Символ милосердия. Флоренс Найтингейл посвятила жизнь уходу за больными

12 мая 1820 г. во Флоренции (Италия) родилась Флоренс Найтингейл. Призвание всей её жизни называли непристойным увлечением, пока раненые не стали слагать о ней легенды.

Семейная сцена

«Поплакать бы, только вместо слёз и жалости к себе одна сплошная злость и досада. Ну почему, почему родители, такие умные, современные люди, считают, что она – позор семьи, хотя единственная её провинность состоит в том, что она хочет заниматься своим любимым делом и решительно расправляется со всем, что ей мешает, даже с собственной помолвкой. Конечно, маму с папой можно понять. Артур-Арчибальд Сноуфилд – прекрасная партия. Он образован, у него в руках уважаемая профессия врача, он любезен, обеспечен и даже красив. Отличный вариант для любой девушки, а уж для тридцатилетней старой девы Флоренс и вовсе подарок судьбы. Неудивительно, что после того, как она объявила о разрыве помолвки, родители не только устроили грандиозный скандал, да ещё и в запале лишили дочь наследства. Да бог с ним, с наследством. Не нужны мне никакие деньги. Лишь бы меня оставили в покое и дали заниматься тем, что мне по-настоящему нравится – ухаживать за больными и ранеными. В конце концов, я не виновата, что Артур оказался таким же ханжой, как все. А ведь как хорошо всё начиналось. Он – врач, с ним можно было поговорить о том, как лучше наладить дела в больнице, обсудить, что требуется моим подопечным. Мы могли целыми днями быть вместе и не уставать друг от друга. Ну почему, как только была объявлена помолвка, он вдруг заявил, что я должна бросить госпиталь? Неужели он не понимает, что эта работа для меня дороже всего на свете?», – думала Флоренс Найтингейл, дочь английских аристократов, леди до кончиков ногтей и бывшая обладательница солидного наследства.


Читайте также: От этой истории ком в горле, но её надо рассказать


Нужно признать, что в тогдашние интерьеры больниц Флоренс действительно вписывалась плохо. Уж очень сильно отличался её облик от привычного вида сиделок. В те времена о больных заботились самые бедные, самые никчемные барышни, которые просто не сумели устроиться в другое место. Часто – из-за чрезмерной тяги к выпивке.

Грязные, оборванные, в лучшем случае они просто сидели рядом с больными, ничем не пытаясь помочь, а в худшем – падали рядом с умирающими и забывались тяжёлым похмельным сном.

И вдруг – Флоренс. «Леди со светильником», «ангел милосердия», как только не называли её раненые во время Крымской кампании. Флоренс всеми силами старалась облегчить их страдания и первая превратила уход за больными в науку, со своими формулами и строгими правилами.

Неудивительно, что среди её подопечных смертность была в десятки раз ниже, чем там, где за ранеными присматривали обычные сиделки. А книги, написанные мисс Найтингейл, многие десятилетия оставались пособием для медицинских сестер.

Расстроенная свадьба

Флоренс Найтингейл появилась на свет 12 мая 1820 года в богатой английской семье. До определённого возраста Флоренс ничем не отличалась от сверстниц. Классическое образование, танцы, музыка, искусство вести светскую беседу и, конечно же, безупречная репутация – всё это должно было помочь юной барышне составить отличную партию. Жених нашелся довольно скоро.

Генри Николсон, брат близкой подруги Флоренс Мериан всерьёз начал ухаживать за мисс Найтингейл. Впрочем, Генри мало интересовал юную Флоренс – господин Николсон был вечно нездоров, а потому капризен и мрачен. Однако Флоренс всерьёз задумывалась о том, чтобы выйти за него замуж. Уж очень сильно она была привязана к сестре жениха. Это чувство напоминало влюбленность, с той лишь разницей, что было вполне платоническим.

