«Снимаю шляпу»: 20 лучших фильмов ушедшего десятилетия

Наш друг и синефил Максим Старцев по традиции написал для The Village Беларусь список выдающихся фильмов — на этот раз ушедшего десятилетия. Можете соглашаться с его выбором, спорить, но обязательно посмотрите.

Выдающиеся фильмы десятилетия

20. «Под Сильвер-Лэйк»

(2018)

реж. Дэвид Роберт Митчелл

Главный неонуар десятых, а с учётом поп-культурного контекста может и первый пост-неонуар вообще. Ни на что не похожее кино об исчезновениях людей, скрытых посланиях, заговорах и параноидальной одержимости.

Отчётливые поклоны Дэвиду Линчу налево и направо только усиливают эффект затяжного трипа. Эндрю Гарфилд превосходит здесь любые ожидания, а Д. Р. Митчелл, имея в активе невероятный «It Follows», в мгновение становится на полку главных молодых талантов авторского кино (это те, кому ещё нет пятидесяти).

19. «Простите за беспокойство»

(2018)

реж. Бутс Райли

Один из двух фильмов этой двадцатки, исполняющий мечту любого искушённого синефила — увидеть нечто совершенно оригинальное, нечто настолько из ряда вон выходящее, что к концу просмотра ты обнаруживаешь себя хлопающим стоя.

Бутс Райли позволил себе радикальное, смелое, очень шумное высказывание на тему корпоративного расизма, потребительского безумия и американской мечты в целом. Будьте готовы ко всему. Один из самых изобретательных фильмов XXI века.

18. «Охота на дикарей»

(2016)

реж. Тайка Вайтити

Самое трогательное зрелище десятых привалило к нам из умопомрачительно красивой Новой Зеландии. Перед началом своей голливудской карьеры Тайка Вайтити вернулся на родину и снял очень камерный, но обладающий широким эмоциональным спектром бадди-муви о простых человеческих ценностях.

Химия четырнадцатилетнего новичка Деннисона с легендой цеха Сэмом Нилом превращает эту и без того блестяще написанную картину во что-то более личное. Берёте «Вверх», добавляете визуал Уэса Андерсона, приправляете уникальным чувством юмора Вайтити, и получаете кино, которое неизбежно сделает вас добрее.

17. «Зови меня своим именем»

(2017)

реж. Лука Гуаданиньо

Самая чувствительная любовная история уходящего десятилетия естественным образом пришла из головы европейца, хоть и была сыграна самыми красивыми американскими лицами своего поколения. Фильм можно бесконечно засыпать комплиментами о работе Шаламе и Хаммера, диалогах Джеймса Айвори, чуткой работе режиссёра Гуаданиньо, заоблачным песням Суфьяна Стивенса — это всё будет правдой, «Зови меня своим именем» — безупречное кино.

Но самым приятным сюрпризом для меня стала зрительская реакция на фильм. Я не припомню ни единого комментария или поста, беснующегося на тему одинакового пола главных героев. Всем вдруг стало плевать. Всем вдруг просто хотелось подойти к этому камину, обнять Элио и сказать ему, что всё будет хорошо.

16. «Крид»

(2015)

реж. Райан Куглер

Ок. За этот фильм я уже получил предварительных люлей от некоторых друзей. Я попробую объяснить, в чём же заключается его триумфальность. Спортивные драмы, особенно на тему разного рода единоборств, занимают подозрительно много места в сердцах не имеющих отношения к физкультуре людей. Средненькие фильмы типа «Костолома», «Орла» Эдди» и «Cinderella Man» и бабки зарабатывают, и даже получают культовые статусы.

