«Мама, почему ты плачешь?» Что отвечать детям о происходящем в Беларуси – советы психологини

Я предложила своему шестилетнему сыну поехать в центр Минска за покупками, на что он ответил: «Мама, я не поеду: я боюсь. Там людей милиция забирает». Что сказать в этот момент ребёнку? Интернет-журнал о Минске CityDog.by спросил психологиню Анну Митуневич.

– События в стране меняются так быстро, что очень сложно давать какие-то советы или предлагать готовые схемы для родителей.

Мы встречаемся с небывалыми событиями. Вокруг слышны взрывы, выстрелы, крики. Отправляясь в магазин, я беру с собой комплект: трусы, носки, воду, хорошо заряжаю телефон. Это реальность последних дней. Мы все страдаем от тревоги, злости, безнадеги, отчаяния, страха.

Мы, взрослые, и то не всегда справляемся с мощью таких переживаний. А детям приходится ещё сложнее. Но что бы ни происходило, важными для ваших детей будут три вещи:

  • ваша способность выдерживать их эмоции,
  • распорядок дня, привычные действия,
  • ограждение ребёнка от чрезмерного чувства беспомощности.

Хоть дети и проходят самые разные периоды развития (до 2–3 лет, до 5–7, до подросткового и сам подростковый), в итоге им важно одно: найти глазами папу, маму и обратить свои эмоции к родителю.

От вашего состояния зависит, получит ли ребёнок психологическую травму или нет от одних и тех же событий

Поэтому базовый совет: сначала приведите в порядок себя. Не нужно «давить» эмоции и не нужно вываливать их. Аффективно разрядившись (ор, плач, истерика), вы напугаете ребёнка: «Мама сломалась, и я тоже сломаюсь».

Но, «зажимая» сильные чувства, переживания по поводу происходящего, вы не делаете ребёнку лучше. Он видит: папа или мама «окаменели», они «не работают», он опять брошен и не может на них рассчитывать. От чувств родителя зависит, как ребёнок будет переживать события.

Стоит ли с ребёнком вообще разговаривать на тему происходящего в стране?

Если ребёнок волнуется, спрашивает, конечно, говорите. Здесь – как и с другими «запретными» и «тяжелыми» темами: чем меньше скажете, тем больше будут фантазии. Чудовища под кроватью самые страшные.

Сводите все до понятного ребёнку языка. Объясняйте так, как понимаете сами. Важный момент: НЕ ГОТОВЬТЕ детей к ужасному исходу заранее! Не пугайте их. Не говорите что-нибудь вроде «давай хорошо попрощаемся, а то вдруг мама или папа не вернутся в ближайшие 10 дней».

Готовиться к любым испытаниям – задача взрослого, а не ребёнка.

У меня перед глазами такой пример. У женщины двое детей. Младшей 4 года, и она легко остается с бабушкой, не спрашивает маму, куда она и безопасно ли это. Зато старший, 11-летний (почти подросток), не пускает, истерит, а когда мама выходит вечером на улицу, звонит ей каждые 10–15 минут.

Все дети очень разные. Кто-то и в 2-3 года уже готов к такому разговору и требует от мамы отчёта. Другие менее привязаны к конкретному родителю и (или) менее тревожны. Разговаривать нужно очень просто. Как понимаете, так и говорите. Важно, чтобы ребёнок видел, слышал вашу позицию и понимал, что именно она (ваше осмысление происходящего) помогает вам выдержать трудные времена.

В среднем раскладка такая:

  • 2-3 года (до 4-5) – куда иду, что происходит (примерно, как о погоде – конкретика: «бУхает», «опасно гулять», «надо посидеть дома»);
  • с 4-5 – можно рассказывать больше (что происходит, по вашему мнению);
  • с 8-9 лет – рассуждать, почему, как происходит.

Если вы родитель подростка, постарайтесь не ссориться с ребёнком (особенно если вы разных мнений) и договориться о выполнении 2-3 чётких правил. Примеры:

  • Выходишь к подъезду, в магазин, просто увидеться с другом, проводить девочку – звони каждые 10 минут.
  • Ходи не один.
  • Ты можешь приводить домой столько друзей, сколько захочешь, если тебе и им грозит опасность.

Но даже если вы приняли решение молчать, не обсуждать при ребёнке, не эмоционировать, ребёнок всё чувствует. И интерпретирует по-своему. Например, так: «Происходит что-то настолько ужасное, что об этом даже говорить нельзя».

mama-pochemu-ty-plachesh-chto-otvechat-detyam-o-proiskhodyashem-v-belarusi-sovety-psikhologini-1

Как распознать, что информация была лишней или не той дозировки?

