Свадьба и сегодня остаётся важным моментом в жизни пары, несмотря на то, что всё больше влюблённых обходятся без пышных торжеств и не дают заработать на себе свадебным распорядителям. Листая фотоальбомы родителей, бабушек и дедушек, мы видим, что у них всё было иначе. А что если отлистнуть не меньше чем на столетие? Листает LADY.TUT.BY.
С древних времен женитьба считалась не только поводом для веселья, но и сакральным событием, вокруг которого было немало поверий, примет и обрядов. Что-то дошло и до наших дней — вспомнить хотя бы свадебный каравай, но многое мы всё же успели позабыть. А ведь у наших предков были чёткие правила по всем пунктам: в какой день жениться, как встречать сватов, как готовить невесту к венчанию, какие песни петь, какие цветы вплетать в венок, кто должен встречать молодых из церкви.
Деревня Савина Вилейского района
Отправной точкой многоэтапного свадебного ритуала было сватовство. Представители жениха, которых должно было быть нечётное количество, договаривались с родителями невесты о помолвке.
Сватали девушек обычно до Покрова (отмечается 14 октября), поэтому в народе говорили: «Прыйшла Пакрова — дзеўка гатова».
Именно родители принимали такое важное решение в жизни своей совсем ещё юной и несмышлёной дочери, ведь почти до начала 20 века в брак девушки вступали в возрасте до 18 лет. Те, кому стукнуло 19, а то и 20 лет, уже считались обузой для семьи и предметом насмешек для односельчан.
Читайте также: Во что наряжались женихи и невесты в Российской империи
Лучшим днем для сватовства считали четверг. Сват (чаще всего крестный отец жениха) должен был обязательно взять с собой буханку хлеба и бутылку водки. Сватовство считалось успешным, если в конце застолья мать невесты насыпала зерно ржи в уже пустую бутылку, заворачивала в рушник и снова отдавала гостю с посылом: посеянное зерно обязательно прорастёт новым колосом.
В отдельных регионах наполненную зерном бутылку прятали за икону в доме невесты и доставали лишь в день свадьбы, чтобы «обсеять» молодых. Вспомните: раньше именно зерном обсыпали машины свадебного кортежа, лишь в последние годы стало популярно устилать дорогу молодым лепестками роз, что, безусловно, красиво, но всё-таки не в нашей традиции.
Ляховичский район
Верили наши предки и в дурные приметы: встретив по дороге к предполагаемой невесте женщину с пустыми ведрами или кошку, вся бравая компания возвращалась домой и начинала свой путь заново. Плохим знаком было и услышать петуха по дороге или частый рогот лошади.
Следующим этапом после сватовства шли заручины, сегодня мы это называем помолвкой. В далёкие времена главной целью этого мероприятия было обсуждение двумя семьями вопросов, связанных с проведением свадьбы. Само слово «заручыны» своим этимологическим значением подсказывает, что встреча была для того, чтобы «заручыцца падтрымкай». В отдельных регионах этот обряд называли «запоіны», что происходит от местного выражения «запіць дзеўку».
Именно в этот момент обсуждалось приданое, а невеста одаривала свою будущую родню.
Ганцевичский район
Свадьбы играли по воскресеньям, соблюдая правило воздержания от веселья во время постов. Самым благоприятным периодом считали промежуток с конца августа и до начала рождественского поста. Учитывали и лунный календарь.
В субботу перед свадьбой происходил следующий этап обряда — «зборная субота». Вечером накануне торжества жених и невеста со своей, как тогда говорили, дружиной готовились к наступающему радостному событию.
По традиции молодые не виделись семь дней до свадьбы. Такой запрет объяснялся противостоянием злым духам. Кроме того, этих семи суток должно было хватить, чтобы жених и невеста приняли свою судьбу, а заодно захотели поскорее увидеться, почувствовали интерес друг к другу.
Шумилинский район
В процессе мужских сборов, которые аутентично назывались «хлапешнік», готовили транспорт, вычёсывали коней, хорошо их кормили на ночь и украшали конную упряжь еловыми веточками и бубенцами. Родители и друзья проводили нравоучительную беседу с женихом, распределяли свои роли и обязанности на завтра.
