И я снова делаю с ребёнком уроки

— Ты сделала уроки?

— Да.

— Точно?

— Точно.

— И обществознание?

— Ой, про обществознание забыла…

— И английский?

— А нам не задали.

— Как не задали? Вот, вижу в электронном дневнике задание.

— Ой, извини, я не знала.

— А математику покажи-ка? Тут же ничего не дописано! На второй задаче силы, что ли, кончились?

— Я просто не поняла, как тут решаааать…

Знакомо? Думаю, у тех родителей, чьи дети школьники, глаз начал дёргаться уже с первых слов моего текста.

Почему мы делаем уроки с детьми? Мы же прочитали десяток статей о том, что так не надо. Что нужно прививать им ответственность, а пока мы проверяем уроки, это недостижимо. «Не сделал уроки? Пусть получит свою честную двойку, это его выбор», — авторитетно пишут психологи в своих блогах. Я киваю, читая, — какие молодцы! Правильно! И целую неделю не проверяю уроки. Обнаруживая позже две двойки в журнале, две в тетради и замечание в дневнике от «русички».

Установка «не делайте уроки с детьми» действительно правильная и, что важно, изобретённая не сегодня. В советское время это просто никому в голову не приходило. Со мной уроки, к примеру, не делали. Не делали и с сестрой. Наши занятые родители вообще не вникали в учебный процесс. «Мама, почему ты не спрашиваешь, что я получила?» — «Ну, хорошо, что ты получила, Аня?» — «Пятёрку по математике и четвёрку по истории» — «Молодец, я же знаю, что у тебя всё хорошо». Вот и весь разговор.

Читайте также: «Сексом тоже можно заниматься в любой точке квартиры». Счастливый отец о том, как отправил ребёнка на каникулы

Более того, я и со своей старшей дочкой не делала уроки. После первого полугодия первого класса я сообщила ей, что она уже большая, к школе привыкла, и я больше не буду проверять у неё задания и то, как она сложила портфель. После этого я неделю тихонько, пока она спала, всё-таки проверяла — и задания, и портфель. Убедившись, что всё более-менее в порядке, я забыла про учебу до её окончания школы. То есть, конечно, я всем интересовалась, помогала по запросу, ходила на родительские собрания и даже была в родительском комитете один год. Но уроки у неё я больше никогда не проверяла.

Помню, как меня раздражало, когда я звонила подруге и она, быстро проговорив новости, бросала мне: «Всё, извини, мне с Серёжей надо уроки делать». Серёжа в 6-м классе, — думала я. Какой ужас! Кого она вырастит, что за инфантилизм!

Следующим по счёту школьником у меня был мальчик — прекрасный умный наш сын, прочитывающий в начале учебного года весь учебник, «потому что интересно», и далее особо к нему не возвращающийся. Сын, который еженедельно забывал в школе то телефон, то тетрадь, то сменку, то физкультурную форму, то что-то ещё. Сын, к учёбе которого с пятого класса у учителей возникли большие вопросы. Как-то, уже классе в седьмом, ему даже поставили «н/а» в четверти по обществознанию, учительница вызвала меня в школу. Первые минут 15 мне рассказывали, какой умный, начитанный и с широким кругозором у меня ребёнок. «Тогда почему не аттестован?» — резонно удивилась я. И мне ещё 15 минут объясняли, что знания надо систематизировать, рабочие тетради заполнять, на уроках слушать и домашние задания хоть иногда готовить.

В общем, как вы уже поняли, всю среднюю школу я контролировала домашки сына, сидела с ним над математикой, напоминала, проверяла… Сына подруги Сережу теперь я вспоминала с покаянным чувством.

В ту пору я сделала вывод, что «у мальчиков всегда так, а девочки другие». И искренне верила в него… пока в школу не пошла моя средняя дочь.

 

Наша средняя дочь и внешне, и по интересам, и по «замашкам» очень похожа на своего старшего брата. Возможно, потому что он довольно много времени уделял ей в детстве. «Я взрастил её!» — гордо говорит он периодически. Она тоже увлекается баскетболом, так же рассеянна, и её так же интересует очень многое — но только не то, что задано по программе.

Прибавим к этому, что у неё уже — в силу принадлежности к «другому поколению», которое увлечено гаджетами и хуже умеет концентрироваться, — гораздо меньше тяга к чтению. Да и уровень IQ у брата, откровенно говоря, несколько выше. Я искренне хотела с ней пойти «по плану» старшей сестры — опыт, что «так можно», теперь был подкреплен многочисленными статьями по популярной возрастной психологии о том, что «так надо».

