«Искусству нужен Виктор Ардов, как писсуар для леопардов»

В 20-х годах прошлого столетья его рассказы были невероятно популярны. А потом — запрет на публикации и забвение. Из-за национальности, конечно, а ещё — потому что двери его дома были всегда открыты для «опальных» литераторов. В нём подолгу в трудные для каждого времена жили Ахматова и Пастернак, Бродский и Солженицын — и этот список можно продолжать бесконечно.

iskusstvu-nuzhen-viktor-ardov-kak-pissuar-dlya-leopardov-1

Виктор Ардов родился 8 октября 1900 года в Воронеже в семье инженера-железнодорожника, выпускника Харьковского технологического института Ефима Моисеевича Зигбермана, в ту пору члена хозяйственного правления Воронежской еврейской общины. Вскоре семья переехала в Москву и поселилась на Гоголевском бульваре в здании, принадлежавшем Иерусалимскому подворью.

Окончив гимназию, Виктор поступил на экономический факультет Института народного хозяйства имени Г. В. Плеханова. Параллельно он начал зарабатывать конферансом в кабаре «Нерыдай». Тогда он и сменил свою «неудобную» фамилию на русскую, хотя и в псевдониме можно увидеть дань корням (есть мнение, что Ардов — это сокращение от Сефардов, фамилии, которую носили его предки по материнской линии).

Однажды Александр Твардовский сказал Виктору Ефимовичу, что фамилия Ардов какая-то нескромная, цирковая.
— Может, она и цирковая, — ответил тот. — Но не тебе её критиковать, ибо она составная часть твоей фамилии.
Твардовский рассмеялся:
— Никогда не думал, что приютил в центре своей фамилии хохмача.

В 1921 году начинающий сатирик под фамилией Ардов публикует первые рассказы в журналах «Зрелище», «Огонек» и «Красный Перец».

«Некогда они были друзьями, — начиналась, к примеру, сатирическая миниатюра Ардова „Нашелся“. — Потом расстались надолго. А когда встретились лет через двенадцать, то все связи между ними были оборваны. И разговаривать им, в сущности, было не о чем. Но и молчать — как-то неудобно... Вот они стояли друг против друга и тужились, придумывая: о чем бы потолковать?.. Один из них придумал. Он начал так: — Да, вот, значит... а скажи... хотя — нет... кхм... дааа... Да! Вот я что хотел тебя спросить: сёстры-то у тебя — всё ещё близнецы?»

Юмор его был простым и понятным, стиль — лёгким. Не удивительно, что читатели полюбили его рассказы, и в какой-то период они обходили по популярности произведения Зощенко и Ильфа с Петровым. Например, в сборнике «Советский юмористический рассказ 20–30-х годов» было опубликовано 26 рассказов Ардова, 25 произведений Зощенко, и 19 — Ильфа и Петрова.

В 1927 году ленинградский Театр сатиры поставил пьесу Ардова «А не хулиган ли вы, гражданин?» Это название доставило театральным администраторам немало хлопот. В театр часто звонили и спрашивали:
— Что у вас сегодня идет?
— «А не хулиган ли вы, гражданин?»
— Вы почему грубите? Я хочу узнать, какой сегодня спектакль?
— «А не хулиган ли вы, гражданин?»
И так несколько раз, пока недоразумение не прояснялось.

Первая жена начинающего писателя — Ирина Константиновна Иванова — считалась самой красивой гимназисткой Москвы. Говорят, за ней ухаживал Осип Брик.

Второй женой писателя стала уже известная к тому времени актриса Нина Антоновна Ольшевская, пятилетний сын которой, будущий знаменитый артист Алексей Баталов, стал его пасынком. Чуть позже родятся и продолжатели знаменитого рода Ардовых:

  • в 1937 году литератор-мемуарист Михаил Викторович Ардов,
  • в 1940 году актёр и режиссёр-мультипликатор Борис Викторович Ардов.

К слову, семья и будущие поколения обладали уже врождённым талантом, поэтому, помимо сыновей, знаменитыми будут и его внучка — актриса Анна Борисовна Ардова, и правнуки — актёры Антон Шаврин и Соня Ардова.

iskusstvu-nuzhen-viktor-ardov-kak-pissuar-dlya-leopardov-2

Алексей Баталов и Виктор Ардов, 1964 г. Фото ИТАР-ТАСС

Молодая семья первое время жила в коммуналке, затем — в первом писательском кооперативе, где их соседями стали Булгаков и Мандельштам. Здесь же Ардовы познакомились с Анной Ахматовой, которая позже станет практически членом их семьи. Наконец, в начале 1930-х годов, Ардовы обосновались в легендарной квартире №13 на Большой Ордынке, 17.

