«Я просто клала его на тротуар и плакала»: монолог матери ребёнка с РАС

Несколько дней назад нам пришло письмо от нашей читательницы, которая растит сына с расстройством аутистического спектра. В нём она рассказала о том, как трудно ей порой бывает с ребёнком и как она на самом деле может выглядеть в глазах окружающих. По её просьбе мы публикуем эту историю анонимно.

Журналистка Марина Ахмедова пишет в социальной сети открытый пост, в нём есть такие слова:

«А вы пробовали делать родителям чужих детей замечания? Я недавно пробовала — соседу. Я ещё на своём этаже, находясь в квартире, услышала крики ребёнка снизу. Я собиралась выходить, была уже одета и вышла.

На первом этаже у входной двери я застала такую картину: мой сосед — немолодой человек — пытался пристегнуть ремень коляски, который находился между ног малыша. Ему это не удавалось. Он злился, ругался отборным матом на ребёнка, был красен. Ребёнок тоже был красен и орал так, что я думала — он лопнет.

Выход из подъезда всё равно был забаррикадирован. Поэтому я остановилась на последней ступени.

— Вы не должны так разговаривать с ребёнком, — сказала я.

Этот человек вскочил, дёрнул коляску, освобождая мне проход и обдал меня не менее отборным матом, из которого вычитывался смысл — «Это мой ребёнок, тебя забыл спросить, как мне с ним разговаривать».

Я подошла к этому соседу близко и сказала, глядя ему в глаза:

— Мужчина, вы не можете разговаривать с ребёнком так, как вы хотите. Тем более вы не можете так разговаривать со мной. Я вызову полицию. Я позвоню в опеку. Вас лишат родительских прав.

Не сомневайтесь, что я получила в лицо ещё порцию агрессии. Но потом он решил сбежать. Схватил коляску и вытолкал её на улицу. Следом вышла и я. И что вы думаете?

Там, за дверью стояли милые две женщины и ласково улыбались мне и мужчине. Его жена и дочь — бабушка и мать ребёнка. Не сомневаюсь в том, что они любят своего малыша, а дочь этот дедушка воспитывал также. И что должна была сделать я — соседка? Позвонить в опеку и лишить ребёнка любящей семьи? Обречь его на разлуку? Пройти мимо? Счесть, что такое поведение — недостаточно криминальное, ведь он ребёнка не бил?

В следующий раз мы столкнулись с этим соседом возле лифта, и я демонстративно пошла пешком.

— Девушка, да вы не бойтесь меня! — крикнул он мне. — Я на людей в лифте не нападаю.

— А я нападаю, — холодно ответила я, обернувшись.

С тех пор он всегда здоровается со мной подобострастно. А я никогда не отвечаю».

Вот такой пост написала в социальной сети Марина Ахмедова.

Хочу ответить Марине

Это я – тот родитель, на которого регулярно все шикают. Та самая «мамашка орущего ребенка», которого, наверное, знают уже все в округе. Вахтерша одно время только и видела, как я либо вношу в квартиру орущего и бьющего меня ребёнка (прошу заметить: не наоборот!), либо, наоборот, вывожу из квартиры в коляске орущего и бьющегося ребёнка, который пытается выбраться и может выпасть, потому что скинул с плеч ремни, а я придерживаю его, чтобы он не выпал. Наверное, это выглядит как насилие.

Конечно, это и есть насилие: когда ребёнка против его воли держат в коляске. Оставить его, болеющего, без помощи врача, к которому я его сейчас везу в этой самой коляске – не насилие, по мнению окружающих. Насилие – это когда ребёнка приходится везти насильно. А между прочим, врач не ждёт, когда я с ребёнком договорюсь и он пойдет добровольно. Может, лет через пять. Застегнуть ремни на этой самой коляске при этом невозможно, ребёнок ведь вырывается.


Читайте также: «Особый ребёнок может появиться в любой семье»: отрывок из книги Ирины Млодик «Ограниченные невозможности»


И я не выдержала и выматерилась. А вахтерша вышла и помогла мне застегнуть ремни. Не сказала мне ни слова о том, какая я плохая. Просто помогла. Мне хотелось плакать. Мне было стыдно за этот случай. И стыдно мне становится регулярно, потому что, если твой ребенок любит публично покричать, – ты становишься изгоем.

