«Отец требовал, чтобы я сидела в кресле»: как рожали «наши бабки» и как менялось отношение к родам в истории

Как менялось отношение к родам и роженицам на протяжении веков, действительно ли «наши бабки рожали в поле — и ничего», когда роды из естественного события превратились в экстренную ситуацию и в каких случаях после них может наступить посттравматическое расстройство — в материале медицинского журналиста Даши Саркисян. «Домашний очаг» продолжает цикл статей о женском здоровье в истории.

«Ничего страшного, потерпишь», «Раньше надо было об обезболивании думать, родишь и так», «Я лучше знаю, что надо делать» — эти фразы не запатентованы российскими роддомами. Эти фразы говорят роженицам по всему миру: и в развитых странах, и в развивающихся.

К такой грубости и обесцениванию часто добавляется то, что называют «акушерской агрессией» — медицинские вмешательства там, где без них вполне можно было бы обойтись. Это отношение к роженицам логичным образом породило ответ — движение за «естественные роды».

В своём экстремальном виде это роды вообще без медицинских специалистов где-нибудь в пустыне или лесу. В менее экстремальном — роды с минимальной медицинской помощью, но с путями отхода на тот случай, если что-то пойдёт не так.


Читайте также: Подготовка к зачатию ребенка: 10 рекомендаций


Важная часть этого движения — давать женщинам слово, давать им право высказывать свое мнение и принимать решения. К сожалению, защищая эту позицию, активисты и активистки нередко апеллируют к временам, когда медицина была еще плохо развита, женщины «рожали в поле, и ничего».

В действительности история несколько сложнее, и даже 200 лет назад не всем женщинам удавалось отстоять во время родов свое право делать так, как просит тело.

Хотя роды — процесс, который теоретически должен протекать естественным образом, во все времена (о которых мы можем судить) женщины не рожали без поддержки более опытных помощниц.

В России это часто были «бабки-повитухи» или «повивальные бабки». Их знания передавались от одной другой, и не нужно было обучаться в специальном заведении, чтобы помогать при родах. Помощь эта бывала разной:

  • от простой моральной поддержки до попытки выдавить ребёнка,
  • от обмазывания живота маслом до расширения шейки матки пальцами.

otec-treboval-chtoby-ya-sidela-v-kresle-kak-rozhali-nashi-babki-i-kak-menyalos-otnoshenie-k-rodam-v-istorii-1

Повитуха приходила к роженице домой, и, конечно, предполагалось, что та будет слушать её, но в то же время у крестьянок было достаточно свободы в перемещении. Они могли рожать стоя, на корточках, в движении.

У дворянок в России в XVIII—XIX веках дела обстояли иначе. Рожали они, конечно, не в бане, как крестьянки, а у себя в постели, причём почти всегда лежа. Сейчас известно, что это не самая удачная позиция. В этом им помогали акушерки, иногда врачи и всегда домашние, в том числе уже рожавшие женщины.

Ни о какой свободе и волеизъявлении роженицы речи не шло. Она была обязана родить ребёнка (лучше, конечно, мальчика), не нарушая иерархию в принятии решений.

Например, историк Анна Белова в своей статье, посвящённой родам у дворян, приводит такую цитату из письма княгини Волконской: «Отец требовал, чтобы я сидела в кресле, мать, как опытная мать семейства, хотела, чтобы я легла в постель во избежание простуды, и вот начинается спор, а я страдаю; наконец, воля мужчины, как всегда, взяла верх; меня поместили в большом кресле, в котором я жёстко промучилась без всякой медицинской помощи».

otec-treboval-chtoby-ya-sidela-v-kresle-kak-rozhali-nashi-babki-i-kak-menyalos-otnoshenie-k-rodam-v-istorii-2

С конца XVIII века во всёи мире стали появляться мужчины-акушеры (не всегда врачи). Также начали открываться роддома. Обычно туда попадали бедные женщины (в России также дворянки, которые хотели родить анонимно внебрачного ребенка).

В роддомах могли практиковать и акушерки, и врачи. Предполагалось, что там можно также проходить обучение студентам. Пациентки в этих заведениях оказывались без традиционной поддержки семьи и в довольно зависимом положении.

otec-treboval-chtoby-ya-sidela-v-kresle-kak-rozhali-nashi-babki-i-kak-menyalos-otnoshenie-k-rodam-v-istorii-3

В странах Запада у женщин среднего и высшего класса со временем появился выбор: рожать с помощью акушерки либо врача. Между людьми этих двух групп разгорелась настоящая война, которая, по сути, продолжается до сих пор.

