И я снова делаю с ребёнком уроки

— Ты сделала уроки?

— Да.

— Точно?

— Точно.

— И обществознание?

— Ой, про обществознание забыла…

— И английский?

— А нам не задали.

— Как не задали? Вот, вижу в электронном дневнике задание.

— Ой, извини, я не знала.

— А математику покажи-ка? Тут же ничего не дописано! На второй задаче силы, что ли, кончились?

— Я просто не поняла, как тут решаааать…

Знакомо? Думаю, у тех родителей, чьи дети школьники, глаз начал дёргаться уже с первых слов моего текста.

Почему мы делаем уроки с детьми? Мы же прочитали десяток статей о том, что так не надо. Что нужно прививать им ответственность, а пока мы проверяем уроки, это недостижимо. «Не сделал уроки? Пусть получит свою честную двойку, это его выбор», — авторитетно пишут психологи в своих блогах. Я киваю, читая, — какие молодцы! Правильно! И целую неделю не проверяю уроки. Обнаруживая позже две двойки в журнале, две в тетради и замечание в дневнике от «русички».

Установка «не делайте уроки с детьми» действительно правильная и, что важно, изобретённая не сегодня. В советское время это просто никому в голову не приходило. Со мной уроки, к примеру, не делали. Не делали и с сестрой. Наши занятые родители вообще не вникали в учебный процесс. «Мама, почему ты не спрашиваешь, что я получила?» — «Ну, хорошо, что ты получила, Аня?» — «Пятёрку по математике и четвёрку по истории» — «Молодец, я же знаю, что у тебя всё хорошо». Вот и весь разговор.

Читайте также: «Сексом тоже можно заниматься в любой точке квартиры». Счастливый отец о том, как отправил ребёнка на каникулы

Более того, я и со своей старшей дочкой не делала уроки. После первого полугодия первого класса я сообщила ей, что она уже большая, к школе привыкла, и я больше не буду проверять у неё задания и то, как она сложила портфель. После этого я неделю тихонько, пока она спала, всё-таки проверяла — и задания, и портфель. Убедившись, что всё более-менее в порядке, я забыла про учебу до её окончания школы. То есть, конечно, я всем интересовалась, помогала по запросу, ходила на родительские собрания и даже была в родительском комитете один год. Но уроки у неё я больше никогда не проверяла.

Помню, как меня раздражало, когда я звонила подруге и она, быстро проговорив новости, бросала мне: «Всё, извини, мне с Серёжей надо уроки делать». Серёжа в 6-м классе, — думала я. Какой ужас! Кого она вырастит, что за инфантилизм!

Следующим по счёту школьником у меня был мальчик — прекрасный умный наш сын, прочитывающий в начале учебного года весь учебник, «потому что интересно», и далее особо к нему не возвращающийся. Сын, который еженедельно забывал в школе то телефон, то тетрадь, то сменку, то физкультурную форму, то что-то ещё. Сын, к учёбе которого с пятого класса у учителей возникли большие вопросы. Как-то, уже классе в седьмом, ему даже поставили «н/а» в четверти по обществознанию, учительница вызвала меня в школу. Первые минут 15 мне рассказывали, какой умный, начитанный и с широким кругозором у меня ребёнок. «Тогда почему не аттестован?» — резонно удивилась я. И мне ещё 15 минут объясняли, что знания надо систематизировать, рабочие тетради заполнять, на уроках слушать и домашние задания хоть иногда готовить.

В общем, как вы уже поняли, всю среднюю школу я контролировала домашки сына, сидела с ним над математикой, напоминала, проверяла… Сына подруги Сережу теперь я вспоминала с покаянным чувством.

В ту пору я сделала вывод, что «у мальчиков всегда так, а девочки другие». И искренне верила в него… пока в школу не пошла моя средняя дочь.

 

Наша средняя дочь и внешне, и по интересам, и по «замашкам» очень похожа на своего старшего брата. Возможно, потому что он довольно много времени уделял ей в детстве. «Я взрастил её!» — гордо говорит он периодически. Она тоже увлекается баскетболом, так же рассеянна, и её так же интересует очень многое — но только не то, что задано по программе.

Прибавим к этому, что у неё уже — в силу принадлежности к «другому поколению», которое увлечено гаджетами и хуже умеет концентрироваться, — гораздо меньше тяга к чтению. Да и уровень IQ у брата, откровенно говоря, несколько выше. Я искренне хотела с ней пойти «по плану» старшей сестры — опыт, что «так можно», теперь был подкреплен многочисленными статьями по популярной возрастной психологии о том, что «так надо».

Мы даже проводили с ней эксперименты: одну четверть я проверяла уроки, вторую — нет. Результаты, на самом деле, были примерно одинаковыми, но в конце третьей четверти обнаружилось, что у ребёнка выпали целые пласты знаний по некоторым предметам, и «вылезать» это стало к концу учебного года. Сейчас я стараюсь балансировать на границе между «это твоя ответственность, делай сама, я тебе доверяю» и «давай всё-таки разберёмся, почему у тебя снова «три» по контрольной по математике, открывай-ка домашку».