Мы даже проводили с ней эксперименты: одну четверть я проверяла уроки, вторую — нет. Результаты, на самом деле, были примерно одинаковыми, но в конце третьей четверти обнаружилось, что у ребёнка выпали целые пласты знаний по некоторым предметам, и «вылезать» это стало к концу учебного года. Сейчас я стараюсь балансировать на границе между «это твоя ответственность, делай сама, я тебе доверяю» и «давай всё-таки разберёмся, почему у тебя снова «три» по контрольной по математике, открывай-ка домашку».

Поскольку средняя переплюнула в безалаберности даже своего старшего брата, я уже почти совсем точно сделала вывод, что «то поколение» (мои старшие дети родились в 90-х) несравнимо самостоятельнее поколения нынешних школьников, рождённых в 2000-х. Что, кстати, хором подтверждают старые учителя: «Дети сейчас совсем другие. Вот, помню, мы раньше вообще таблицу умножения не учили, просто дети как-то сами постепенно её запоминали. Сейчас же задаёшь на лето после первого класса, но и даже в шестом её знают плохо». Но я снова ошиблась: в школу пошла моя младшая дочь…

Возможно, потому что я совсем спокойно стала относиться к школе («отличников» наша семья так и не рождает, колокольчиком на плече у выпускника никто не тряс, да и на банальных утренниках мои дети всегда стоят в 4-м ряду, так чего уж тут через себя перепрыгивать — сама-то я знаю, что они у меня гениальные и талантливые), а может, потому что мне некогда — и работы стало больше, и детей, и свои потребности стали для меня важнее, — но я явственно ощущаю, что младшая снова вполне способна делать уроки сама. Да, не с середины первого класса, но с его конца я уроки у неё не проверяю. И сейчас, в начале второго — тоже нет. Посмотрим, как сложится на этот раз.

Какой итог, спросите вы? Основное правило: правил нет. И то, что подходит для детей продвинутого психолога, может не подходить вам. Бывают дети с особенностями — и даже не подтверждённые диагнозом, а просто. Бывают дети, которым не хватает общения с мамой, и они таким образом это компенсируют. Бывают дети, плотно витающие в облаках, — так почему бы не напоминать им иногда спускаться на землю и фокусироваться на определённых вещах (например, для меня, взрослой тети, такую функцию исполняет заботливый муж). И бывают дети, которые — при всем видимом «пофигизме» по отношению к оценкам, — на самом деле сильно из-за них переживают.

Не секрет, что те времена, когда дразнили «ботаником», а двоечники считались крутыми парнями, остались позади. Сейчас дети, которые учатся хорошо, пользуются большим уважением в классе, а те, кто не вылезает из «трояков» и «пар», — негласно считаются неудачниками. Если они, конечно, не придумали себе какого-то мощного альтернативного кредо.

В общем, когда вашему ребёнку трудно и плохо, — помогайте ему с уроками, да. Только не зацикливайтесь на этом, умоляю! Если ваше участие в его школьных делах будет сильно разбавлено вашей же насыщенной профессиональной и личной жизнью, всем от этого будет только лучше.

1

Матроны

Поделиться

Читайте также

#ЩедрыйВторник — это Международный день благотворительности. Традиционно проходит 3 декабря.

Принять в нём участие может каждый желающий:

  • коммерческие и благотворительные организации,
  • школы и университеты,
  • магазины и кафе,
  • представители бизнеса и простые люди.


В 2012 году организация 92nd Street Y из Нью-Йорка подумала, что было бы здорово запустить большой благотворительный проект, который позволил бы людям сделать что-то доброе и важное для окружающих.

Движение это получило распространение в более чем 100 странах мира.

В этом году в Беларуси впервые проводится эта акция.

3 декабря вы можете присоединиться к благотворительной акции и сделать пожертвование в пользу, к примеру, Белорусского детского хосписа. Расскажите в соцсетях о том, как можно помогать другим или почему помогаете сами, добавив #хэштег акции.

hospice.by

Читать дальше

23 ноября начинающих и уже состоявшихся предпринимателей города приглашают на Марафон бизнес-идей, который пройдет в рамках Всемирной недели предпринимательства-2019.

Цель марафона: дать возможность начинающим предпринимателям заявить о себе, презентовать бизнес-идеи для широкого круга горожан, а также получить экспертную оценку и поддержку.

Экспертную оценку и рекомендации по проектам дадут представители:

  • Бобруйского городского исполнительного комитета,
  • центра поддержки предпринимательства ЗАО «Интеллект Консалтинг»,
  • инкубаторов малого предпринимательства: БРИЦРБ ОАО «Отель Турист» и КУП «Аренда и услуги»,
  • Бобруйского городского совета по развитию предпринимательства,
  • предприятий города из разных сфер,
  • банков.

u-predprinimatelei-bobruiska-est-vozmozhnost-zayavit-o-sebe-i-predstavit-gorozhanam-svoi-biznes-idei-1

Кто может презентовать свою идею на Марафоне?

