Советы мамам первоклассников (и не только первоклашек)

Решила записать свои советы мамам первоклассников. Советы, понятное дело, мои личные, ни на что не претендующие. Очень даже вероятно, что для Вас и для Вашего ребенка они совершенно не подойдут.

Первый. О самостоятельности

Не делайте за ребёнка его работу. Пусть сам заполняет дневник, сам собирает портфель, сам следит за остротой карандашей и т. д. Я бы посоветовала несколько раз показать, как это делается, объяснить почему так, а не иначе, потом ещё несколько раз постоять «над душой», пока он всё это делает, и затем полностью отдать это дело на откуп ребёнку.

По нашему опыту могу сказать, что бывали накладки… Бывало, что забывал какую-то тетрадь или ещё что… Несколько раз забывал сменку… Но, по-моему, в 1-ом классе всё это гораздо безболезненней и безопаснее. Но зато научится не забывать, а не жить маминой головой. Во втором полугодии, кажется, уже ни разу никаких накладок не было.

Разительная разница с бассейном. Там я этот момент упустила, получилось так, что пакет в бассейн собирала обычно я… В итоге получала «предъявы»: «Мама, ты очки забыла положить!»… Тут я сердилась и говорила: «Что это я забыла? Кто в бассейн идёт? Почему ты сам не проверил, всё ли собрано? Почему сам не положил очки?»… А по сути-то Андрей не виноват — сама избаловала.

И ещё одеваться… И обуваться. Очень для меня дико выглядит 7-летний здоровенный лоб, которому бабушка надевает ботинки…


Читайте также: 12 советов родителям будущих первоклассников


Второй. Об уроках и приоритетах

Вот это как раз очень и очень важная вещь. Но которую я начала внедрять только в конце учебного года, так что о результатах говорить пока рано… Но теоретически мне это кажется верным.

Нужно научить ребёнка расставлять приоритеты при выполнении уроков. То есть он должен в первую очередь посмотреть, что задали, оценить «предполагаемый ущерб». То есть как много вообще задали, какие задания понятны, какие не очень. Какие можно сделать легко и быстро, а с какими придётся повозиться. Какие он может сделать самостоятельно, а где ему нужна помощь и какая именно помощь необходима.

И после этого распределить, когда и в каком порядке он будет делать задания, а если где-то нужна помощь, подстроиться под того, кто будет помогать. Например, он может решить: сначала сделаю то, что легко и быстро, потом то, с чем надо повозиться… А потом как раз мама освободится и поможет мне с тем, что я один не смогу…

Почему это важно… Очень многие дети страдают от того, что на контрольных или олимпиадах делают задания по порядку. В итоге попадается задание, с которым у них «затык», долго с ним возятся, в итоге и его не решают и остальное не успевают. Гораздо разумнее в таком случае отложить неподдающееся задание и решать более лёгкие. А к этому вернуться потом, если время останется. Толку будет больше.

И ещё к вопросу о тех заданиях, которые ребёнок не может сделать самостоятельно. Тут тоже надо смотреть… Кое-что действительно не может… А кое-что… Достаточно посмотреть, как делали аналогичные задания в классе и вспомнить… Или полистать учебник и попытаться разобраться, посмотреть примеры…

 

Третий. О помощи и контроле

Не забывайте, что ребёнок в 1-м классе (да и во всей начальной школе) — это ещё совсем маленький ребёнок. И он может быть ещё психологически не готовым к полной самостоятельности. Многие дети такого возраста ещё не могут самостоятельно концентрироваться долгое время на уроках, не отвлекаться, не считать ворон, не рисовать чертиков на полях…

Не отпускайте ребёнка в самостоятельное плаванье слишком рано! Смотрите по нему — что он уже может, а что нет. И какой минимум помощи ему нужен. Кому-то достаточно, чтобы мама спросила: «Ты сделал уроки?» — «Да» — «Вот и славно», а кому-то надо, чтобы мама сидела рядом. Заметьте, не делала уроки за ребёнка, а сидела рядом и своим присутствием помогала сосредоточиться.