Несколько иначе проходила сборная суббота у невесты. В дом приходили незамужние подружки и проводили четыре обряда:
Для первого обряда отец невесты вносил в комнату дежу, на которой замешивали хлеб, застилал её вывернутым наизнанку кожухом. После брат невесты брал сестру за руку, трижды обводил её вокруг возведённого «пасада» и просил благословения родителей. А после наступал момент истины: если девушка была девственницей, она смело садилась, если нет — брала стул и садилась рядом.
Читайте также: «Жена должна». Ничего она не должна!
Как свидетельствуют этнографы, момент, конечно, очень неловкий, но нарушить многовековую традицию и соврать девушки тогда не решались. Тем более что во многих регионах Беларуси существовала традиция показывать сорочку молодой после первой брачной ночи. Если жена признавалась «хорошей», то на второй день свадьбы пили красную наливку, если такого заключения сделать не могли — пили водку.
После того как девушка выбрала, куда же ей все-таки садиться, ей обкуривали волосы сретенской свечой.
Следующим шагом было прощание с косой как символом девичества. Подружки запевали грустные песни о новой замужней женской доле, расплетали косу, расчесывали волосы. Уже с завтрашнего дня девушке запрещалось носить такую прическу.
После старшая подружка невесты завивала для неё свадебный венок, в который обязательно надо было вшить колечко и вплести растение под названием рута. Венок передавали матери невесты, которая на ночь вешала его возле икон.
Завершало сборную субботу прощание с подружками. Девушки пели песни, обнимали молодую, а та в ответ дарила каждой подарок — ленту, которой она заплетала свою девичью косу, или украшение.
В ночь перед свадьбой в доме как жениха, так и невесты пекли свадебный каравай, с чем также связано немало поверий. Если каравай сгорит, то жених (невеста) будет очень горячий в спорах; нельзя было месить тесто кулаками, потому что «муж будет бить жену»; водой, которой мыли руки после замешивания каравая, поливали особенно ценные садовые деревья и кусты, чтобы уродило.
В день свадьбы перед выходом из дома молодых снабжали различными оберегами:
Ляховичский район
Свадебный обряд начинался сразу после полудня, когда жених со своей дружиной выезжал за невестой. Невеста же пряталась в соседнем доме, но обязательно по той же стороне улицы, что и родительский дом: перебегать дорогу считалось плохой приметой.
После случались импровизированный выкуп и первое застолье. Затем проходило венчание. Хорошим знаком было, если в этот день шёл дождь и незнакомые люди по дороге из церкви устраивали импровизированную заставу, требуя плату за проезд.
Встречали молодых на второе застолье в доме невесты её родители — в вывернутых кожухах, отпугивая тем самым злых духов от новой семьи. Во время третьего застолья проходила церемония деления каравая. Молодые угощали гостей куском свадебной выпечки, те в ответ одаривали их деньгами.
Читайте также: «Сексом тоже можно заниматься в любой точке квартиры». Счастливый отец о том, как отправил ребёнка на каникулы
Грусти на свадьбе тоже хватало. В белорусских традициях было «вясельнае галашэнне», которое подразумевало под собой обязательно слёзы и печальные напевы. Эта традиция пришла ещё с тех далеких патриархальных времен, когда невеста не имела права навещать своих родных первые три года замужества. Как от такого не заголосить!
Сморгонский район
Второй день свадьбы гуляли у жениха. В шутку молодую жену разыгрывали: разбрасывали горох по полу, посылали за водой, заставляли испечь гостям блинов якобы с целью проверить, какая она хозяйка.
Девушка, в свою очередь, не поддавалась на провокации, но отчётливо понимала, что теперь она в другом статусе и у неё новые обязанности. К вечеру гости расходились, праздник заканчивался, а новая, ещё неизвестная, жизнь молодой семьи только начиналась.
1
Юлия Макаревич / Фото: из частного архива СЭТ (Студэнцкае этнаграфічнае таварыства) / LADY.TUT.BY
Отдел народонаселения ООН заявил в новом докладе, что население мира может достичь своего пика в 11 миллиардов человек в конце века и 9,7 миллиарда к 2050 году.
