На фото Белая церковь (храм Святого Георгия) с высоты птичьего полёта.
Бобруйск — не самый большой и уж точно не самый популярный среди белорусских туристов город. Но местные жители уверены — это незаслуженное мнение, ведь можно найти как минимум десяток здешних уникальных мест и особенностей, которые придутся по вкусу всем приезжим.
Развалины Бобруйской крепости
Бобруйск не просто старый город, его смело можно назвать древним. Первое упоминание о нём относится к 1387 году, а люди здесь жили ещё в медном веке. К сожалению, до наших дней по-настоящему раритетные здания не дошли. Причиной тому стали не разрушительные погодные условия, а люди. В 1810 году, когда война с Наполеоном была уже лишь вопросом времени, на месте Бобруйска было решено построить крепость. Меньше чем за один год все строения в городе, в том числе храмы и дворцы, ратуша и монастырь, жилые дома и торговые ряды были снесены. От Бобруйска осталось лишь несколько зданий, которые пригодились в ходе дальнейшей стройки, а всем бывшим горожанам предложили поселиться вокруг крепости и начать всё с нуля.
Читайте также: Взорванная Атлантида. Как и почему исчезали самые красивые белорусские города и замки
В июне 1810 года закипело само строительство, а к июлю 1811 крепость уже была мощным защитным сооружением. В ней находилось три с половиной сотни орудий и четыре тысячи военных. Когда боевые действия наконец начались, крепость позволила армии Багратиона сделать трёхдневный перерыв в движении, оставить раненых, взять провизию и подкрепление. Вскоре после этого крепость осадили войска под предводительством генерала Домбровского, однако взята она так и не была.
После войны, когда удачное расположение крепости было подтверждено «делом», её продолжили строить и использовали уже не только как оборонительный рубеж, но и как политическую тюрьму. Со временем важность этого здания уменьшалась, но в Великую Отечественную в историю крепости был вписан ещё один драматический эпизод — захватчики создали здесь концентрационный лагерь для военнопленных. В казарме крепости были убиты тысячи советских солдат, а само здание пострадало от пожаров.
Сейчас от крепости остались лишь небезопасные развалины, кое-где покрытые граффити и весьма живописные. Местные власти планируют восстанавливать этот памятник архитектуры и даже ведут некоторые (пока весьма скромные) работы, однако, как обычно, всё упирается в недостаток финансирования.
Особняк купчихи Каценельсон
Цветовое пятно, бросающееся в глаза на улице Интернациональной, является не просто домом странного дизайна, а ещё одной историко-культурной ценностью. Его первая владелица, еврейка Пая-Брайна Каценельсон занималась торговлей лесом и была известна далеко за пределами страны своим богатством и причудами. Местные жители утверждают, что этот странный дом в стиле модерн она увидела где-то в Прибалтике и приказала перевезти его по частям и установить на родине.
Читайте также: Дом купчихи Каценельсон в Бобруйске
Незадолго до революции рассудительная купчиха сдала дом полицейской управе, а сама отправилась к сыну. После в особняке жила семья раввина, размещался уездный революционный комитет, а позже нашла пристанище даже центральная библиотека Бобруйского района. В настоящее время особняк находится на капитальном ремонте, но посмотреть на него с улицы это не мешает.
Дом-скворечник
Советский Союз стал временем самых неожиданных и порой абсурдных решений в архитектуре города. И если в Минске о подобном напоминают «дома-кукуруза», то в Бобруйске примером стал дом-скворечник, также известный как «тетрис» или «конструктор».
Расположенный на пересечении улиц Пушкина и Минской, он и впрямь смахивает на домик для птиц, только гигантского размера. Внутри это самое обычное жилье с типичными проблемами и ценами на «коммуналку», однако снаружи — довольно интересный для фотографов объект.
Читайте также: Как в советское время в белорусском городе появилась 9-этажка в виде тетриса: Дом-скворечник в Бобруйске
Белая церковь
Неподалеку от главного входа в Бобруйскую крепость в 1905-1907 году была разрешена постройка храма. Как же вышло, что территорию военного сооружения отдали под застройку? Дело в том, что к началу XX века роль крепости в обороне была невелика, по сути она стала скоплением складских помещений и казарм. У построенного за два года Свято-Георгиевского храма печальная судьба — уже в 1924 году он был закрыт. Купола и кресты сбросили, а в здании церкви организовали швейное производство, склад, в годы Великой Отечественной — авторемонтные мастерские, а после — библиотеку и столовую. Лишь в 1990 году постройка была возвращена церкви и началось её восстановление.