Представьте, что вы директор телеканала. Какую маркировку вы поставите на эту «программу»: 3+ или 12+? В любом случае излишни сцены жестокости, насилия. Ребёнок может испугаться громких криков или других звуков.

Но единственная информация, которая будет лишней, – это что мама или папа «может исчезнуть» и аффект родителя. Всё остальное чудесная, волшебная детская психика преобразует так, как понимает.

 

Что делать, если ребёнок стал бояться милиции, выходить в город?

Скорее всего, в этом случае бояться милиции и (или) выходить в город стал бояться родитель. Ребёнок не боится самого города или самого милиционера. Он боится повторения тяжелого опыта.

Но, если ребёнок впадает в панику, заикается, истерит, не может уснуть, не может днём сходить с мамой на улицу или в магазин, не терпите. Обращайтесь к специалисту – детскому психологу. Есть вероятность, что это начало невроза.

У ребёнка страхи появляются вместе с родительским страхом. В остальных случаях ваш сын или дочка всё новое воспринимает как увлекательное приключение. (Кроме случаев, если он почувствовал (она почувствовала) угрозу своей жизни или жизни родителей.)

Расскажите и покажите ребёнку, как вы справляетесь со своими страхами.

Как справиться со страхом:

  • Обнаружьте и назовите словами источник опасности.
  • Найдите хотя бы одну опору (лучше – больше). Что или кто вам поможет, если случится страшная для вас ситуация?
  • Подберите действие, которым вы хотели бы выразить свой страх (лепить, рисовать, плясать, покричать, поиграть и др.)

Что делать и говорить ребёнку, если близкого родственника вашей семьи задержали? Нужно ли говорить?

По вашему усмотрению. Одни выбирают тактику «родитель, мама, папа, бабушка, брат в командировке». Другие могут сильно упрощённо, но пересказать и донести сведения о том, что происходит.

Даже если ребёнок поверит в спасительную неправду, то он будет испытывать те же чувства, что и родитель, – страх, боль, тревогу, злость и другие. Только ребёнок не будет знать, в чём их причина, и будет придумывать другие причины или находить объекты для чувств.

Что отвечать детям, которые видят родителей, плачущих от бессилия или других сильных чувств, и спрашивают: «Почему ты плачешь?»

«Потому что я сильно переживаю. Сейчас я поплачу, и мне станет легче». «Помоги мне немножечко. Пообнимай меня, и я опять буду с тобой».

Что говорить, если дети своими глазами видели насилие? Как помочь им это пережить?

Насилие и силовое противостояние – то, что детям показывать нельзя. Объясните, что произошло, как понимаете сами. Скажите или покажите, что вы рядом, что вы сделаете всё, что возможно и невозможно, чтобы защитить их.

Детям в любом возрасте, начиная с 3 лет, важно узнать, что не все те, кто притворяется добрым, такие и есть. Например, родители рассказывают про дядь, которые дают детям конфетки, чтобы заманить их, и приучают не доверять незнакомцам.

Можно посмотреть мультфильмы про богатырей и показать, как «сильный человек» сначала принуждает всех подчиняться своей силой, а потом проигрывает богатырям.

У героя всегда есть антагонист – Синяя Борода, Тугарин Змей, Румпельштицкин. В мультиках его всегда получается победить. Важно различать: сильные люди могут защищать от преступников, а могут устрашать ради своей выгоды (власть, деньги, страх людей).

Страдая от насилия, сталкиваясь с ним, морально слабый человек сдастся и проиграет, а сильный придумает, что сделать, чтобы хороших людей было больше.

После этого можно объяснить, что и мать, и отец готовы защитить ребёнка, как такие богатыри. И нужно различать, кто перед ним: Добрыня Никитич или Тугарин Змей. Что скоро богатырей станет больше, а взрослые сделают так, чтобы Тугариных у нас больше не было.

Дети в этом возрасте моментально подхватывают новое поведение родителя. Они нуждаются в разных реакциях – не только страхе.

mama-pochemu-ty-plachesh-chto-otvechat-detyam-o-proiskhodyashem-v-belarusi-sovety-psikhologini-2

Что делать и говорить, если взрывы прямо под окном и ребёнок их слышит?

