Фотостудия Ricordo

Просторная (120 кв. м) фотостудия в центре Бобруйска.

  1. Два зала.
  2. Кухонная зона.
  3. 8 фотофонов.
  4. Постоянный свет.
  г. Бобруйск, ул. Ленина, д. 95 (здание заводоуправления ОАО «ФанДОК». 5-й этаж)
 

+375(29) 319-11-92
+375(33) 644-31-21

  ricordo.by
  Автобус: 6, 6д, 3, 3а
Маршрутное такси: 6, 6а, 52, 59

 

 

Поделиться

Читайте также

В начале августа по улице Чонгарской, 31, что в Бобруйске, открылся еврейский дворик. На это событие съехались гости со всего мира — прибыло около 50 человек.

Сейчас дворик может посещать каждый желающий в любое время, кроме ночного. Стена старой синагоги, которая находится на территории дворика, аккуратно дополнена современным красным кирпичом —​ так, что укладка почти не отличается. Прежние проёмы окон покрыты белой штукатуркой, на которой помещены большие красивые рисунки, свидетельствующие о разных аспектах жизни народа и изображающие традиционную одежду, образование, быт.

Корреспондент «Звязды» побеседовала с раввином Бобруйска Шаулем Хабаба. Ему всего 33 года. А в Бобруйск из Израиля он приехал, когда ему было 19 — всего через год после основания в Израиле собственной рекламной компании. В 22 года Шауль Хабаба стал бобруйским раввином.

— У меня было много разных предложений — приглашали в Киев, Санкт-Петербург и другие места. Я выбрал именно Бобруйск — и не пожалел об этом.

— В городе много общественных объединений евреев...

— Да, их шесть — все сотрудничают между собой, многое делают совместно. Все праздники мы отмечаем вместе. А работу разделили между объединениями — поэтому не конкурируем, а, наоборот, поддерживаем. Люди пожилого возраста собираются друг с другом, молодёжь — с молодёжью, дети тоже вместе. Для каждого есть вариант, как познать хоть небольшой кусок иудаизма через путь, который ему ближе.

— Ваше сообщество собирается в старом, красивом здании. Расскажите его историю.

—Здесь раньше располагалась ешива — религиозное учебное заведение. Из Бобруйска знаменитый раввин Шмарьяв-Наах Шнеерсон — он умер где-то в 1923 году и похоронен на местном еврейском кладбище. Он был великим человеком и мог объединить большую часть евреев, которые жили в городе в то время, а они составляли около 80% населения города. Фактически это была его ешива, его училище, где он воспитывал будущее поколение. И отсюда вышло много знаменитых людей, во всяком случае по израильским меркам. На самой большой в Израиле купюре в 200 шекелей (около 100 рублей) изображён Натан Альтерман. Это известный писатель, поэт — его отец родился недалеко от Бобруйска, около Буда-Кошелева. Очень много известных личностей, если копнуть их биографию, происходят из Бобруйска или окрестностей, учились здесь. Современную синагогу всего посещает около 750 человек — как тех, кто приходит раз в год, так и тех, кто посещает ежедневную службу.

— Дружите с бобруйчанами, который не являются евреями?

— Это интересный вопрос. В Бобруйске неевреев не бывает. В наш дворик на Чонгарской только что наведывались местные, белорусы — они принесли и высадили там цветы. Не только ближайшие соседи, но и люди из соседних районов приходили с урнами цветов и помогали их посадить, помогают их поливать. Мы регулярно получаем хорошие отзывы от бобруйчан, и это чрезвычайно приятно — то статьи читаем, или какие-то комментарии видим. Естественно, всегда находятся те, кто стремится отыскать что-то плохое, но большинство настроено позитивно. Нельзя судить народ по меньшинству, надо смотреть на большинство — и это замечательные люди, истинный свет! Приятно идти по улице, здороваться с мещанами, они настроены положительно. У нас хорошее сотрудничество с населением и с властями. В любой сфере, которой занимается община, мы видим поддержку.

— Расскажите о дворике, который открылся на Чонгарской.

— Там когда-то действовала синагога. Разные источники по-разному объясняют её разрушение. Сегодняшняя синагога находится совсем рядом, на расстоянии менее квартала. У нас появилась возможность взять этот объект, который был в аварийном состоянии, и отремонтировать его. Во-первых, мы чествуем его как давнишнюю молельню — люди могут ознакомиться там с традициями, не заходя в синагогу, не будучи никому ничем обязанными. Это здание могло быть разрушено, однако в нашей традиции нельзя уничтожать старые синагоги — если только не собираешься строить на её месте новую, лучшую. Поэтому нужно было принимать определённое решение, и мы придумали сделать там еврейский дворик. Чтобы любой бобруйчанин и гость города мог прийти и хорошо себя в нём чувствовать.