Поскольку средняя переплюнула в безалаберности даже своего старшего брата, я уже почти совсем точно сделала вывод, что «то поколение» (мои старшие дети родились в 90-х) несравнимо самостоятельнее поколения нынешних школьников, рождённых в 2000-х. Что, кстати, хором подтверждают старые учителя: «Дети сейчас совсем другие. Вот, помню, мы раньше вообще таблицу умножения не учили, просто дети как-то сами постепенно её запоминали. Сейчас же задаёшь на лето после первого класса, но и даже в шестом её знают плохо». Но я снова ошиблась: в школу пошла моя младшая дочь…

Возможно, потому что я совсем спокойно стала относиться к школе («отличников» наша семья так и не рождает, колокольчиком на плече у выпускника никто не тряс, да и на банальных утренниках мои дети всегда стоят в 4-м ряду, так чего уж тут через себя перепрыгивать — сама-то я знаю, что они у меня гениальные и талантливые), а может, потому что мне некогда — и работы стало больше, и детей, и свои потребности стали для меня важнее, — но я явственно ощущаю, что младшая снова вполне способна делать уроки сама. Да, не с середины первого класса, но с его конца я уроки у неё не проверяю. И сейчас, в начале второго — тоже нет. Посмотрим, как сложится на этот раз.

Какой итог, спросите вы? Основное правило: правил нет. И то, что подходит для детей продвинутого психолога, может не подходить вам. Бывают дети с особенностями — и даже не подтверждённые диагнозом, а просто. Бывают дети, которым не хватает общения с мамой, и они таким образом это компенсируют. Бывают дети, плотно витающие в облаках, — так почему бы не напоминать им иногда спускаться на землю и фокусироваться на определённых вещах (например, для меня, взрослой тети, такую функцию исполняет заботливый муж). И бывают дети, которые — при всем видимом «пофигизме» по отношению к оценкам, — на самом деле сильно из-за них переживают.

Не секрет, что те времена, когда дразнили «ботаником», а двоечники считались крутыми парнями, остались позади. Сейчас дети, которые учатся хорошо, пользуются большим уважением в классе, а те, кто не вылезает из «трояков» и «пар», — негласно считаются неудачниками. Если они, конечно, не придумали себе какого-то мощного альтернативного кредо.

В общем, когда вашему ребёнку трудно и плохо, — помогайте ему с уроками, да. Только не зацикливайтесь на этом, умоляю! Если ваше участие в его школьных делах будет сильно разбавлено вашей же насыщенной профессиональной и личной жизнью, всем от этого будет только лучше.

1

Матроны

Поделиться

Читайте также

В связи с растущим спросом немецкие официальные лица увеличивают часы работы своей горячей линии по вопросам насилия в отношении мужчин. С момента запуска год назад было совершено более 1800 звонков, сообщает немецкое агентство Deutsche Welle.

Германия готовит кампанию в социальных сетях для дальнейшего продвижения своей горячей линии «Насилие в отношении мужчин».

Первая служба поддержки такого рода в стране, линия помощи «Насилие против мужчин», была открыта год назад совместно немецкими землями Бавария и Северный Рейн-Вестфалия.

Поскольку количество общенациональных контактов неуклонно растёт в ходе проекта, организаторы теперь получают помощь от других федеральных земель.

По словам официальных лиц, эта служба ликвидирует пробел в системе социальной помощи страны. Новое предложение поддержки мужчинам, пострадавшим от насилия, было принято очень быстро – вопреки опасениям и предубеждениям, что мужчины не обратятся за помощью.

 

Кто пользуется горячей линией

Общенациональная линия использовалась в 1825 случаях с момента её запуска около года назад, что соответствует от 6 до 9 звонков в день.

В общей сложности около 35% всех звонков поступило из земли Северного Рейна-Вестфалии, крупнейшего государства Германии по численности населения. Более 18% звонивших были из Баварии, остальные звонили из других 14 земель Германии.

  • Сообщается, что почти три четверти звонивших были моложе 51 года.
  • Около 53% сообщили, что подвергались физическому или сексуальному насилию.
  • 85% звонивших сообщили, что страдали от психологического насилия.
  • 70% звонивших заявили, что находились в крайне агрессивной ситуации.
  • Две трети контактов были установлены самими жертвами, одна десятая – с людьми из их социального окружения, а остальные были сделаны профессионалами.

Данные показывают, что мужчины в основном подвергались нападениям со стороны нынешних или бывших партнёров.

Как расширяются услуги

Во время пресс-конференции организаторы телефона доверия заявили, что он расширяет спектр услуг, нанимает больше сотрудников и увеличивает их часы работы. Теперь звонящие могут получать помощь уже в 8 часов утра.

Кроме того, этим летом будет запущен онлайн-совет с функцией чата.

1

Фото: pexels.com

Читать дальше

Бобруйск – предпоследний город предкастингов X-Factor. Для желающих принять участие – собирайте свои лучшие композиции и репетируйте.

Несколько организационных моментов для участников:

  • Все, кто планирует посетить живые прослушивания, должны обязательно пройти регистрацию. Если вы уже регистрировались, то повторно заполнять данные не нужно.
  • 4-го мая всем зарегистрировавшимся участникам организаторы конкурса вышлют смс-сообщения с местом и временем регистрации.

Творческая команда X-Factor 6 мая 2021 года выслушает и запишет всех, кто придёт на кастинг, а в дальнейшем жюри выберет самых ярких исполнителей.

 

Читать дальше

В Европе появились мобильные приложения, которые вызывают ближайших волонтёров на помощь человеку с сердечным приступом.

Так у волонтёров появляется возможность прибыть на место происшествия раньше служб спасения: при сердечном приступе дорога каждая минута.

 

 

euro-pulse.ru

Читать дальше