Эта профессия уникальная, древняя и основополагающая, востребованная во все времена и во всех странах мира. Как и всё на свете, профессия претерпела изменения, особенно за последнее столетие.
В конце XІX века большинство учителей средних школ и гимназий составляли выходцы из семей дворян, чиновников и духовенства. Мужчин было большинство, из них около 40% имели университетское образование, 20% окончили учительские семинарии.
В начальных школах около трети учителей вышли из крестьянских семей и средний уровень их образования был ниже. Большинство учителей были молодыми людьми до 30 лет, которые отрабатывали государственные средства, затраченные на их обучение.
Согласно переписи 1897 года, в сфере среднего образования оказались заняты 170 тысяч человек, из них 38% женщин. Произошло это благодаря развитию сети женских учебных заведений. В начале 1900-х годов учительницы составляли уже половину школьных педагогов: они получали образование в женских гимназиях, школах и епархиальных училищах. Однако платили за труд учительнице меньше, чем учителю.
Читайте также: «Мнe двaдцать три. Стaршeму из мoих учeников шeстнaдцaть. Я eгo бoюсь. Я бoюсь их всeх»
В те времена педагогов обязывали следовать строгим правилам поведения в обществе. Учителям и учительницам запрещалось вступать в брак в течение всего учебного года. Они должны были находиться дома с 8 часов вечера до 6 утра, если только они не оказывались заняты делами, касающимися школы. Им не позволялось долго сидеть в ресторанах и кафе, запрещалось выезжать из города без разрешения администрации школы.
Запрещалось курить, красить волосы и носить одежду ярких цветов. Учительнице нельзя было ходить на свидание с мужчиной и полагалось носить под верхним платьем минимум две нижние юбки. Ездить в экипаже или в автомобиле с мужчиной учительнице также не позволялось, если только это был не отец или брат.
На территории Беларуси, несмотря на неоднократные ходатайства местных властей, вплоть до 1909 года действовали только 3 учительские семинарии:
С 1909 по 1916 годы в Беларуси было открыто еще 5 учительских гимназий:
С одной стороны, они давали возможность сельской молодёжи получить специальное образование и стать проводниками идей просвещения в народной среде, с другой – обеспечивали массовую школу необходимыми квалифицированными педагогическими кадрами. Ежегодно оттуда выходили около 200 учителей для народных начальных училищ. Учительские семинарии закончили многие известные деятели белорусской культуры:
Если месячное жалование учителя гимназии в 1913 году составляло 85 рублей (более 3700 белорусских рублей), да ещё полагалась казённая квартира, то учитель сельской школы получал около 300 рублей в год, и ему приходилось заводить домашнее хозяйство. В обществе труд сельского учителя считался подвижничеством, служением народу.
Важной вехой в истории развития педагогического образования Беларуси стало открытие учительских институтов. Первый на территории Беларуси учительский институт открылся в ноябре 1910 года в Витебске. Затем в 1913 году открылся учительский институт в Могилёве, в 1914 году – в Минске. В институты принимали учителей начальных школ, имевших среднее педагогическое образование. Белорусская общественность расценила это событие как исключительно важное.
После революции 1917 года и гражданской войны жизнь круто изменилась. Вместо царских гимназий и школ в 1918 году в СССР создали Единую трудовую школу. Старшие учителя и руководители трудовых школ выбирались местными советами и попечителями. Положение учителей тогда было незавидным, их стали называть «школьный работник», сокращённо «шкраб». Авторитет учителя сильно упал, как и зарплата. Учителям приходилось заниматься посторонней работой, подрабатывать частными уроками, среди них проводились чистки. Нелояльных советской власти могли уволить или перевести в отдалённые регионы страны.
В Белорусской ССР в 1918-1919 годах Витебский, Могилёвский, Минский, Гомельский учительские институты преобразовали в педагогические институты. В 1921 году на базе Минского педагогического института открылся Белорусский государственный университет, где на педагогическом факультете готовили педагогов с высшим образованием. Ежегодно факультет выпускал более 300 дипломированных специалистов.
Тех первых белорусских педагогов с высшим образованием, как правило, направляли на работу не в школы, а в учительские институты и рабфаки – готовить новые кадры.
Профессии, которые изменились за столетие: шофёр
Профессии, изменившиеся за столетие: пилот гражданской авиации
Профессии, которые изменились за столетие: врач
Профессии, изменившиеся за столетия: адвокат
Профессии, изменившиеся за столетия: машинист поезда
Профессии, изменившиеся за столетия: спасатель-пожарный
1
Фото из открытых источников
Бобруйчанка Надежда Макарченко в паре с Дариной Пикулевой вышла в полуфинал заездов каноэ-двоек на 500 метров на Олимпиаде в Токио. В своём квалификационном заезде белоруски были третьими, на том же месте финишировали в четвертьфинале.
Владислав Литвинов из Бобруйска пробился в олимпийский полуфинал соревнований байдарок-четвёрок на 500 метров. В квалификации белорусская команда показала третий результат, а в четвертьфинале — второй.
Продолжение соревнований — в субботу, 7 августа 2021 года.
Читайте также: Бобруйский пловец Игорь Бокий завоевал золотую медаль на Паралимпиаде в Токио
Объявлен набор на курс блогеров для детей и подростков в Бобруйске в киношколе «Борщ»
Если носитель мечтает попробовать себя в ролике блогера, хочет найти возможность говорить и раскованно позировать на камеру и фотоаппарат, то этот для него.
Главный итог – съёмка видео для YouTube-канала в профессиональной студии.
Начало занятий – 8 августа 2022 года.
100 рублей — 4 занятия (1 занятие — 2 часа) + съёмка.
Справка и запись по телефону +375(29) 610-47-02.
Проводит занятие специалист по массажу высшей категории Медведева Екатерина.
28 августа 2021 года а занятие в центр «Вдохновение» приглашаются:
Начало – в 14.00.
Стоимость – 10 руб., Обязательна предварительная запись по тел. +375(29) 167-45-53.
1