Но «Крид» — это новый уровень. Гений ещё совсем зелёного режиссёра Куглера здесь везде: работа с камерой, пугающая связь с Майклом Б. Джорданом, музыкальный ряд, отношения к деталям…

Кто-то скажет, что ему было легче остальных из-за использования брэнда Рокки Бальбоа, на что я отвечу «Почему же тогда за почти 40 лет никто не приблизился к крутости первых двух фильмов об итальянском жеребце?! Почему никто не заставил Сталлоне играть так хорошо?!». Если Куглер перестанет тратить свой талант на чёрных пантер, то всё у него будет в порядке.

15. «Чёрный лебедь»

(2010)

реж. Даррен Аронофски

Одна из главных женских ролей десятилетия. Ни до, ни после работы с Аронофски Натали Портман не была настолько шикарна. Безжалостное кино, гипнотизирующее зрителя с первых минут под чутким руководством маэстро паранойи.

Аронофски в «Чёрном лебеде» вырос не столько в работе с актёрами, сколько в технической изобретательности, прогресс которой во многом обязан воссоединению с любимым оператором Мэттью Либатиком.

Один из самых атмосферных триллеров нашего времени.

14. «Человек на Луне» / «Первый человек»

(2018)

реж. Дэмьен Шазелл

С Шазеллом всё предельно просто — он режиссёр от Бога, и на этом месте мог оказаться любой из трёх его полных метров. Однако «Первый человек» всё же особенный. После выдающихся «Одержимости» и «Ла-Ла Ленда» этому скромному вундеркинду доверили бы абсолютно любой проект. И поначалу выбор в пользу портрета Нила Армстронга и одной из главных миссий в истории человечества казался откровенно неудачным.

Я спрашивал себя «Ну что нового можно тут показать и рассказать?!». А рассказал Шазелл очень личную историю о живом человеке внутри скафандра. И показал Шазелл нетипично зрелый для 33-летнего режиссёра подход.

13. «Шпион, выйди вон!»

(2011)

реж. Томас Альфредсон

Шпионский жанр двадцать первого века тяжело дышит и обречённо хромает. На каждую «Шпионскую игру» или «Мюнхен» рано или поздно появится какое-нибудь «Арго» или, упаси Господь, «Красный воробей».

Томас Альфредсон в 2011 году сделал невозможное. Он снял по-настоящему захватывающий и умный детектив, не утратив при этом холодной достоверности работы в секретных службах.

Секрет в правильных ингредиентах: сюжетная основа — блестящий текст Джона ле Карре, каст — лучшие из лучших в Соединённом Королевстве, камера — будущий постоянный оператор Нолана. Услада для глаз и ушей. Лучший шпионский фильм XXI века.

12. «Социальная сеть»

(2010)

реж Дэвид Финчер

Финчер — это наше всё, тут вопросов нет. Уходящее десятилетие у него прошло вполне продуктивно — 3 полнометражных фильма и 2 выдающихся сериала на Netflix.

«Социальная сеть» здесь заметно выделяется. Вместе с главным сценаристом наших дней Аароном Соркиным Финчер составляет собирательный портрет целого поколения, параллельно грустно посмеиваясь над парадоксом, при котором продукт, объединяющий миллионы пользователей по всему миру, навсегда разделил жизнь пяти отдельных людей. Определённо, одна из лучших работ мэтра.

11. «Интерстеллар»

(2014)

реж. Кристофер Нолан

Из-за таких кинематографистов, как Кристофер Нолан, я не беспокоюсь за будущее развлекательного кино. Важнейший для жанра «блокбастер не для идиотов» режиссёр в середине десятилетия умудрился в разы превзойти собственное же «Начало», параллельно усадив половину населения Земли за учебники по астрофизике и теории относительности. Это уже не кино. Это опера о космосе и времени. Нолан — гений. Всё.

10. «Игра на понижение»

(2015)

реж. Адам МакКей

После прошлогодней «Власти» про Дика Чейни стало ясно, что Адам МакКей становится полноправным летописцем новейшей истории Соединённых Штатов. А началось всё с «Игры на понижения» — зубодробительного эпика о зарождении мирового финансового кризиса 2008 года.

