Как говорить с ребёнком о войне, чтоб ему не снились кошмары

Когда я была маленькая, фильмы не маркировали по возрастам. Дети спокойно смотрели со взрослыми по телевизору даже самые тяжёлые картины о войне. Многим потом снились кошмары с немцами. Сейчас родители внимательнее следят за тем, что смотрит ребёнок. Но кошмары продолжаются.

Загадка легко разрешится, если мы посмотрим, как проходят линейки в школах и даже детских садах, приуроченные ко Дню Победы. Моя дочь, например, была очень впечатлена рассказом, в котором фигурировал запах сгоревшей человеческой плоти. О зверствах фашистов рассказывается не просто подробно, а в таких красках, которые и взрослого заставят поседеть.

Но для взрослых седеть естественно, а с детьми происходит вот что:

  • Или в этом месте год за годом протирают незаживающую рану, вечную язву, каждое новое прикосновение к которой (а оно происходит каждый май, конечно) причиняет мучительную боль.
  • Или срабатывают защитные механизмы, нарастает мозоль, и дети становятся равнодушны, буквально бесчувственны. Ужасы войны воспринимаются как формальность, деталь речей на официальных мероприятиях.

Я знаю родителей нескольких детей, которым снятся кошмары «с немцами». И не могу поверить, что мои предки сражались за то, чтобы немцы оставались кошмаром детских снов, чтобы дети продолжали бояться их почти так же, как если бы эта война не закончилась.

Но не говорить о такой важной вехе истории – особенно если рассказывать о ней ребёнку всё равно будут другие – невозможно. Как же это сделать? Так, чтобы он понял о войне достаточно, и так, чтобы военные кошмары не омрачали мирное детство?

kak-govorit-s-rebyonkom-o-voine-chtob-emu-ne-snilis-koshmary

Фёдор Решетников «Достали языка»

Первое. Разные вещи надо узнавать в разном возрасте.

Детсадовцам не надо ничего знать о горах мертвецов. Ученикам младших классов – о выходящих наружу кишках или том, как собаки рвут людей на куски. Младшим подросткам рано знать о том, как сходящие с ума из-за голода люди в Бабьем Яру пытались съесть сжигаемые трупы, потому что они пахли жареным мясом.

Вы же выбираете, какие детали криминальных новостей или фильмы с какими подробностями не стоит показывать ребёнку? Тут то же самое.

В пять лет нормально знать, что на страну напали и хотели тут почти всех убить. В младших классах – что массовые убийства начались на оккупированных территориях практически сразу. Без самых кровавых подробностей. И так далее.

Второе. Историю страны всегда лучше изучать через историю семьи.

Найти семью, чья жизнь в Великую Отечественную не изменилась никак, в России очень трудно. Накануне праздника или на сам праздник достаньте (если есть) старые фотографии, вспомните по именам родственников, чьи судьбы помните, и расскажите, что они делали в войну.

Огневой фронт или трудовой равно достойны упоминания. Если они вам рассказывали подробности, какие-то детали – расскажите и вы. О том, что ели и как искали еду, как затемняли окна или заклеивали их крест-накрест, от взрывов. О том, как ходили в школу и как вели хозяйство. О том, как война повлияла на поведение выживших уже в мирное время. Опускайте только те подробности, которые по возрасту детям рано знать.

 

Можно начертить карту: прабабушку унесло эвакуацией вот сюда, в страну, где растят хлопок, а другая прабабушка рыла линию укрепления вот здесь, под Москвой, а прадедушка начал войну здесь, вот здесь был ранен и чудом остался жив, здесь закончил воевать.

Прадедушку моей дочери долго искали. Он исчез в войну. У многих есть такая история. Можно спросить: «Как думаешь, сколько его искали?». Дочкиного прадедушку – семьдесят лет. И нашли. Он сейчас лежит за границей, в Беларуси, в братской могиле. Мне кажется, это дало ей больше в её возрасте, чем любые фразы про тысячи сгинувших.

Третье. Ребёнку важно чувствовать связь с историей.

История никуда не исчезает из нашего «вокруг», и ребёнку важнее чувствовать эту связь, чем слышать какие-то фразы, мало, как ему кажется, связанные с нашей реальностью, с тем местом и временем, в которых он живет. В Москве и Подмосковье, в Ленобласти, возле многих других российских городов есть места, где всё ещё видны заросшие блиндажи или где искатели до сих пор выкапывают для перезахоронения человеческие кости.

Мы живём на этих костях (и благодаря тем, кому они принадлежали). Мы ходим по земле, по которой восемьдесят лет назад ходить спокойно, во весь рост, невозможно было, надо было бегать от окопа к окопу или от блиндажа к блиндажу. Стоит пройти год за годом все эти места ногами с ребёнком. Не обязательно именно в день праздника.

Да, он не поймёт произошедшего во всём объёме. Может, сначала не будет понимать вообще. Это вопрос психического созревания. Многие вроде нестрашные вещи, которые мы узнаём в детстве, сполна мы осознаём, только взрослея. Так и должно быть. Человек познает мир всю свою жизнь. Даже те его стороны, про которые прежде как будто уже знал.

Четвёртое. Держите руку на пульсе.

Единственный способ убедиться, что твоему первоклашке не станут рассказывать в подробностях о костях, торчащих из сгоревших и замученных перед тем людей, это войти в группу подготовки линейки в школе. Участвовать в выборе репертуара и объяснять этот выбор.