Я долгое время сидела с Андреем за столом. Следила, чтобы он правильно держал ручку, просила, чтобы объяснил мне ход решения… Постепенно я его отпускала всё больше и больше и под конец учебного года моё участие сводилось к тому, что я только проверяла написанное, слушала выразительное чтение (он читает неплохо, но выразительность оценить пока не может) и сидела с ним, только когда он готовил задание по окружающему миру, потому что при самостоятельной подготовке оно у Андрея вообще в голове не задерживалось. Впрочем, там такие темы, такие формулировки…


Читайте также: Собираемся в школу: безопасный и удобный выбор


Четвёртый. О времени

Ребёнок должен уметь определять время по часам. Но… Даже те дети, которые на ты с циферблатом, зачастую совершенно неадекватно оценивают протяженность времени… На просьбу предположить, сколько времени займёт то или иное дело, отвечают что-то совсем не в тему… И прошедшее время оценить тоже не могут…

Между тем это крайне важный навык… Ребёнок может не хотеть делать какое-то дело (те же уроки учить) потому, что искренне верит в то, что это займёт целую вечность. А если он знает, что подготовка «домашки» по математике занимает всего 10 минут (как половина мультика или одна перемена, которая по всем ощущениям бесконечно коротка), то, глядишь, уже и не так страшно приступить.

Поэтому я очень советую приучать ребёнка засекать, сколько времени занимает у него то или иное дело. Сколько нужно времени, чтобы прибраться в комнате? А поужинать? А подготовить ДЗ по информатике? А переодеться?.. И постоянно обращать его внимание на то, какие дела занимают примерно одинаковое время. Причём сравнивать приятные и интересные дела с теми, которые тоже нужно делать.

Более сложная задача, к которой стоит переходить уже после того, как ребёнок более или менее знает, сколько времени у него что занимает, это планирование дел… «Что из необходимых дел ты успеешь сделать до ужина?»..

1

Пятый. Об умении говорить

Учите ребёнка говорить… В самом широком смысле. Чтобы он умел пересказать текст, ситуацию из своей жизни, выразить своё мнение. Чтобы умел нормальным русским языком рассказывать о решении задачи.

Чтобы умел говорить с учителем. Мог задать вопрос, если что-то непонятно, попросить объяснить ещё раз… И ещё, если потребуется. Чтобы мог попросить пояснить задание, если ему непонятно…

В конце учебного года проходили итоговые и переводные контрольные… Сколько возмущения на родительских форумах насчёт некорректных заданий, кривых и непонятных формулировок… Обвинений всех и вся в этом…

Да, я полностью согласна с тем, что очень плохо, когда задания в контрольных некорректно или просто безграмотно сформулированы. Но ошибки в тестах есть и будут, и тут ничего не поделаешь… Можно бороться с мельницами, но не разумнее ли вложить эти силы в своего ребёнка?

Попытаться объяснить ему, что если ему непонятно задание, то надо поднять руку и попросить пояснить… Маленькие дети зачастую свято верят в непогрешимость печатного слова и в то, что взрослые не могут ошибаться. Но мы-то с вами знаем, что это не так… И насколько ребёнку будет проще жить, если он научится разговаривать, научится задавать вопросы…

4curious-eyes.ru

 

Поделиться

Читайте также

Работы по консервации руин и созданию музея под открытым небом велись с 2015 года. Следующим шагом по сохранению еврейского наследия в Бобруйске будет «еврейский квартал» на улице Социалистической.

Еврейский дворик – это сквер на месте одной из старейших и красивейших синагог Бобруйска на улице Чонгарской. Как рассказала на церемонии открытия бывший координатор культурно-образовательных программ бобруйской еврейской общины Майя Казакевич, когда-то это была так называемая «синагога мясников» – тех, кто разделывал и продавал мясо на центральном рынке. Построена она была в XIX веке. В советское время в стенах синагоги расположилась мельница. До наших дней дошли лишь две стены, некогда сложенные из кирпича фабрики Розенберга. Вокруг оконных проёмов и сегодня видны характерные черты архитектуры еврейских культовых зданий.

