Рожденный героем: Федор Архипенко – тонкий тактик и гроза «лаптежников»

Майор Архипенко (справа) во время разбора полётов, лето 1947 года.

Фронтовая судьба уроженца бобруйской земли, одного из сильнейших советских лётчиков-истребителей, официально одержавшего 30 личных и 14 групповых побед, Фёдора Фёдоровича Архипенко полна взлётов и самых неожиданных непростых зигзагов.

Свои первые победы лётчик одержал уже в начале войны, а после неудачной попытки вывезти за собой товарища (выходил с территории, занятой немцами) подвергался гонениям за новаторство и независимость суждений, был обойдён официальным признанием побед и наградами, однако искренне верил, что «счёт войны – главный…».

По волюнтаристскому решению командира полка, из 12 неприятельских самолетов, сбитых Архипенко в Курской битве, лишь два, уничтоженных прямо над своим аэродромом, были записаны на его счёт. Остальные зачли как групповые. Такова была реакция командира на принципиальность младшего лейтенанта. И хотя уже в августе 1943 года на счету Фёдора было 11 личных и 12 групповых побед, высшую степень отличия он получил только после войны, а последний боевой орден – Красного Знамени (4-й!) – нашел его спустя почти полвека…

Первые победы

Фёдор Архипенко родился 30 октября 1921 года в деревне Авсимовичи Бобруйского уезда Минской губернии. С 4 лет воспитывался дедом и бабкой. Стремясь дать внуку образование, дед отвёз 12-летнего паренька в Бобруйск, где тот окончил 9-летку и аэроклуб. Лётные способности Фёдора были замечены – юношу направили в Одесскую военную авиационную школу.

В 1939& году младший лейтенант Архипенко в числе других 11 выпускников лётной школы для дальнейшего прохождения службы распределён в 17-й истребительный авиационный полк, который базировался в районе Ковеля.

– В первый день войны аэродром Велицк бомбили 4 раза группы по 40-60 бомбардировщиков. Можно представить, какой страх и ужас царили на аэродроме, если многие лётчики и техники за несколько часов стали седыми, – вспоминал Фёдор Фёдорович.

В августе 1941-го в воздушной схватке над Кременчугом Архипенко сбил Ме-109, который, дымясь, «ушёл» за Днепр. Через несколько дней на прикрытии бомбардировщиков – Хе-112, ярко вспыхнувший после прицельной очереди, а ещё через день по всем правилам (огонь по стрелку, затем по моторам) – Ю-88.

 

…15 октября при штурмовке частей противника в районе Сум подбили самолет лётчика Савина, и тот совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Замыслив спасти товарища, Фёдор приземлил свою машину рядом, но на пробеге подломилось шасси… 10 дней переодетые в гражданское лётчики пробирались через немецкие тылы к линии фронта. Однажды их остановил патруль, но белорусская речь Архипенко и мальчишеский вид бомбардировщиков обманули бдительных немцев. В холщовых рубахах, босиком, выходили с оккупированной территории юноши, которым было суждено уничтожить не одну эскадрилью Люфтваффе. В канун своего 20-летия Архипенко всё же пересек линию фронта и после короткой проверки СМЕРША вернулся в родной полк.

«Десятый! Вижу твою Бурёнку»

Летом 1942 года под Сталинградом Архипенко провёл несколько исключительных по своей сложности и важности разведок: одну – под Калачом в условиях крайне ограниченной видимости, другую – в районе Ворошиловграда, покрыв расстояние, превышающее расчётную дальность полёта. В январе 1943-го он «нашёл» ушедшие в прорыв части 3-й танковой армии, за что командарм Рыбалко лично наградил его орденом Отечественной войны 2-й степени…


Читайте также: Что связывает Бобруйск и всемирно известного Пушкина


Сам Фёдор Фёдорович на всю жизнь запомнил один из боев под Воронежем: «При лобовой атаке лётчик Ме-109 выстрелил, и я видел, как вылетел трассирующий снаряд, и услышал удар, будто ложится шар в лузу при игре в бильярд. На встречных курсах мы проскочили друг от друга в 4-5 метрах. Снаряд прошёл между моей рукой и правым боком, ударил возле бронеспинки в шпангоут, где выгорела дырка диаметром 10 сантиметров… Если бы у немца не кончился боезапас, он перерезал бы меня».

23 марта 1944 года, будучи уже командиром эскадрильи, Архипенко вместе с боевыми товарищами схлестнулся в тяжёлом бою с несколькими десятками «лаптёжников» (Юнкерс Ю-87), сбив 8 немецких самолётов. Горючее было выработано полностью, и лЁтчики приземлили свои истребители неподалеку – на берегу Днестра. Одна из жительниц близлежащей деревеньки пригласила офицеров к себе, от души угостила их нехитрой снедью, посетовав, к слову, что немцы увели корову.

Бравый комэск, растроганный рассказом хлебосольной селянки, дал ей 700 рублей, и та, не откладывая, привела на свой двор корову, которую купила по соседству. Случай этот стал широко известен, и до конца войны Архипенко доводилось принимать в воздухе шутливые радиограммы, вроде такой: «Десятка! (Позывной, по бортовому номеру) Вижу стадо коров и твою БурЁнку».

rozhdennyi-geroem-fedor-arkhipenko-tonkii-taktik-i-groza-laptezhnikov
Герой Советского Союза Ф.Ф. Архипенко.