Я объект ненависти всех вокруг. Мой ребёнок, рожденный в любви, кормившийся грудью сколько хотел и спавший вместе со мной, вынашиваемый в слинге (то есть я сейчас перечисляю всё то, что предлагается обычно в качестве рецепта для создания «спокойного ребёнка»), орёт как сумасшедший. Он делает это несколько раз в день.

И вот — ему два года. Сначала он орёт, когда его несут подмываться. Он избегает прикосновений и орёт, потому что у него расстройство аутистического спектра. Но подмыть его надо – не жить же в какашках. Я подмываю его, а он орёт и бьёт меня. Дома прохладно, но он не даёт себя одеть. Он ещё долго будет швырять в меня одежду и бегать голым. Потому что опять прибегать к насилию я не могу – его и так слишком много. И я жду, когда он расслабится или сам подойдёт.

 

Через полгода эта проблема решилась – теперь он сам с удовольствием бежит подмываться: сначала это было за поощрения, потом вошло в привычку. Но до того как к нему нашлись подходы, до того как исчезла его сенсорная настороженность, крика было очень много.

Потом он орал, когда его не вели гулять сразу после завтрака. Он одевался и начинал орать. Ему, разумеется, наплевать, что я в этот момент пытаюсь домыть гору посуды или срочно решить вопрос с доставкой книг. У него – ритуал, который надо выполнить. Такое тоже было. Я говорю «было», потому что теперь поведенческие проблемы практически решены. Но на это требовалось время.

Третий раз он начинал орать, если я не давала ему выбежать на дорогу с едущими машинами. Я его удерживала. Наверное, это тоже насилие – не дать ему убиться.

Ещё недавно из ора состояла вся наша прогулка. Оглядывались и качали головами все. А он просто мог лечь посреди автомобильной дороги и орать. Добрые граждане наскакивали с этим вот: «Ой, а кто это у нас тут кричит – сейчас заберу», после чего ребенок, разумеется, начинал орать ещё сильнее.

Я на полгода перестала гулять с Васей, потому что не могла его нести домой – он очень тяжёлый, и он бил меня и орал. Он хочет гулять там, где хочет и сколько хочет. И ему плевать на то, что нам пора идти в поликлинику или я банально устала. Или что нельзя громить полки в магазине. Или что нельзя зайти в метро и уехать, куда хочешь.

Я просто клала его на тротуар и плакала. А он катался по тротуару и орал. Или убегал от меня, куда глаза глядят. А я не знала, что делать. Меня ненавидели все вокруг, оглядывались. Только на камеру не снимали, а могли бы — почему нет, сейчас это принято.

Когда я пришла с ним к психиатру, из-за его ора наш разговор слышали все, потому что чтобы врач что-то услышала, приходилось перекрикивать ор. Вся очередь тех, кто сидел за справочкой в сад. Он орал, я пыталась успокоить, а психиатр на весь коридор выкрикнула его диагноз. Дверь-то была открыла – также принято у психиатров в районных поликлиниках! Почему бы не открыть дверь, ей же жарко!

После чего бабулька из очереди сказала в мой адрес: «Да её саму надо к психиатру». Не знаю, за что. Я не ударила и не обозвала ребёнка. Я просто пыталась подойти к нему. Он стоял в углу, монотонно орал и не давал к себе прикоснуться. Думаю, что со стороны это выглядит так, будто ребёнок не узнаёт свою мать. Наверное, за него становится страшно. И я под взгляды всей очереди молча взяла кричащего сына, закинула на плечо и унесла.


Читайте также: Родители особенных детей: розовый пластмассовый оптимизм не для вас


К слову сказать, к психиатру ходила и я. И к психотерапевту. Потому что без их помощи выдержать это было невозможно. Да, они помогли и они признавали, что в этом нет моей вины. В отличие от соседей, которые каждый вечер приходили и грозились вызвать полицию. А мой ребёнок просыпался ночью, глядел на меня безумными глазами, орал и уползал под стол. А я будила мужа и плакала. Потому что ребёнок не узнавал меня и просто орал. Он орал и после сна, не давая себя касаться. А я выкладывала ему «дорожку» из шестерёнок, которые он очень любил, чтобы он вылез из коляски и взял попить.

