Над обеденным столом у нас висит географическая карта.
Сначала просто не нашлось для неё места, так как стены в комнате заняты рисунками, а потом оказалось, что кухня – это как раз то, что надо.
Повесили бы мы карту в коридоре – ходили бы мимо неё.
Повесили бы над кроватью – спали бы под ней, и нам бы снились географические сны.
А так – сидим, едим: рот занят, но мозг-то свободен. Можно не кашу в тарелке разглядывать, а карту. Между делом, между первым и вторым, можно выучить названия материков, стран и их столиц.
Тем более что гастрономия имеет прямое пересечение с географией. На столе у нас бананы. Бананы из Эквадора. А где у нас Эквадор? А какой там климат? А как к нам бананы из Эквадора попали? На самолёте океан пересекли? Или плыли по океану? Удивительно, такой маленький Эквадор, а стал крупнейшим поставщиком бананов!
А это японская лапша. Где у нас Япония? Что ещё любят есть в Японии?
Лазанья – итальянское блюдо. Вот Италия.
Греческий салат. Находим Грецию. Гречка. Вот гречка в Греции не растёт, хотя название и порождает такое предположение.
Растёт гречка, то есть гречиха, в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Какие это страны? А в России растёт гречиха? Растёт, но не везде, а только там, где климат подходящий.
Читайте также: Учёные объяснили, почему письмо от руки делает детей умнее
Каждый продукт на столе облачается в свою историю.
У простой булочки непростая история. Испёк её местный пекарь, но где он взял для этого муку? Как и где делают муку?
А ещё в составе есть сахар. Как делают сахар? А какой сахар использовался? Тот, что сделан из сахарной свеклы, или тот, что сделан из сахарного тростника? Где растёт сахарный тростник? А вы знаете, как делают сахар?
Булочка с шоколадной посыпкой. Как делают шоколад? Из какао-бобов? Где растут эти какао-бобы? Почему булочка называется «французская», если её испекли на местном хлебозаводе? Почему этот чай называют «английский», если в Англии чай не растёт? Никогда прежде до этого вопроса, заданного детьми, меня не интересовала колониальная политика Англии в Индии.
Даже не знаю, кто для кого больший развивающий ресурс: взрослые для детей или дети для родителей. Каждый третий вопрос моих сыновей побуждает меня обратиться к справочникам и энциклопедиям. После чего я осуществляю мыслительную операцию перевода полученной информации с научно-популярного на детско-понятный.
Периодически карта меняется. Вместо политической появляется физическая, где обозначены самые широкие реки, самые глубокие озера, самые высокие горы и действующие вулканы. А ещё нарисованы животные, обитающие на этой территории.
Обед можно совместить с путешествием по карте железнодорожных путей России. Если мы сядем на поезд в Екатеринбурге и поедем до Владивостока, какие города будут у нас на пути? Какова численность населения в каждом городе? Сколько суток мы будем ехать?
Меняются карты. Не меняется только местоположение карты. Самое оптимальное – над обеденным столом.
Анна Быкова (из книги «Развивающие занятия «ленивой мамы»)
2 мая 2024 года в Беларуси состоялась премьера новой киноленты Национальной киностудии «Беларусьфильм» – фильма «Время вернуться» (12+).
Военно-историческая драма основана на реальных событиях и рассказывает об уникальной операции белорусских партизан, нашедших проход в тыл врага через непроходимое болото. Благодаря данным партизанской разведки на болоте была построена дорога-«лежнёвка», давшая важное тактическое преимущество советским войскам в ходе операции «Багратион».
В фильме снимались известные белорусские и российские актёры. Премьерные сеансы уже расписаны по кинотеатрам всей страны. В Бобруйске фильм пройдёт:
Фильм – дань благодарной памяти белорусов подвигу прадедов и дедов-героев.
Не пропустите!
В молодёжном православном центре «Дружба» начинается новый проект «Честный разговор». Это цикл еженедельных встреч, на которые можно прийти как одному/ой, так и привести с собой друзей. Мы надеемся на честное и доверительное общение.
Темы будут самыми разнообразными.
Первая из них будет с вопросительным знаком: Как жить в мире, который нас окружает? Мы поговорим о современных вызовах, таких как пандемия и общественные катаклизмы. Ждём вас 30 октября 2020 года в 18.00 в центре. Беседу ведёт иерей Павел Лукин.
Читайте также: Романтическое свидание в центре ледовой арены Бобруйска
1
В 2005 году учёные Института биохимической физики им. Н. М. Эмануэля РАН и Российского национального комитета по защите от неионизирующего излучения начали эксперимент по изучению воздействия электромагнитного излучения на детский организм.
В ходе его было отобрано 1531 участника. Их разделили на две группы:
Читайте также: Гаджеты вызывают косоглазие у детей — офтальмолог
На протяжении 14 лет — с 2005-го по 2019-й — врачи с психологами внимательно следили за любыми изменениями в психофизическом состоянии детей. При сравнении подопечных из обеих групп исследователи сделали ряд выводов:
Среди тревожных симптомов учёные выделили покраснение и сухость глаз, расплывчатость и нечёткость зрения при взгляде вдаль, мигрень, боли в шее и плечевом поясе, свидетельствующие о нарушении осанки.
Читайте также: Покупать ли детям статусные гаджеты и игрушки
У детей дошкольного и младшего школьного возраста излучение затрагивает 80% структур головного мозга, у подростков — до 60%. Только к восемнадцати годам стенки черепа обретают нужную толщину, благодаря чему опасные лучи захватывают только 15% мозговых структур. Но всё равно учёные советуют не разговаривать по телефону слишком долго.
Использование гаджетов имеет накопительный эффект и ведёт к нарушению психики, к гиперактивности, перепадам настроения, сбою биоритмов и нарушению сна. Из-за этого дети быстро устают, у них не остаётся сил на учёбу и спорт, они не могут сконцентрироваться на них.
К доводам учёных прислушались в российских надзорных ведомствах. Так, уже в августе 2019-го Роспотребнадзор с Рособрнадзором направили в учреждения образования рекомендации по ограничению использования гаджетов в школах.
В этих рекомендациях указано, что ранний возраст начала использования гаджетов и длительное накопленное время их эксплуатации являются факторами, ведущим к нарушениям детской психики. Это проявляется в гиперактивности ребёнка, повышенной раздражительности, нарушении коммуникативных способностей, расстройстве сна, снижении долговременной памяти и умственной работоспособности.
Ещё в 2001 году Российский национальный комитет по защите от неионизирующих излучений, опираясь на российские и зарубежные исследования, рекомендовал не использовать мобильные телефоны детям и подросткам до 16 лет. Также это касалось беременных женщин. |
При этом ряд учёных по-прежнему отрицает негативное воздействие электромагнитного излучения на мозг и другие органы человека. Споры между исследователями продолжаются.
Читайте также: Как оторвать детей от гаджетов без скандала
Последние пять лет эксперимента учёные работали над тем, чтобы снизить вред от смартфонов для ребят из основной группы. Использование гарнитуры, а также общение с помощью SMS и MMS улучшило психофизиологическое состояние испытуемых. Чем дальше источник излучения от детского мозга, тем лучше.
1
Фото: Shutterstock