Новые демографические прогнозы показывают, что девять стран будут нести ответственность более чем за половину прогнозируемого прироста населения до 2050 года. В порядке убывания прироста населения список этих государств выглядит следующим образом:
В Африке к югу от Сахары численность населения, по прогнозам, к 2050 году увеличится почти вдвое, говорится в докладе.
Читайте также: Впервые в истории женщина без маточных труб родила ребенка, зачатого естественным образом
«Многие из наиболее быстрорастущих групп населения находятся в беднейших странах, где рост населения создает дополнительные проблемы в усилиях по искоренению нищеты, способствует гендерному неравенству и ухудшению здравоохранения и образования», — заявил заместитель генерального секретаря ООН по экономическим и социальным вопросам Лу Чжэньминь.
В докладе подтверждается, что население мира стареет в связи с увеличением продолжительности жизни и падением уровня рождаемости. Глобальный коэффициент рождаемости снизился с 3,2 рождений на одну женщину в 1990 году до 2,5 рождений в 2019 году и, по прогнозам, сократится до 2,2 рождений к 2050 году. Согласно докладу, чтобы обеспечить воспроизводство населения и не дать его численности упасть, коэффициент рождаемости должен быть не меньше 2,1.
В период между 2019 и 2050 годом численность населения, как прогнозируется, станет меньше на один процент. Население сократится в 55 странах, из которых 26 могут увидеть падение по крайней мере на 10 процентов. В Китае, по словам авторов доклада, население сократится на 31,4 миллиона человек, или около 2,2 процента, в период между 2019 и 2050 годом.
Глава Отдела народонаселения сообщил на пресс-конференции, открывающей доклад, что темпы роста населения замедляются по мере постепенного снижения уровня рождаемости. По его словам, это снижение обычно следует за падением уровня смертности, который первоначально спровоцировал рост рождаемости.
В конце доклада авторы отметили, что, поскольку до конца XXI века еще много времени, их прогноз не может быть точным, так как включает множество факторов, которые невозможно предвидеть. По их мнению, пик населения Земли в 11 миллиардов человек может наступить раньше или позже 2100 года.
1
Источник: naked-science.ru
Фото: bigstock
Существует великое множество пророчеств о том дне, когда мир на Земле перестанет существовать.
Исаак Ньютон считал, что апокалипсис придет к 2060 году, во второе пришествие Иисуса Христа, который на 1000 лет станет верховным правителем планеты.
Легендарный физик нашел отсылки к такому развитию событий, когда прочел священный текст Библии. Однако для Ньютона конец света — разрушение старого устройства мира на пути в светлое божественное царство на планете.
А вот американские специалисты считают, что апокалипсис наступит в XXI веке, только на 20 лет раньше — в 2040-е годы. По их мнению, Землю ждет кризис ресурсов: из-за перенаселения не будет хватать пищи.
Другие ученые считают, что большая часть человечества станет жертвой глобального потепления.
Международный фестиваль народного творчества «Венок дружбы» пройдёт в Бобруйске 23-27 июня 2022 года. Об этом корреспонденту БЕЛТА рассказал начальник отдела культуры Бобруйского горисполкома Вадим Щербич.
«Фестиваль включён в План мероприятий СНГ на 2022 год, посвященный Году народного творчества и культурного наследия. – рассказал Вадим Щербич. – «Венок дружбы» состоится на бобруйской земле уже в 16-й раз. Место его проведения выбрано не случайно: город на Березине славится своей многовековой историей, богатыми межэтническими и национально-культурными традициями. В этом году Бобруйск отмечает свое 635-летие».
Выступления на фестивале не носят конкурсного характера и проходят под девизом равной значимости и художественной ценности его участников, национальных культур и традиций. Коллективы познакомятся с народной культурой других стран, примут участие в выставке-презентации национального сувенира и национальных угощений, а также выставке-конкурсе «Венок как символ фестиваля – в подарок фестивалю». Концерты и творческие встречи пройдут как в Бобруйске, так и в других регионах Могилёвской области.