Потому что из моих и из папиных рук он попить не брал. И он вылезал за шестерёнками от конструктора, потому что такие детки залипают на всё, что вращается. А иногда не вылезал. А иногда, если это было в другом месте, у меня просто не было этих шестерёнок. А потом они просто перестали работать, и надо было искать что-то новое.

Соседи слышали и приходили, потому что думали, что я его убиваю. Потому что не может ребенок так орать. Я приглашала их пройти в квартиру и показывала им живого, здорового, ухоженного ребёнка.

1

С тех пор прошёл год. Вася выправился, мы много занимались с дефектологом, логопедом, ходили на поведенческую терапию, но большей частью занималась я с ним сама. Я читала книжки и лекции, я пробовала разные методы и упражнения, и ребёнок расцветал. Ночные крики кончились. А смеха стало больше, чем криков.

Но смех мои соседи не замечают. И прохожие не замечают, как он смеётся, когда его кружат на каруселях. Ничего этого вы не замечаете. Зато если раз в день он ляжет на землю и закричит, а у меня кончатся силы. и я скажу матерное слово, просто в воздух, просто, чтобы прийти в себя, – сбегутся все и скажут, что нельзя так разговаривать.

Конечно, нельзя. И думаю, что тот папа, которого описала Марина, матерился не на ребёнка, а на ремни. И матерился, чтобы успокоить себя, потому что мужчинам сложнее выражать эмоции. И я думаю, что он не делает это каждый день. И может быть, у него с ребёнком хорошие отношения. Его просто застали в минуту слабости. Я знаю, что таких слабых минут у любого найдётся в биографии, и у вас, Марина, тоже. Когда вам самим будет стыдно за то, что было.

У нас с сыном прекрасные отношения. И до того как он лёг и начал скандалить – было несколько часов взаимной любви и развлечений. Но настанет момент, когда он ляжет и заорёт. Сейчас я умею себя контролировать и помогать ему выходить из истерики, но это умение пришло не сразу. Просто если такое случается, если рождается непростой, беспокойный ребёнок – никто не сможет сразу научиться держать себя в руках. А если у вас ребёнок спокойный, вы всегда будете думать, что это ваше достижение.

И я хочу сказать в защиту того папы. Если ребенок орёт – у него в семье всё в порядке. Потому что он может позволить себе орать. Дети из неблагополучных семей боятся пикнуть. Потому что получат за это. Они стараются быть незаметными. А если ребёнок красный от ора – ему просто два-три года. Возможно, у него расстройство аутистического спектра.

А если вы попробуете запихнуть орущего ребёнка в коляску, потому что вам срочно нужно в поликлинику, а он пешком туда не пойдёт – у вас это сделать не получится. Вы взмокнете. Возможно, вы заплачете. У меня так было – я плакала. Вы не сможете застегнуть эти ремни негнущимися пальцами – к тому же ребёнок вырывается. Возможно, вам захочется материться. Потому что жалко и ребёнка, и себя. Возможно, вы будете материться. Не потому, что ребёнок вас раздражает, а потому, что его жалко, и вы просто не знаете, что делать.

Это минута слабости. И вам станет легче. Вы не ударите ребёнка, вы проматеритесь. Да, неприятно. Да, не стоило бы. Ещё хуже, если это кто-то услышит. Но в этот момент сознание будто отключается, тебе уже настолько плохо от усталости, что ты ищешь хоть какой-то способ облегчить своё внутреннее напряжение без насилия над ребёнком.

Было время, я уходила на кухню и била подушки тамошнего кресла, и мне становилось легче. И появлялись силы, чтобы вернуться в комнату и успокоить Васю. На месте Марины Ахмедовой, я бы подошла к мужчине и помогла бы застегнуть ему ремни от коляски. Насилия стало бы гораздо меньше от этого, а не от ее высокопарных слов.


Читайте также: Аутизм: как его распознать у ребёнка. Адаптация в социуме


Насилие ли – заставлять ребёнка садиться в коляску, если он не хочет гулять, а вам необходимо пойти купить хлеба или лекарство в аптеку? Насилие. Насилие ли заставлять его надевать валенки, если на улице мороз, а он хочет идти босиком? Насилие.

Жизнь детей вообще состоит из насилия. Но есть насилие необходимое – когда оно оберегает ребёнка от чего-то более кошмарного. Но насилие есть насилие, и я ещё не видела родителя, которому приятно было бы тащить ребёнка куда-то насильно. И если мы можем найти способы делать так, чтобы малыш сделал что-то добровольно – это здорово.

