице Бобруйска с еврейским мальчиком Фимой
Дворянский род Лашкарёвых ведет свою историю от Лазаря Лашкарашвили – приближённого грузинского царевича Вахтанга, который выехал вместе с ним в начале XVIII века в Россию и здесь изменил свою фамилию на русский лад.
Его сын – Сергей Лазаревич Лашкарёв (1739 – 1814 гг.) – стал известным дипломатом. Принадлежал, по свидетельству современников, к «замечательным явлениям века Екатерины Великой». В 1799 году император Павел I пожаловал ему обширное Озаричское староство на недавно присоединённых землях Речи Посполитой.
Один из сыновей дипломата – Григорий Сергеевич Лашкарёв (1788 – 1849 гг.), герой войны с Наполеоном, участник многих битв и взятия Парижа – унаследовал от отца Озаричское имение, был генерал-лейтенантом, гродненским, киевским и волынским губернатором, сенатором.
Его сын – Александр Григорьевич Лашкарёв (1823 – 1898 гг.) – тоже сделал успешную карьеру: генерал-лейтенант, пермский губернатор.
18 февраля 1862 года у Александра Григорьевича и его жены Александры Васильевны (из дворянской семьи Бибиковых) родился единственный ребёнок – сын Григорий. С юных лет мальчик обучался в элитном Пажеском корпусе, по окончанию которого в 1883-м начал службу в чине прапорщика лейб-гвардии Преображенского полка.
Прослужил почти четверть века, командовал ротой, батальоном, окончил Николаевскую академию Генерального штаба. В 1907 году вышел в отставку в чине полковника и поселился в родовом имении Озаричи, где имел в собственности 3 тыс. десятин земли, трактир и мельницу.
Последний владелец имения подолгу жил в нём и сделал многое для местных жителей. Благодаря ему там появилась красивая церковь (сгорела в 1941-м), построили больницу и первую в округе телефонную станцию.
1
Александр Григорьевич ставил государственные интересы превыше всего. Состоял гласным (член земского собрания с решающим голосом) Бобруйского уездного и Минского губернского земских собраний, в органах местного самоуправления.
Был кавалером орденов Святого Станислава 3-й степени, Святой Анны 2-й и 3-й степеней, Святого Владимира 3-й степени. В феврале 1907 года Лашкарёва избрали членом Государственной думы от землевладельцев Минской губернии.
Издание вышеупомянутой брошюры – это итог его размышлений о развитии малой Родины. И очередная попытка обратить внимание власть имущих на важное стратегическое значение белорусского Полесья.
Депутат убедительно доказывал, что
«…откладывать далее устройство путей сообщения в этом крае – значит окончательно подорвать сим его население в беспомощной борьбе с бедами, которые могут облегчить только железные дороги.
…Мозырь – центр Полесья, центральный торговый пункт между Киевом и Пинском, ведущий значительную торговлю с этими городами, а также с Одессою, Мемелем и другими; он имеет несколько фабрик и других промышленных заведений, доставляет гужем на станцию Коленковичи и обратно до 15 миллионов пудов грузов в год. Действительно, между станцией и городом целых 12 верст расстояния, пролегающего по болотам и пескам, да ещё река Припять, имеющая вообще один, а в летнее время два парома; подчас же сообщение возможно лишь на лодке.
…Наконец, в случае войны мы можем быть жестоко наказаны за бездорожность Полесья. Главная причина могущей произойти катастрофы – это недостаточная стратегическая подготовленность тыла, основание которой заключается в надёжном, заблаговременном устройстве путей сообщения.
…Если не с первых дней войны, то всё же рано или поздно мы должны наступать, и тогда непроходимость Полесья окажется крайне вредной для наших операций. Будучи глубоко и твердо убеждён, что в случае войны с нашими западными соседями Россия не может не восторжествовать, я всё же имею дерзость думать, что могут случаться у нас частные неудачи.
Во всяком случае, вероятно временное отступление наших армий, хотя бы только для сосредоточения своих сил, дабы не подвергать их ударам по частям; могут быть и другие разнообразные причины, например запоздалый приказ о мобилизации, не вполне согласное с планом выполнение последней; наконец, даже проигранное сражение.
