Как разговаривать с подростком

Налаживание контакта с вашим подростком является основой для обеспечения эффективной поддержки его психического благополучия, социального и эмоционального развития. Когда мы любим кого-то, мы проявляем интерес к нему, к его мыслям и чувствам. В процессе роста вашего ребёнка общение является одним из способов показать свою любовь и уважение к растущему человеку.

Опирайтесь на ваши отношения

  1. Проявляйте интерес к тому, что важно для вашего ребёнка, чтобы показать свою заботу.
  2. Рассказывайте о себе, ищите способы наладить контакт и выявить общие интересы.
  3. Спрашивайте ребёнка о его мнении, о его взглядах и представлениях, чтобы вы могли понять его чувства.
  4. Опирайтесь на то общение, которое было у вас с вашим подростком, когда он был младше: общение играет важную роль с младенчества до взрослого возраста, и если вы и ваш ребёнок общались как следует, делились своими чувствами и мыслями, то с наибольшей вероятностью это продолжится и в подростковом возрасте.

Читайте также: Из опыта матери подростка


Будьте активным слушателем

При общении с ребёнком очень важно активное слушание. Активный слушатель проявляет участие, заботу, не осуждает и сопереживает, даже когда (и в особенности когда) он не согласен с мнением собеседника. Несмотря на то что некоторые убеждения или мнения вашего подростка могут отличаться от ваших собственных, вы должны уважать и ценить его взгляды. Это также будет способствовать тому, что и подросток будет уважать ваши взгляды и вашу точку зрения.

Активное слушание помогает детям почувствовать, что их услышали, их поняли, почувствовать себя менее одинокими и более спокойными. Если же мы не будем выслушивать их должным образом, то мы, напротив, рискуем вызвать у них ощущение того, что мы отмахиваемся от их проблем и не придаем значения их чувствам. В результате чего они могут занять оборонительную позицию и испытывать чувство отчаяния, одиночества или обиды.

  1. Используйте язык тела, демонстрирующий ваше внимание. Поддержание зрительного контакта, одобрительные кивки, обеспокоенный взгляд или ободряющая улыбка – всё это небольшие жесты, которые дают понять, что вы проявляете внимание. Используйте естественный язык тела и сигналы, которые дадут ребёнку почувствовать, что вы присутствуете, вы интересуетесь и вам действительно не все равно. Даже не используя слов, вы можете дать понять, что слушаете и то, что говорит ваш подросток, важно для вас.
  2. Задавайте уточняющие вопросы открытого типа, чтобы глубже понять, какие чувства испытывает ваш ребёнок. Такие вопросы не имеют правильного или неправильного ответа; они просто помогут вам понять, что думает ваш подросток. Например, вы можете попробовать задать любой из следующих вопросов: «Не мог бы ты объяснить, что ты имеешь в виду под...», «Почему ты расстроился, когда...» или «Как ты думаешь, что бы ты почувствовал, если бы...». Используйте любые фразы, которые естественны для вас и вашего подростка, чтобы показать, что вы сопереживаете ему.
  3. Воспроизводите слова вашего ребёнка, повторяя за ним или пересказывая то, что он говорил. Например, вы можете сказать: «Я слышу, что ты говоришь, что...» или «Правильно ли я понимаю, что ты испытываешь чувство...»
  4. Давайте положительную оценку и высказывайте одобрение. Высказанная сразу особая похвала может способствовать укреплению уверенности подростка в себе и его самооценки и побудить его продолжать поступать так же. Например, если ваш ребёнок говорит вам, что испытывает сильный стресс, вы можете ответить: «Спасибо за твою смелость и за то, что ты поделился своими чувствами» или «Сказать кому-то о том, что ты испытываешь стресс, бывает трудно. Мне так радостно, что ты поделился этим со мной».
  5. Подтверждайте то, что высказывает ваш подросток. Это может помочь ему принять свои эмоции и не стесняться выражать свои чувства. Например, вы можете сказать: «Понятно, что ты сейчас злишься, у меня на твоём месте были бы такие же чувства», «Спасибо, что поделился этим со мной. Бывает трудно поделиться с другими, когда тебе грустно» или «Мне жаль слышать, что ты испытываешь стресс. У меня на твоём месте были бы такие же чувства. Давай вместе посмотрим, можем ли мы что-нибудь с этим сделать».
  6. Иногда вашему подростку может быть нелегко говорить о том, что его беспокоит, а вы можете не знать, что сказать. Вполне нормально объяснить ребёнку, что вы за него, что вы готовы поговорить с ним и выслушать его в любое время. Не принуждайте подростка к разговору, если он не может описать, что с ним происходит.
  7. Общение заключается не только в том, чтобы делиться трудностями или тяжелыми переживаниями. Важно делиться и чем-то смешным, рассказывать о том, что хорошего произошло в течение дня, находить возможности посмеяться вместе и проявлять ласку в любой форме, которая комфортна для вашего подростка. Веселиться и смеяться вместе – это прекрасный способ почувствовать себя хорошо и укрепить ваши отношения!
 

