Готовим детей к школе: игры на внимательность

Почему первоклашкам бывает трудно в школе? Причин множество, и у разных детей они разные. Но есть одна причина, которую я часто наблюдаю у многих. Дети не могут концентрировать внимание на задаче. Невнимательным детям учиться невероятно трудно.

А ещё меня часто спрашивают, как готовить детей к школе. Отвечаю: играйте в упражнения на внимательность!

Чаще всего дело не в том, что ребёнок вообще невнимательный. Если он сам хочет знать, скажем, куда мама прячет шоколадные конфеты, он становится чрезвычайно внимательным и наблюдательным.

Ребёнок пока ещё, в силу возраста в том числе, не умеет сам, по внешней команде, «включать свою наблюдательность». А надо.

Что делать?

Играть в игры, в которых надо замечать и запоминать много подробностей и мелких деталей.

Скажем, «Турбосчёт»

Игра «Турбосчёт» для многих детей сложна именно тем, что надо удерживать в голове не только само задание, скажем, «лягушек больше, чем ёжиков», но и какие расклады нас устраивают, какие — нет: «Если сейчас выпадет 8 лягушек, то надо кричать «турбо», а если птички или ёжики, — то ждём дальше».

Очень полезны и увлекательны игры типа «мемори».


Читайте также: Обилие игрушек снижает качество игры малышей


Мой любимый «Турбосчёт»-мемори

Выкладываем, скажем, 4 карточки в ряд: 2 птички, 4 ёжика, 1 ёжик, 3 лягушки.

А потом, пока дети закрывают глаза, меняем одну карточку (например, не 4 ёжика, а 6 ёжиков кладём, или 4 лягушки), и просим детей открыть глаза и сформулировать словами — что изменилось.

То же самое делаем на счётных материалах (кубики, резиночки, палочки) — что-то убрали или поменяли местами. Что именно? Сначала я меняю, потом дети сами, по очереди. В семье то родители меняют — дети угадывают, то дети меняют — родители угадывают.

«Раз два три — Маша, смотри!»

За ширмой (за картонкой, за платочком) выкладываем мелкие одинаковые предметы — каштаны, счетные кубики, просто кубики, детальки лего, но не просто так, а группами по 2, по 4 по 6 штук. Потом ненадолго поднимаем картонку и говорим: «Раз, два, три, Маша, смотри!». И закрываем. Сколько каштанов (кубиков)?

Ещё мы любим играть в «птичку в клетке».

Рисуете квадратик как для игры в «крестики-нолики», поле из 9 клеток, 3*3, и в середину ставите магнит (монетку, пуговицу) — птичку. А дальше один командует, скажем «вверх, вправо, вниз, вниз», а остальные — каждый — должен знать, где у нас теперь птичка. Когда ведущий говорит «стоп», все сверяются, а там ли птичка, где должна быть?

Можно сперва двигать предмет по своему полю, а можно в уме, можно рисовать карандашом след птички на своем листке.

Просто, но эффективно! Процесс обучения в школе поставлен так, что ребёнку постоянно приходится следить за чужой мыслью.

 

Что ещё делать?

Играть в игры, где ребёнок должен внимательно слушать взрослого и реагировать на его слова. Это очень важно, потому что многие дети просто «уплывают», когда учитель что-то рассказывает. Привычка слушать и слышать — хорошая привычка.

«Кар, мяу, ква»

Я говорю «кар-кар», и дети два раза машут крыльями. Я говорю «мяу, мяу, мяу, мяу», и дети четыре раза трут носик лапкой. Я говорю «ква, ква, ква», и дети три раза подпрыгивают. А что надо сделать, когда я говорю «мяу, мяу, кар, ква, ква, ква»?

На занятиях в эту игру мы играем с пятилетками. Но игра хорошо идёт в разновозрастных компаниях. В семье играют все — и дети, и родители, и гости.

Ещё игра на внимательность

Хлопни в ладоши, когда в сказке, которую рассказывает ведущий, встретится число три.

На занятиях мы иногда играем в эту игру лежа — то есть дети лежат на ковре, а я рассказываю им сказку.