Мы находим эти способы. Но в случае расстройства аутистического спектра всё, что обычный ребёнок даст сделать «за просто так» (причесаться, подмыться, осмотреть себя, принять лекарство, пойти куда-то…) – тут «за просто так» не пройдет. Есть способы сделать это за поощрения, за награды, есть способы сделать это без насилия, но они, увы, находятся не сразу. И возникают моменты, когда меньшее зло – просто взять вырывающегося ребёнка и посадить его в коляску.

Но когда я всё это написала Марине, нашлись люди в комментариях, которые мне написали вот что:

«Есть родители, которые УМЕЮТ ДЕРЖАТЬ СЕБЯ В РУКАХ. Не умеете себя держать в руках — не заводите детей. Обществу моральные уроды, родители которых не умели справляться со своими эмоциями, НЕ НУЖНЫ. Лично меня весь этот коллективный хор орущего на каждом углу, как бешеные слоны, быдла, уже достал».

И я понимаю, что люди, которые подходят к маме или папе и снимают на камеру кричащих детей и её (его) некрасивую реакцию, те люди, которые грозятся вызвать полицию – они жалеют не детей. Они жалеют себя. Их достал «хор орущего на каждом углу быдла». По их мнению, дети орут только у быдла. А у нас, у людей с высшим образованием, дети сами бегут в поликлинику делать себе прививки.

Однажды, когда моей дочери надо было ставить жаропонижающие свечки (лекарство пить она отказывалась) – на её крики пришли соседи. Я объяснила ситуацию. Они сказали мне вот что: «Нас не интересует, что вы там с ребёнком делаете. Нам завтра рано вставать, так что сделайте, чтобы он замолчал».

Вот что, значит. Вас действительно не интересует, что происходит на самом деле. Вы просто хотите, чтобы было тихо – и всё.

Так вот, уважаемые мои. Я бы тоже хотела, чтобы мои дети заткнулись. Но для этого придется применить насилие, на которое я не способна. Потому что я хорошая мать. И они у меня кричат, если испытывают фрустрацию. Возможно, я плохо с собой справляюсь и начинаю в какой-то момент кричать тоже. Тогда я ухожу и кричу на кухне, чтобы они не слышали.

Для меня это меньшее зло – выпустить пар на кухне в воздух, чем ударить ребёнка. Потому что я не сделаю так, чтобы он ЗАМОЛЧАЛ. Именно это и было бы насилие – СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ОН ЗАТКНУЛСЯ. Но не говорите, что вас интересует будущее моих детей. Не говорите, что вас заботит, что они обидятся на неосторожное слово, высказанное мной в порыве гнева (если так происходит, кстати, я всегда извиняюсь перед ними).

Вас заботит только одно – чтобы они не орали, а вы могли спокойно делать покупки в Икее, летать самолетами, есть в кафе и ходить по улицам. Вот что вас интересует на самом деле.

И если это не так, если вас действительно заботит ребёнок – помогите его маме или папе вернуться в адекватное состояние. Если хотите действительно помочь – спросите, чем вы можете помочь.

Вспомните о том, что если бы ребёнка били или ругали регулярно, он не стал бы орать на всю улицу. Он боялся бы пикнуть. И если у мамы эпизодически сдают нервы, и она выругалась на ребёнка или просто в воздух – пожалейте маму.

Она не будет такой всегда. Тоддлер подрастет, а она найдет способы сделать так, чтобы он не кричал. Но ваши гневные слова могут стать последней каплей в усталости, и она всю ночь будет вспоминать ваши упрёки и плакать.


Читайте также: Учим аутичного ребёнка математике


За стенкой у меня кричит младенец. Кричал и ночью (как и полагается младенцу). Я слышу, как мама, видимо, измученная недосыпом, начинает причитать: «Замолчи, замолчи, замолчи, замолчи…». Можно ли так разговаривать с младенцем? Нельзя. Но я включаю голову.

Во-первых, она рядом. Она не ушла и не оставила его орать. Во-вторых, он продолжает кричать – значит, она не закрывает его рот насильно. Скорее всего, она пытается его укачать и просто очень устала… Не смотрите на слова. Она выспится, и сама будет переживать, что так себя вела, я знаю.

