Вернуть детство. В чём успех финской системы образования

Финский эксперт по образованию Кари Лоухивуори перечисляет:

  1. Главные секреты финского образования: короткий школьный день, много игр, мало домашних заданий, длинные каникулы.
  2. Одно из основных достижений школьной реформы в Финляндии – отсутствие школьных инспекторов. Инспекция – это своего рода театр. Все надевают костюмы, улыбаются инспектору. Детей в шутку «запугивают» – если сделаешь что-то не так во время проверки, потом получишь! А когда спектакль заканчивается, все «выдыхают»: наконец-то вернется нормальная жизнь!
  3. В Финляндии полностью бесплатное образование. На всю страну существует только одна частная школа. Все остальные – государственные, и все они одинаковые. Для учеников всё бесплатно, включая питание. Но мы не тратим деньги на то, что не нужно.
  4. Полное доверие к учителям. В Финляндии вообще всё построено на доверии. Правительство доверяет муниципалитетам, муниципалитеты – директорам школ, директора – учителям, учителя – ученикам. А родители полностью доверяют школе.
  5. Профессия учителя престижна. Учителя очень хорошо зарабатывают и являются уважаемыми людьми. Но и уровень их профессионализма должен быть соответствующий. Каждый учитель должен пройти обучение в магистратуре.
  6. В Финляндии нет тестов и экзаменов. Вернее, есть, но только один – при окончании средней школы. Ведь учитель лучше знает, на что способен каждый его ученик! Что же касается школ и учителей – у нас нет необходимости доказывать, что наша школа лучше, чем соседняя. Лишь изредка в Финляндии проводятся выборочное исследование, чтобы убедиться, что все школы находятся на одном уровне.
  7. Мы не сравниваем учеников друг с другом. Этого делать категорически нельзя, ведь все дети разные! Ученик должен оценивать своё развитие, а не ориентироваться на навыки других. Надо показывать ребёнку, какого прогресса достиг именно он.
  8. Оценки в финской школе есть, но они не очень важны. В Финляндии десятибалльная система, но, как правило, нижний балл, который ставится, – 4. Если ты получил «четыре» – это фиаско, курс надо повторить. А «восьмерка» – очень хорошая оценка. Но оценка значит не так уж много – для ученика гораздо важнее получить вербальную обратную связь. Особенно в начальной школе. Как правило, учитель собирает учеников и родителей несколько раз в год, и они обсуждают учёбу. Причём всё происходит очень позитивно – упор делается на достижения учеников. И ещё один важный момент: учитель всегда точно объясняет, чего он хочет от ученика.
  9. Школьная форма в Финляндии неформальная. Учителя и ученики ходят в толстовках или джинсах. Всё очень неофициально. Учителей называют только по имени.
  10. Школа будущего – это не роботы и супертехнологии. Это выход из классов и новые возможности. Сегодня даже школа в самой глубокой глуши благодаря Интернету может иметь доступ к лучшим преподавателям мира, может пригласить любого специалиста. Все ограничения существуют только в воображении.
  11. Учитель – это эксперт. В Финляндии нет реформ, которые навязываются сверху. Все изменения и нововведения обсуждаются с учителями. И учителя могут выбирать ту методику, которую считают нужной. В этом отношении – полная автономия.
  12. Что должны делать родители? Ничего сверхъестественного: есть вместе с детьми, общаться, читать, ходить в театр или кино, объяснять непонятное. Важно целовать и обнимать детей. Устанавливать правила безопасности. И быть для них взрослым, а не другом.
  13. Помощь ребёнку в процессе обучения экономит средства для общества. Если ребёнка исключают из школы, не обращают на него внимания – он в перспективе может пойти по кривой дорожке. Это будет стоить очень дорого для общества. Поэтому надо оказывать полноценную поддержку детям в обучении и разбираться в сути проблем, которые не дают ему нормально учиться.