Читайте также: Эти 11 игр поднимут настроение всей семье


Подвижные игры на внимательность и на умение управлять собой.

Некоторые дети отлично могут пробормотать скороговорку «один-два-три-четыре-пять-шесть» до 20, а то и до ста, но пройти ровно 8 шагов не могут. Сосредоточиться и сделать телом (ногами, руками) то, что нужно, бывает непросто. А на крупную моторику завязаны очень многие навыки, в том числе навыки письма, связь между слуховым и зрительным восприятием, умение управлять собой.

«Пройдите 5 шагов вперёд и 3 шага назад»

Пройдите 12 шагов на пяточках, потом 4 шага на носочках.

Подпрыгните 4 раза, потом пройдите 7 шагов, потом подпрыгните ещё 3 раза.

Пройдите 8 больших шагов и 6 маленьких.

«Стоп-один, стоп-три»

Дети бегают до тех пор, пока ведущий не скажет «стоп». Если он говорит «стоп, 3!», то дети должны встать на 3 ноги (то есть на 2 ноги и 1 руку или наоборот, 2 руки и 1 ногу), если «стоп, 1», то надо встать на одну ногу, «стоп, 4» — на обе руки и обе ноги.

1

«Замри-отомри»

Дети скачут и бегают, пока им не скажут: «Замри!» — тогда они должны застыть на месте и не шевелиться до тех пор, пока не будет команды «Отомри!».

«Тише едешь — дальше будешь»

Пока водящий стоит спиной, остальные игроки маленькими шагами приближаются к нему. А как только водящий скажет «стоп!» и оглянется, все должны замереть на месте.

«Зелёный свет — красный свет»

Детям очень важно научиться самим себе командовать, когда начать бегать — когда остановиться, когда начать читать, а когда — закончить.

Именно этому умению многие дети учатся в первом классе: вовремя вынуть нужный учебник из портфеля, вовремя начать решать задачу, вовремя сосредоточиться на том, что говорит учитель.

Очень полезно научить ребенка стоять и прыгать на одной ножке.

Учёные заметили, что вспыльчивому человеку гораздо труднее долго простоять на одной ноге, чем спокойному. Если вам кажется, что ваш ребёнок излишне непоседлив и неуравновешен, то попробуйте засечь, какое время он может простоять на одной ноге. Считается, что для нормальной учебы в школе ребёнок должен стоять на каждой ноге по минуте.


Читайте также: 6 простых настольных игр для развития логического мышления


Что ещё очень важно в преддверии школы?

В школе детей учат читать, писать, считать.

И многие родители — пытаясь помочь ребёнку, облегчить его жизнь, стараются заранее дать ему эти навыки.

До школы научить читать.

Пораньше выучить цифры.

Вывалить на дошкольника тетрадки с примерами — пусть приучается к работе.

А часто ли при этом родители учат ребёнка просить о помощи?

Как дети действуют, когда им трудно, когда у них что-то не получается?

Кто-то начинает ныть, кто-то старается спрятаться, отгородиться, и пытается решить проблему сам, кто-то пытается списать ответ у соседей…

Когда-то давно мы водили школьников в пешие походы, на один день или на неделю… И первое, чему мы учили школьников (8 класс, 13-14 лет, не малыши даже!), — умению просить о помощи.

Если тебе трудно, натирает ботинок, неудобные лямки у рюкзака, тяжело идти, слишком быстро идёт руководитель — не терпи, а скажи сразу. Мы остановимся, и в этом ничего страшного.

Лучше заклеить ногу ДО того, как образовалась мозоль.

Умение отслеживать своё состояние, и сообщать о том, что ты устал, или плохо себя чувствуешь — зачастую куда важнее, чем умение считать или красиво писать в прописях.

Мышематика

Фото: depositphotos.com

 

Поделиться

Читайте также

Ежегодно с 16 по 22 сентября официально проводится Европейская Неделя Мобильности (ЕНМ), которая призывает горожан в эти дни отказаться от автомобиля, используя альтернативные способы и средства передвижения.

Среди источников загрязнения атмосферного воздуха выбросы от автотранспорта занимают первое место. Отказ от использования автомобилей поможет снизить загрязнение атмосферного воздуха от выбросов автотранспорта, в которых содержится большое количество вредных веществ, отрицательно влияющих на здоровье человека и компоненты окружающей среды.