Уникальность нарратива МакКея кроется в богатых комедийных корнях: он умеет смешно, динамично и понятно писать об ужасных и медленных процессах, в которых никто не разбирается. Такой формы я прежде не видел. Снимаю шляпу.

 

 

9.«Мастер»

(2012)

реж. Пол Томас Андерсон

После великого «There Will Be Blood» ПТ Андерсон держал фанатов в мучительном ожидании пять лет. И возвращение получилось более чем удовлетворительным.

Мощнейший эмоциональный всплеск с феноменальными актёрскими работами: полноценное возвращение Хоакина Феникса в топ, привычная надёжность Эми Адамс и последняя выдающаяся роль Филипа Сеймура Хоффмана.

Вкупе со сценарным талантом Андерсона, утончённым глазом оператора Малаймера мл. и уже привычной атмосферностью музыки Джонни Гринвуда из Radiohead получилось гениальное в своей старомодности кино.

8.«Отель «Гранд Будапешт»

(2014)

реж. Уэс Андерсон

Я жуткий сноб. Я не разделял всеобщего восторга «Королевством полной луны». К тому моменту Уэс Андерсон стал для меня предсказуемым и неспособным сделать что-то лучше «Таненбаумов». На «Гранд Будапешт», в свою очередь, я сходил три раза за три дня. В перерывах между истерическим смехом я благодарил Вселенную за то, что произошло с главным хипстером Голливуда.

В «Будапеште» отчётливо чувствуется творческое развитие режиссёра как рассказчика. Андерсон отходит от излишней претенциозности и в каком-то роде элитарности своего юмора. Картинку и комедийный тайминг он с блеском освоил давным давно. А вот доступность своей иронии и гэгов он расширил. Смеяться теперь можно всем.

7. «Малыш на драйве»

(2017)

реж. Эдгар Райт

За это я тоже уже знатно отхватил. Я без лишней скромности готов назвать «Бэйби драйвера» самым страстным фильмом десятилетия. Это не только готовый курс лекций на тему «Как быть гением монтажа изображения и звука». Это и ещё и самый настоящий passion-project, любовь к которому чувствуется в каждой сцене, реплике и песне.

За 22 года до выхода фильма Эдгар Райт при очередном прослушивании песни Jon Spencer Blues Explosion «Bellbottoms» придумал сцену вооруженной погони, в которой каждый жим на газ, каждый выстрел, взгляд и слово станут гармоничным дополнением этой драйвовой композиции.

Из этой дурной и сумасбродной идеи и родился целый фильм, в котором не существует лишнего движения, вздоха или звука. «Малыш на драйве» — это единственный в своем роде мета-мюзикл, который будет пересматриваться через десятки и десятки лет.

6. «Прибытие»

(2016)

реж. Дени Вильнёв

Важно сразу определить роль режиссёра «Прибытия» в мире визуального искусства 2010-х. Дени Вильнёв — самый лучший, успешный и попросту главный постановщик десятилетия. По сути, в этой подборке можно было составить отдельный топ его работ и расслабиться. «Пожары», «Пленницы», «Враг», «Убийца», «Бегущий по лезвию 2049» — эталонные картины, вышедшие из-под крыла одного живого человека.

Стоящее особняком в фильмографии канадского гения «Прибытие» — самый мощный за последние годы вклад в один из старейших жанров кинематографа, научной фантастики. Визуальная роскошь, эмоциональный стержень, актёрские работы — всё здесь доведено до абсолюта. Вильнёв даже не забыл про модный сюжетный поворот в финале. Этот чёртов канадец может всё.

5.«Безумный Макс: Дорога ярости»

(2015)

реж. Джордж Миллер

Редчайший случай, объединивший киноснобов и попкорн-адептов в единый лагерь визжащих от восторга фанатов. Никакого морального месседжа, никаких метафор и отсылок. Даже сюжет здесь иронично гипертрофирован.

