Почему ребёнок легко «подхватывает» вирусы – как избежать этого в сезон простуд

На 9 не самых ласковых месяцев в году приходится учёба в школе. Как в период повышенных нагрузок и в буквальном смысле серых будней не растерять накопленные за лето силы, сохранить здоровье и повысить иммунитет школьника? Специалисты портала «Здоровые люди» расскажут об этом.

Иммунитет на тарелке

Первое, что приходит на ум в контексте сохранности здоровья ребёнка, — это иммунитет. Чем он крепче, тем легче справляется растущий организм с различными видами и объёмами нагрузок, тем успешнее противостоит атакам вирусов и инфекций.

Поэтому все силы родителей брошены осенью и зимой, в первую очередь, на укрепление иммунитета школьника, от закаливания до введения тяжёлой артиллерии: витаминных комплексов и иммуномодуляторов.

Но ни один из этих приёмов сам по себе не дает 100-процентного эффекта, иначе сезон осень-зима не пугал бы переполненными поликлиниками и пропусками занятий по болезни. Потому что любой из этих методов является вспомогательным.

Формирование же иммунитета – дело не сиюминутное, требующее последовательности и принципиальности с момента зачатия ребёнка и на протяжении всей жизни. И тут крайне важно знать, как работает иммунитет.

В середине прошлого века австралийский вирусолог Фрэнк Бёрнет разработал клонально-селективную теорию (теорию Бёрнета), за что был удостоен Нобелевской премии. Суть теории в том, что иммунная система человека производит антитела для подавления антигенов, носителями которых выступают чужеродные для организма бактерии, вирусы, грибки и т.д.

Накопленные антитела являются залогом сохранности здоровья человека. Продуцируются антитела в костном мозге, затем мигрируют в лимфоидную систему, а также в кишечник, состояние которого напрямую влияет на формирование и крепость иммунитета.

Вы всё ещё недоумеваете, почему ребёнок легко «подхватывает» вирусы, часто и длительно болеет, быстро устаёт на уроках, испытывает трудности в учебе? Не хватайтесь за таблетки, начните с главного – наведите порядок на его тарелке. В 9 из 10 случаев свои проблемы он «ест» в течение дня.


Читайте также: Как лечить ребёнка дома? 5 распространённых ошибок родителей


Ешьте на здоровье

«Мы переживаем одну из тяжелейших пищевых катастроф за всю историю. Дело не в нехватке пищи, а в избытке поедаемого нами мусора», — ответил знаменитый британский повар Джейми Оливер, когда у него поинтересовались, как он оценивает систему и структуру питания подрастающего поколения в современном мире.

Взрослые могут сколько угодно обманываться насчёт того, что их дети уж наверняка питаются правильно и сбалансированно, а в рационе нет и намека на «мусор», исследования наших ученых из Белорусского государственного медицинского университета показывают другую реальность.

Переизбыток простых углеводов, дефицит сложных, недостаток белка и микронутриентов, а также огрехи в режиме питания являются фактором №1 в проблемах детей с лишним весом и причиной каждого 4-го неинфекционного заболевания «родом из детства»: миопии, сколиоза, гастрита, хронического гиповитаминоза, сахарного диабета 2-го типа…

 

По статистике, не менее 50% случаев сердечно-сосудистых заболеваний напрямую связано с неправильным питанием. Некорректный рацион является причиной порядка 40% случаев онкологических заболеваний лёгких, ободочной и прямой кишки, почек, предстательной железы, мочевого пузыря у представителей мужского пола и около 60% случаев рака молочной железы, матки, почек, кишечника у женского.

У 35-50% людей с избыточной массой тела вследствие неправильного питания рано или поздно диагностируется сахарный диабет 2 типа.

Стоит ли тогда удивляться, что 9 месяцев школьного года становятся для детей испытанием не только на способность к знаниям, но и на прочность иммунитета школьника? И надо ли здоровье ребёнка подводить под удар, который легко предотвратить? Вопросы риторические.


Читайте также: «Еда может быть оружием в битве между мамой и ребёнком». Всё, что нужно знать о детском питании


5 золотых стандартов питания

Мы предлагаем вам 5 золотых стандартов питания, следуя которым вы не только поможете своему ребёнку стойко перенести атаки сезонных вирусов, но и окажете добрую услугу, поспособствовав лучшему усвоению учебного материала, повышению работоспособности, концентрации внимания и усидчивости.

