Профессии, изменившиеся за столетие: учитель

Эта профессия уникальная, древняя и основополагающая, востребованная во все времена и во всех странах мира. Как и всё на свете, профессия претерпела изменения, особенно за последнее столетие.

В конце XІX века большинство учителей средних школ и гимназий составляли выходцы из семей дворян, чиновников и духовенства. Мужчин было большинство, из них около 40% имели университетское образование, 20% окончили учительские семинарии.

В начальных школах около трети учителей вышли из крестьянских семей и средний уровень их образования был ниже. Большинство учителей были молодыми людьми до 30 лет, которые отрабатывали государственные средства, затраченные на их обучение.

Согласно переписи 1897 года, в сфере среднего образования оказались заняты 170 тысяч человек, из них 38% женщин. Произошло это благодаря развитию сети женских учебных заведений. В начале 1900-х годов учительницы составляли уже половину школьных педагогов: они получали образование в женских гимназиях, школах и епархиальных училищах. Однако платили за труд учительнице меньше, чем учителю.


Читайте также: «Мнe двaдцать три. Стaршeму из мoих учeников шeстнaдцaть. Я eгo бoюсь. Я бoюсь их всeх»


В те времена педагогов обязывали следовать строгим правилам поведения в обществе. Учителям и учительницам запрещалось вступать в брак в течение всего учебного года. Они должны были находиться дома с 8 часов вечера до 6 утра, если только они не оказывались заняты делами, касающимися школы. Им не позволялось долго сидеть в ресторанах и кафе, запрещалось выезжать из города без разрешения администрации школы.

Запрещалось курить, красить волосы и носить одежду ярких цветов. Учительнице нельзя было ходить на свидание с мужчиной и полагалось носить под верхним платьем минимум две нижние юбки. Ездить в экипаже или в автомобиле с мужчиной учительнице также не позволялось, если только это был не отец или брат.

На территории Беларуси, несмотря на неоднократные ходатайства местных властей, вплоть до 1909 года действовали только 3 учительские семинарии:

  • в Витебской губернии – Полоцкая (1872 г.),
  • в Минской – Несвижская (1875 г.),
  • в Гродненской губернии – Свислочская (1876 г.).

С 1909 по 1916 годы в Беларуси было открыто еще 5 учительских гимназий:

  • в Рогачёве (1909 г.),
  • в Орше (1911 г.),
  • в Борисове (1915 г.),
  • в Гомеле (1915 г.),
  • в Бобруйске (1916 г.).
 

С одной стороны, они давали возможность сельской молодёжи получить специальное образование и стать проводниками идей просвещения в народной среде, с другой – обеспечивали массовую школу необходимыми квалифицированными педагогическими кадрами. Ежегодно оттуда выходили около 200 учителей для народных начальных училищ. Учительские семинарии закончили многие известные деятели белорусской культуры:

  • Несвижскую – А. Я. Богданович (отец Максима Богдановича),
  • М. К. Романовский (Кузьма Чорны),
  • К. М. Мицкевич (Якуб Колас) и другие.

professii-izmenivshiesya-za-stoletie-uchitel-1

Если месячное жалование учителя гимназии в 1913 году составляло 85 рублей (более 3700 белорусских рублей), да ещё полагалась казённая квартира, то учитель сельской школы получал около 300 рублей в год, и ему приходилось заводить домашнее хозяйство. В обществе труд сельского учителя считался подвижничеством, служением народу.

Важной вехой в истории развития педагогического образования Беларуси стало открытие учительских институтов. Первый на территории Беларуси учительский институт открылся в ноябре 1910 года в Витебске. Затем в 1913 году открылся учительский институт в Могилёве, в 1914 году – в Минске. В институты принимали учителей начальных школ, имевших среднее педагогическое образование. Белорусская общественность расценила это событие как исключительно важное.