Не дать времени разрушить то, что осталось, и законсервировать руины решил молодой бобруйский раввин Шауль Хабабо. Только приехав в Бобруйск, он активно взялся за восстановление еврейского наследия. Так, благодаря его усилиям была отремонтирована бывшая иешива, ныне действующая синагога на улице Социалистической, недалеко от рынка. Теперь открыт «еврейский дворик». В планах Шауля – полноценный музей еврейской культуры в Бобруйске и «еврейский квартал».


Читайте также: Что такое Бобруйск


На открытии дворика 4 августа 2019 года присутствовали представители городской власти – председатель Бобруйского горисполкома Александр Студнев и заместитель председателя городского Совета депутатов Вера Широкая.

Было много заграничных гостей, среди которых значительная часть – некогда эмигрировавшие бобруйчане, а также спонсоры, которые помогли в консервации руин синагоги и создании дворика.

Значительную поддержку оказал фонд Меера Зелигера – бывшего бобруйчанина, который много сделал для увековечивания памяти узников Бобруйского гетто. На открытие приехала генеральный директор Фонда Юлия Айзенберг.

Зайти в «еврейский дворик» может каждый желающий – вход свободный.

1

БК

Читать дальше

С 1 по 9 августа 2019 года в Варшаве проходит XXI молодёжный чемпионат Европы по шашках-100. В составе белорусской команды две бобруйчанки – Вера Хващинская и Анастасия Соколова. Обе воспитанницы тренера Николая Кадесникова.

7 августа закончилась классическая программа. Среди юниорок до 26 лет первое место заняла Хващинская Вера.

8 и 9 августа пройдут соревнования по быстрой и молниеносной игре.

Желаем нашим спортсменкам побед!


Читайте также: С 25 августа водители должны включать днём ближний свет фар


 

Читать дальше

Ежегодно в России выпадает 45-50 тысяч детей. Это значение имеет 70 средних московских школ, всё население Североморска или подмосковной Каширы.

Опасаясь приютов, родители с самого раннего возраста учат детей правилам безопасности:

  • не устраивать из двора,
  • не уходить с чужими,
  • не разговаривай с ними на улице,
  • звонить, когда пришел в школу и когда пришел домой после занятий.

Однако большая часть пропавших детей и подростков не стала жертвами заявления. 90% из них — так называются бегунки. Ещё пять лет назад сбежали дети в возрасте 13-15 лет, теперь убегают и я, кому 10-12.

«В среднем в России из 10 минут падает 1 ребенок, каждый час падает 6 детей. Более 1000 детей в год погибает и более 1500 детей попадают в розыск в следующем году. 9 из 10 детей ушли из дома сами», — рассказывает Дмитрий Второв, глава волонтерской ассоциации «Поиск пропавших детей».


Читайте также: МАРТ: пассажир такси вправе отказаться от оплаты поездки с выключенным таксометром


Автор проекта «Детям о важном» Наталья Ремиш говорит: «Не стоит возводить себе асоциальную семью, в которой появление предоставило себе и оттого неделями слоняется по улицам. Часто дети убегают из абсолютно благополучных семей в соседних странах. Некоторые из наиболее часто встречающихся причин:

  • конфликты между мамой и папой;
  • страховые выплаты за плохую оценку в школе или сломанный телефон;
  • непонимание и непринятие интересов родителей ребенка или его друзей;
  • гиперпекарь или слишком жёсткий контроль взрослеющего ребёнка.

Стараясь уберечь детей от опасностей внешнего мира, родители добиваются сосредоточения внимания на том, что является первостепенным, — построения доверия внутри семьи» .

1

matrony.ru

Читать дальше