ЮНИСЕФ в Беларуси: что делать, если ребёнок стал свидетелем насилия

Люди, ставшие свидетелями насилия, могут испытывать тяжёлые переживания – растерянность, непонимание, дезориентацию, боль, страх и чувство бессилия. С последствиями психологической травмы даже взрослому человеку справиться нелегко, но особенно тяжело приходится детям – ведь у них меньше сил, знаний и жизненного опыта. Советы от ЮНИСЕФ.

Что делать?

  1. В первую очередь взрослым важно самим стабилизировать свое эмоциональное состояние. Осознайте, какие чувства вы испытываете. Вы имеете право их испытывать, это нормальная реакция на сложившиеся обстоятельства.
  2. Снимите мышечное напряжение – поочередно напрягайте до предела и расслабляйте все группы мышц, стараясь почувствовать тепло при расслаблении. Если в теле есть дрожь – не пытайтесь её унять, наоборот, усильте – потрясите руками, ногами, будто стряхивая с них воду.
  3. Если есть возможность – выпейте воды, примите удобную устойчивую позу, сядьте, обопритесь на спинку стула, поставьте ноги на землю всей стопой.
  4. Используйте дыхательные техники, чтобы успокоиться. Глубоко вдыхайте воздух через нос, задействуя диафрагму («дышите животом»), и медленно выдыхайте через рот. Главное правило – время выдоха должно быть длиннее примерно в два раза, чем время вдоха.

Как помочь ребёнку и поддержать его?

Малыши-дошкольники знают, что не могут сами себя защитить и испытывают беспомощность. Родители в такой ситуации становятся первыми помощниками, ребёнку очень важно знать, что они его всегда защитят.

  • Отведите ребёнка в безопасное место и успокойте его, поддерживайте телесный контакт – возьмите на руки, обнимите, посадите к себе на колени.
  • Дайте ему возможность отдохнуть, умыться, поесть и попить.
  • Заверьте ребёнка, что вы и другие взрослые его не оставите и защитите, что ничего плохого с ним не случится.
  • Постарайтесь узнать о страхах ребёнка – выслушайте, если он говорит, или поощряйте делиться своими эмоциями: «Возьми меня за руку, если тебе страшно. Так я смогу узнать, что ты хочешь мне что-то сказать».
  • Не уставайте объяснять, что всё закончилось, что сейчас опасности нет. Убедитесь, что ребёнок вас слышит и понимает.
  • Следите за тем, чтобы ребёнок случайно не услышал о ваших страхах и переживаниях, когда вы рассказываете о них другим людям.
  • Предложите порисовать или поиграть. Если ребёнок рисует или отыгрывает травматичное событие – включите позитивные элементы, например, появление супергероя, чтобы малыш чувствовал себя в безопасности.
  • Старайтесь избегать контакта детей с вещами, которые могут вызвать неприятное воспоминание. Следите, чтобы ребёнок не узнал из СМИ или от других людей травмирующую его информацию.
  • Если ребёнку приснится кошмар – объясняйте разницу между сном и явью, скажите, что такое иногда случается после тяжёлого события, но потом пройдёт. После сна наступает новый день, где нет опасности.
  • Не допускайте, чтобы кто-то стыдил или критиковал ребёнка, если он боится, плачет или у него появляются регрессивные проявления – недержание мочи, желание посидеть на ручках, сосание соски или пальца.
 

Как помочь ребенку школьного возраста

  1. Понятная для возраста ребёнка информация о происходящем поможет снизить уровень тревоги и стабилизировать состояние. После каждой фразы наблюдайте за его реакцией, отвечайте на вопросы, даже, если они вам кажутся глупыми, и они их повторяют по многу раз. Будьте терпеливы. Избегайте деталей, которые могут напугать.
  2. Делайте акцент на общей сплоченности и силе: «Очень много взрослых сейчас вместе все делают для нашей безопасности и готовы нас защитить».
  3. Напоминайте, что вы эмоционально и физически рядом, поддерживайте тактильный контакт – обнимайте, гладьте, держите за руку.
  4. Признайте чувства ребёнка, говорите о них, дайте ему возможность выражать их любым способом – плакать, проявлять агрессию, грустить, замирать.
  5. Доносите мысль, что когда случаются страшные вещи, люди сильно переживают и это совершенно нормально. Любой человек может впасть в ярость, грусть или отчаяние. Нужно немного подождать, пока станет легче.
  6. Скажите, что произошедшее ужасно, и вы и другие взрослые всё сделаете для того, чтобы такое не повторилось и он жил в безопасном мире.
  7. Делайте акцент на том, что вы справились с ситуацией, что ребёнок сильный и смелый, как супергерой, что теперь вы в безопасности.
  8. Предложите нарисовать рисунок победы «добра» над «злом».
  9. Помогите снять мышечное напряжение с помощью игр, об этом можете почитать здесь.
  10. Ребёнок должен находиться в безопасном месте и со взрослым, которому он доверяет.
  11. Пропишите правила безопасности, если ребёнок остаётся дома один (не открывать чужим дверь, кому звонить, если родителей долго нет дома).
  12. Любое видео со сценами насилия, информация о применении насилия для ребёнка недопустимы.
  13. Соорудите «коробочку проблем», куда ребёнок может складывать записки о том, что его волнует. Перечитывайте и вместе находите ответы на вопросы.

