Во время своего роста каждый ребёнок постоянно меняется и проходит через ряд кризисов, сопровождающих изменение его личности. К таким нормативным (одинаковым для всех) кризисам роста относят периоды новорожденности, 1 года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста (13 лет). Кризисы сопровождают человека с самого момента его рождения, они закономерны и необходимы для развития и взросления.
Однако в жизни ребёнка могут случаться и ненормативные кризисы, не связанные с переходом от одного возраста к другому, а вызванные изменениями или особенностями окружающей обстановки. Можно заранее предположить развитие стрессового состояния у ребёнка при определённых обстоятельствах. К ним относятся:
- болезнь,
- смерть близкого человека,
- развод родителей,
- травмы и катастрофы,
- потеря любимого питомца,
- устройство в детский сад,
- переход в другое учебное заведение,
- переезд,
- расставание с друзьями
- и даже такое хорошее событие, как рождение брата или сестры.
Родителям необходимо быть особенно внимательными к состоянию детей и стараться минимизировать негативные последствия этих событий.
Читайте также: Воспитывать мальчиков. Как?
У совсем маленького ребёнка главной причиной стресса будет разлука с мамой, также он будет чутко реагировать на ссоры и плохое настроение родителей и изменение режима, о чём «сообщит» потерей аппетита или отказом от еды, нарушениями сна и неоднократной раздражительностью.
Если же явных видимых причин нет, то по какому признаку можно понять, что ребёнок испытывает стресс и находится в кризисном состоянии? Мы собрали для вас основные физиологические, эмоциональные, когнитивные и поведенческие признаки неблагополучного состояния детей, когда им требуется ваша помощь:
Дошкольный и младший школьный возраст (3-7 лет)
- Нарушения сна: тяжёлое засыпание, частое просыпание, кошмары,
- энурез, энкопрез, боли в животе,
- усилившиеся страхи, нервозность, перепады настроения,
- плач при изменении обстоятельств при появлении новых людей,
- тревожная привязанность (цепляние, отказ побыть без родителей),
- появившиеся дефекты речи, отказ от речи,
- тревога, связанная со смертью, ожидание, что умершие могут напасть,
- агрессивность, завышенные требования к окружающим,
- познавательные трудности, нарушения общения,
- приписывание воспоминаниям мистических свойств,
- трудности в осознавании причин своего беспокойства,
- беспомощность и пассивность в привычной деятельности,
- повторяющиеся проигрывания неприятных событий,
- возрастной регресс (сосание соски, палец, лепет),
- гиперактивность или же, наоборот, отсутствие активности,
- трудности адаптации к детским учреждениям.
Младший школьный и ранний подростковый возраст (8-11 лет)
- Ночные кошмары, трудности с засыпанием, отказ идти спать,
- боли в животе, тошнота, рвота, расстройство стула, частое мочеиспускание, жалобы на боли в сердце,
- озабоченность своей ответственностью и виной,
- низкая самооценка, излишняя старательность и ожидание похвалы,
- специфические страхи (своих переживаний, призраков, приведений),
- нарушения концентрации внимания, памяти, быстрая утомляемость,
- трудности в учёбе, падение успеваемости, несмотря на старание,
- пересказы и проигрывание травматических событий, искажение их картины и навязчивая детализация,
- забота о безопасности своей и других, озабоченность здоровьем,
- перепады настроения, агрессия, безрассудное поведение, негативизм,
- продолжительные капризы и вызывающее поведение, частая ложь,
- самоповреждающее поведение,
- нежелание идти в школу или гулять с друзьями, отрешенность,
- повышенная тревожность и волнение без видимых причин,
- проявление нервозности – тики, появившиеся дефекты речи,
- отсутствие аппетита и сна либо повышенный аппетит и сонливость.
Подростковый возраст и ранний юношеский возраст (12-17 лет)
- Нарушение сна, головные боли, тремор, тики,
- стыд и чувство вины,
- страх оказаться ненормальным, чувство уязвимости,
- частые приступы паники, страх находиться одному,
- жажда мстить и построение планов мести,
- острое чувство одиночества,
- нарушения памяти, концентрации внимания, рассеянность,
- употребление алкоголя или наркотиков, противоправное поведение,
- саморазрушающее или рискованное поведение,
- резкие изменения в межличностных отношениях,
- преждевременное вхождение во взрослую жизнь, половая распущенность, прогулы школы, побеги из дома.
Все эти симптомы не должны оставаться без внимания. Ребёнку очень важно ваше участие, забота и тепло. Если он не может попросить у вас помощи и эмоциональной поддержки, предложите её сами.
Читайте также: Что делать, если у ребенка ослаблен иммунитет
Будьте искренними, внимательно слушайте ребёнка, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации. Например: «Что с тобой случилось в последнее время? К кому твои проблемы имеют отношение?».
Оцените глубину эмоционального кризиса. Задайте вопросы о самочувствии, спрашивайте, что вы можете для него сделать. Внимательно отнеситесь к даже самым незначительным жалобам. Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить. Спросите, что должно произойти, чтобы ситуация изменилась, предложите свои способы изменения ситуации.
Если вы заметили один из следующих признаков:
- интерес и фантазии на тему смерти и желание уйти из жизни;
- размышления ребёнка о том, что он абсолютно никому не нужен;
- попытки ребёнка попрощаться – непривычные разговоры о любви к вам, внезапные выражения благодарности различным людям за помощь;
- приведение всех дел в порядок;
- дарение своих любимых и наиболее ценных вещей друзьям,
не оставляйте ребёнка одного и немедленно используйте все возможные средства помочь ему избавиться от подавленного настроения и ощущения потери смысла жизни! Если вы думаете, что не справляетесь самостоятельно, не стесняйтесь обращаться к специалистам, например, в Республиканский центр психологической помощи.
Похожие новости