Именно отношения с Мериан подвигли Флоренс на то, чтобы дать согласие на брак с Генри. Однако, после того как помолвка была объявлена, Флоренс внезапно дала задний ход. Она вдруг поняла, что не сможет жить под одной крышей с этим человеком, который раздражает её каждую минуту, даже ради того, чтобы быть поближе к Мериан. Когда Флоренс объявила о своем решении, Мериан смертельно обиделась и разорвала все отношения с подругой.

Мисс Найтингейл была в отчаянии – без любимой подруги мир, казалось, потерял краски. Флоренс старалась избегать светской жизни и всерьёз подумывала об уходе в монастырь. Печальные мысли буквально тянули юную леди подальше от светской мишуры, туда, где люди знают, что такое страдание.

В один из таких дней Флоренс Найтингейл посещала какую-то из лондонских больниц для неимущих. Этот короткий визит перевернул всю её жизнь. Леди решила посвятить себя уходу за несчастными и устроилась на работу сиделкой.


Читайте также: Как белорусы отмечали День труда в разные годы


Когда Флоренс объявила о своём решении родителям, те не разговаривали с ней в течение недели. Её перестали принимать в светских гостиных – в лучшем случае её занятия считали «милым чудачеством», а в худшем – «непристойным увлечением». Где это видано, чтобы девушка из хорошей семьи находила удовольствие в том, чтобы смотреть на грязные голые тела, вдыхать запахи мочи и разлагающейся плоти, обрабатывать гноящиеся раны.

Единственной, кто был в те времена на стороне Флоренс, была её тётка Мэй Смит. Разница в возрасте между тётей и племянницей была невелика – и вскоре они стали очень близкими подругами.

Признание

В течение семи лет Флоренс стойко сносила постоянные ссоры с родителями и косые взгляды друзей и знакомых. После расторжения помолвки со Сноуфилдом обстановка в доме накалилась настолько, что пришлось покинуть родные стены. Мисс Найтингейл отправилась в один из английских монастырей, чтобы работать в тамошней больнице.

Однако попытки устроить больничную жизнь на свой лад встретили неодобрение монашек, и Флоренс Найтингейл отправилась во Францию, чтобы ухаживать за больными в госпитале при католическом монастыре.

1

Поступок для девушки, выросшей в порядочной семье английских протестантов, прямо скажем, неслыханный. Впрочем, Флоренс совсем не волновало всеобщее неодобрение.

Гораздо важнее, что во Франции ей наконец позволили устроить больничную жизнь по своему разумению. Заразные больные тут же были отделены от прочих, палаты стали регулярно проветривать, сиделки делали всё, что советовала им новенькая. В результате количество смертей в госпитале снизилось в два раза.

Успехи мисс Найтингейл были настолько ошеломительны, что слухи о них достигли Лондона. Сама королева попросила Флоренс вернуться и предложила ей должность в больнице для обедневших дворянок. И снова оказалось, что методы Флоренс способны творить чудеса. Если раньше большинство больных из стен лечебного заведения отправлялись прямиком на кладбище, то теперь практически все они возвращались домой.

На войне как на войне

В ноябре 1854 года Найтингейл неожиданно получила письмо от военного министра Сиднея Герберта. Он буквально умолял Флоренс отправиться на фронт – Британская корона принимала участие в Крымской кампании – и помочь в уходе за ранеными. Она сутками не отходила от больных, благодаря её усилиям в палатах была чистота, а перевязки делались каждый день – неслыханное расточительство!

Когда мисс Найтингейл взялась за дело, смертность среди раненых снизилась с двухсот до тридцати человек на каждую тысячу! Домой Флоренс вернулась знаменитой – раненые слагали о ней легенды. Теперь уже никто не считал её увлечение «непристойным», её пытались заманить на любой приём, а родители говорили, что гордятся дочерью.


Читайте также: Ничего важнее в своей жизни я ещё не делал


Однако война и тяжёлая работа подорвали здоровье Флоренс, и в 1856 году у неё случился инсульт, который приковал её к инвалидному креслу больше чем на полвека. Впрочем, это не мешало Найтингейл работать. Она была в Индии – следила за ходом тамошних санитарных реформ, возглавляла комиссию по состоянию английских лазаретов, писала книги и преподавала основы медицинского ухода.