Одним словом, так или иначе, но мы можем быть вынуждены отступать. Чтобы уничтожить или по крайней мере ослабить значение малой проходимости восточного Полесья, мы должны его пересечь с севера на юг железнодорожной магистральной линией, проходящей параллельно тылу наших войск, выдвинувшихся к западной границе или сосредоточенных на линии река Нёман – Брест-Литовск – Ровно или ещё восточнее.
Общее значение такой железнодорожной тыловой линии настолько очевидно, что приходится лишь удивляться, каким образом не построена до сей поры столь важная магистраль».
Полковник как в воду глядел. С началом Первой мировой войны суровая необходимость заставила царское правительство срочно, не считаясь ни с какими расходами, протянуть эту железнодорожную магистраль. По её трассе были отчуждены (с выплатой компенсации из казны) обширные участки частной земли, нанято множество подсобных рабочих и стянуты армейские железнодорожные подразделения.
Читайте также: Мудрое решение бобруйского аптекаря Берки
Ценой огромных расходов и усилий построили железнодорожный мост через полноводную Припять. 9 ноября 1915 года, Калинковичи после ввода в эксплуатацию участка Жлобин – Калинковичи – Словечно линии Одесса – Петроград стали железнодорожным узлом. Здесь устроили воинский командный пункт и комендатуру, ввели новые должности диспетчеров и ревизоров вагонного хозяйства. В километре от станции появились огромные артиллерийские склады.
Новое направление обслуживало построенное тогда же второе, оборотное Подольское паровозное депо, первым начальником которого стал Н. Н. Блинов. Для поворота паровозов соорудили специальный треугольник. Штат депо состоял из 72 человек, парк насчитывал 8 паровозов серии ОВ и один маневровый на станции.
…Во время Февральской революции 1917 года Григорий Лашкарёв находился в Минске, позже уехал в Петроград. Там участвовал в деятельности подпольной организации монархистов, которая стремилась установить контакт с находившейся в Тобольске царской семьей и облегчить её материальное положение…
В 1919-м Григория Александровича арестовали, более года он находился в заключении. В конце концов его освободили, но реквизировали квартиру и всё имущество.
Лашкарёв скончался в возрасте 69 лет 31 марта 1931 года в Ленинграде. Похоронен на Волковском кладбище рядом со своими прославленными предками.
В целях мотивирования будущих абитуриентов на обучение по профессии на условиях целевой подготовки на базе Дворца искусств с участием организаций-заказчиков кадров и учреждений среднего специального образования 29 февраля 2024 года с 12.00 до 16.00 управление по труду, занятости и социальной защите Бобруйского горисполкома проводит профориентационное мероприятие «Ярмарка целевой подготовки» для учащихся учреждений общего среднего образования города Бобруйска.
Каждую пятницу горожане в возрасте 45+ приходят во Дворец искусств Бобруйска пообщаться и потанцевать.
В пятницу 8 марта 2024 года здесь пройдёт с 18.30 до 22.00 праздничный танцевальный вечер. Бобруйчане смогут окунуться в мир праздника и отдыха.
24 марта 2024 года в 18.00 в рамках международного молодёжного театрального форума «М@rt. контакт» на сцене театра драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича Ереванский государственный русский драматический театр им. К.С. Станиславского представит трагикомедию в 11-ти сценах «Люди. Звери. Обстоятельства» (18+). Автор пьесы: Дон Нигро / режиссёр: Карен Нерсисян.
Ни для кого не секрет, что порой поведением человека управляют инстинкты. А вот хорошо это или плохо? Или страшно? Или забавно? Наверное, это просто зависит от обстоятельств. Одиннадцать коротких историй о смысле жизни и о сегодняшнем дне.
Это первая постановка пьесы американского драматурга Дона Нигро в Армении, хотя он широко известен в театральном мире. В русском переводе пьеса называется «Звериные истории» – весёлая, грустная, иногда страшная – сегодня она обретает особое звучание.