Если вы видите или слышите кого-то в слабую минуту – не делайте так, как поступил библейский Хам, рассказывая всем о постыдном неумении отца держать себя. Поступите так, как поступили братья его, укрыв отца одеждой. Помогите успокоить ребёнка и поговорите, чем можете помочь, чтобы мама или отец научились лучше справляться с собой в этот момент.

У меня счастливые дети. Вася покричит и подбегает обниматься и играть дальше. Его крик я запоминаю сильнее, чем он. Он всему радуется, играет с нами и очень много смеется. И я знаю, что многие мамы беспокойных детей бывают на грани срыва. Но они не ударят ребёнка. Возможно, они выругаются матом. Но они не ударят ребёнка./p>

Матом я больше не ругаюсь. Я научилась справляться с собой. Но ни у одного родителя беспокойного ребёнка такое умение не приходит сразу. Если бы я показала вам эти крики, записанные на видео – вы бы не выдержали этого.

Это страшное зрелище. И страшный, невыносимый звук. Он безэмоционален, он монотонный и он во всю силу – потому что ребёнка ничуть не беспокоит, что о нём подумают другие.

В этот момент Вася может начать себя кусать, бить себя или бить и швырять окружающие предметы. Или – бить меня. Больно бить. А теперь представьте, что это длится 40 минут, и вы никуда не можете деться и никак не можете это прекратить.

И вот вчера это снова случилось. После занятий у дефектолога я дала Васе в качестве награды доиграть в кота Джинджера на планшете. Он любит собирать там пазлы. Я предупредила, что мы соберём один пазл и поедем домой. Вася собрал пазл, я сказала «Пока, Джинджер!» и убрала гаджет.

Вася лёг на пол и заорал. Я сказала: «Котик будет дома. Сначала оденься, потом – котик».

Вася не прореагировал и продолжал вопить. Я знаю, что я не должна давать ему телефон, потому что иначе, по законам поведенческого анализа, это будет воспринято как поощрение. Поэтому я мягко пытаюсь успокоить его, объясняя, что сейчас пора домой, а Джинджер будет ещё дома.

Следующие 20 минут он просто вопил и не давал себя коснуться, и даже дефектолог, которая выбежала на ор, не смогла его успокоить.


Читайте также: Как учить аутичных детей плаванию


Я держала себя в руках, и я победила. Я подошла к орущему Васе, взяла его, несмотря на то, что он вырывался, начала его монотонно гладить по голове и сказала ему сквозь его крики медитативным и чётким тоном: «Да, ты расстроен, что я отобрала телефон. Я тебя понимаю, ты расстроен. Сейчас ты наденешь куртку, наденешь ботинки, наденешь шапку, выйдешь на улицу, и там тебя будет ждать сугроб. Ты будешь пинать свой любимый сугроб и бросать снег. Ты любишь бросать снег. А потом мы пойдем и купим тебе сок. Потом мы придём домой, ты разденешься, умоешься, и снова будешь играть в Джинджера».

В этот момент он прекратил плакать, взял куртку, оделся сам и ушёл пинать свой любимый сугроб.

Вы думаете, что я нашла способ? Не думайте так. Это сработало случайно. В следующий раз может не сработать.

Когда у меня не было детей, я была уверена, что я умею держать себя в руках. Сейчас я знаю это наверняка. Да, было время, когда я материлась. Сейчас я думаю, что я прошла через это. Но завтра может быть новый вызов, который собьёт меня с выдержки, и я снова буду плакать от бессилия и, возможно, материться. А кто-то снимет меня на камеру.

Нет, это нормально

 

Поделиться

Читайте также

Каких врачей проходить перед школой и подойдут ли заключения из частных медицинских центров, рассказала корреспонденту БЕЛТА заместитель главного врача по медицинской части 5-й городской детской поликлиники Елена Матвеева.

Для получения образования, в том числе дошкольного и общего среднего, по месту учёбы необходимо предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья. Её оформляет врач-педиатр в поликлинике по месту жительства. Постановлением Минздрава №92 от 9 июля 2010 года установлена форма такой медицинской справки и утверждена инструкция о порядке её заполнения. В ходе проведения ежегодной диспансеризации врач-педиатр составляет индивидуальный план на каждого ребёнка, как требует того постановление Минздрава №96 от 12 августа 2016 года.