ЕНМ – это стимул позаботиться также и о своём здоровье, так как одна из целей недели мобильности – постараться побольше гулять пешком, ездить на велосипеде, кататься на роликах и попробовать сохранить эту привычку.

Завершается ЕНМ 22 сентября акцией «Всемирный день без автомобиля», которая направлена на привлечение внимания общественности к проблеме вредного влияния на состояние окружающей среды и здоровье населения избыточного использования личных автомобилей.

Давайте же задумаемся и сделаем дружественный шаг к сохранению природы, оставив 22 сентября свой автомобиль на стоянке или в гараже, пересев в этот день на велосипед, общественный транспорт или преодолев путь пешком.

Поддержим Международную акцию «День без автомобиля» 22 сентября!

Откажемся от использования автомобилей хотя бы на один день! ­


Читайте также: Испанские учёные предложили очищать водоёмы с помощью пивных дрожжей


 

Бобруйский горисполком

Читать дальше

Статистический комитет организации опубликовал на днях данные о числе не посещающих школу детей. В 2018 году почти 258 млн. жителей планеты школьного возраста (от 6 до 17 лет) не учились в учреждениях образования – это приблизительно одна шестая часть населения Земли.

Если не принять срочные меры, то 12 миллионов малышей так и не переступят порог школы, а к 2030 году лишь 6 из 10 человек получат среднее образование.

Разрыв между бедными и богатыми странами велик. В преуспевающих государствах число детей 6–11 лет, не посещающих школу 2 процента, тогда как в странах с низким уровнем доходов населения этот процент приближается к 19. Тем старше становится ребёнок из бедной семьи, тем меньше у него шанс закончить своё образование – среди подростков в возрасте от 15 до 17 лет процент не посещающих школу вырастает до 61. В богатых станах таких всего 8%.


Читайте также: В Китае девочка последовала кулинарному совету из интернета и погибла


Ещё сложнее приходится девочкам. 9 миллионов малышек так и не приступят к учёбе, тогда как у мальчиков ситуация получше – всего 3 млн. не станут школьниками. Из этих 9-ти миллионов девочек 4 живут в африканских государствах.

Проблема назрела и требует срочного вмешательства. Решить её можно, лишь действуя энергично и увеличив финансирование.

1

Читать дальше

После некоторого затишья происшествий с участием вышедших на дороги Бобруйщины лосей в милицию вновь стали поступать такого рода сообщения.

Старший инспектор отдела ГАИ Бобруйского РОВД Сергей Кушнер сообщил, что в 10-м часу вечера 12 сентября 2019 года бдительный мужчина позвонил в милицию, чтобы предупредить о том, что на трассе Минск-Гомель в районе Сычково, где, кстати, не раз уже фиксировались такого рода случаи, дорогу перебегал лось.

К счастью, этому водителю удалось своевременно притормозить и таким образом избежать столкновения. В отличие от 55-летнего гражданина Украины, который накануне, поздним вечером 11 сентября, управляя грузовым автомобилем DAF с полуприцепом, на 131-м километре той же трассы вблизи Сычково, двигался в сторону Минска и наехал на перебегавшего слева направо по ходу движения молодого лося. Сидевший за рулем человек не пострадал, машина получила небольшие механические повреждения, а животное погибло.


Читайте также: «ВКонтакте» начнет удалять пиратские копии книг


Прибывшие на место ДТП сотрудники Госавтоинспекции констатировали: в действиях сидевшего за рулём усматривается состав административного правонарушения. Водитель в состоянии был обнаружить опасность для дальнейшего движения, потому как этот участок, где находится АЗС, хорошо освещается, и, если бы были своевременно приняты меры к торможению, инцидента можно было избежать. К тому же перед ударом дикому животному удалось пересечь две полосы движения.

За нарушение правил остановки транспортного средства гражданин привлечён к ответственности по ст. 18.22 ч. 5, предусматривающей наказание в виде штрафа в размере от 5-ти до 10-ти базовых величин.

1

 

Трыбуна працы

Читать дальше