Если ребёнок понимает, что происходит, хочет обсудить – обсуждайте. Если сильно боится, покажите, что вы сильны и сможете его спасти. Это важно для его психики – видеть адекватного, хорошего, собранного родителя. Со временем благодаря этому он сможет опираться на такую же силу внутри себя.

Если видите, что ребёнок сильно пугается, сделайте «домик в домике»: шалаш из одеял, домик из кресел. Посидите с ним там.

Дайте ребёнку отыграть ситуацию. Пусть он защитит, спрячет или уложит в домик игрушку.

Оставайтесь в одной комнате с ребёнком. Не оставляйте его одного, даже если хотите поговорить с близкими. Ему или ей сейчас крайне важно «быть вместе».

Конкретная ситуация: «У меня под окнами разрывались гранаты две ночи подряд, стреляли много и долго. Ребёнок трёх лет стал по ночам постоянно кричать, днем часто говорит про бомбы. Когда я уходила в магазин, с истерикой не хотел меня отпускать. Когда вернулась, кинулся на шею со словами “мамочка, я так за тебя волновался”».

Что делать? Это нормальная реакция для ребёнка в такой ситуации. Будьте с ребёнком, не ходите в магазин без него. Будьте доступными. Если выходите на какое-то время, объясняйте, с кем ребёнок остается. Защитите его, обнимайте каждый раз. Отмечайте и хвалите, если он испугался меньше.

Дополните «арсенал» ребёнка другими своими реакциями. Например, при любых звуках, которые ребёнок воспринимает как выстрелы, попробуйте злиться, топайте ногами. Удивитесь: «Ого, какой громкий звук!» Разочаруйтесь: «Ну как так, ну когда вы уже перестанете, ай-яй-яй!»

Иначе тот страх, который испытывали вы вместе с ребёнком, останется единственной доступной ему реакцией.

1

Фото: unsplash

Поделиться

Читайте также

Талоны сменят красный цвет шрифта на синий. Информацию на них отпечатают на белорусском языке, сообщает Зефир-ФМ.

Дизайном предусмотрена и перфорированная полоса.

Квитки будут отрываться аккуратно.

Новые билеты пустят в обращение, как только израсходуют существующий запас.

 

Читать дальше

Руслан Алехно на фоне бобруйской детской больницы, в которой завершаются ремонтные работы, рассказал, как относятся к белорусам за рубежом, в чем индивидуальность нашей страны и как оставаться патриотом вдалеке от родины.

Руслан Алехно, певец:
Сегодня самая важная задача, задача каждого из нас, каждого жителя нашей страны, всего белорусского народа – важно быть едиными. Потому что именно от нас самих зависит настоящее и будущее нашей страны. Сегодня любой извне может разорвать ее, а мы должны сохранить ее. То, что наработано годами, что вложено каждым человеком в сельское хозяйство, в здравоохранение, в культуру. Это и есть ценность белорусского народа, это и есть наша душа.

«У нас одна страна, одна Родина и мы должны её сохранить, мы должны её сберечь»

Белорусский народ – народ, который выстрадал очень много во время Великой Отечественной войны. И разрушить это… Это как репутация, репутация зарабатывается годами, а можно её потерять за 5 минут. Так и здесь. Сегодняшняя ситуация зависит от каждого человека, от каждого жителя нашей страны.

У нас одна страна, одна Родина, и мы должны её сохранить, мы должны её сберечь. Это важный и стратегически сильный момент, сильная сторона каждого из нас. Берегите нашу Родину, берегите себя и своих близких.

«В деревне попросишь попить – не воду вынесут, а молоко. Может быть, это и есть характер нашей страны»

Отношение к белорусскому народу, к стране ощущается за пределами. У нас гимн нашей страны начинается с каких слов? «Мы, белорусы, мирные люди». И когда ты говоришь, что из Беларуси, сразу – какая у вас страна, какая у вас красивая страна, какой у вас народ! Даже, остановившись, мне кто-то сказал: «В деревне попросишь попить – не воду вынесут, а молоко». Может быть, это и есть характер нашей страны. Индивидуальность нашей страны и заключается в этом. Это и есть ценность, которую мы должны сохранить и сберечь.

Даже если ты не знаешь человека, твой сосед или просто незнакомый – он тебе как брат. Это родная душа.

 

«Где, в какой стране можно выйти в 10 часов вечера на улицу, и ты можешь спокойно прогуляться, когда темно?»