Как помочь подростку

Подросткам важно знать, где искать проверенную информацию, и быть полезными, знать, что они могут сделать сами для других людей и улучшения ситуации.

  • Создайте условия для выражения чувств, помогите понять, что его чувства нормальны. Скажите: «Я чувствовал(а) себя так же. Я боялся (лась) и чувствовал (а) беспомощность».
  • Поощряйте больше общаться с друзьями и близкими.
  • Поддерживайте конструктивное стремление подростков помогать другим и помогите найти подходящие занятия, в которых они могут проявить свою силу и ответственность.
  • Вы должны быть убеждены в том, что они в безопасности. Для этого важно создать временные правила, пока ситуация не нормализуется – когда и куда можно идти, что можно делать, как выходить на связь, проговорить слова-пароли для разных ситуаций.
  • Скорректируйте чувство чрезмерной ответственности и вины: объясните, что действительно можно сделать, а что – нет. «Многие взрослые чувствуют себя так же, как ты, они раздражаются и винят себя в том, что больше ничего не смогли сделать. Но никто из нас не виноват в этом».
  • Помогите подростку понять, что несдержанное поведение является очень опасным способом выражения чувств (например, гнева) в первую очередь для него самого. Ведь проблему это никак не решит, а ему навредит, и придется справляться ещё и с последствиями рискованного поведения.
  • Объясняйте прямо и честно: «Когда случаются такие события, все люди испытывают страх, гнев, выходят из себя и даже хотят отомстить и самим проявлять насилие. Такие изменения в установках людей случаются часто. Сейчас тебе не верится, но через какое-то время мы все вернёмся к нашей привычной жизни и взглядам».

 

Будьте внимательны к состоянию ребёнка, отслеживайте тревожные признаки и в случае необходимости обращайтесь к специалистам. Маркеры стресса

1

ЮНИСЕФ

Фото: pexels

Поделиться

Читайте также

18 апреля 2020 года руководитель студии войлока «Воўна.by» Дворца искусств Бобруйска Елена Пшанцева проведет онлайн мастер-класс по валянию из шерсти «Веточка вербы».

Ссылки: @ALENAPSHANTSEVA, @VOUNA.BY

Предварительная регистрация по телефонам:

  • +375 (33) 601-73-37,
  • +375 (44) 741-36-70
 

Читать дальше

Весенние каникулы у школьников продлили на две недели, при этом учебный год должен закончиться 30 мая, как и планировалось. Из-за этого часы на изучение определённых тем учителям придётся сокращать. О таких рекомендациях Национального института образования сообщает TUT.BY.

Весенние каникулы у школьников должны были пройти с 30 марта по 5 апреля. После этого они дважды продлевались — из-за ситуации с коронавирусом. В итоге четвёртая четверть будет длиться шесть недель вместо стандартных восьми.

Национальный институт образования опубликовал методические рекомендации для учителей, которые преподают в начальных и старших классах, чтобы за это время пройти все темы и выполнить учебные программы. Из этих рекомендаций следует, что на одни темы стоит выделить меньше часов, чем планировалось, другие нужно будет объединить и изучить за один урок. Также придётся отказаться от некоторых контрольных работ, а также от занятий по систематизации и обобщению изученного материала.

 

Вот некоторые примеры:

  • ученикам 7-го классов придётся изучить раздел физики «Работа. Мощность. Энергия» за 8 часов вместо предусмотренных 12;
  • школьники, которые учатся в 8-х классах, не будут писать контрольную работу по теме «Системы и совокупности квадратных неравенств»;
  • ученикам 9-х классов предстоит за один урок изучить строение мочевыделительной системы и строение нефрона, что обычно изучается за два часа;
  • ученики 10 класса должны изучить тему «Уладзімір Караткевіч» (белорусская литература) за семь часов вместо запланированных восьми;
  • темы, которые касаются причастия и деепричастия, их образования и употребления, а также наречия, их образования и степеней сравнения (белорусский язык) рекомендуют изучить на одном уроке.