После революции 1917 года и гражданской войны жизнь круто изменилась. Вместо царских гимназий и школ в 1918 году в СССР создали Единую трудовую школу. Старшие учителя и руководители трудовых школ выбирались местными советами и попечителями. Положение учителей тогда было незавидным, их стали называть «школьный работник», сокращённо «шкраб». Авторитет учителя сильно упал, как и зарплата. Учителям приходилось заниматься посторонней работой, подрабатывать частными уроками, среди них проводились чистки. Нелояльных советской власти могли уволить или перевести в отдалённые регионы страны.

professii-izmenivshiesya-za-stoletie-uchitel-2

В Белорусской ССР в 1918-1919 годах Витебский, Могилёвский, Минский, Гомельский учительские институты преобразовали в педагогические институты. В 1921 году на базе Минского педагогического института открылся Белорусский государственный университет, где на педагогическом факультете готовили педагогов с высшим образованием. Ежегодно факультет выпускал более 300 дипломированных специалистов.

Тех первых белорусских педагогов с высшим образованием, как правило, направляли на работу не в школы, а в учительские институты и рабфаки – готовить новые кадры.


Читайте также:

Профессии, которые изменились за столетие: шофёр

Профессии, изменившиеся за столетие: пилот гражданской авиации

Профессии, которые изменились за столетие: врач

Профессии, изменившиеся за столетия: адвокат

Профессии, изменившиеся за столетия: машинист поезда

Профессии, изменившиеся за столетия: спасатель-пожарный


1

1prof.by

Фото из открытых источников

Поделиться

Читайте также

Бобруйчанка Надежда Макарченко в паре с Дариной Пикулевой вышла в полуфинал заездов каноэ-двоек на 500 метров на Олимпиаде в Токио. В своём квалификационном заезде белоруски были третьими, на том же месте финишировали в четвертьфинале.

Владислав Литвинов из Бобруйска пробился в олимпийский полуфинал соревнований байдарок-четвёрок на 500 метров. В квалификации белорусская команда показала третий результат, а в четвертьфинале — второй.

Продолжение соревнований — в субботу, 7 августа 2021 года.


Читайте также: Бобруйский пловец Игорь Бокий завоевал золотую медаль на Паралимпиаде в Токио


 

ТРК Могилёв

Читать дальше

Объявлен набор на курс блогеров для детей и подростков в Бобруйске в киношколе «Борщ»

Если носитель мечтает попробовать себя в ролике блогера, хочет найти возможность говорить и раскованно позировать на камеру и фотоаппарат, то этот для него.

Главный итог – съёмка видео для YouTube-канала в профессиональной студии.

Курс блогеров для детей и подростков состоит из 5-ти занятий:

  • 4 практических занятий ( ​​8, 10, 12, 15  августа 2022 года ). Случайное  занятие включает в себя работу с камерой, практикующее публичное выступление, тренинги по раскрепощению и актерскому мастерству. Время занятий: понедельник, среда, пятница 18.00-20.00.
  • 5 занятие – съемка видео для YouTube-канала в профессиональной студии. Все ученики индивидуально работают с оператором в видеостудии. А главный результат – это просмотр видео с ребёнком в главной роли.

Что дети будут делать на занятиях?

  1. Учиться позировать и работать перед камерой.
  2. Развивать ораторское мастерство: говорить, содержательно и интересно излагать свои мысли перед камерой или на публике.
  3. Импровизировать – оригинальное креативное мышление и использовать актерское мастерство.

Начало занятий – 8  августа 2022 года.

Стоимость

100 рублей — 4 занятия (1 занятие — 2 часа) + съёмка.

Справка и запись по телефону +375(29) 610-47-02.

 

Читать дальше

Проводит занятие специалист по массажу высшей категории Медведева Екатерина.

28 августа 2021 года а занятие в центр «Вдохновение» приглашаются:

  • мамы, папы, бабушки,
  • те, кто в ближайшее время станет родителями.

Начало – в 14.00.

О чём пойдёт речь на занятии

  1. Почему так важно развитие двигательных навыков именно на 1-м году жизни ребёнка.
  2. Правильные этапы развития малыша. Не держит голову? Не сидит? Не ходит? Когда бить тревогу?
  3. Как влияют на развитие ребёнка ежедневные массаж и гамнастика.
  4. Гипертонус и гипотонус мышц.
  5. Обучение приёмам детского массажа, гимнастики, упражнения на фитболе.

Стоимость – 10 руб., Обязательна предварительная запись по тел. +375(29) 167-45-53.

1

Читать дальше