Мастерство пилотирования

Весенние бои 1944 года в Молдавии складывались для лЁтчика удачно, он сбил 11 самолетов противника. Это был уже изощрЁнный воздушный боец и тонкий тактик. Незаурядная лЁтная одарЁнность, проявившаяся ещё в бобруйском аэроклубе, обернулась к тому времени высочайшим мастерством пилотирования.

– Уже к лету 1943 года обрёл уверенность, что истребителю меня не сбить, – вспоминал Архипенко.– Я мог упредить любой его маневр, перетерпеть большую перегрузку, опередить в принятии решения. Другое дело бомбардировщик: преследуя его, порой сам становишься мишенью, и тут вопрос в точности и неожиданности атаки…

Свои последние боевые вылеты замкомандира 129-го гиап по ВСС гвардии майор Архипенко провёл над Польшей, а последнюю победу одержал в небе Германии.

Всего за войну Фёдор Архипенко совершил 467 боевых вылетов, провел более 30 штурмовок, в 102 воздушных боях сбил лично 30 и в группе 14 самолетов противника. Сам сбит не был.

Полковник Архипенко служил в ВВС до 1959 года. В начале 50-х он освоил реактивную технику: летал на МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21. В одном из тренировочных полетов с самолёта сорвало фонарь, и лётчик получил тяжёлую травму, но нашёл в себе силы приземлить повреждённую машину.

1

 

Фото из архива

ФПБ

Поделиться

Читайте также

С 23 октября по 19 ноября 2023 года во Дворце искусств Бобруйска персональная выставка живописи Елены Садковой.

О художнице

Елена Юрьевна Садкова родилась в Бобруйске. Училась в Архангельском музыкальном училище. Профессию выбрала одну и на всю жизнь — учитель по классу аккордеона. Преподавала в детских школах искусств. Работа с детьми для Елены Юрьевны — это не только большой труд, но и позитивная энергия, задор, молодость души.

Как известно, талантливый человек талантлив во всём. Желание Елены Юрьевны попробовать себя в новом творческом направлении воплотилось в занятие живописью.

Живопись и музыка очень похожи, ведь для получения нужного результата необходимы вдохновение, эмоциональный подъём. Играя новые музыкальные произведения,  сначала вслушиваешься в мелодию, потом она обрастает гармонией, появлется характер. В рисунках то же само — на чистом листе появляются первые мазки, нечёткие образы. Затем они обрастают оттенками красок — и лист оживает, передавая задуманное.

Музыканты — люди эмоциональные, поэтому художнице хочется поделиться с кем-то радостью созерцания красоты природы, передать яркость красок, разнообразие образов. И хотя Елена Юрьевна не профессиональный художник, но старается, чтобы её работы радовали людей, вызывая живые эмоции.

1

Читать дальше

Организация дорожного движения будет изменена в Бобруйске – на улице Пушкина через площадь Ленина откроют сквозное движение.

Сейчас там проводят инженерные мероприятия по нанесению горизонтальной разметки и замене дорожных знаков. Теперь улица Пушкина по отношению к улице Максима Горького будет являться главной.

С 17 апреля 2023 года движение автобусов, микроавтобусов маршрута №6 и №6А будет осуществляться по улицам Минской и Пушкина, а далее по маршруту.

ГАИ призывает водителей и пешеходов быть внимательными и учитывать данные изменения.


Читайте также: Расписание новых троллейбусных маршрутов в Бобруйске


Могилёвоблавтотранс

1

Читать дальше

29 февраля 2024 года в Бобруйске гастроли Нового драматического театра Минска. На сцене театра драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича бобруйским ценителям прекрасного покажут спектакль по Оскару Уальду «Как важно быть серьёзным» (16+).

Название комедии представляет собой каламбур, означающее по-английски «серьёзный», созвучно имени Эрнест, которое и имеет семантическое значение «серьёзный, благородный, честный», которыми представляются два героя пьесы. При этом сколько-нибудь серьёзными людьми они не являются.

Произведение относится к группе «великосветских комедий», написанных Оскаром Уайльдом в первой половине 1890-х «в угоду обывательским вкусам». Действие и характеры в них отходили на второй план перед развитием диалога.

Основное событие пьесы — сватовство двух эгоистов Джона Уординга и Алджерона Монкрифа к двум девушкам. Сюжет наполнен фарсовыми и мелодраматическими элементами — например, оба героя, чтобы понравиться своим избранницам, выдают себя за некого Эрнеста, но оказываются разоблачены. В финале выясняется много таинственного и неожиданного.

На первый взгляд, О. Уайльд не затрагивает в этой пьесе никаких серьёзных вопросов, однако на самом деле важное место в ней занимают темы пошлости и ханжества.

В своё время и по наши дни пьеса тепло принимается зрителями и критикой. Бернард Шоу назвал её «чрезвычайно забавной», Герберт Уэллс — «свежей», Уистен Оден — «словесной оперой». Посещение спектакля в 1946 году королем Георгом VI знаменовало прекращение «опалы», долгое время тяготевшей над произведениями О. Уайльда после его ареста.

Начало – 18.00.

Продолжительность –  2 часа.

Стоимость билета – 15,00 руб., 20,00 руб., 25,00 руб.

1

Читать дальше