План для родителей: учим безопасности малышей от трех до пяти лет

Они легко с улыбкой подходят к постороннему взрослому, рассказывают обо всём подряд первому встречному, не задумываясь, возьмут протянутую конфету, и иногда кажется, что они готовы обнимать и любить весь мир: знакомиться, дружить, делиться, доверять. Да, речь о нашей малышне трёх-пяти лет.

Поначалу нас, родителей, эта контактность и бесстрашие умиляют и радуют, но через какое-то время их абсолютная доверчивость начинает тревожить, тем более они так и норовят убежать от нас при первом удобном случае: и в гипермаркете, и на детской площадке и во дворе собственного дома. Нам всё чаще становится неловко, когда незнакомая тётя в городском транспорте или в поликлинике слышит подробный рассказ о том, как мама с папой вчера поссорились, или о том, что мама приготовила на ужин в праздничный вечер, сколько комнат в квартире, куда папа ездил в командировку, почему мама не разговаривает с бабушкой, и как братик описался в гостях на прошлой неделе.

Разговоры не помогают, хотя дети вроде бы кивают и дают обещания, когда слышат наши объяснения.

Возникает проблема: как научить малыша основам таких понятий, как доверие и недоверие, стыд и сдержанность, свои и чужие, хорошие и плохие?

Как объяснить, где проходят личные границы и границы «ближнего круга», о чём можно говорить с посторонними, а о чем нет? Как вести себя, если милая пожилая тётя вдруг начинает обращаться к ребёнку с вопросами при маме или без нее? И главное, как проделать все это воспитательное волшебство, не пугая, не настораживая и не запрещая?

plan-dlya-roditelei-uchim-bezopasnosti-malyshei-ot-trekh-do-pyati-let-1

Но для начала давайте сверимся, вдруг наши представления о воспитании безопасного поведения очень разные. Наша цель: сделать так, чтобы без нажима, запугиваний и конфликтов, вызывающих даже у малышей чувство протеста и нежелание слушать или разговаривать о безопасности, научить ребенка нескольким вещам:

  • разделять взрослых на своих и чужих, знакомых и посторонних и разделять свои формы поведения в зависимости от этого;
  • понимать, что добрый и вежливый (улыбающийся, симпатичный, щедрый, пожилой, женщина) – не одно и то же;
  • уметь говорить «Нет» постороннему взрослому человеку, не стесняясь и не боясь этого;
  • знать, как отвечать любому постороннему, если тот обратился за помощью, с предложением или с любым разговором;
  • знать, как и к кому обратиться за помощью, если рядом нет ни родителей, ни знакомых;
  • понимать, что взрослые люди могут быть опасны, но не испытывать парализующего страха перед возможными угрозами.

Согласны?

Тогда предлагаем примерный план. Возможно, хотя бы какие-то его пункты вы сможете использовать в вашей семье или усовершенствовать и дополнить их вашими методами и идеями.

1. Рисуем «круги доверия» вместе

Берём цветные карандаши, пусть нарисует самых близких членов семьи, самых-самых. Обведём в кружок. Затем знакомых и друзей, кого-то из дальних родственников, воспитателей, нянь. Это второй круг другого цвета. Затем можно нарисовать тех незнакомых, которые нравятся и вызывают доверие. А ещё – тех, кто кажется подозрительным.

Этот рисунок пригодится нам не раз. По нему мы можем показать степени близости: например, обнимать, гладить и целовать ребенка могут только люди из этого круга (пусть ребёнок выберет свой любимый цвет для самых близких). А вежливо здороваться и разговаривать можно и с этими и вот с теми (здесь тоже лучше, чтобы ребёнок выбрал цвета сам).

А вот посторонние (плохие или хорошие – неважно) будут нейтрального цвета. Они не должны подходить к чужим детям, особенно если рядом с теми нет родителей. Они не могут трогать и обнимать, ничего не предлагают, никуда не зовут, не дарят и не спрашивают ни о самом ребёнке, ни о его семье. А если и спрашивают, то можно не отвечать, потому что воспитанные взрослые не общаются с чужими детьми без разрешения их родителей.

Этот же рисунок можно вспомнить на прогулке на улице: пусть покажет тех прохожих, которые нравятся и тех, кто не симпатичен, и расскажет почему. Заодно можно и определить тех посторонних, к которым можно подойти, если нужна помощь, если потерялся или что-то случилось.