Читайте также: Шесть особенностей воспитания детей в Норвегии


  1. Каких граждан должна воспитывать финская школа?
  • Уверенных и ориентированных на будущее;
  • владеющих многими языками;
  • имеющих критические и аналитические способности;
  • интерактивных и способных взаимодействовать;
  • способных оценить других и умеющих быть благодарными;
  • экспертов по многим вопросам и способных обучаться на протяжении всей жизни;
  • активных и инновационных;
  • преданных сообществу;
  • креативных и способных использовать свой потенциал.

Не так уж и много…

  1. У ребенка должно быть детство. Он должен играть и общаться со сверстниками. Даже то, что считается «бездарно тратить время ни на что», для него тоже очень важно!

 

АиФ

Поделиться

Читайте также

В Беларуси определён перечень градообразующих и системообразующих хозяйственных обществ. Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 16 февраля 2021 года №90, которое официально опубликовано на Национальном правовом интернет-портале.

Постановление вступает в силу с 28 февраля 2021 года.

Как следует из документа, на заседаниях органов управления этих предприятий имеют право присутствовать уполномоченные представители главы государства в областях и Минске.


Читайте также: В Беларуси количество женщин в бизнесе растёт


В перечень вошло 103 акционерных общества, из них 17 – в Могилёвской области. В этом списке шесть предприятий Бобруйска:

  1. ОАО «Белшина»,
  2. ОАО «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов»,
  3. ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат»,
  4. ОАО «Бобруйский мясокомбинат»,
  5. ОАО «Управляющая компания холдинга «Бобруйскагромаш»,
  6. ОАО «ФанДОК».
 

Читать дальше

6 и 7 марта 2023 года синагога Бобруйска приглашает горожан на Purim.

 

Читать дальше

Географический фотоконкурс «Зямля мая беларуская» пройдёт в БГУ. Состязание приурочено к Году мира и созидания и призвано объединить лучшие снимки о Беларуси, её живописности и разнообразии пейзажей, уникальных людях и самобытном укладе их жизни. Также мероприятие позволит заинтересовать участников белорусской историей, литературой, искусством, архитектурой, географией.

Название конкурса выбрано неслучайно. Идейной основой для его проведения послужило творчество классика отечественной литературы Владимира Короткевича. ««Зямля мая беларуская» – это заглавие первого раздела очерка писателя «Зямля пад белымi крыламi». Именно его увлечённость красотой нашей земли и её уникальной культурой вдохновила организаторов через фотографию показать очарование белорусской природы, историческое наследие и богатство нашей страны и её людей», – рассказала декан факультета географии и геоинформатики (ФГиГ) БГУ Елена Кольмакова.

Фотоконкурс состоит из семи номинаций. Их названия также являются подзаголовками к произведению Владимира Короткевича. Среди них

  • «Ад палескіх імхоў да асвейскіх крыніц»,
  • «Зямля пад белымі крыламі»,
  • «Людзі зямлі беларускай»,
  • «Куфар жыцця»,
  • «Камяніцы, і гмахі, і вежы»,
  • «Вёска, о родная вёска мая!»,
  • «Праз дым стагоддзяў».

Каждая категория имеет свою направленность. К примеру, в первой номинации на фотографиях нужно отразить элементы природы, во второй – представить панорамные снимки, снятые с высоты птичьего полета, в третьей – продемонстрировать характер белорусского народа через изображения отдельных личностей и др.


Читайте также: Зимний бал православной молодёжи Бобруйска пройдёт в феврале


Участниками конкурса могут стать все желающие, вне зависимости от гражданства, возраста, места проживания, работы и учёбы. Единственное условие – на фотографиях необходимо запечатлеть Беларусь. Для участия нужно до 31 октября 2023 года включительно пройти регистрацию и загрузить не более трёх фотографий для каждой из номинаций по ссылке. Участвовать можно в одной или всех категориях.

В ноябре 2023-го жюри в составе профессиональных фотографов отберут финалистов, которые позже представят свои труды на открытой декабрьской выставке фоторабот. На ней также назовут трёх победителей в каждой номинации. В качестве подарка определены ценные призы.

Подробную информацию о конкурсе можно узнать здесь.

Организатором состязания выступает ФГиГ БГУ, а партнёром – Государственный комитет по имуществу Беларуси.

 

Фото: pexels.com

Читать дальше