Как пояснила Елена Матвеева, в индивидуальном плане диспансеризации отражен перечень необходимых обследований, который включает осмотры узких специалистов, общеклинические лабораторные и функциональные исследования. Врач-педиатр обязательно должен ознакомить родителя (законного представителя) с этим индивидуальным планом диспансеризации ребёнка в текущем году.


Читайте также: Стали известны правила перевода, отчисления и восстановления детей в белорусских школах и детсадах


По словам заместителя главного врача, перечень обследований определяется индивидуально для каждого ребёнка с учётом имеющихся у него диагнозов. Обязательными при оформлении ребёнка в школу будут осмотры невролога, хирурга, окулиста, гинеколога (для девочек, если ранее они не проходили такой осмотр), стоматолога и логопеда. Из общеклинических исследований необходимо сдать общий анализ крови, общий анализ мочи, анализ крови на глюкозу, анализ на гельминтов, пройти электрокардиограмму и оценку антропометрических данных (рост, вес, оценка физического развития).

Медсправка о состоянии здоровья оформляется по результатам проведённых диспансерных осмотров, осмотров врачей-специалистов, проведенных в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу, в котором оформляется такая справка.

Если по желанию родителей ребёнок был консультирован специалистами в частном медицинском центре, то врачу-педиатру в поликлинике достаточно предоставить заключение врача из медцентра.


Читайте также: Как в белорусских школах и вузах будут предотвращать теракты


По итогам осмотра специалистов педиатр определяет годность ребёнка к обучению в школе, обязательно вносит сведения о группе здоровья, распределении в основную, подготовительную, специальную медицинскую группу или группу лечебной физической культуры, а также рекомендации по рассадке в учебном классе. В справку вносятся и сведения о проведенных профилактических прививках.

К слову, по плану ребёнок в шесть лет должен пройти ревакцинацию против кори, паротита, краснухи, а также дифтерии, столбняка. Прививки делаются в один день, но вводятся в разные места.

Елена Матвеева обратила внимание, что в медицинской справке о состоянии здоровья при оформлении ребёнка в школу должны быть две подписи – участкового врача-педиатра и заведующего отделением. Такая справка годна в течение одного года.

 

Читать дальше

С 29 мая по 12 июня 2024 года в бобруйских заведениях общественного питания пройдёт 4-й по счёту гастрономический фестиваль.

Участниками фестиваля «СмакFEST» разработаны сеты с тематикой, приуроченной к 100-летию образования органов торговли, с фиксированной стоимостью 39,90 рубля.

Заведения – участники фестиваля скоро начнут делиться фестивальными сетами – это будут блюда итальянской, болгарской, сербской, грузинской, восточной и, конечно же, белорусской кухонь.

В рамках «Гастрофеста» будут проводиться различные конкурсы, розыгрыши призов.

Рестораны

«Чырвоная вежа»

(ул. Пушкина, д. 194)

  • Режим работы: 14.00–23.00
  • Телефон: + 375(44) 599-96-60

«Турист»

  • Режим работы: понедельник – четверг, воскресенье 13.00-20.00; пятница, суббота 13.00-00.00
  • Телефон: +375(44) 505- 66-15

Кафе

«АртиШок»

  • Режим работы: 16.00-04.00
  • Номер телефона для заказов: +375(44) 541-11-14

Гастропаб «Времена»

(ул. Пушкина, д. 148/3)

  • Режим работы: 11.00-23.00
  • Телефон: +375(44) 707-07-13

Бар-караоке «Джин»

(Московская, д. 59)

  • Режим работы: 18.00-23.00
  • Телефон: +375(29) 601-08-18 

«История»

  • Режим работы: 11.00-24.00
  • Номер телефона для заказов: + 375(44) 514-15-15

«Лакомка»

(ул. Социалистическая, д. 81)

  • Режим работы: 9.00-22.00
  • Номер телефона для заказов: +375(29) 105-94-43

«Любимое место»

  • Режим работы: 7.30-22.00
  • Номер телефона для заказов: +375(29) 651-00-77

1

«Мята Lounge»

Режим работы: 18.00 - 24.00. Воскресенье-четверг: 18.00 - 02.00. Пятница-суббота: 18.00 - 05.00

Кафе «Овертайм»

(ул. Карбышева, д. 11, Ледовый дворец)