  1. Педантично отнеситесь к составлению ежедневного меню ребёнка, ориентируясь на его потребность в питательных веществах и витаминах в зависимости от возраста и активности.
  2. Режим питания школьника должен включать не менее 5 приёмов пищи, 3 из которых должны состоять из горячих блюд.
  3. Особое внимание уделите белку. Ежедневную потребность в нём растущего организма нужно обеспечить обязательно. Этот пластический материал незаменим для формирования иммунной системы, гармоничного роста и развития ребёнка.
  4. Полностью исключите из рациона ребенка фастфуд (пиццы, хот-доги, смаженки, растворимые супы, макароны быстрого приготовления и пр.) и минимизируйте количество простых углеводов (сладостей, выпечки, сдобы). Совсем отказываться от простых сахаров не нужно. Иногда они даже необходимы. Например, долька-две молочного шоколада за полчаса до ответственной контрольной работы поднимут ребёнку настроение, помогут сконцентрироваться, повысят активность головного мозга.
  5. Интервал между приёмами пищи не должен превышать 3-3,5 часа.

Как ни странно, последний пункт может оказаться одним из самых трудно выполнимых в течение всего учебного года. Несмотря на организацию школьного питания, контроль за тем, поел ребёнок или нет, практически всецело находится в зоне его личной ответственности.

Энергия расходуется не только при активных движениях. Мозгу тоже нужно питаться. Перерыв между приёмами пищи больше 4-5 часов повышает риск гипогликемии, т. е. снижения уровня глюкозы в крови. Голодный обморок – не такая уж редкость среди школьников, особенно тех, кто не завтракает дома.


Читайте также: Что делать, если у ребёнка ослаблен иммунитет


Кроме того, все органы пищеварения работают в своих биоритмах, и выработка ферментов, соляной кислоты происходит ритмически. Если ребёнок пропускает приём пищи по каким-то причинам, а соляной кислоты выработалось много – это фактор повреждения слизистой оболочки желудка, который может перерасти в язву, если подобное происходит систематически. То, что в народе называют: желудок ест сам себя.

Второй момент: нарушается желчеотделение. Если интервал между приёмами пищи увеличивается, происходит застой желчи в желчном пузыре, что, в свою очередь, приводит к образованию камней. Поэтому ребёнок должен правильно и регулярно питаться. Это залог здоровья взрослого человека в будущем.

Выход один: включать дар убеждения. В конце концов речь не о вкусовых пристрастиях, а о пище, которая необходима организму ребёнка, чтобы обеспечить себя энергией для умственной и физической активности.

1

Фото: pixnio.com

Поделиться

Читайте также

С 1 по 12 декабря 2021 года в галерее художественного музея Бобруйска выставочный проект художника-монументалиста, председателя Белорусского союза художников Глеба Отчика, представителя новой волны белорусских художников, которые активно помогают продвигать и пропагандировать белорусское изобразительное искусство в мире.

За плечами у него большой творческий багаж:

  • профессиональное образование,
  • участие в многочисленных международных выставках,
  • реализация собственных авторских проектов.

Художник много работает в разных техниках и экспериментирует. Его произведениям присущи

  • тонкое чувство цвета,
  • богатство полутонов и фактур,
  • трансформация форм,
  • композиционная выразительность,
  • экспрессивность.

Работы, представленные Глебом Отчиком на выставке «3 in 1», вступают в открытый диалог со зрителем, приглашая его думать, размышлять, чувствовать и переживать.

 

Экспозиция выставки включает работы из трёх разных проектов художника, которые естественным образом переплетаются, взаимодействуют между собой, создавая пространство для творческой фантазии.

В серии «Алфавит» прослеживается взаимосвязь между классическим искусством и современным прочтением культурного наследия. Художник вовлекает зрителя в сложную образную игру, приглашая расшифровывать зашифрованные символы каждой из букв алфавита.

В серии «Время туманов» Глеб Отчик экспериментирует со сложными текстурами и цветовыми эффектами, которые заставляют зрителя наблюдать неожиданные оптические изменения в окружающей среде.