Считалось, что акушерки могут поддержать и помочь в течении естественных родов умелыми действиями. Но на стороне врачей со временем появились анестезия, щипцы и различные лекарства, которые, безусловно, могли сделать процесс менее пугающим (в конце концов, кто в те времена не знал женщину, умершую в родах).

Если женщина выбирала врача, то на этом её волеизъявление и заканчивалось: достаточно тяжёлая анестезия не позволяла ей видеть и понимать то, что происходит.

Роды перестали рассматриваться как естественное завершение беременности и превратились в экстренную медицинскую ситуацию.

Во всём мире XX век стал временем, когда медицина очень активно заинтересовалась родами. Роды перестали рассматриваться как естественное завершение беременности и превратились в экстренную медицинскую ситуацию.

  • Акушерки гораздо более активно стали получать образование.
  • Врачи стали сильнее бороться с акушерками и апеллировали к тому, что те отнимают у студентов возможность учиться, беря на себя основную массу рожениц.

При этом любопытно, что в начале века более активное участие врачей в родах привело даже к увеличению материнской смертности. По всей видимости, из-за избыточных медицинских вмешательств.

otec-treboval-chtoby-ya-sidela-v-kresle-kak-rozhali-nashi-babki-i-kak-menyalos-otnoshenie-k-rodam-v-istorii-4

Одновременно в Советском Союзе началась борьба с повитухами, у которых по определению не было формального образования (см. плакаты того времени), активно стали строить роддома, а там, где их не было, работали обученные акушерки.


Читайте также: Как довести себя до стресса: антируководство мамы


В разных странах роды постепенно стали перемещаться в медицинские учреждения, где у врача всё было под рукой. За относительную безопасность, пришедшую с развитием медицины, пациентки платили тем, что их мнение в принятии решений не учитывалось. Например, если женщина просила не использовать без крайней необходимости лекарства во время родов или настаивала на том, чтобы оставить ребёнка рядом с собой в палате на ночь, то ей отказывали.

otec-treboval-chtoby-ya-sidela-v-kresle-kak-rozhali-nashi-babki-i-kak-menyalos-otnoshenie-k-rodam-v-istorii-5
Медсёстры держат детей в родильном отделении больницы Святого Варфоломея в Лондоне.

Весь XX век профессия врача требовала обучения в специальном учреждении (что часто делало человека образованнее своих пациентов, особенно в начале столетия).

Уже в конце XIX века случилось множество открытий — от фармацевтических до хирургических. И в этих условиях логичным образом вырос патернализм. Это явление подразумевает, что врач знает лучше, а обычному пациенту и понимать не нужно, что вообще происходит.

Как в «Раковом корпусе» Александра Солженицына, пациенты лишь по косвенным признакам узнают свой диагноз и/или прогноз, потому что врач решил, что не нужно их беспокоить. В России патернализм до сих пор — основная модель общения с пациентами.

К середине века подавляющее большинство женщин, даже с низким риском осложнений, стали рожать в специальных учреждениях. Например, если в 1930-х годах в Великобритании дома рожали в 90% случаев, то в 1955-м — в трети случаев, а в 1980-х — почти в 1% случаев.


Читайте также: Ожирение во время беременности грозит ребёнку диабетом


В США уже к 1930 году 70% родов проходили в больницах. С развитием медицины женщины и их новорожденные дети стали умирать гораздо реже, однако в обращении к врачам были и минусы. Например, анестезия по‑прежнему могла быть такой сильной, что женщины, по сути, не принимали участия в родах.

Известно, что риск ПТСР повышается, если у женщины было мало контроля над происходящим.

У тех, кто был в сознании, могло развиться посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Сейчас считается, что таких женщин — чуть больше 1%. ПТСР — это психическое расстройство, при котором человек, переживший что-либо эмоционально тяжелое (теракт, изнасилование), испытывает тревогу, бессонницу, ночные кошмары, имеет навязчивые мысли и воспоминания. И всё это сильно ухудшает качество жизни.