ЮНИСЕФ

Фото: pixabay

Поделиться

Читайте также

Министр образования Андрей Иванец сообщил, что белорусские школьники раз в месяц смогут посещать музеи. Таким бесплатным днём музея станет каждая последняя среда месяца, сообщает агентство «Минск-Новости».

15 сентября 2022 года об этом подписано соглашение между Министерством образования и Министерством культуры республики.

«Школьники по всей стране смогут посетить бесплатно любой такой культурный объект без территориальных ограничений», – сказал Андрей Иванец.


Читайте также: Школьники смогут бесплатно посещать государственные спортивные сооружения


Важно знать

Бесплатное экскурсионное сопровождение в единый бесплатный день посещения распространяется только на организованные группы учащихся по обязательной предварительной записи по телефону Бобруйского художественного музея: 8(0225) 70-88-11.

Кстати

Отметим, что в настоящее время школьники, а точнее их родители, оплачивают походы в музеи. Например,

  • посещение столичного музея истории Великой Отечественной войны обойдётся для ребёнка в 9,00 руб.,
  • краеведческого музея Бобруйска – до 1,5 руб.,
  • Бобруйского художественного музея – от 1,00 до 2,00 руб.
 

Читать дальше

14 октября 2022 года во Дворце искусств Бобруйска состоится концерт заслуженной артистки Беларуси Ирины Дорофеевой «На крыльях мечты» (6+).

Начало – 18.00.

1

Читать дальше

В Бобруйске в ноябре 2023 года на сцене театра драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича гастроли Калужского областного театра юного зрителя.

2 ноября в 11.00

3 ноября в 11.00

сказка по повести Астрид Линдгрен

«Пеппи Длинный чулок»

Премьера Калужского ТЮЗа — спектакль по повести Астрид Линдгрен, созданный режиссером-постановщиком Владимиром Киселевым и режиссёром Алексеем Баньковым, убеждает зрителя в том, что театр остается верен себе и, взяв его за руку, проводит в мир детства.

Рассказ о необычной девчонке, обладательнице доброй души и огромного сердца, всегда приходящей на помощь слабым и беззащитным, предстанет на сцене захватывающей историей, заставляющей задуматься о своем месте в этом мире.

Продолжительность — 1 час.

2 ноября в 18.00

3 ноября в 18.00

драма «Пиковая дама»

(А. Пушкин)

Три карты — тройка, семёрка и туз. Три главных героя — капризно-деспотичная графиня Анна Федотовна, представительница вымирающего порочного придворного барства XVIII века, её бедная, во всём зависимая воспитанница Лизавета Ивановна и инженерный офицер Германн — представитель аристократической молодежи. Суть его — авантюризм, рассудочность, практицизм, жестокий, хищный эгоизм и необычайное честолюбие. Поощряет или наказывает судьба подобные человеческие качества?

1

Читать дальше