— Кого приглашали на открытие дворика?

— К нам съехалось около 50 человек из Израиля, Канады, США, Великобритании, ехали специально на открытие. Я уверен, что этот первый за 35 лет раз, когда они вернулись в Беларусь (не были здесь с того момента, как уехали). Нашей целью было разбудить их «аппетит» снова приезжать в Беларусь. Наведываться в гости, прикасаться к стенам, рядом с которыми они играли в детстве, встречаться с интересными людьми, которые ждут их здесь.

— Интересно, как бы вы описали этот «аппетит» — приезжать в Беларусь?

— У людей есть свои «народные» вкусы. Есть люди, с которыми они выросли, и места, где жили, но они не знают, каково там сейчас... Я пришёл из мира бизнеса (и сейчас живу в нём), где нужно рисковать, прыгать в неизвестное, не зная, успешно это будет или нет. Однако ты уверен, что делаешь правильный шаг. Люди, которые приезжают сюда сейчас, пока не знают, куда они попадут. Некоторые спрашивают, нормально ли здесь работает электричество. Несмотря на то, что некоторые из них постоянно в сети следят за новостями в Бобруйске, им нужно приехать, чтобы понять, что это за место. Мы возили их по разным точкам Бобруйска, чтобы показать разный город, — на самом деле по нему приятно даже просто пройти. Также они увидели здания, в которых родились, выросли, те школы, в которых учились, доски почёта с именами и фотографиями лучших учеников. Я уверен, это восстановило их желание приезжать в Беларусь. Здесь много натуральных продуктов (чего не хватает в мире). Я часто бываю за рубежом и сам знаю, что там совсем не те продукты, не тот воздух. У нас в Беларуси очень бережно относятся к природе, а природа восстанавливает силы человека.

— Получается, вы оставили бизнес, чтобы стать раввином?

— Да, естественно. Однако я его не бросил. С этого бизнеса я и живу сегодня — я не живу на деньги общины, наоборот, я ей помогаю. В Израиле у меня своё рекламное агентство, в котором работает 35 человек. В 18 лет я открыл маленькое агентство — с тех пор оно выросло в огромную организацию.

— Как вы поняли, что вам нужно всё бросить и приехать в Беларусь?

—  В определённый момент, когда мой бизнес стал на ноги, я понял, что человек живёт в этом мире не для себя. Если жить только для себя, станешь эгоистом и будешь никому не нужен. Можно зарабатывать много денег, но быть никому не нужным. Да, зарабатывать надо, особенно если Бог даёт тебе такую ​​возможность, и нужно делиться с кем-то. В определённый момент я увидел, что работа в агентстве идет очень ладно, подумал: «Зачем я там нужен?» В этой компании я имею акции, с которых получаю прибыль, — на них мне хорошо живётся здесь. Я там не очень нужен, а тут, мне кажется, приношу определённую пользу для общества, для себя, для людей, которые также меня чему-то учат. Взаимообмен — чрезвычайно полезная вещь.

— Вы учились и раввина, и на рекламщика?

— Нет, я учился только на раввина. А реклама — это просто подарок мне от Бога: я ей нигде не учился. В студенческие времена, параллельно с духовной учебой, я начал это движение. Сначала, в 12 лет, всё было просто волонтёрством. На хлеб мне зарабатывать не надо было, семья у нас достаточно обеспеченная: мама — кандидат наук, папа — большой человек в Израиле. Поэтому я начал это занятие не потому, что нуждался, а потому что видел пример своих родителей — надо заниматься, надо что-то делать, подрабатывать, стараться что-то хорошее сделать в этом мире. Первое у меня была реклама кофе, которую я разработал для большой компании в Израиле. Это реклама хорошо пошла, на неё получился большой спрос. Я подумал, что если первое пошло хорошо, то нужно попробовать и другое. Следующей сделал рекламу для компании мобильных телефонов. На сегодняшний день мы держим довольно большой рынок без моего пребывания в стране. Если надо, Бог усиливает эту сферу, а если нужно, усиливает другое — мою семью, служение как раввина: всё расписано очень правильно.

— Насколько сложно было уехать из Израиля в другую страну? И что оказалось самым непростым здесь?

— Естественно, сложно уезжать из своего дома, оставлять комфорт, к которому ты привык. Здесь же непросто было приспосабливаться к другому менталитету, а особенно к другому языку. Однако если у тебя есть цель, в правильности которой ты уверен, всё получается приятно и хорошо.

Звязда

Читать дальше

Семейный праздник «Парад детских колясок» приурочен к празднику Рождества Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица — это Матерь всех христиан, первая Заступница для супружества и родительства. 

