o-materinskoi-lyubvi-sindrome-aspergera-i-angelskom-terpenii

Недавно ко мне в кабинет зашёл мальчик десяти лет, не ответил на моё приветствие, прошёл через весь кабинет до моего стола, обошёл стол, встал ко мне боком, посмотрел на монитор компьютера, бесцеремонно подвинул мою руку, нажал кнопку на клавиатуре вызвав меню «Пуск» и произнёс: «О, виндоус 10?! Обожаю виндоус 10».

Это было довольно невежливо и неуместно, я постарался не показать лёгкого раздражения, вежливо попросил его сесть на диван – но он снова начал что-то нажимать на моей клавиатуре.

Тогда я настойчиво руками выдворил его из-за стола – он, ничуть не смутившись, сел и начал самовлюбленно и пространно рассказывать о себе. Сказал, что его мама опаздывает, но сейчас будет, что его привела старшая сестра, что он не знает, зачем он тут и тут ему совершенно не нравится, но у него в голове работает таймер, и когда тот выключится – он встанет и уйдёт.

Речь мальчика была богатой сложными речевыми оборотами и казалась не по годам развитой и интеллигентной, но он держался высокомерно, невоспитанно, словно намеренно стараясь обидеть, влезть на мою территорию и демонстративно показать своё неуважение и пренебрежение ко мне.

Я уже начал раздражаться на него, но врачебный и личный опыт всё же взяли во мне верх, и я заметил пару стереотипий, заметил отсутствие злорадства в моменты «залезания на мою территорию», заметил, что его манера поведения гораздо точнее объясняется выражением «неуместность во всём», чем выражением «желание подавлять других».

Думаю, внимательные читатели уже догадались, какой диагноз был у этого мальчика. Сестра позвонила матери, передала мне трубку по её просьбе – и мать сказала: «Доктор, я буду через 10 минут, пожалуйста, начните пока без меня. Цель моего визита проста: я прочла ваш пост, и у меня, ровно как вы и писали, загорелись неоновые буквы на лбу моего сына: СИНДРОМ АСПЕРГЕРА».

А дальше был долгий и крайне интересный разговор между мной и тремя членами этой замечательной семьи. Этот разговор был интересен мне не менее, чем им. Эта героическая женщина не знала точного диагноза, но годами интуитивно делает то, чему мы (помогающие специалисты: педиатры, психиатры и психологи) обучаем родителей детей с синдромом Аспергера:

  • перед входом в кабинет/место с незнакомой обстановкой она даёт ребёнку набор кратких инструкций, как положено себя там вести, что позволено, а что неприемлемо (перед входом в мой кабинет мать не успела его инструктировать – поэтому он так бесцеремонно ввалился);
  • договаривается с каждым учителем/тренером заранее, что её ребёнок «со странностями, но умный и добрый», и предупреждённые и подготовленные взрослые более терпимо и благосклонно реагируют на мальчика, позволяя ему лучше адаптироваться;
  • проводит дома что-то вроде бытовой АВА-терапии, также дойдя до неё на голой интуиции, материнской любви, ангельском терпении и безупречном такте, а также на множестве ранее совершенных педагогических ошибок;
  • прощает, сглаживает и амортизирует его бесконечные странности, неуместности и трудности характера, и т. д.

Передо мной была женщина, которую я без преувеличения могу назвать идеальной мамой для ребёнка с синдромом Аспергера. Но, конечно же, она считала себя плохой матерью и страдала от чувства вины, самобичевания и легкой депрессии (это крест всех родителей детей с инвалидностью, особенно с ментальной инвалидностью).

Подробнее ознакомиться с рекомендациями для родителей, имеющих детей с таким синдромом, можно по ссылке.