Гостеприимный дом Ардова на Ордынке знала вся эстрадная, литературная и театральная Москва. Здесь в любое время привечали всех, кто нуждался в поддержке и помощи. В этом доме подолгу жила Анна Ахматова, для неё даже всегда специально держали свободной комнату.

Сюда же после многолетнего заключения пришла и Лидия Русланова, с которой даже поздороваться на улице в те времена было опасно. Её квартира была конфискована, муж ещё находился в тюрьме. Куда же идти, как не к Ардовым!

Дверь открыл сам Виктор Ефимович, просиял, обнял её и сказал, словно не было одиннадцати лет разлуки:

— Лидка! Здорово! Заходи. Слушай, какой анекдот есть...

Именно такие слова и были нужны в тот момент, чтобы показать: мы с тобой, здесь друзья и всё плохое позади.

Радушие хозяев превратило «нехорошую» квартиру №13 в любимое место встреч и задушевных бесед для

  • Михаила Булгакова,
  • Осипа Мандельштама,
  • Михаила Зощенко,
  • Ильи Ильфа,
  • Евгения Петрова,
  • Мате Залка,
  • Юрия Олеши,
  • Михаила Светлова,
  • Фаины Раневской,
  • Лидии Руслановой,
  • Бориса Пастернака,
  • Лидии Чуковской,
  • Дмитрия Шостаковича...

Список можно продолжать бесконечно долго. Все они обожали Ардова — гостеприимного балагура и остряка, у которого для каждого гостя находились кров, еда, свежий анекдот и слова поддержки.

iskusstvu-nuzhen-viktor-ardov-kak-pissuar-dlya-leopardov-3

Анна Ахматова и Виктор Ардов. Конец 1950-х годов.

Когда Ардов в 1942 году ушёл добровольцем на фронт, он был уже автором около 50 книг, но после постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“ от 14 августа 1946 года» его творчество перестало быть востребованным. Конечно, это может быть и совпадением, но те, кто жил в СССР, в такие совпадения не верит.

Постановление яростно критиковало Зощенко и Ахматову — близких друзей Виктора Ардова. После него в квартире Виктора Ардова, как по волшебству, замолчал телефон — новые произведения перестали заказывать, а старые — публиковать. К тому времени его отца уже расстреляли по прямому указанию Троцкого, а родителей жены репрессировали.

В те годы было принято переставать узнавать на улице старых знакомых, у которых обнаруживались среди родственников «враги народа». Ардов презирал и игнорировал эту традицию — он радушно встречал всех, кого считал друзьями, а в те годы для этого требовалось настоящее мужество.

Когда сменилась власть, его произведения опять начали печатать, некоторые — уже после смерти писателя в 1976 году. В книге воспоминаний «Этюды к портретам» («Великие и смешные») он расскажет о тех, с кем был дружен, — великих и общепризнанных поэтах, писателях, актерах, людях, по его собственным словам, чтобы «не исчезло из памяти многое такое, что надо оставить, хотя бы в помощь людям, изучающим их творчество».

На шутку, вынесенную в заголовок, Ардов не обижался (а может, и сам её сочинил). Но теперь, спустя годы, мы понимаем, насколько на самом деле Виктор Ардов был нужен искусству. Не только как писатель, но как Человек с большой буквы. Ведь мы не знаем, какой была бы литературная Москва, если бы в ней не было в 30-40-е годы гостеприимной квартиры №13 на Большой Ордынке, во дворе которой сейчас стоит памятник Анне Ахматовой.

Избранное

Читайте: Виктор Ардов «Половина свадьбы»

Поделиться

Читайте также

Кампай Бобруйск, летнее аниме-пати во Дворце искусств Бобруйска 17 апреля 2022 года.

Возраст гостей 12+.

Начало: 14.00. Окончание: 18.00.

Билеты: 15,00 руб. в день пати на входе.

Что там будет?