Нужно сохранить то, что мы имеем. Где, в какой стране можно выйти в 10 часов вечера на улицу, и ты можешь спокойно прогуляться, когда темно. Где это? В Москве я опасаюсь, а здесь я могу выйти. И это не только моё мнение, это мнение многих людей, которые бывали в Беларуси. Мне говорят: «Беларусь особая страна в нашем сердце».

«Мы должны помнить о том, кто нас кормит»

Мы должны помнить о том, кто нас кормит. И это очень важно. Очень важно иметь стержень и иметь своё мнение, вне зависимости от профессии. Если сейчас у тебя одно мнение, а завтра у тебя мнение другое, то кто ты тогда? Ты личность? На тебя равняются люди, поклонники, кто-то хочет быть похожим на тебя.

Нельзя сложить мнение о самом себе и дать себе характеристику, нет! Я всегда говорил: хотите узнать, кто такой Руслан Алехно, спросите у народа, у людей, которые приходят на мои концерты, просто даже у людей.

ruslan-alekhno-vozle-detskoi-bolnicy-v-bobruiske-my-dolzhny-pomnit-o-tom-kto-nas-kormit

«Личность — это человек, который имеет свое мнение и не меняет лошадей на переправе»

Личность — это человек, который имеет своё мнение и не меняет лошадей на переправе. Ведь также ты и в делах своих поступаешь, это отражается на всех поступках.

Цените людей по их поступкам! Нужно быть человеком, если ты имеешь эту ценность, нужно её сохранить и нести до конца.

«Я являюсь представителем Беларуси в российском шоу-бизнесе»

Очень важно помнить о своих корнях и, находясь за пределами Беларуси, ты ценишь эту страну совершенно по-другому. Уехав в Россию, если мы говорим обо мне, я не просто уехал и забыл, всё-таки культура Беларуси есть во мне. И ценности нашего народа я несу там, я являюсь представителем Беларуси в российском шоу-бизнесе. Мне не говорят – вы российский артист.

1

СТВ

Читать дальше

Будущим родителям теперь необязательно тратиться на платные курсы по подготовке к родам и уходу за детьми. При поддержке ведущих специалистов-медиков Минска и Минской области (более 40 экспертов) стартовал образовательный онлайн-курс «Ты не одна», сообщает Ребёнок.BY. Учиться могут как будущие мамы, так и папы — все, кто готовится к осознанному родительству.

Курс представляет собой серию видео (более 340 часов интервью) и инфографики, которые разделены на восемь информационных блоков. После каждого из них будущих родителей ожидает мини-зачёт, а после его успешного прохождения можно двигаться дальше. Программу курса сопровождает серия ресурсных ссылок и текстовое изложение содержания для тех, кто предпочитает читать, а не смотреть видео.

«Образовательный онлайн-курс «Ты не одна» получился простым, понятным и позитивным. При поддержке ведущих специалистов-медиков Минска и Минской области нам удалось подготовить короткие, но при этом содержательные видео. Они дают детальные ответы на все вопросы о родительстве. Теперь у будущих мам и пап есть прикладное пособие, которое, мы очень надеемся, отвлечет их от советов доктора-интернета», — отметила Ирина Иконостасова, главный акушер-гинеколог Комитета по здравоохранению Мингорисполкома.

Каждое видео — это интервью с экспертом — медиком, психологом, педагогом. Авторы проекта убеждены, что участники оценят не только информационную часть, но и позитивный эмоциональный посыл. Беременность и роды — это командная работа и процесс, в котором каждый участник заинтересован в счастливом и лёгком течении и разрешении.

 

«Мы стремились создать разносторонний образовательный курс для будущих родителей. Поэтому уделили огромное внимание не только медицинской части, но и психологической, социальной. Отдельное внимание уделили теме отцовства, его природе и партнёрским родам», — отметила Ирина Шмак, автор проекта и руководитель социального центра «Счастливый малыш» SOS — Детская деревня Боровляны.

«Очень важно, что в образовательной программе «Ты не одна» широко освещены вопросы социальных гарантий. Понятная инфографика, необходимые контакты, прозрачная подача информации. Так, каждый, кто пройдёт курс, будет готов к родительству со всех сторон», — прокомментировала Ирина Дудка, заместитель председателя Комитета по труду занятости и социальной защиты Мингорисполкома.

Проект реализован Международной общественной организацией SOS-Детские деревни Беларусь совместно с Комитетами по здравоохранению, труду и социальной защиты г. Минска и Минской области при финансовой поддержке SOS Польша и Посольства Канады.

Образовательный онлайн курс «Ты не одна» доступен по ссылке.

Ребёнок.BY

Читать дальше