  • Презентовать свою идею может любой горожанин независимо от возраста и рода деятельности.
  • Идея может быть в статусе разработки, подготовки к реализации либо уже в процессе запуска.
  • Предварительная регистрация участников обязательна. Пожалуйста, напишите ЗДЕСЬ несколько слов о себе и своей идее.

u-predprinimatelei-bobruiska-est-vozmozhnost-zayavit-o-sebe-i-predstavit-gorozhanam-svoi-biznes-idei-2

Каков формат презентаций бизнес-идей?

  • Время на презентацию идеи – 5 минут.
  • Еще 5 минут получит каждый участник на вопросы экспертов и ответы.
  • Презентовать идею можно как устно, так и в сопровождении слайдов или видео. Весь сопроводительный материал (презентации, фото, видео) необходимо прислать на почту anticafe1387@gmail.com не позднее 22 ноября 2019г . до 17.00.

Если идеи нет, но есть желание послушать и поддержать выступающих?

  • Обязательно приходите, даже если у вас нет идеи.
  • На Марафоне вы сможете завести новые полезные знакомства, присоединиться к команде близких по духу и делу людей, вдохновиться на реализацию собственных проектов.
  • Для участия в качестве зрителя/слушателя, пожалуйста, зарегистрируйтесь ЗДЕСЬ, чтобы мы знали, сколько мест подготовить!

u-predprinimatelei-bobruiska-est-vozmozhnost-zayavit-o-sebe-i-predstavit-gorozhanam-svoi-biznes-idei-3

Программа Марафона 23 ноября (суббота)

10.30-11.00

Сбор и регистрация участников

11.00-13.30

Презентация бизнес-идей

13.30-14.00

Нетворкинг, свободное общение

Место проведения: ул. Войкова, 20, отель «Турист», конференц-зал.

u-predprinimatelei-bobruiska-est-vozmozhnost-zayavit-o-sebe-i-predstavit-gorozhanam-svoi-biznes-idei-4

Встречи проходят при поддержке Бобруйского городского исполнительного комитета.

Инициатор данных встреч – Клуб предпринимателей «Включи себя» – это активное бизнес-сообщество Бобруйска, для представителей которого важны непрерывное образование, саморазвитие и рост.
_______________________________________
Всемирная неделя предпринимательства – это самое масштабное в Беларуси мероприяти для представителей всех видов бизнеса.

Неделя – это независимая платформа для взаимодействия предпринимателей, стартапов, представителей МСП, банков и корпораций, а также международных организаций и государства.

u-predprinimatelei-bobruiska-est-vozmozhnost-zayavit-o-sebe-i-predstavit-gorozhanam-svoi-biznes-idei-5

u-predprinimatelei-bobruiska-est-vozmozhnost-zayavit-o-sebe-i-predstavit-gorozhanam-svoi-biznes-idei-6

u-predprinimatelei-bobruiska-est-vozmozhnost-zayavit-o-sebe-i-predstavit-gorozhanam-svoi-biznes-idei-7

Читать дальше

С 12 по 14 ноября в г. Могилёве проходила областная Спартакиада школьников по шашкам. В нём участвовали 92 спортсмена со всех уголков региона.

Команда Бобруйска буквально разгромила всех соперников, вырвавшись по очкам далеко вперёд:

  • 1 место — Бобруйск (65 очков),
  • 2 место — Кировск (47 очков),
  • 3 место — Осиповичи (44 очка).

В составе команды-победительницы бобруйские спортсменки, занимающиеся у тренера Николая Кадесникова, двукратного чемпиона мира в командном зачёте:

  • Соколова Анастасия (средняя школа №23),
  • Бокая Александра (гимназия №1),
  • Лавринович Анастасия (средняя школа №28),
  • Масюк Алеся (средняя школа №28).

В личном турнире, общем среди мальчиков и девочек, первых четыре места заняли представительницы Бобруйска. Победила в нём Бокая Александра, набрав сто процентов (18 очков).

На втором месте – Соколова Анастасия (17 очков).

На третьем месте – Масюк Алеся (15 очков),

на четвёртом – Лавринович Анастасия (15 очков).

Все шашистки – воспитанницы Центра дополнительного образования детей и молодёжи г. Бобруйска.

komanda-bobruiska-bukvalno-razgromila-vsekh-sopernikov

 

 

Читать дальше