Только экшн в своём изобретательном и техническом совершенстве. Уже пятый год я перебираю бесконечные эссе о визуальных приёмах Джорджа Миллера и оператора Джона Сила и каждый раз нахожу что-то новое. Я очень сомневаюсь, что в следующем десятилетии найдётся такой же ох...вший человек, как Миллер, готовый снять двухчасовую погоню по пустыне с мировыми звёздами в главных ролях и акробатами Цирка дю Солей на шестах.

Такое случилось лишь однажды. И я искренне надеюсь, что мы никогда не увидим продолжения.

4.«Стив Джобс»

(2015)

реж. Дэнни Бойл

Аарон Соркин упоминался выше как главный сценарист наших дней. «Стив Джобс» — апогей его таланта. Только он может выстроить сцену с таким накалом. Только у него каждая строка диалога обладает степенью апломба новостного диктора. Только он может по мотивам огромной биографии выдумает трёхактный закулисный триллер, раскрывающий нутро одной из самых главных персон современной истории.

Достижения Соркина ни в коем случае не умаляют выдающуюся работу визуального мастера Дэнни Бойла, заметно выросшего в «Джобсе» в умении раскрыть характеры. Меньше кислотных фильтров, меньше сверхдинамичного монтажа, меньше красок. Зато больше напряжения в движении камеры, больше внимания к ритму диалогов и, что самое важное, больше доверия актёрам.

Симфонический текст Соркина разыгрывается без единой ноты фальши. Фассбендер не ставит себе задачу копировать внешность и повадки Джобса, под руководством Бойла он доносит саму суть этого неприятного, но гипнотизирующего гения.

«Стив Джобс» — самый воодушевляющий фильм десятилетия, достойный стать вашим традиционным праздничным кино.

3. «Человек — швейцарский нож»

(2016)

реж. Дэн Кван, Дэниел Шайнерт

В наши дни оригинальность не в особом фаворе. Круглые сутки нас кормят контентом, вдохновлённым/скопированным/продолжающим разного рода существующие продукты, концепции и идеи. Спустя уже 5 минут после начала фильма Квана и Шайнерта главные герои (без трёх секунд самоубийца + буквальный труп) несутся по океанической глади под воздействием исходящих газов персонажа Рэдклиффа.

Да, фильм не похож ни на что. Вообще. Актёрский дуэт феноменален. После долгих лет зависимости от Гарри Поттера Рэдклифф сорвал с себя кандалы и стал выбирать максимально рискованные роли. Труп-Мэнни — самая глубокая, тонкая и, конечно, запоминающаяся среди них. Пол Дано хоть и несёт здесь на своих плечах весь здравый смысл, всё же успевает напомнить нам, как он может быть хорош в надёжных режиссёрских руках.

При всём при этом главное, чем является «Человек — швейцарский нож» — это не шок ради шока или провокация ради провокации. Это в первую очередь это чудесная басня о человечности, вере, чувстве вины и любви, в конце концов.

2. «Она»

(2013)

реж. Спайк Джонз

Помимо репутации одного из лучшим клипмейкеров в истории, Спайк Джонз славен бескомпромиссной искренностью своих полнометражных работ. Их всего четыре штуки. Тем ценнее каждая по отдельности. В 2010-х Джонз лишь однажды осмелился на полный метр, написав и поставив очевидно автобиографичное исследование человеческих чувств. Нежная, ироничная и трогательная история интимных отношений человека и операционной системы подается в тёплых тонах в кой-то веки утопического будущего.

Чтобы докопаться до каждой микроэмоции, на главную роль Джонз позвал мастера крупных планов Хоакина Феникса, обладающего уникальной способностью влюбить в себя с первых строк. Под душераздирающую музыку Arcade Fire главный герой Теодор, а с ним и зритель, преодолевает одно из важнейших человеческих испытаний — научиться отпускать и двигаться дальше.