  • Режим работы: 14.00-23.00
  • Телефон: +375(225) 70-51-24

«Пицца Браво»

  • Режим работы: 10.00-24.00
  • Номер телефона для заказов: +375(29) 323-55-55

«ТиКава»

  • Режим работы: 12.00-18.00
  • Номера телефонов для заказов: +375(29) 348-74-87

«Фанат»

  • Режим работы: 11.00-24.00
  • Номера телефонов для заказов: 375(29) 347-60-43, +375(225) 71-76-85

Об истории «СмакFestа»

Проводится он в нашем городе не впервые – предыдущие «Гастрофесты» состоялись в Бобруйске в июне 2020 года, в августе 2022-го, в мае-июне 2023-го.

Так, например, в «СмакFestе»-2023 участие приняли 11 ресторанов и кафе города. Каждое заведение подготовило свои фестивальные сеты из блюд, посвящённые тематики «Кино». Цена на них была фиксированной – 29,90 руб.

 

Читать дальше

На сайте Министерства образования опубликовано инструктивно-методическое письмо, в котором чётко прописано, сколько времени школьники должны тратить на выполнение домашнего задания. Предполагается, что второклассник может справиться с домашним заданием за 1 час 20 минут, а у старшеклассника на выполнение заданного должно уходить не более трёх часов. Портал 1prof.by сравнил данные ведомства с родительской статистикой.

Согласно санитарным нормам и правилам, никаких домашних заданий в первом классе быть не должно. А вот начиная со 2-го класса ребятам надо закреплять пройденный в школе материал дома.

  • В документе Министерства образования, где прописаны нюансы образовательного процесса в 2022-2023 году, указано, что второклассники должны выполнять домашнее задание за 1,2 часа.
  • Для учащихся 3-4-х классов время увеличивается до 1,5 часа.
  • В 5-6-х классах домашняя работа должна занимать не более 2 часов.
  • В 7-8-х – не более 2,5 часа.
  • А в 9-11-х классах юноши и девушки должны укладываться в 3 часа.

В то же время специалисты делают акцент на том, что перегружать учеников нельзя, домашние задания должны быть дозированными, а весь заданный материал надо проходить на занятиях в классе. Задания повышенного уровня сложности предлагают школьникам только по их желанию.

Проводить каникулы абсолютно все школьники должны без домашнего задания.


График четвертей и школьных каникул в 2022\2023 учебном году.


В документе на сайте ведомства также указано, что школьникам 2-4 классов домашнее задание не задают на выходные и праздничные дни, а ещё после выполнения письменных контрольных. Не предусмотрены домашние задания по основам безопасности жизнедеятельности, музыке, физкультуре, изобразительному искусству и трудам.

 

Мнения родителей

Домашнее задание является болью не только многих детей, но и родителей. Кто-то мечтает свести количество домашних занятий к минимуму, другие уверены, что без внеклассных занятий невозможно достичь высоких результатов.

Чтобы узнать, могут ли дети уложиться в заявленное Министерством образования время на выполнение домашнего задания, мы поговорили с родителями школьников разных классов.

Наталья, мама третьеклассницы Полины считает, что ведомство рекомендовало правильное количество времени на выполнение домашних заданий. Ранее она и сама домашнее задание примерно за такой же период времени. Во втором классе дочь Натальи выполняла домашнее задание, находясь в группе продлённого дня, вечером оставалось лишь переписать работу из черновика в чистовик.

– Если выполнять все задания дома, то заявленных 1,2 часа, вероятнее всего, хватит с натяжкой. А если закреплять пройденный материал основательно, времени нужно потратить гораздо больше, – считает Наталья.

Сергей Иванович в очередной раз «простился» со школой в июне 2022 года – его сын Иван уже поступает вуз. По словам отца, парень выполнял домашнее задание достаточно быстро. Некоторым предметам молодой человек уделял особое внимание, тогда уж времени он не жалел.

Ольга, мама выпускника начальной школы, убеждена, что очень многое зависит от учителя. В том числе и желание, с которым ребёнок будет выполнять домашнюю работу.

– На выполнение домашнего задания у моего сына часто уходит целый вечер. Иногда приходится заново объяснять пройденный в школе материал, иногда надо просто проверить выполненные упражнения. В 1,5 часа ни он, ни его одноклассники, насколько я знаю, не вкладывались, – поделилась Ольга.

 

Читать дальше