23 июня |
||
17.00-17.30 |
Презентация выставки квилт-клуба «Валошкі» (Минск) «ТекСтильный Букет» с участием художественного руководителя клуба Матусевич О.М. |
|
17.00-17.30 |
Презентация выставки художественных голограмм «Голография 2022. Бобруйск» |
|
17.00-21.00 |
Работа торговых рядов |
Площадка возле СК «Бобруйск-Арена» |
19.00-20.40 |
Мюзикл «Магия» Белорусского государственного университета культуры и искусств |
|
24 июня |
||
15.00-23.00 |
Работа торговых рядов |
Площадка возле СК «Бобруйск-Арена» |
15.00-20.00 |
«По гостиным улочкам Бобруйска…» (выставки-ярмарки мастеров различных видов народного искусства, народных промыслов и ремёсел, тематические и анимационные площадки) |
Площадка возле СК «Бобруйск-Арена» |
15.30 |
Церемония возложения цветов на мемориальном комплексе возле памятника-танка |
Площадь Победы |
15.40-16.10
|
Праздничное шествие делегаций гостей Бобруйска, участников фестиваля, трудовых коллективов |
От пл. Победы до СК «Бобруйск-Арена» |
16.00-18.00 |
Концерт творческих коллективов Бобруйска |
Площадка возле СК «Бобруйск-Арена» |
18.00-20.30 |
Торжественное открытие фестиваля – гала-концерт «Творчество объединяет друзей» |
|
21.00-22.00 |
Выступление арт-группы «Белорусы» |
Площадка возле СК «Бобруйск-Арена» |
22.00-24.00 |
Хит-парад топовых треков «В кругу друзей» от диджеев радио «ZefirFM» |
Площадка возле СК «Бобруйск-Арена» |
25 июня |
||
10.00-24.00 |
Работа торговых рядов |
Площадка возле СК «Бобруйск-Арена» |
12.00-23.00 |
«По гостиным улочкам Бобруйска…» (выставки-ярмарки мастеров различных видов народного искусства, народных промыслов и ремёсел, тематические и анимационные площадки) |
Площадка возле СК «Бобруйск-Арена» |
13.00-16.00 |
Работа площадок по различным видам спорта |
|
14.30-17.00 |
Фестиваль еды «Запрашаем смачна есцi!» с дегустацией белорусских разносолов от руководителей предприятий города |
Площадка возле СК «Бобруйск-Арена» |
15.00-18.00 |
Концертные программы «Наше творчество тебе, любимый город» |
Молодёжный парк, микрорайон Молодёжный, Центр досуга и творчества, Центр культуры и досуга Ленинского района |
15.00-18.00 |
Фестиваль красок «Шоу красок холи» |
|
15.30-20.00 |
Праздничный концерт участников фестиваля |
Площадка возле СК «Бобруйск-Арена» |
18.00 |
Спектакль «Кроткая» Азербайджанского государственного академического театра |
|
18.00-19.40 |
Концерт «Родина – ты в сердце моем и песни мои тебе на века» заслуженного артиста Беларуси Руслана Алехно и Академического ансамбля песни и танца Вооружённых Сил Республики Беларусь |
|
20.15-22.55 |
Праздничная программа «Новое поколение» в рамках Дня молодёжи |
Площадка возле СК «Бобруйск-Арена» |
23.00-23.10 |
Праздничный салют |
Площадка возле СК «Бобруйск-Арена» |
23.30-05.00 |
EDM-фестиваль «Bobruisk Dance Night». Open-air с топовыми диджеями Беларуси и России |
Площадка возле СК «Бобруйск-Арена» |
26 июня |
||
10.00-18.00 |
«По гостиным улочкам Бобруйска…» (выставки-ярмарки мастеров различных видов народного искусства, народных промыслов и ремёсел, тематические и анимационные площадки) |
Площадка возле СК «Бобруйск-Арена» |
10.00-11.30 |
Торжественное закрытие фестиваля – гала-концерт «Мы творчеством едины!» |
|
12.00-14.00 |
|
|
18.00-19.30 |
Арт-кафе. Музыкально-танцевальный вечер на летней террасе |