Ни один Оскар за сценарий не сможет переоценить талант Спайка Джонза, самого честного визуального мастера последних десятилетий.

1.«Чем мы занимаемся в тени»

(2014)

реж. Тайка Вайтити, Джемейн Клемент

Любые «объективные» рейтинги всегда идут бок о бок с личными переживаниями, и поэтому, если честно, сомнений в первом месте было мало. Я действительно считаю этот фильм самым смешным за последние десять лет. И в моём эмоциональном спектре «самый смешной» значит «самый лучший».

Писать и снимать достойную комедию — адский труд. Это не «Бабушка лёгкого поведения». Действительно выдающаяся комедия всегда имеет под собой нечто большее, чем письки и пердёж. Уровень изучения и раскрытия персонажей в этом жанре не менее важен, чем в любом драматическом произведении.

Тайка Вайтити обладает редким качеством для сценариста и постановщика: он хорошо знает и любит каждого своего героя. А если ты внимателен ко всем, то и глаз оторвать от экрана невозможно. «Чем мы занимаемся в тени» — каталог самых смешных и трогательных персонажей, гэгов и диалогов. Убейте меня за излишние сопли, но смех — это счастье, а в счастье и заключается весь смысл.

1

Специальное упоминание: Фильмы, незаслуженно проигнорированные массовым зрителем.

10. «Четыре льва» (2010)

реж. Кристофер Моррис

Нелепая, человечная и очень смешная британская сатира, оскорбившая многих своим сюжетом о группе радикальных мусульман, планирующих теракт в самом сердце Западного мира.

9.«It Follows» (2014)

реж. Дэвид Роберт Митчелл

Первоклассный хоррор с оригинальными идеями и сильным подтекстом, замеченный даже в Каннах.

8.«Зелёная комната» (2015)

реж. Джереми Солнье

Жестокий и безумно стилёвый триллер, доказывающий, что жанр спасают не бабки, а талант постановщика.

7. «Алан Партридж» (2013)

реж. Деклан Лауни

Лучшая британская комедия десятилетия строго для знатоков жанра, а также для фанатов одноименного ТВ-шоу с гениальным Стивом Куганом.

6.«В этом мире я больше не чувствую себя как дома» (2016)

реж. Мэйкон Блэр

Чудесный пример трагикомедии о людях, потерявших стимул по жизни, удостоившийся Гран-при фестиваля в Сандэнсе.

5. «Специальный полуночный выпуск» (2016)

реж. Джефф Николс

Чувственная научная фантастика с выдающимися актерскими работами и хорошо прописанным эмоциональным ядром.

4. «Я, Эрл и умирающая девушка» (2015)

реж. Альфонсо Гомес-Рехон

Прикидываясь комедией про подростков, на деле вышел один из самых чутких фильмов о сложнейшем возрасте на свете.

3. «Поле в Англии» (2014)

реж. Бен Уитли

Невероятно странная и сложная к принятию, при этом завораживающая сюрреалистичная картина, больше похожая на выдающуюся театральную постановку.

2.«Пляжный бездельник» (2019)

реж. Хармони Корин

Пик визуального и режиссерского таланта одного из главных авторов независимого кино Соединенных Штатов.

1. «Хорошее время» (2017)

реж. Бен и Джошуа Сэфди

Фильм, установивший две свежие аксиомы: а) братья Сэфди — будущие классики американского кино; б) Роберт Паттинсон — будущая актёрская икона.

Поделиться

Читайте также

О трехцветной маркировке продуктов питания в ЕАЭС заговорили еще два года назад. При помощи красной, желтой и зеленой полоски покупателям планируют сообщать о содержании в продуктах жира, сахара и соли. Так называемую маркировку «светофор» предложил российский Роспотребнадзор. Новация может заработать уже к концу года, причем на территории стран – участниц СНГ.

В чем суть?