Серия «Рыбаlove» создана во время Великого поста (48 дней) и рассказывает о важных для христианства образах и значениях. Символическое решение темы заветов Христа и Его любви к человечеству прослеживается как в названии проекта, так и в отдельных произведениях. В работах художника много ассоциаций, игр, глубины и юмора. Рыба и любовь сочетаются неслучайно, в этом есть и христианские традиции, и языческие корни, много символики, мистики, литературы и современности. Подводный мир всегда загадочен и непредсказуем, красочен и загадочен.

Время работы галереи: 10.00-19.00. Выходные: понедельник, вторник.

1

artbobruisk.by

Читать дальше

Бобруйский краеведческий музей предлагает жителям Бобруйска и гостям города совершить увлекательную анимационную экскурсию в экспозиционных залах музея – музейный флешбэк «Стрелки назад».

Словно в машине времени, вы перенесётесь попеременно во времена язычества и совершите обряд «Поклонение Солнцу», узнаете площадь Бобруйска 17-го века в прутах и шнурах, выучите приветствие королеве Цецилии Ренате на немецком, латинском, итальянском или польском языках на выбор.

У ворот Бобруйской крепости вас измеряют аршином, дабы узнать, годитесь ли вы для призыва в рекруты и в какие полки, а «новобранцы» после тренировки на плацу пойдут походным маршем с песней прямо к «солдатской кухне», где угостятся «солдатским хлебом».

Затем в белорусской деревне вас встретит семья Бандаровічаў – Мацей і Міхаліна. Они очень работящие и любят проверять своих городских гостей на «выживание в деревне».

А в завершение всех трудов Вас ожидает отдых и игры «на природе» – в экспозиционных залах экологии и природы.

Это лишь малая часть того, что предстоит узнать, ощутить и попробовать в ходе музейного флешбэка «Стрелки назад».

Заказы принимаются по телефону 8(0225) 72-63-77.

1

bobrkrai.museum.by

Читать дальше

Финансовая грамотность, экологическое мышление, психология, основы программирования — дисциплины, которыми уже не удивить школьников во всём мире. Станут ли они частью обязательной школьной программы или так и останутся дополнительными предметами — вопрос будущего.

Рассказываем, как уже сегодня детям можно получить полезные знания в этих областях, даже если предметы ещё не стали обязательными.

Финансовая грамотность

Исследование НАФИ в прошлом году определило, что в Италии, России и Турции показатели финансовой грамотности сегодня довольно низкие. А вот Франция, Канада и Китай лидируют, и это вполне объяснимо: в Китае финансовую грамотность преподают с самых младших классов, а в Канаде этот предмет является частью национальной стратегии.

Современные школьники могут улучшить эту статистику. А может, наша страна даже станет лидером по финграмости: ведь у 82% подростков в возрасте от 14 до 17 лет уже есть карманные деньги, а половина из них пользуется банковскими картами. Кроме того, подрастающее поколение сегодня буквально живёт в гаджетах и лучше взрослых ориентируется в технологиях и трендах.

В некоторых зарубежных странах финансовая грамотность уже есть в школьной программе. Так, в Великобритании финграмотность как самостоятельный предмет появился во всех школах в 2014 году, в Чехии в школы часто приглашают экспертов в сфере экономики и финансов, которые делятся с учениками личным опытом и важными лайфхаками, а в Японии благодаря отдельной программе финобразования первоклассники уже разбираются в том, что такое стоимость товара или услуги, умеют самостоятельно совершать покупки и распределять карманные деньги.

В российских школах предмет основы финансовой грамотности планируют сделать обязательным к 2022 году. Детей научат, как правильно совершать финансовые операции, как соблюдать правила безопасности в интернете, что такое кредиты, ставки и инвестиции. Можно не дожидаться 2022 года и изучать историю денег и суть финансовых операций в игровой форме с самого раннего возраста.


Читайте также: Единый экзамен в школах Беларуси совместят с ЦТ с 2023 года


Экологическое мышление

Во многих школах мира уже изучают основы бережного потребления, экономии ресурсов и экологического мышления. В Австралии и Новой Зеландии дети сажают деревья, в США и Канаде школьники часто ходят в мини-походы (иногда вместо уроков).