2. Начинаем спрашивать

Уже в трёхлетнем возрасте с помощью таких разговоров во время прогулки или игры можно аккуратно донести главное: есть люди хорошие и плохие, добрые и злые. И вторые всегда стараются быть похожими на первых, ведь иначе их сразу все увидят и выведут на чистую воду. Даже волк в сказке о семерых козлятах подделывал добрый голос мамы, чтобы козлята открыли ему дверь. А иногда бывает наоборот: не очень красивый, неулыбчивый человек может быть очень добрым. Хороший человек может иногда и нагрубить или показаться невежливым, просто у него такое настроение. После пары таких коротких разговоров (обязательно в диалоге, пусть ребёнок сам думает и доходит до этих выводов) можно переходить ко следующему логическому шагу.

3. Объясняем нюансы внешнего вида

Если вы видите в книжке, мультике или кино «преступника» (в чёрном, в маске, с оружием и жуткими повадками), то обращаем внимание ребёнка на то, что такие преступники существуют только в вымышленном мире.

Спросите его, почему ни один преступник не рискнет выйти на улицу в черной маске, чёрном плаще и с пистолетом в руке. Его собственный ответ запомнится ребёнку лучше всего.

Обратите внимание на то, что на улице всегда есть люди и у каждого есть мобильный телефон, с которого можно моментально позвонить в полицию или снять подозрительного человека на фото или видео.

plan-dlya-roditelei-uchim-bezopasnosti-malyshei-ot-trekh-do-pyati-let-2

Покажите ребёнку камеры наружного наблюдения. Пусть он поймёт, что настоящий преступник никогда не рискнет ни выглядеть как-то по-особенному, ни нападать на других прямо на улице. И тут можно перейти к следующему важному моменту.

4. О спасительном крике

Если плохой человек хочет, чтобы на него не обратили внимания, то он должен действовать очень скрытно и выглядеть совсем не подозрительно.

  • А что он может сделать, например, чтобы увести с собой чужого ребёнка?
  • Как можно начать разговор, чтобы все окружающие подумали, что это не чужой дядя или тётя, а папа или мама малыша?
  • Как он поведёт себя, если ребёнок закричит или побежит?
  • Рискнёт ли он гнаться за ним или тащить за собой?
  • Что лучше кричать, чтобы все-все вокруг точно поняли, что это чужой человек?
  • Давай покричим вместе, кто громче?

Совершенно неважно, посмотрят ли на нас с тобой, если мы сейчас потренируемся громко кричать на весь парк.

5. Учимся вежливо говорить «Нет» и устанавливать личные границы

Переходим к такому непростому вопросу, как личные границы, вежливость и умение говорить «Нет». Исключаем из общения фразы: «Старших надо уважать», «Как ты разговариваешь со взрослыми?», «Что о тебе подумает тетя?».

Нет, мы не собираемся воспитывать хулиганов, но и беспрекословное послушание, зажатость и желание «всегда быть хорошим» — не самый лучший вариант с точки зрения безопасности. И здесь всё просто: посторонние взрослые не должны подходить к детям, если тем не нужна помощь. Они могут сделать замечание, если ребёнок расшалился и нарушил их личные границы. Могут спросить, не нужна ли помощь, если ребёнок потерялся.

Некоторые бабушки, конечно, могут начать разговор о чём угодно, потому что они выросли в другое время, тогда так было принято. Но сейчас, в наше время, ни один взрослый не должен ни угощать чужого ребёнка, ни звать с собой, ни просить его о помощи или услуге.

И если такой взрослый подходит и заговаривает, то с ним можно и нужно быть невежливым, потому что таких взрослых нужно опасаться и даже воспитывать. Отвечаем: «Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать» или «Я не разговариваю с незнакомыми».

plan-dlya-roditelei-uchim-bezopasnosti-malyshei-ot-trekh-do-pyati-let-3

А если какой-то взрослый пытается увести, даже хотя бы просто дотрагивается, – можно и нужно применять два своих главных оружия: быстрые ноги и громкий голос.

Кричим громко: «Помогите! Я не знаю этого человека!» и бежим в самое ближайшее безопасное место, откуда сразу же звоним родителям.

Особо важно не раз и не два сакцентировать внимание ребёнка на том, что главное – привлечь внимание. Не победить, не «применить приём», не спрятаться, не плакать, не кусаться или плеваться (они все на тренингах предлагают такие варианты), а устроить «шумовую атаку», ничегошеньки не стесняясь.

6. Телефоны – наизусть

В три года. Как минимум, два номера. И домашний адрес – наизусть. И имя-фамилию-отчество мамы и папы. И заодно сразу напоминаем, что это — информация про самый близкий круг, и её не нужно рассказывать посторонним, если не нужна помощь.