В 1910 году Флоренс Найтингейл не стало.

Кстати

В 1912 году Лига Международного Красного Креста и Красного Полумесяца учредила медаль имени Флоренс Найтингейл, до сих пор самую почётную и высшую награду для сестёр милосердия во всём мире

Награда присуждается медицинским сёстрам за исключительную преданность своему делу и храбрость при оказании помощи раненым и больным как в военное, так и в мирное время.

Медаль изготовлена из позолоченного серебра. На лицевой стороне надпись на латинском языке «В память Флоренс Найтингейл. 1820—1910». В центре изображение женщины со светильником как символ добра, света, милосердия и надежды. На оборотной стороне медали надпись: «За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества».

simvol-miloserdiya-florens-naitingeil-posvyatila-zhizn-ukhodu-za-bolnymi

Медаль имени Флоренс Найтингейл. Фото: Commons.wikimedia.org

 

Аргументы и факты

Поделиться

Читайте также

В декабре на Бобруйщине пройдёт ежегодный смотр-конкурс на лучшее праздничное оформление новогодних елок и прилегающих к ним территорий.

Как сообщили в отделе идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Бобруйского райисполкома, для участия в смотре-конкурсе необходимо не позднее 18 декабря выполнить установку вне помещений и оформление новогодних елок, прилегающих к ним территорий и подать в отдел заявку на участие в смотре-конкурсе.

При подведении итогов учитываются:

  • оригинальность и эстетичность оформления новогодней елки,
  • наличие световой иллюминации,
  • благоустройство прилегающей территории,
  • организация и проведение у ёлки праздничных представлений.

Победителям смотра-конкурса присваиваются призовые места с вручением диплома и выплатой денежного вознаграждения.


Читайте также: Гололёд: куда обращаться в Бобруйске и как избежать травм


 

ТП

Читать дальше

Дворец искусств Бобруйска объявил о проведении ΙΥ конкурса театрального искусства «В свете софитов Бобруйск» среди предприятий, организаций, учреждений города и самодеятельных исполнителей.

В городском конкурсе принимают участие молодёжные театры, театры-студии, театральные любительские коллективы предприятий, организаций, учреждений города и самодеятельные исполнители, осуществляющие свою деятельность на территории Бобруйска.

Конкурсные постановки должны отражать лучшие традиции Беларуси и города, раскрывать его духовное наследие.

По группам

Участники конкурса определяются в группы:

  • 1-я группа: участвуют предприятия, организации, общественные организации и самодеятельные исполнители;
  • 2-я группа: участвуют учреждения профессионально-технического образования, среднего специального образования;
  • 3-я группа: участвуют учреждения культуры, общего среднего образования, учреждения дополнительного образования, в которых коллективы художественного творчества функционируют на постоянной основе.

Жанры постановок:

  • «Драматический спектакль» – продолжительностью до 20 минут.
  • «Театр малых форм» – продолжительностью до 15 минут (включает в себя литературно-музыкальные, композиции по стихам, театр теней, школьные и студенческие миниатюры и т. д.).
  • «Художественное слово» – продолжительность до 7 минут (не более 2 участников от коллектива).
  • «Хореографический спектакль» – продолжительностью до 15 минут.
  • «Пантомима и пластика» – продолжительностью до 7 минут.
  • «Театр эстрады» – продолжительностью до 15 минут.
  • «Музыкальный театр» – продолжительностью до 20 минут. 

Критерии

Конкурсные постановки оцениваются жюри согласно критериям по 5-ти бальной системе:

  • сценография;
  • режиссура;
  • хореография;
  • пластическое решение;
  • музыкальное оформление;
  • художественное оформление;
  • костюмы;
  • актёрское воплощение.