Кстати, местные жители утверждают, что название «белая» связано вовсе не с цветом церкви, а с её исторической общедоступностью. На момент постройки храма армия заботилась о религиозной жизни лишь православных военнослужащих, но никак не католиков. А вот в этом храме было разрешено молиться всем христианам. Неизвестно, так ли это на самом деле, ведь официально церковь всё время была православной.
Читайте также: Церковь Святого Георгия в Бобруйске
Последняя работа Леонида Левина
В июле 2014 года в Бобруйске состоялось торжественное открытие Мемориального комплекса «Жертвам фашизма». Он стал последней работой Леонида Левина, заслуженного архитектора Республики Беларусь. К сожалению, мемориал был установлен и открыт уже после смерти своего творца, на открытие смогла прибыть лишь его дочь.
Сам бетонный куб, спрятанный за колючей проволокой, покрыт барельефами человеческих силуэтов, а на врезающейся в него железнодорожной платформе стоит солдат, укрывающий своей шинелью другого человека. Этот образ имеет историческое значение: в первые годы войны фашисты избавлялись от военнопленных, возя их раздетыми в мороз на железнодорожных платформах.
«Променад по Социалке»
Именно так называется произведение местного уроженца, писателя, режиссера и сценариста Соломона Шульмана. Повесть эта является автобиографической и упоминается в ней весьма популярное в Бобруйске явление — неспешная прогулка по улице Социалистическая. Впрочем, Социалистической она стала лишь в СССР (до этого была Муравьевской), а традиция насчитывает куда больше лет, чем наименование. Гуляли здесь ещё до революции, и строгие родители могли посмотреть из окна или с балкона — кто оказывает их дочери знаки внимания и одобрить или забраковать кавалера.
Сейчас «Социалка», как её ласково называют бобруйчане, частично является пешеходной и считается обязательной для посещения туристами и местной молодежью.
Городские бобры
Быть в Бобруйске и не увидеть бобра невозможно. И для этого не придётся искать зоопарк или лазить по окрестным речушкам — тотемное животное (а точнее два) обитают прямо в городе. Первый неофициальный символ города появился на пересечении улиц Карла Маркса и Социалистической ещё в 2006 году, на Дожинки. Бронзовый зверь высок ростом и модно одет. Считается, что потереть его нос или цепочку от часов к удаче.
Пару лет спустя неподалеку расположился и его собрат, удобно рассевшийся на скамейке. Этот бобр выделяется вольготной позой, а вот примет, связанных с ним, пока не появилось.
Родина группы «Би-2»
Большинство поклонников группы «Би-2» считают, что она российского происхождения, но это не так. Хотя слава и пришла к музыкантам вдали от родины, выросли, познакомились и основали музыкальный коллектив они в Бобруйске, а репетировать начали в Бобруйском ДК шинного комбината.
Кстати, первая их группа называлась «Братья по оружию», затем она была переименована в «Берег истины», а знакомое всем фанатам название появилось лишь в 1989 году, то есть через четыре года после начала творческого поиска. В репертуаре «Би-2» до сих пор звучат песни бобруйской группы «Солнечная сторона».
Читайте также: Легендарная бобруйская группа «Солнечная сторона»
Несмотря на то, что изначально в Беларуси коллектив не имел успеха, музыканты регулярно приезжают на родину с гастролями.
Бронзовый Шура Балаганов
Благодаря творчеству Ильфа и Петрова, Бобруйск известен далеко за пределами Беларуси. И если первые строки «Пташечки из Межрабпомфильма», где упоминается Бобруйск, известны не каждому, то уж «Золотого телёнка» читало большинство наших современников. Цитатой о том, что «Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом» гордятся все местные жители.
Пять лет назад в Бобруйске появился и памятник Шуре Балаганову, расположенный у ресторана «Чырвоная вежа». Сам герой стоит у здания, а на стене можно увидеть отрывок из романа, посвящённый городу, в который мечтали попасть все дети лейтенанта Шмидта.
Максимум Лениных на душу населения
Есть у Бобруйска и ещё одна особенность, бывшая важной в эпоху Советского Союза и ставшая забавной в нашу. Здесь было самое большое в Беларуси число памятников Ленину на душу населения. По городу было разбросано 24 монумента и бюста, и таким числом «вождей» мог похвастать далеко не каждый райцентр.
Сейчас количество памятников уменьшилось, однако сами бобруйчане выступают против их сноса и хотят сохранить это своеобразное лидерство и дальше.
Екатерина Мухина
Похожие новости