  • Ведущий конкурсов и призов от спонсора «Ламповая лавка».
  • Косплей-шоу.
  • Групповое караоке.
  • Чемпионат по Just Dance.
  • Блок к-поп 60 минут.
  • Ярмарка аниме&k-pop товаров прямо на пати.
  • Секция консольных игр.
  • Секция настольных игр.

Аккредитованные косплееры бесплатно.

Аккредитованные кавер-танцоры бесплатно.

Именинники 16 и 17 апреля бесплатно.

Контактный телефон: +375(44) 766-19-38.

 

Читать дальше

Плательщикам транспортного налога в 2021 году нужно будет внести авансовый платёж не позднее 15 декабря. Об этом в интервью журналу «Финансы. Учёт. Аудит» рассказал заместитель начальника отдела косвенного налогообложения, имущественных налогов и иных платежей главного управления налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов Максим Конюшко.

В Беларуси с 1 января вместо государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении введён транспортный налог. Уплачиваться он будет без привязки к прохождению техосмотра.

«Поскольку нынешний год является переходным для внедрения системы взимания транспортного налога, то в течение него предусмотрены отдельные особенности. Одна из них — необходимость внести авансовый платёж не позднее 15 декабря 2021 года. Соответствующее извещение налоговые органы направят гражданам не позднее 1 ноября. При этом сумма авансового платежа по автомобилям составит Br29, а в отношении мотоциклов, прицепов, прицепов-дач — Br20. В 2022 году его зачтут при уплате налога за 2021-й с учётом фактического времени владения физлицами транспортными средствами», — рассказал Максим Конюшко.

Кроме того, налог не будет взиматься в отношении транспортных средств, снятых с учёта с 1 января по 1 июля 2021 года. «Это необходимо в том числе для приведения соответствующей информационной базы в актуальное состояние. До указанной даты предполагается установление упрощённой процедуры снятия с учёта транспортных средств, выбывших из дорожного движения», — добавил представитель Минфина.

Он также обратил внимание на то, что лица, заплатившие государственную пошлину за допуск к дорожному движению, освобождаются от уплаты транспортного налога до истечения срока её действия.

 

БЕЛТА

Читать дальше

Ежегодно Бобруйским отделением Белорусской молодёжной общественной организации спасателей-пожарных (БМООСП) совместно с управлением по образованию и отделом идеологической работы и по делам молодёжи Бобруйского горисполкома, а также отделом по образованию, спорту и туризму и отделом идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Бобруйского райисполкома, при поддержке Бобруйского горрайотдела по чрезвычайным ситуациям проводятся городской и  районный смотры-конкурсы детского творчества «Спасатели глазами детей».

Конкурс является республиканским и лучшие работы городского и районного этапов принимают участие в областном конкурсе, победители и призёры областного – в республиканском.

Смотр-конкурс проводится в 9 номинациях:

  1. «Сказка».
  2. «Рассказ».
  3. «Стихотворение».
  4. «Рисунок».
  5. «Поделка».
  6. «Скульптура малых форм».
  7. «Модель пожарной аварийно-спасательной техники».
  8. «Стикер-пак МЧС».
  9. «Комикс».

Очень важно для тематического конкурса – раскрыть его тему.

 

Темы собраны в трёх блоках:

  • 1 блок – «Пожары и чрезвычайные ситуации, движение юных спасателей-пожарных, пожарное добровольчество»: его темы «Боевая работа», «Я б в спасатели пошёл, пусть меня научат», «Герои «Волшебной книги» о безопасности» и др.
  • 2 блок – «Спасание на водах»: его темы «Правила поведения на воде – правила жизни», «На тонком льду нет места детским играм» и др.
  • 3 блок – «Промышленная безопасность глазами детей»: его темы «Берегите лифт», «Безопасный отдых в аквапарке», «Карьеры. Опасно для жизни!», «Строительные площадки не место для игр» и др.

Несмотря на серьёзность тем, приветствуется и юмор в предоставляемых работах. Участвуя в данном конкурсе, ребята не только демонстрируют свои таланты, но и изучают основы безопасности жизнедеятельности и знакомятся с профессией спасателя-пожарного.

Работы принимаются до 22 февраля 2021 года (ул. Социалистическая, 60, телефоны 8(0225) 72-12-58, 72-12-09). Так что ещё есть время придумать что-нибудь интересное и воплотить это в жизнь. Ждём интересных и поучительных работ!

1

Читать дальше