Откровенно говоря, мы не знаем, чаще ли за последние два века у женщин стало развиваться посттравматическое стрессовое расстройство после родов. Однако известно, что его риск повышается, если у женщины было мало контроля над происходящим, её не поддерживали и внепланово пришлось прибегнуть к активным медицинским вмешательствам (например, кесареву сечению или использованию щипцов).

 

Но любое действие рождает противодействие. Постепенно этот перекос в сторону медицинских вмешательств привёл к массовым возмущениям со стороны женщин. Некоторые врачи и матери, в том числе будущие, всё чаще стали говорить о «естественных родах» и о том, что тело знает лучше.

Женщины стали громче заявлять о своих правах. В Великобритании это вылилось в революционный государственный доклад «Меняя роды», вышедший в 1993 году. В нём заявлялось о правах женщин на участие в принятии решений и в целом о том, что женщина должна быть в центре процесса. Это действительно гораздо важнее в плане удовлетворённости опытом, чем то, насколько естественно и планово протекают роды.

На ситуацию повлияло и то, что во второй половине XX века в западных странах стали приходить к партнёрским отношениям врачей и пациентов.

Если врач пытается давить авторитетом, говорит, что обязательно нужно явиться завтра на операцию, но не объясняет толком почему, то есть немаленькая вероятность, что человек просто не придёт. Потому что он боится или подумал, что врач его запугивает по каким-то своим причинам.


Читайте также: Как определить послеродовую депрессию


Если объяснять пациенту, что происходит, предложить варианты, рассказав обо всех плюсах и минусах, то он скорее начнет сотрудничать. Врачи осознали, что это большое заблуждение — думать, будто знаешь, что лучше для пациента. Например, женщина, которая хочет родить ещё пятерых, совсем по‑другому смотрит на риск потерять матку из-за какого-то медицинского вмешательства, чем женщина, которая больше не намерена рожать.

Естественно, прямо во время родов женщине сложно принимать взвешенные решения, основываясь на том, что говорит медицинский специалист. Однако это не повод не обсуждать с ней те медицинские вмешательства, которые кажутся врачу или акушерке необходимыми. Можно также проговаривать различные сценарии до родов или обращаться к законному представителю женщины, если она сама не в состоянии что-либо говорить.

Движение за права рожениц привело к тому, что акушерки, в XX веке отошедшие в какой-то степени на второй план, стали играть главную роль в новых учреждениях — в центрах, где нет врачей, используется минимум лекарств и роды принимаются только у женщин с низким риском осложнений.

В экстренных ситуациях пациенткам оказывают первую помощь и везут в больницу.

Важные плюсы таких мест — более близкие и доверительные отношения роженицы с персоналом и активное внимание к потребностям женщины. При этом такие учреждения оказались столь же безопасными, как и традиционные роддома, только число вмешательств уменьшилось.

Сейчас в британском руководстве по ведению родов есть отдельная глава, посвященная тому, что к роженице нужно относиться уважительно и слушать ее. О том же говорит и канадское руководство.

В стандартах Всемирной организации здравоохранения, посвящённых родовспоможению, указано: «У всех женщин есть возможность сделать осознанный выбор в отношении тех или иных услуг, и им чётко разъясняются причины использования определенных мер и их последствий для здоровья».

Стандарты Всемирной организации здравоохранения относятся и к России. Однако, как и во многих других странах, далеко не все учреждения находят возможным менять практику.

1

Поделиться

Читайте также

С 7 апреля по 14 мая 2023 года в выставочном зале Бобруйского художественного музея  первая совместная выставка двух женщин: матери и дочери, двух художниц, у каждой из которых были разные дороги к вере, но обе они пришли по ним к храму через своё творчество. Экспозиция носит символическое название – «Дорога к храму».

О матери

Светлана Александровна Дубовик (Матусевич) родилась в 1945 году в деревне Симоновичи Глусского района. На её долю, как и всего послевоенного поколения, досталось трудное детство. В семье росло четверо детей. Самыми трепетными моментами в её детстве было празднование Пасхи и Рождества.

Несмотря на трудности, раннюю смерть отца, все дети в семье получили образование, разъехались по разным городам. Светлана Александровна стала учителем математики. Позже выход на пенсию открыл новую страницу в жизни мастерицы. Её увлечением стала вышивка, что позволило реализовывать себя творчески, приносило радость себе и другим.