Начало шествия колясок состоится в 12.30 от ГУК «Дворец искусств г.Бобруйска (ул.Ульяновская, 35/31) до Молодежного парка (ул.50лет ВЛКСМ, 26), где состоятся торжественное награждение всех участников конкурса и праздничная программа для семей.

Для участия родителям нужно красочно и оригинально оформить коляску или велосипед своего ребенка.

Номинации для участия в конкурсе «Парад детских колясок»:

  • «Национальный колорит» — оформление коляски в национальном стиле, как белорусского, так и других народов мира;
  • «Техно-коляска» — коляска или велосипед в образе транспортного средства;
  • «Коляска оригинального жанра» — креативный подход в оформлении транспортного средства;
  • «Коляска-сказка» — использование в оформлении коляски героев и сюжетов сказок.

Социально-просветительское учреждение Центр поддержки семьи, материнства и детства «Покрова» приглашает к участию в «Параде детских колясок всех желающих». Заявку можно подать до 20 сентября заполнив форму — Ссылка для регистрации

Справки по телефонам +375(33) 616-90-02, +375(029) 259-92-22.

Читать дальше

Их и памятниками даже не назовешь, нет у них такого статуса. Так, кусочки истории в виде полуразрушенных стен, фундаментов. С ними связаны местные топонимы, легенды, известные имена, но средств на это не предусмотрено. А значит, вероятность того, что их увидят наши потомки, весьма незначительна. Если только мы сами этого не захотим.

Сразу же вспомнился поселок Глуша Бобруйского района, где усилиями бобруйчанина Андрея Архипенко появилось и еще появится много знаковых мест, связанных с именем белорусского писателя Алеся Адамовича. Здесь уже есть адамовичская арт-остановка, в процессе изготовление памятника и специальных уличных указателей, в более далеких планах — сохранить историческое здание, где одно время жил классик и где происходили события его дилогии «Война под крышами» и «Сыновья уходят в бой». Андрей упрям, и это помогает ему находить единомышленников и реализовывать намеченное. Поэтому и здание еще не идет под снос.

Такая же участь ждала и остатки дореволюционной еврейской синагоги на улице Чонгарской в Бобруйске. От нее оставались три полуразрушенные стены. Еврейская община нашла способ их сохранить. Они хорошо вписались в своеобразный арт-объект, который открыли в это воскресенье. На презентации присутствовали представители местной власти и главные спонсоры. Некоторые из них прилетели ради этого даже из Америки. Все строительные работы, кроме специальных, где должны быть задействованы профессионалы, делали представители еврейской общины.

Городское пространство

kak-bobruichane-spasayut-beznadezhnye-pamyatniki-arkhitektury-1

Бобруйчане нашли способ сохранить то, что осталось от синагоги.

— Это была очень богатая синагога, она возведена где-то в конце XIX — начале ХХ века, — говорит руководитель еврейской общины Олег Красный. — Такие строили в Польше, Чехии, других городах Европы. В советские годы чего только не было в этих стенах — и гараж, и мельница, и даже Бобруйсккино. Некоторое время она стояла без хозяина, пока не нашелся кто-то, кто захотел воспользоваться ее подвалом. Чтобы туда могла войти техника, разобрали стену, но пока делали, что-то изменилось, и синагогу бросили в полуразрушенном виде. Потихоньку народ растянул кирпича от первой стены и взялся за еще одну. Когда встал вопрос о сносе, мы начали действовать. Решили сделать на этом месте, как сейчас стало модно говорить, городское пространство. И память о синагоге останется, и людям будет где культурно провести время.

Интересный проект подсказал молодой дизайнер из Израиля. Планировалось, что все обойдется в сумму эквивалентную 30 тысячам долларов, но вышло немного больше. Большую часть денег внесли бобруйчане, живущих за рубежом.

Получилось действительно красиво. Аккуратненькие дорожки из плитки, цветы, сбоку зона для отдыха. Над ней навес, где можно спрятаться от солнца и дождя, отдохнуть, помечтать о чем-то своем, вечном. И стены синагоги — они как раз напротив —на такие мысли очень хорошо вдохновляют. То, что осталось от здания, уже не напоминает развалины. Стены укреплены, над ними появился специальный колпак, чтобы дождь и снег не разрушали укладку. Вместо окон баннеры со сценками из еврейской жизни — со временем здесь будут витражи.

— Сначала была идея сделать на месте синагоги музей еврейской культуры, — говорит Олег Красный.—Этот же дизайнер предложил нам проект с интеграцией исторических стен в здание в стиле хайтек с использованием стекла и бетона. Нам очень понравилось, но это стоит других денег — приблизительно миллиона долларов. Но то, что сейчас у нас есть, не мешает в дальнейшем сделать этот музей.