С полным списком рекомендуемых изменений можно ознакомиться по ссылке.

Фото: Анжелика Василевская.

TUT.BY

Читать дальше

Появился полный текст «Соглашения между Республикой Беларусь и Европейским союзом об упрощении выдачи виз». Осталось ещё несколько подписей, и визы для белорусов будут стоить 35 евро. Документ был опубликован на Национальном правовом интернет-портале. TUT.BY изучил документ и выбрал самые интересные положения.

Визу можно будет получить всего за два дня, но заплатить придется вдвое дороже — 70 евро. В документе отмечается, что консульское учреждение должно быть согласно принять решение так быстро.

12 категорий граждан смогут получить многоразовый «шенген» бесплатно:

  • члены национальных и региональных правительств и парламентов, Конституционного суда и Верховного суда (если они не освобождены от необходимости получения виз);
  • члены официальных делегаций, которые имеют необходимость регулярно принимать участие в официальных встречах, консультациях, переговорах или программах обмена, а также в мероприятиях, проводимых на территории государств — членов Евросоюза межправительственными организациями;
  • родственники (муж, жена, дети в возрасте до 21 года или на иждивении, родители и лица, исполняющие родительские обязанности, дедушки и бабушки, внуки и внучки), посещающие граждан Беларуси, легально проживающих на территории государств — членов Евросоюза, или граждан ЕС, проживающих на территории государств, гражданами которых они являются;
  • участники научной, учебной (касается вузов), культурной и творческой деятельности, в том числе университетских и других программ обмена;
  • школьники, студенты, аспиранты и сопровождающие их преподаватели, направляющиеся на обучение или учебную стажировку, в том числе в рамках программ обмена;
  • спортсмены и лица, сопровождающие их с целью исполнения профессиональных обязанностей;
  • участники официальных программ обмена, организованных городами-побратимами и другими муниципальными единицами;
  • представители общественных организаций гражданского общества, которые едут в одну из стран Евросоюза на тренинги, семинары, конференции, в том числе в рамках программ обмена;
  • участники официальных программ трансграничного сотрудничества Евросоюза между Беларусью и ЕС;
  • инвалиды и при необходимости сопровождающие их лица;
  • лица, имеющие документы, подтверждающие необходимость поездки на похороны, из-за тяжёлой болезни близкого родственника, на срочное медицинское лечение (вместе с сопровождающими их лицами);
  • дети в возрасте до 12 лет.

Стоимость услуг визовых центров не должна превышать 30 евро. При этом белорусы имеют право обращаться напрямую в посольство той страны, куда они захотят отправиться.

Решение о выдаче «шенгена» консульскими учреждениями и дипмиссиями должны приниматься в течение 10 календарных дней. В некоторых случаях этот срок может быть увеличен до 30 календарных дней. Период принятия решения о рассмотрении выдачи визы может быть сокращён до 2 календарных дней или даже меньше — в особо срочных случаях.

В Соглашении также прописаны документы, подтверждающие цель поездки, которые надо подавать той или иной категории граждан на получение «шенгена». Также в документе прописаны категории граждан, которые могут претендовать на пятилетний «шенген».

 

Дорога к «визам по 35»

Напомним, с 2 февраля в Евросоюзе вступил в силу новый Визовый кодекс – теперь за визу белорусам приходится платить 80 евро.

Но 8 января Беларусь и Евросоюз подписали соглашение об упрощении визового режима и соглашение о реадмиссии. Визовое соглашение делает получение «шенгена» проще и понижает его стоимость до 35 евро. Белорусская сторона — парламент, Совет Республики и президент Беларуси уже ратифицировали соглашение.

Теперь документы должны утвердить в Европарламенте, а после Совет ЕС сможет официально завершить ратификацию соглашений.

- Точная дата вступления в силу соглашений ЕС и Беларуси об упрощении визового режима и реадмиссии зависит от графика предстоящих заседаний Европейского парламента и Совета Европейского союза, который пока не определён в условиях пандемии. Мы находимся на завершающей стадии процедуры ратификации. Европейский парламент должен дать своё согласие, прежде чем Совет сможет принять своё решение о заключении соглашений и уведомить белорусскую сторону о таком решении, после чего соглашения вступят в силу в первый день второго месяца после обмена соответствующими уведомлениями о ратификации, — рассказали TUT.BY в пресс-службе Представительства ЕС в Беларуси.

После этого «шенген» для белорусов будет стоить 35 евро, а получить его станет проще.

TUT.BY

Читать дальше