Это непросто, но необходимо. Если за тем, как нашим детям будут рассказывать о войне, проследим не мы, обязательно найдётся кто-то другой. А ребёнок вместо того, чтобы обретать связь с прошлым и понимание того, что произошло, будет просыпаться ночами в слезах так, будто от немцев его так и не спасли.

mamsila.ru

Поделиться

Читайте также

Фестиваль – это:

  • пространство психологических, трансформационных и бизнес-игр, мастер-классов,
  • возможность встретиться и познакомиться с разными направлениями и техниками саморазвития и самопознания,
  • способ посмотреть на себя по-другому, найти ответы на волнующие вопросы,
  • возможность попробовать разные игры и получить уникальный опыт исследования и трансформации нескольких сфер своей жизни,
  • полезное и интересное времяпрепровождение и общение,
  • розыгрыш призов среди участников фестиваля,
  • развлекательная программа.

В программе фестиваля будут представлены игры и мастер-классы на темы:

  1. Личное развитие и самореализация.
  2. Взаимоотношения полов.
  3. Деньги и бизнес.
  4. Карьера и успех.
  5. Духовный рост и развитие.
  6. Здоровье и благополучие.

В фестивале в Бобруйске принимают участие авторы и мастера игр, игротехники и психологи из Беларуси.

Продолжительность игры и мастер-класса составляет 2,5 часа — это демо-формат, и, как показывает практика, этого вполне достаточно, чтобы получить ответы на волнующие вопросы.

Это будет насыщенное энергией, эмоциями и идеями пространство – присоединяйтесь к потоку.

 

Читать дальше

Секция по пожарно-спасательному спорту Центра дополнительного образования детей и молодёжи «Росквит» проводит набор мальчиков и девочек с 2008 по 2003 годы рождения. Тренировки проводятся на базе пожарного аварийно-спасательного отряда №7 на объектах ОАО «Белшина» по адресу: ул. Энергетиков, 7.

Воспитанники секции принимают участие в областных, республиканских и международных соревнованиях по пожарно-спасательному спорту. Среди воспитанников есть победители и призёры чемпионата мира:

  • Баранова Виталина (учащаяся гимназии №2)
  • и Петкогло Ангелина (выпускница средней школы №28, а ныне работает в Бобруйском ГРОЧС).

Тренировки проводят опытные и квалифицированные работники Бобруйского ГРОЧС Руслан Сергеевич Андреев и Александр Александрович Зима.

Старший инспектор, лейтенант внутренней службы Руслан Сергеевич Андреев имеет высшее образование по специальности физическая культура. С 2011 года и по настоящее время является членом сборной команды Могилёвской области по пожарно-спасательному спорту. Имеет звание мастера спорта по пожарно-спасательному спорту и кандидата мастера спорта по служебному многоборью. Является чемпионом и призёром (в личном и командном зачёте) чемпионатов Могилёвского областного УМЧС по плаванию, волейболу, пожарно-спасательному спорту, многоборью спасателей (подъём звена ГДЗС по лестничному маршу на высотное здание).  «Сильнейший пожарный спасатель».

Старшина, прапорщик внутренней службы Александр Александрович Зима являлся членом сборной команды Бобруйского ГРОЧС по волейболу, футболу и пожарному спорту, членом сборной команды Могилёвской области по пожарно-спасательному спорту. Имеет звание мастера спорта по пожарному спорту.

За более подробной информацией по расписанию тренировок и для записи в секцию по пожарно-спасательному спорту обращайтесь:

  • Зима Александр Александрович: телефон +375(29) 365-76-86.
  • Андреев Руслан Сергеевич: телефон +375(29) 308-28-36.

1

bobruisk.by

Читать дальше

Более ста школьников пришли на безопасный праздник во Дворец искусств города. Именно там расположились зоны активации всех служб города, связанных с безопасностью. Активисты БРСМ провожали ребят к интерактивным площадкам, где каждый мог повторить основные правила безопасности.

На площадке «Первая медицинская помощь» работники организации «Красный крест» рассказывали, как помочь, если человек подавился, измеряли температуру и уровень кислорода в крови, а также подсказывали, как предупредить простудные заболевания.

О безопасности на дорогах и правилах дорожного движения рассказывали сотрудники ГАИ города. О том, как вызвать милицию в случае опасности и сберечь свое имущество напомнили работники Бобруйского отдела Департамента охраны МВД. Здесь же ребята примеряли спецэкипировку и средства защиты. Весёлый бобёр из «Бобруйскгаза» напоминал школьникам о безопасном пользовании газовых приборов, о телефоне 104, который необходимо набрать, если почувствовали дома запах газа.

bolee-sta-yunykh-bobruichan-prishli-v-gorodskoi-dvorec-iskusstv-na-prazdnik-bezopasnosti

 

Спасатели Бобруйска завлекали ребят многочисленными играми и викторинами. Получить полезные подарки из рук работников МЧС можно было, ответив на вопросы по безопасности, отгадав опасные предметы в игре «Угадайка», а также победив инспектора в игре «Безопасные крестики-нолики». Помимо этого, ребята делали памятные фото на фотозоне в стиле «Волшебная книга», на скорость одевали боевую форму, тушили импровизированный пожар, изучали правила эвакуации.

Продолжился праздник награждением победителей областного конкурса комиксов, концертной программой от солистов заслуженного коллектива «Шина-най» и группы «Fire Band». А в завершении мероприятия школьников развлекали весёлые клоуны с конкурсами и хороводами.

1

mogilev.mchs.gov.by

Читать дальше