Новый объект очень органично вписался в окружающую среду. В дореволюционное время это был классический район еврейской застройки. Здесь сохранилось еще много старых зданий. Дома на улицах Чонгарской, Социалистической, Пушкина, Советской были построены в основном в начале ХХ века. И коренные жители очень болезненно относятся к сносу старых построек. Недавно один из таких домов был снесен, и интернет взорвался от возмущений. Горожане считают, что такие вещи нужно обсуждать с общественностью. Ведь даже из фундамента можно сделать конфетку.

Церковь без ... стены

kak-bobruichane-spasayut-beznadezhnye-pamyatniki-arkhitektury-2

Вот так выглядит костел со стороны двора.

Этот случай, как говорится, немного из другой оперы, но общественность здесь тоже действует активно. Церковь в честь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — еще одна достопримечательность города, хотя жестко и изуродована в советское время. Идешь по улице Октябрьской, вокруг типичная городская застройка, и даже не подозреваешь, что за фасадом вон той невзрачной пятиэтажной коробки скрывается красота из красного кирпича в стиле неоготики. Говорят, что собор построен по проекту известного белорусского архитектора Станислава Шабуневского. Того самого, чьими зданиями в стиле модерн и классицизм гордиться современный Гомель. Церковь построили в 1906 году, но полвека назад его фасад частично разрушили, чтобы вмуровать в пятиэтажное административное здание управления строительного треста.

В 1990-е годы деятельность прихода была восстановлена, но сам костел самостоятельности не получил. Теперь, когда трест обанкротился, встал вопрос, что делать с пятиэтажкой. Беларусбанк на правах кредитора передал здание в собственность города. Как пояснили в Бобруйском горисполкоме, осуществляется долгосрочная процедура по приданию этим двум зданиям статуса одного объекта. Как будут развиваться события дальше, когда костел вступить в права наследника, неизвестно. Но от пустующей пятиэтажки все-таки придется как-то избавляться. Плюс понадобится придать храму первоначальный вид. Где взять для этого средства? К сожалению, пока никто не может ответить на этот вопрос.

Ванда Архипенко, прихожанка храма с 1990 года, ведет здесь бухгалтерию. Она хорошо понимает, сколько будет стоить восстановление их святыни.

— На восстановление храма также потребуется много денег. Но будем что-то делать, искать спонсоров, возможно, собирать деньги с помощью краудфандинга, — говорит женщина.

Сегодня костел существует исключительно за счет верующих. Зданию более ста лет, и оно понемногу разрушается.

— Вон поменяли окно за счет прихожан, старая рама уже сгнила, начала обваливаться, — кивает Ванда Архипенко на большую, несколько метров высотой конструкцию. — Зимой как можем утепляем здание. В прошлом году только за отопление отдали около тысячи рублей. Спасибо еще, что платим по льготному тарифу. Община небольшая, когда праздник — людей целый храм, а по факту человек 400.

Гордиться тут приучают с детства

kak-bobruichane-spasayut-beznadezhnye-pamyatniki-arkhitektury-3

Эфраим Севела прославил город, город прославил его.

Любить свой населенный пункт — это не только хранить его исторический код в виде зданий, но и не забывать о людях, которые его прославили. Один из символических памятников в Бобруйске посвященный его знаменитому уроженцу — Эфраиму Севеле. Спонсоры проекта Геннадий Рабкин, Феликс Цупрун и Александр Проснецов — три одноклассника, которые когда-то учились в 19-й бобруйской школе, а сейчас живут далеко за пределами родного города. Но это не мешает им принимать участие в его жизни. Они же активно поспособствовали и созданию арт-объекта с синагогой. Что касается Эфраима Севелы, то это, наверное, один из ярких символов Бобруйска. В цикле новелл «Легенды инвалидной улицы» он прославил город довоенной поры и его колоритных жителей. Книга, кстати, пользуется большим спросом. К сожалению, в местной книжном магазине я ее не нашла, зато сфотографировала на память автора в металле.

А еще меня очень тронула история, рассказанная директором 25-й школы Валентиной Абрамовой. Два года назад ученики этой школы заинтересовались судьбой защитников своего города — курсантов Бобруйского военно-тракторного училища, летом 41-го сдерживали наступление врага с 28 по 30 июня. Под руководством учителей они написали исследовательскую работу «Бобруйский рубеж».

— Дети настолько прониклись этой темой, что выступили с инициативой по увековечению памяти курсантов, — рассказывает директор. — Бобруйский горисполком эту инициативу поддержал, и в этом году 2 июля на первой линии оборонительного рубежа, где, согласно историческим данным, погибло не менее 200 курсантов училища, был установлен памятный знак.
В сборе средств на него приняли участие также школьники и их родители.

Звязда

Читать дальше