В российских школах проблемы экологии обсуждают на факультативных занятиях или через смежные с экологией предметы, например биологию, или через внеклассную деятельность. В России уже появляются инициативы сделать предмет обязательным. Возможно, скоро предмет можно будет сдавать на ОГЭ и ЕГЭ, а пока школьники могут проверить свои знания во всероссийских олимпиадах по экологии.

 

Робототехника

Робототехника — дисциплина одновременно творческая и практическая: дети придумывают и воплощают в жизнь различные технические задумки, но при этом их действия подчинены довольно чётким алгоритмам, а в основе всего процесса лежит инженерная смекалка. Курсы робототехники — прекрасный способ заинтересовать ребёнка технической профессией, научить его основам математического мышления, а также развить лидерские качества и коммуникативные навыки.

Кроме того, занятия робототехникой предполагают интенсивную работу в команде, а это значит, что по ходу обучения ребёнок научится взаимодействовать с другими детьми, обсуждать дальнейшие шаги, распределять задачи и договариваться.

С недавних пор робототехника больше не считается сугубо мужским занятием: существуют женские группы, специализирующиеся на создании роботов. Некоторые компании также разрабатывают гендерно-нейтральные роботизированные решения: например, робот-птица вместо робота-куклы или машины. В российских школах отдельного предмета «робототехника» пока нет, но на уроке технологии школьники могут изучать в том числе и основы робототехники. Дальше всех в этом предмете продвинулись США: лучшие вузы робототехники находятся именно там.

1

Психология и осознанное мышление

Разговоры об утверждении урока психологии как обязательного в России ведутся давно. Его планировали включить в школьную программу в 2020 году, но пока безуспешно. Тем не менее в российских школах есть отдельные специалисты — психологи, ведущие регулярные беседы с учениками, проводятся факультативы и вебинары с экспертами. На дополнительных занятиях дети учатся распознавать свои и чужие эмоции, различать их оттенки и правильно с ними обращаться.

В Европе и США урокам психологии уделяется много времени: дети рисуют свои страхи, прорабатывают тревоги с преподавателями, делятся переживаниями и учатся правильно выражать любые эмоции. Так, например, одна из техник работы со страхами в школе — игра Worry Dragon, где ребёнок рисует на бумаге дракончика и те проблемы, которые его волнуют, а затем «запирает» этого дракона за нарисованной дверью.

Во многих школах также практикуется арт-терапия — способ выражения и проработки эмоций через творчество. В России же школьные психологи делают акцент на разговор: они прорабатывают проблемы не только с учениками, но и с родителями и учителями — проводят групповые встречи и личные терапии, на которых разбирают общие и индивидуальные проблемы.


Читайте также: Чем удивит республиканский фестиваль национальной драматургии в Бобруйске


Основы программирования

Ещё каких-то лет десять назад сложно было представить, что программирование станет отдельным школьным предметом, а не одной из тем на уроке информатики. Во многих школах этому предмету уделяют внимание наряду с математикой, физикой и литературой. Изучение языков программирования и web design — дисциплины, которые сегодня школьники начинают изучать с раннего возраста. Можно заранее проверить навыки ребёнка и подготовить его к обязательному школьному предмету.

Специалисты рекомендуют обучаться основам программирования с раннего возраста: уже лет с семи ребёнок сможет выполнять простейшие действия, потренировать память, логику и внимательность. В этом ему помогут различные курсы, например тренажер памяти, и вебинары. Кроме того, есть много настольных игр, не менее полезных в тренировке памяти.

В ближайшие десятилетия школьная программа может сильно измениться: актуальные предметы сегодня, возможно, станут обыденными в будущем. Мир постоянно меняется: отношение к тратам и личным счетам становится совершенно другим, об экологических проблемах говорят ежедневно, повышается уровень стресса, что связано, в том числе, и с цифровизацией всех сфер жизни общества.

И именно новые школьные предметы, которые, возможно, станут обязательными — финграмотность, экология, психология и программирования, помогут подросткам отвечать на новые вызовы современности.

wday.ru

Фото: Legion Media

 

Читать дальше