chek-list-48-markerov-stressa-u-rebyonka

Во время своего роста каждый ребёнок постоянно меняется и проходит через ряд кризисов, сопровождающих изменение его личности. К таким нормативным (одинаковым для всех) кризисам роста относят периоды новорожденности, 1 года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста (13 лет). Кризисы сопровождают человека с самого момента его рождения, они закономерны и необходимы для развития и взросления.

Однако в жизни ребёнка могут случаться и ненормативные кризисы, не связанные с переходом от одного возраста к другому, а вызванные изменениями или особенностями окружающей обстановки. Можно заранее предположить развитие стрессового состояния у ребёнка при определённых обстоятельствах. К ним относятся:

  • болезнь,
  • смерть близкого человека,
  • развод родителей,
  • травмы и катастрофы,
  • потеря любимого питомца,
  • устройство в детский сад,
  • переход в другое учебное заведение,
  • переезд,
  • расставание с друзьями
  • и даже такое хорошее событие, как рождение брата или сестры.

Родителям необходимо быть особенно внимательными к состоянию детей и стараться минимизировать негативные последствия этих событий.

У совсем маленького ребёнка главной причиной стресса будет разлука с мамой, также он будет чутко реагировать на ссоры и плохое настроение родителей и изменение режима, о чём «сообщит» потерей аппетита или отказом от еды, нарушениями сна и неоднократной раздражительностью.

Если же явных видимых причин нет, то по какому признаку можно понять, что ребёнок испытывает стресс и находится в кризисном состоянии? Мы собрали для вас основные физиологические, эмоциональные, когнитивные и поведенческие признаки неблагополучного состояния детей, когда им требуется ваша помощь:

Дошкольный и младший школьный возраст (3-7 лет)

  • Нарушения сна: тяжёлое засыпание, частое просыпание, кошмары,
  • энурез, энкопрез, боли в животе,
  • усилившиеся страхи, нервозность, перепады настроения,
  • плач при изменении обстоятельств при появлении новых людей,
  • тревожная привязанность (цепляние, отказ побыть без родителей),
  • появившиеся дефекты речи, отказ от речи,
  • тревога, связанная со смертью, ожидание, что умершие могут напасть,
  • агрессивность, завышенные требования к окружающим,
  • познавательные трудности, нарушения общения,
  • приписывание воспоминаниям мистических свойств,
  • трудности в осознавании причин своего беспокойства,
  • беспомощность и пассивность в привычной деятельности,
  • повторяющиеся проигрывания неприятных событий,
  • возрастной регресс (сосание соски, палец, лепет),
  • гиперактивность или же, наоборот, отсутствие активности,
  • трудности адаптации к детским учреждениям.

Младший школьный и ранний подростковый возраст (8-11 лет)

  • Ночные кошмары, трудности с засыпанием, отказ идти спать,
  • боли в животе, тошнота, рвота, расстройство стула, частое мочеиспускание, жалобы на боли в сердце,
  • озабоченность своей ответственностью и виной,
  • низкая самооценка, излишняя старательность и ожидание похвалы,
  • специфические страхи (своих переживаний, призраков, приведений),
  • нарушения концентрации внимания, памяти, быстрая утомляемость,
  • трудности в учёбе, падение успеваемости, несмотря на старание,
  • пересказы и проигрывание травматических событий, искажение их картины и навязчивая детализация,
  • забота о безопасности своей и других, озабоченность здоровьем,
  • перепады настроения, агрессия, безрассудное поведение, негативизм,
  • продолжительные капризы и вызывающее поведение, частая ложь,
  • самоповреждающее поведение,
  • нежелание идти в школу или гулять с друзьями, отрешенность,
  • повышенная тревожность и волнение без видимых причин,
  • проявление нервозности – тики, появившиеся дефекты речи,
  • отсутствие аппетита и сна либо повышенный аппетит и сонливость.

Подростковый возраст и ранний юношеский возраст (12-17 лет)

  • Нарушение сна, головные боли, тремор, тики,
  • стыд и чувство вины,
  • страх оказаться ненормальным, чувство уязвимости,
  • частые приступы паники, страх находиться одному,
  • жажда мстить и построение планов мести,
  • острое чувство одиночества,
  • нарушения памяти, концентрации внимания, рассеянность,
  • употребление алкоголя или наркотиков, противоправное поведение,
  • саморазрушающее или рискованное поведение,
  • резкие изменения в межличностных отношениях,
  • преждевременное вхождение во взрослую жизнь, половая распущенность, прогулы школы, побеги из дома.

Все эти симптомы не должны оставаться без внимания. Ребёнку очень важно ваше участие, забота и тепло. Если он не может попросить у вас помощи и эмоциональной поддержки, предложите её сами.

Будьте искренними, внимательно слушайте ребёнка, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации. Например: «Что с тобой случилось в последнее время? К кому твои проблемы имеют отношение?».

Оцените глубину эмоционального кризиса. Задайте вопросы о самочувствии, спрашивайте, что вы можете для него сделать. Внимательно отнеситесь к даже самым незначительным жалобам. Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить. Спросите, что должно произойти, чтобы ситуация изменилась, предложите свои способы изменения ситуации.

Если вы заметили один из следующих признаков:

  • интерес и фантазии на тему смерти и желание уйти из жизни;
  • размышления ребёнка о том, что он абсолютно никому не нужен;
  • попытки ребёнка попрощаться – непривычные разговоры о любви к вам, внезапные выражения благодарности различным людям за помощь;
  • приведение всех дел в порядок;
  • дарение своих любимых и наиболее ценных вещей друзьям,

не оставляйте ребёнка одного и немедленно используйте все возможные средства помочь ему избавиться от подавленного настроения и ощущения потери смысла жизни! Если вы думаете, что не справляетесь самостоятельно, не стесняйтесь обращаться к специалистам, например, в Республиканский центр психологической помощи.

ЮНИСЕФ