Принцип «светофора» подразумевает, что низкая концентрация сахара, соли и жиров будет обозначена на упаковках товаров полосой зеленого цвета. О средней концентрации покупателям сообщит желтая полоса, о высокой – красная. При этом за критерий высокой концентрации этих веществ, сообщают российские СМИ, Роспотребнадзор предложил считать на 100 граммов продукта 20 граммов жиров, 15 граммов сахара и 600 миллиграммов соли. Разработчики уверены: потребителям это поможет лучше заботиться о своем здоровье и внимательнее выбирать продукты, что в итоге сократит и заболеваемость из‑за неправильного питания.

У инициативы нашлось немало как сторонников, так и противников. Последние подчеркивают: важно не только, что едим, но и  в каком количестве. Сторонники же «светофора» приводили в пример опыт других стран, в том числе Великобритании, где уже используют красный, янтарный и зеленый цвета.

Предварительно известно, что требования стандарта не будут распространяться на сырье и продукты с однородным составом, то есть сахар, сливочное масло, шпик. Не будет маркировки и на упаковках питьевой воды, пищевых добавок и специализированной продукции. Также принцип «светофора» решили не применять к кондитерским изделиям, напиткам с подсластителями и сырам: покупатель изначально понимает, что содержание этих веществ в такой продукции критическое.

svetofor-dlya-gurmana-o-chem-budet-preduprezhdat-cvetovaya-markirovka-tovarov

Спорят о маркировке еще и потому, что применение ГОСТов на территории ЕАЭС – дело добровольное. Поэтому в случае введения «светофора» далеко не все производители сразу начнут помечать свою продукцию разноцветными полосками, а те, чьи товары должны получить красную метку, и вовсе не будут спешить маркировать их.

Что думают эксперты?

Ирина Почицкая, начальник Республиканского контрольно‑испытательного комплекса по качеству и безопасности пищевых продуктов Научно‑практического центра Национальной академии наук Беларуси по продовольствию, поддерживает инициативу выносить на упаковку всю правду:

– Идея с трехцветной маркировкой была еще лет 10 назад. Мы говорили о том, чтобы потребитель, когда приходит за продуктами, не тратил время на этикетку. Цветовая окраска будет свидетельствовать о доброкачественности продукции. Зеленая метка – гарантированное качество. При этом покупатель ­предупрежден и сам решает, покупать ли товары с желтой и красной маркировкой.

Специалист отмечает, что для покупателей такие метки – стимул делать выбор в пользу более здоровых продуктов, а для производителей – повышать качество товаров. Уже сейчас пользуется спросом шоколад без сахара, производят и мясные изделия с низким содержанием соли, а также кондитерские и хлебобулочные, в которых меньше соли, жира и сахара. Продукты обогащают микро‑ и макроэлементами, витаминами, пищевыми волокнами и пребиотиками.

Что же касается необязательности нормы, здесь, уверена специалист, торопиться действительно не стоит. Если сразу обязать указывать маркировку, это поставит многих производителей в сложную ситуацию: они не смогут так быстро перестроиться. Нужен переходный период, за который полезную привычку приобретут и покупатели, и производители.

Когда введут?

Впрочем, появление «светофора» на наших прилавках к концу года – еще не окончательное решение. Как рассказали специалисты Госстандарта, первая редакция проекта межгосударственного стандарта «Продукция пищевая. Продукция пищевая, содержащая критически значимые пищевые вещества. Предупредительная маркировка. Общие требования» была рассмотрена в Беларуси в конце прошлого года. С нашей стороны внесены предложения по доработке. И пока нет окончательной редакции, подчеркивает заместитель начальника управления Госстандарта Наталия Парковская, говорить о нововведениях рано.