7. Опасные и безопасные места

Тут отлично помогут карточки с рисунками. Рисуем всё, что видим на улицах: и детские сады, и школы, и магазины, и станцию метро, и автобус с трамваем, и гаражи, и стройку, и двор, и парк, и дорогу, и аптеку/банк/салон красоты/кафе/ресторан.

Пусть помогают рисовать, насколько возможно. Затем раскладываем на две кучки: опасные и безопасные. А потом при случае находим их на прогулке, по пути в детский сад или в гости, по сторонам от детской площадки и просто, глядя в окно.

В безопасных местах всегда есть люди, а преступники больше всего на свете боятся, что их раскроют и поймают. Именно поэтому они убегут, если только применить два главных оружия. Главное: кричать громко-громко и бежать быстро. Тогда никто не рискнёт ни догонять, ни даже подходить близко.

Спросите у ребёнка – почему? Пусть представит прямо во время прогулки, что бы случилось, если бы какой-то мальчик сейчас бежал по улице и кричал: «Помогите! Спасите! Я не знаю этого человека!» Напомните о камерах наружного наблюдения, о мобильных телефонах у каждого прохожего. Пусть ребёнок будет уверен в том, что он может отпугнуть любого, главное – не стесняться орать громко и бежать, не раздумывая.

8. Один дома

Тут подключаем игру, потому что очень важно всё показать и попробовать на практике вместе. Проще всего сначала показать, как именно отвечать, если кто-то позвонил в дверь, а родителей нет дома. (Иногда некоторые специалисты советуют вовсе не подходить к двери, но мы всё-таки считаем, что это более опасно, потому что в случае, если какой-то грабитель пришел с целью взлома, он может проникнуть в квартиру, если никого дома нет).

Показываем, играя: «Допустим, я – это ты, а ты – это посторонний. Ты звонишь в дверь. Я подхожу, спрашиваю, кто там? Слушаю ответ и говорю: «Родителей нет, но скоро придут». И звоню – кому? Правильно! Маме или папе. Сразу же, даже если человек за дверью ушел.

plan-dlya-roditelei-uchim-bezopasnosti-malyshei-ot-trekh-do-pyati-let-4

Мы не рекомендуем в этом возрасте прорабатывать ситуации из серии «что делать, если кто-то взламывает дверь» или «что делать, если на тебя напали в подъезде или в лифте». Трёх-пятилетнего ребенка это, скорее, напугает. Тем более, что детей такого возраста мы же крайне редко оставляем одних надолго без присмотра.

Фото: Alicja Brodowicz, pixabay.com

Поделиться

Читайте также

Только блаженные и юродивые могли не заметить, что этот год какой-то неудачный. Негативные новости щедро льются из любого утюга. Причём их так много и они такие разные, что можно даже выбирать по вкусу. Только одних пандемий, говорят, четыре штуки. LADY.TUT.BY делится впечатлениями блогера и писателя Александра Зантовича.

И всё-таки нет-нет да встретишь в толпе счастливые лица. Эти люди спокойны, безмятежны и счастливы. Они двигаются плавно, размеренно и никуда не спешат. И постоянно улыбаются.

Эти люди — родители, которые куда-то отправили своих детей.

До конца понять и прочувствовать их радость могут только другие родители.

Во-первых, наконец-то закончилась школа. Многие думают, что это прежде всего детская радость. На самом деле лично я гораздо больше счастлив. Посудите сами.

Не будет больше проверок домашнего задания, похожих на допрос партизана фашистами. Не будет дневников, которые до сих пор зачем-то нужно вести и заполнять. Не будет неудобных звонков от учителей. Ваш ребёнок включил пожарную сигнализацию, разбил стекло в кабинете биологии, подрался, курил за углом и возглавил организованную преступную группировку, что воровала пирожки с капустой.

Последняя четверть в этом году вообще была странной. Четыре бесстрашных человека в классе. Остальные — на «удалёнке», которая то ли есть, то ли её нет. Учиться на расстоянии и взрослому человеку непросто. А тут — детишки, у которых самодисциплины, как у котёнка. Поэтому роль жандармерии ещё больше усилилась. Теперь, слава Богу, всё позади.

И кружки закончились. Не надо больше работать таксистом, развозя чадо из школы на английский, с английского на робототехнику, оттуда — на спорт. Не нужно бухтеть «развесь бассейн», «сделай домашку по электронной музыке».

И наконец-то закончилась затяжная позиционная война с гаджетами. Ребёнка собрали, перекрестили и отправили в лето.