За почти четверть века Светлана Александровна вышила около 70 икон разного размера и формата. Сейчас созданные ей иконы украшают храмы Глусского района.

В 2022 году Светлана Дубовик была награждена архиерейской грамотой за труды во славу церкви в бобруйской епархии. В 2023 году стала участницей ежегодного каталога «Христианское искусство», издаваемого московским патриархатом.

 

О дочери

Татьяна Эдуардовна Кременецкая (Дубовик) родилась в 1976 году. С раннего детства увлекалась творчеством: вязанием, вышивкой, шитьем. Окончила Мозырский педагогический институт имени Н. К. Крупской, по специальности «преподаватель обслуживающего труда».

В 2007 году впервые вышила крестиком икону «Спас Нерукотворный». Процесс захватил воображение, заполнил всё свободное время. Итог порадовал. Икону она отнесла освятить в храм, священник похвалил за полезное и богоугодное занятие, благословил на продолжение. Так и пошло. Позже добавилась иконопись.

Особенно радует Татьяну то, что её творчество приносит пользу людям. Ей очень волнительно и трепетно наблюдать, как в храме к написанной художницей иконе подходят люди, внимательно вглядываются в изображение, как светлеют лицом.

Время работы выставочного зала – 10.00-19.00 (выходной: понедельник).

1

Читать дальше

Бобруйская горрайинспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды призывает граждан отказаться от искусственных пластиковых цветов, а вместо них для благоустройства могилок использовать живые цветы, саженцы живых цветов и сухоцветы.

Организаторы акции предлагают всем желающим, которые придут на кладбище без искусственных пластиковых цветов, взять бесплатно живые цветы или саженцы живых цветов для посадки на могилках. 14 мая 2024 года с 10.00 у входа на Минское кладбище в Бобруйске пройдёт акция «Радуница без пластика» по раздаче живых цветов и саженцев, которые можно будет использовать для благоустройства могилок.

Уважаемые бобруйчане, предприниматели города, руководители организаций и предприятий! Если вы готовы поучаствовать в акции и сможете бесплатно предоставить любое удобное для вас количество саженцев и/или живых цветов на проводимое мероприятие,

1

Читать дальше

К Пасхе – Светлому Христову Воскресению готовятся все. В преддверии праздника в Центре досуга и творчества Бобруйска уже традиционно начала свою работу выставка «Радость светлой Пасхи», которая организована Бобруйской епархией.

На выставке, которая начала свою работу 12 апреля 2023 года, представлены работы в номинациях:

  • изобразительное искусство,
  • декоративно-прикладное творчество,
  • пасхальная открытка,
  • пасхальный венок,
  • пасхальное яйцо.

Посетив Центр, бобруйчане смогут познакомиться с творческими работами учащихся и педагогов:

  • Центра дополнительного образования детей и молодежи «Росквит» Бобруйска,
  • детской школы изобразительных искусств им. В.А. Домарада Бобруйска,
  • Центра дополнительного образования детей и молодёжи Бобруйска,
  • Центра досуга и творчества Бобруйска,
  • базовой школы №15 Бобруйска,
  • средней школы №1 Кировска,
  • детской школы искусств Кировска,
  • средних школ №3, 12, 17, 22, 26, 27, 28, 29 Бобруйска,
  • воскресной школы храма Святого Духа,
  • Кировского районного центра социального обслуживания населения.

На выставке представлено более 100 работ. Среди них впервые представлены работы ребят с ограниченными возможностями, участников образцовой студии декоративно-прикладного искусства «Эксперимент» под руководством Колтыгиной Натальи Николаевны из Центра дополнительного образования детей и молодёжи «Росквит» Бобруйска.

Участники конкурса проявили необыкновенную фантазию и выдумку, а также показали своё мастерство в поделках совместного творчества.

Именно народные праздники всегда объединяли всех людей. Человек, соприкасаясь с ними, становится более мягким, добрым, чутким. Есть много праздников, но самый главный весенний церковный праздник – Пасха. Этот светлый и добрый праздник несёт с собой веру, надежду и любовь.

 

Ирина Соколовская, заведующий сектором по работе с детьми и молодёжью Центра досуга и творчества Бобруйска

Читать дальше