Критерии оценок исполнителей в номинации «Художественное слово»: сценическая речь, актёрское воплощение образа, глубина понимания и подачи исполняемых произведений.

1

Номинации

  • Лучший спектакль.
  • Лучшая режиссура.
  • Лучшая женская роль.
  • Лучшая мужская роль.
  • Лучшее оформление костюмов.
  • Лучшее исполнение в жанре «художественное слово».
  • Лучшее исполнение в жанре «пантомима и пластика».

Условия, порядок проведения конкурса и руководство

Участники 1-3 групп представляют тематические театральные проекты по предложенным жанрам на выбор.

Возраст участников конкурса не ограничен. 

Конкурс проводится с 17 ноября 2022 года по 31 марта 2023 года (включительно):

  • 1-й день – конкурсные показы спектаклей, работа профессионального жюри, разборы просмотренных спектаклей (29 марта 2023 года, начало в 10.00, концертный зал Дворца искусств);
  • 2-й день – конкурсные показы спектаклей, работа профессионального жюри, разборы просмотренных спектаклей (30 марта 2023 года, начало в 10.00, концертный зал Дворца искусств);
  • 3-й день – подведение итогов конкурса, торжественная церемония награждения участников и 31 марта 2023 года гала-концерт (начало в 16.00, концертный зал Дворца искусств, входной билет – 7,00 руб.).

Заявки-анкеты подаются по форме (согласно приложению №1) до 13 марта 2023 года с копией квитанции об оплате вступительного взноса с пометкой «За участие в конкурсе» в методический отдел Дворца искусств или на электронный адрес организационно-методического отдела diomo@dvorezbobr.by, diomo@tut.by, тел. 8(0225) 72-60-97, +375(29) 935-44-91 – Чёрная Наталья Ивановна, +375(29) 381-75-97 – Солонович Екатерина Владимировна.

 

Читать дальше

Драматический театр в Бобруйске – это одно из самых любимых и посещаемых мест в городе. Во все времена театр – это такое место, человек идёт вроде как отдохнуть, развлечься, а выходит после спектакля, открыв для себя и в себе что-то новое. И это прекрасно!

В нашем городе театру много лет, значит, он жив, он нужен Бобруйску, его любят в городе, ходят на спектакли, как говорила знаменитая Фаина Раневская: «…Смотреть и слушать можно и в кино, а в театре ходят душу лечить…».

Областной театр драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича

Репертуар на март 2024 года

repertuar-teatra-im-v-i-dunina-marcinkevicha-na-mesyac-2

Внимание

  • В репертуаре могут быть изменения.
  • Билеты на детские спектакли приобретаются зрителем независимо от возраста.
  • Покупка и бронирование билетов через сайт театра заканчиваются за 24 часа до начала проведения культурно-зрелищного мероприятия.
  • Возврат билетов может осуществляться не позднее, чем за один календарный день до дня проведения культурно-зрелищного мероприятия.

К сведению зрителей-инвалидов и других категорий маломощных граждан

Особенности приобретения билетов

При покупке входного билета для инвалидов-колясочников необходимо информировать об этом кассиров и администраторов театра.

Инвалиды всех категорий и групп имеют право предварительно заказывать входные билеты на культурно-зрелищные мероприятия в кассе театра по телефону, с последующим приобретением в течение недели вне очереди.

Оснащение и возможности, обеспечивающие доступ в театр инвалидам и другим маломобильным гражданам:

  • съёмный пандус (подход к пандусу расположен у правого входа с торца здания);
  • возможность оказания содействия при входе (выходе) и передвижении.

Дополнительная помощь оказывается силами сотрудников театра. Необходимо предварительно обратиться по телефону 8(0225) 71-69-28 (администратор) и сообщить об объёме необходимой помощи.

В случае невозможности осуществить звонок или длительного отсутствия ответа администратора, воспользуйтесь кнопкой вызова персонала, которая расположена у входной двери центрального входа.

 

Читать дальше