После этого эмоционального акта у родителей образуется масса свободного времени, которое можно использовать максимально продуктивно.

Например, можно пересмотреть все взрослые фильмы и сериалы, которые вы планировали. У многих есть такой список — на потом. Ведь пока чадо сделает уроки, пока поест, пока соизволит уложиться спать, уже сил никаких нет. А тут — можно сразу начинать, как с работы пришёл. Хоть «Игры престолов» пересматривай с первого сезона!

 

Особый шарм, что можно перед телевизором есть. Воспитательный момент пропал вместе с воспитуемыми, поэтому твоё моральное падение останется незамеченным и безнаказанным. Причем есть ты, опять же, можешь что угодно. Хоть чипсы, хоть кириешки, хоть пиво с сушёным кальмаром, которого один мой друг метко называл стругаными пятками бабушек.

И да, выпить можно. И курить, не скрываясь. Поскольку ты теперь не образец для подражания, нет нужды воспитывать себя, чтобы воспитать другого. Все пороки, которые ты так долго держал в себе, можно наконец-то с наслаждением выплеснуть.

Можно хоть голому ходить по квартире, пугая людей из соседнего дома.

И раз уж мы затронули эту тему, сексом тоже можно заниматься в любой точке квартиры и в любое время суток. Хотя лучше в то время, когда вторая половинка тоже дома…

Не нужно ждать ночи, сдерживать крики и стоны, прислушиваясь к звукам в соседней комнате. Никто не будет подозрительно на вас смотреть за завтраком и зловеще бурчать: «Не хочу никакой сестры. Знайте: я за вами слежу!».

В общем, друзья, ощущения шикарные! Это как сбросить после многодневного похода тяжёлый рюкзак. Или как в тёплое море с разбегу. Или как с зоны откинуться (такого опыта нет, но, думаю, не ошибся).

Поэтому, пользуясь случаем, выражаю глубокую благодарность тем, кто придумал детские лагеря. Замечательное изобретение, которое, с одной стороны, дарит родителям все вышеперечисленные прелести, а с другой — обеспечивает более раннее и гармоничное развитие отпрысков. Ведь в лагере ребёнок может научиться дружить, преодолевать трудности, развивать спортивные навыки. А также рассказывать жуткие истории, мазать людей пастой, драться, курить и мало ли каким ещё сакральным знаниям.

Читайте также: Игра с папой может улучшить самоконтроль детей

И, конечно, низкий поклон бабушкам и дедушкам! Ведь им гораздо труднее, чем было нашим.

Когда нас в детстве отправляли в деревню, даже вопросов никаких не возникало. Авторитет родителей был незыблем. И потом, в деревне было классно. Солнце, ягоды, фрукты, рыбалка, футбол, дискотека в клубе — весь мир в твоих руках! Да, приходилось порой потрудиться, помочь бабушке, но даже труд был как будто в радость. Кроме сбора колорадского жука, конечно. Это даже вспоминать тошно.

А чем сейчас завлекать молодежь на природу? Всё, что нас в таком же возрасте радовало, нынешних детишек не интересует. А с тем, что им жизненно необходимо, — беда.

Вайфая нет, телевидения нет, новых игр на телефон не накачаешь… Даже других детей, чтобы банду сколотить, тоже толком нет.

И всё-таки находят старики подходы и аргументы. И сын действительно сам просится на дачу к тестю. Гоняет за рулем на его машине в магазин за хлебом, поливает из шланга огород, ходит за газонокосилкой. Да, в первый же день поступает тревожный звонок: «Ну булок и мороженого я купил. А чем ещё его кормить?». Но это же дед! Так и должно быть.

И потом, нарушение режима питания — не самая большая плата за это непередаваемое чувство свободы, которого нам так порой не хватает.

1

LADY.TUT.BY

Фото: istock

Читать дальше

В пятницу, 23 октября 2020 года, модные курсы «Мова нанова Бабруйск» и тайм-клуб «1387» приглашали всех желающих в 18.00. на интерактивную встречу с шеф-поваром, знатоком белорусской и славянской кухни, историком кулинарии Еленой Микульчик.

К сожалению, по техническим причинам встреча и мастер-класс переносятся на следующую пятницу, 30 октября 2020 года.

1

Читать дальше

В кинотеатре «Товарищ»

Большой зал

«Крёстная мама»

16+ 2D

Талантливая переводчица работает в полиции, помогая раскрывать преступления. Однажды ей становится известно о крупной партии наркотиков.

Соблазн изменить жизнь слишком велик. И вот она превращается в НаркоМаму, которая строит свою империю. Теперь вся полиция охотится за ней.