svetofor-dlya-gurmana-o-chem-budet-preduprezhdat-cvetovaya-markirovka-tovarov

Какие корректировки предложили белорусские специалисты? Некоторые требования проекта ГОСТа не приведены в соответствие с требованиями технических регламентов Таможенного союза ЕАЭС: «О безопасности пищевой продукции», «Пищевая продукция в части ее маркировки», «О безопасности молока и молочной продукции». Открытым остается и вопрос, что подразумевается под «основной частью упаковки», поскольку в зависимости от ее размеров исчисляются и размеры графического изображения с информацией о массовой доле критически значимых пищевых веществ в продуктах. Многие производители считают, что размеры графического изображения завышены. При этом в Госстандарте отметили, что Беларусь готова рассмотреть окончательную редакцию проекта ГОСТа, которая также будет направлена всем заинтересованным сторонам – концерну «Белгоспищепром», Минсельхозпроду, Минздраву, облисполкомам и другим. Соответственно, говорить о том, присоединится ли Беларусь к цветовой маркировке или нет, можно будет лишь после рассмотрения окончательной редакции.

Ольга Пасияк, «СБ. Беларусь сегодня»

Читать дальше

В Беларуси до 1 января 2020 года будет создана автоматизированная информационная система учета многодетных семей. Соответствующий указ подписал Александр Лукашенко, сообщает пресс-служба главы государства.

Система будет содержать информацию, в том числе персонального характера, о несовершеннолетних детях из многодетных семей, их родителях, опекунах, попечителях.

Обеспечивать создание и функционирование АИС будет Министерство труда и социальной защиты, которое и станет ее владельцем. Источниками информации станут системы и ресурсы МВД, Министерства здравоохранения и Министерства образования.

«Создание АИС позволит усовершенствовать систему учета многодетных семей, актуализировать данные о таких семьях в режиме реального времени, проводить на постоянной основе мониторинг этой социальной группы населения. Все это будет способствовать повышению эффективности работы государственных органов с многодетными семьями», — говорится в сообщении.

TUT.BY.

Фото: БЕЛТА

Читать дальше

Указ Президента № 264 предусматривает создание в стране автоматизированной информационной системы учета многодетных, сообщает Mlyn.by. Речь идет о семьях, в которых на иждивении и воспитании находятся трое и более несовершеннолетних детей и при этом они постоянно проживают на территории Беларуси. Документ прокомментировали в Минтруда.

Автоматизированная информационная система (АИС) предназначена для формирования общереспубликанской базы данных многодетных семей.

Она позволит обеспечить адресность мер государственной семейной политики и мониторинг комплексной реализации такими семьями права на господдержку в сфере социальной защиты (назначение государственных пособий, социальных пенсий, семейного капитала, предоставления социальных услуг, материальной помощи к учебному году, награждения орденом Матери и др.).

В базу данных АИС будет включена информация, которая содержит персональные данные несовершеннолетних, их родителей, опекунов, попечителей, постоянно проживающих на территории Беларуси.

Ответственность за создание и функционирование общереспубликанской базы данных многодетных семей возложена на Минтруда. Ведомство также будет являться ее владельцем.

Источниками информации станут системы и ресурсы МВД, Минздрава и Министерства образования. Порядок предоставления сведений установит Совмин.

Также в Указе прописано, что информация из АИС учета многодетных семей используется:

  • Министерством труда и социальной защиты, местными исполнительными и распорядительными органами информация используется в полном объеме — для обеспечения мониторинга комплексной реализации многодетными семьями права на государственную поддержку в сфере социальной защиты;
  • иными госорганами — в случаях и порядке, определенных законодательными актами.

Информацию о включении в общереспубликанскую базу данных многодетных семей можно будет получить через личный кабинет пользователя на едином портале электронных услуг:

  • для государственных органов и организаций — при использовании личного ключа электронной цифровой подписи;
  • для граждан в отношении себя лично — при использовании личного ключа электронной цифровой подписи либо при использовании уникального идентификатора (выдается в службе «одно окно» бесплатно).

Автоматизированная информационная система учета многодетных семей будет создана до 1 января 2020 г.

Фото: БЕЛТА

Читать дальше