esli-rebyonok-manipuliruet-vzroslymi-chto-delat

Всем хорошо известно, что гармоничные отношения в семье основаны на любви и взаимном доверии. Но не всегда мы имеем возможность строить нормальные отношения. И очень часто встречаются манипуляции между родителями и детьми. Когда ребёнок начинает требовать у вас что-то любыми средствами (истериками, плачем и даже угрозами) – это верный признак того, что он – манипулятор.

Стоит пару раз обратить внимание на капризы малыша из чувства жалости или просто пойти у него на поводу, что вам легче сделать в данный момент, и вы даёте ребёнку сигнал к тому, что он может господствовать над вами. Будьте готовы танцевать под его дудку – маленький «манипулятор» быстро научится добиваться своих целей – лестью, капризами, шантажом.

Основой развития детской психики является необходимость спровоцировать реакцию окружающей среды. Он учится взаимодействовать с миром с ранних лет, наблюдая, как это взаимодействие возвращается. Если повторяются некоторые моменты, они раскрывают закономерность. Если что-то идёт непривычным для него способом, ребёнок начинает выступать против этого. Рассмотрим вопрос: почему растёт малыш-манипулятор и как правильно вести себя при этом?

О средствах воздействия на родителей

На самом деле, в семье манипуляции встречаются довольно часто. Подумайте о том, сколько раз вы повторяете ребёнку слова «когда соберёшь игрушки, будешь смотреть мультики», «помоги мне, я тебе почитаю». Родители прибегают к этому методу для образовательных целей. Но ребёнок очень быстро принимает их манеру поведения и, конечно, начинает манипулировать своими родителями.


Если ваш малыш знает, как получить от вас практически всё и любыми способами, то у вас растёт «манипулятор». В зависимости от своей индивидуальности для достижения своих целей каждый ребёнок использует различные средства.

  • «Нытики» – свою ставку делают на слезы, за которыми повсеместно следуют внимание, комфорт, любовь и подарки.
  • «Скандалисты» разыгрывают истерику, в ходе которой падают и начинают биться об пол руками, ногами и головой.
  • «Лицедеи» часто разыгрывают болезнь, но, как только они получают то, чего они хотят, сразу исцеляются.
  • «Сильные личности» или «лидеры» используют целый набор инструментов: лесть, уговоры, лёгкие угрозы. Но к истерикам они не прибегают.

Что делать

  • Уже на ранних стадиях в общении с малышом родители должны постараться найти золотую середину
  • Не стоит класть на алтарь родительства вашу личность, иначе в будущем вы потребуете компенсации от ребёнка за то, что «всё было сделано только ради него», хотя он не виноват в этом!
  • Общайтесь на равных. Забудьте об образе матери, учителя, большого интеллектуального взрослого.
  • Не сюсюкайте. Попробуйте поговорить с ребёнком, как с другом. Так вы научите его уважать себя и своего товарища.
  • Перестаньте говорить с ребёнком о себе в третьем лице: «мама (папа) сердится», «мама (папа) всё видит».
  • Необходимо развивать в ребёнке уважение к личному пространству. Он примет и поймёт ваше право «на автономию», если он имеет свою территорию, где он чувствует себя в безопасности и неприкосновенности, где ему никто не мешает.
  • Чаще демонстрируйте уважение к пространству ребёнка. Например, стучите, когда входите в его комнату.
  • Позвольте ребёнку выбирать хотя бы по мелочам, что кушать, какую носить одежду. Очень важно верить в то, что он – суверенная личность и имеет равные права с вами. Но не более того!
  • Не следует перегибать палку и полностью отказывать ребёнку в прихотях и бессмысленных, на ваш взгляд, желаниях. Ведь время от времени вы также позволяете себе манипулировать другими и также разными способами добиваться желаемого.

Кто виноват

Дети рождаются не для того, чтобы стать манипуляторами. Они порой превращаются в таких из нормальных детей. Первые уроки ребёнок получает от своей мамы и папы, а затем ищет «слабые места» у родителей пробным методом и «тянет за веревочку» или «бьёт в точку».

Всё начинается, когда ребёнок ещё лежит поперёк кровати. Родители становятся между малышом и окружающей средой главным связующим звеном, когда начинают по каждому поводу и без повода бегать к нему. Ребёнок не может ни минуты обойтись без них, что значительно замедляет развитие его независимости. Родители полностью лишаются личной жизни: младенцу полностью подчинено их существование. Таким образом, к ребёнку переходит власть – и он начинает манипулировать действиями взрослых.

Достаточно один раз пойти на поводу у малыша, например, в приступе вины или жалости, и он почувствует сладкую власть над человеком. Это первый камень в стене, это зарождение проблемы, которая впоследствии вырастает между родителями и ребёнком.

English Nanny

Фото: shutterstock