Сеанс: 21.00 (6,00 руб.)

s-29-oktyabrya-premery-v-bobruiskikh-kinoteatrakh-1

«Кольская сверхглубокая»

16+ 2D

Кольская сверхглубокая скважина – самый масштабный секретный объект страны. В 1984 году на глубине более 12 километров были записаны необъяснимые звуки, похожие на крики множества голосов. После этих событий объект закрывают.

Небольшая исследовательская группа отправляется под землю, чтобы узнать, какую тайну скрывает глубочайшая скважина в мире. То, что они обнаружили, оказывается величайшей угрозой в истории. Теперь будущее человечества находится в их руках.

Сеанс: 21.00 (6,00 руб.) – ТОЛЬКО 4 ноября

s-29-oktyabrya-premery-v-bobruiskikh-kinoteatrakh-2

«Повелитель драконов»

6+ 2D

Когда-то драконы властвовали на Земле, но в наши дни их можно встретить только в кино. Однако молодой дракон, пробираясь сквозь небоскребы мегаполисов и уклоняясь от взоров вечно спешащих людей, мечтает добраться до мест, где по легендам могучие рептилии живут в спокойствии и безопасности.

Об этом он просит одного незадачливого паренька, который, как и все мы, даже не подозревал, что драконы реальные и очень даже милые существа. Вместе они отправятся в путешествие по самым таинственным уголкам Земли, а юноше придётся постараться, ведь спасти драконий род может только истинный повелитель драконов.

Сеансы:

    • 13.00 (5,00 руб.) – большой зал

 

 
  • 11.40, 15.20 (5,50 руб.) – зал повышенной комфортности

s-29-oktyabrya-premery-v-bobruiskikh-kinoteatrakh-3

«Ведьмы»

12+ 2D

В конце 1967 года после гибели родителей мальчик переезжает жить к бабушке. Та вскоре замечает, что в их городке отираются ведьмы, которые не прочь превратить её в внука в какое-нибудь животное, поэтому решает спрятаться в шикарном отеле на побережье, где работает её кузен.

Бабуля думала, что там они встретят только скучающих богатых постояльцев, но именно в этом отеле решает устроить тайный шабаш Величайшая Самая Главная Ведьма.

Сеансы:

  • 15.00 (5,50 руб.), 17.00, 19.00 (6,00 руб.) – большой зал
  • 13.20 (6,00 руб.) – зал повышенной комфортности

s-29-oktyabrya-premery-v-bobruiskikh-kinoteatrakh-4

Зал повышенной комфортности

«Вдова»

16+ 2D

Ежегодно в лесах на севере Ленинградской области пропадает более 300 человек. Известны случаи, когда тела пропавших находят посреди леса – полностью обнажёнными, без каких-либо следов насильственной смерти.

Во время учений команда волонтёров-спасателей получает сообщение о потерявшемся мальчике. Углубляясь в глухой лес, поисковый отряд сталкивается со зловещей сущностью: согласно преданиям, здесь обитает неупокоенный дух давно погибшей ведьмы, которую местные называют Хромой Вдовой. Они верят, что встреча со Вдовой несёт смерть…

Сеанс: 21.10 (6,50 руб.)

s-29-oktyabrya-premery-v-bobruiskikh-kinoteatrakh-5

«Глубже!»

16+ 2D

Молодой режиссёр, мастер психологической глубины, попадает в порноиндустрию и заставляет всех играть по своим правилам. Никогда еще эти фильмы не были такими глубокими!

Сеанс: 17.10 (6,50 руб.)

s-29-oktyabrya-premery-v-bobruiskikh-kinoteatrakh-6

«Любовь без размера»

16+ 2D

Маша поёт и танцует «на бэках» у московской звезды. Однако ей уже за тридцать, и продюсер намекает, что грудь больше не проходит по «профстандартам».

Девушка решает исправить ситуацию, но для этого нужно поехать с «бывшим» к подножию Эльбруса. На оздоровительном курорте её ждёт неожиданная встреча и совершенно новые жизненные перспективы.

Сеанс: 19.10 (6,50 руб.)

s-29-oktyabrya-premery-v-bobruiskikh-kinoteatrakh-7

В репертуаре возможны изменения.

  • 8(0225) 70-61-19 Автоответчик
  • 8(0225) 70-67-08 Кинотеатр «Товарищ» (контроль)
  • 8(0225) 70-61-15 Кинотеатр «Мир» (контроль)
  • 191 «Белтелеком»

1

Читать дальше