urok-truda-ili-pochemu-sovetskie-deti-tak-mnogo-umeli-delat-svoimi-rukami

Съесть что-нибудь прямо во время урока, не таясь от учителя, а потом вместе с этим учителем ещё и выпить по чашечке чая с конфетами – неужели такое было возможно в советской школе?

Что собой представляли уроки труда у девочек? Это сдвоенные 45-минутки, проходящие в кабинете, оборудованном швейными машинками, плитой, разделочными столами и большим столом для раскроя и утюжки тканей. В качестве столов-парт использовались швейные машинки с ножным приводом: по центру стола находилось отверстие, в которое эта машинка убиралась за ненадобностью, отверстие закрывалось крышкой и получалась обычная парта.

Учебный материал был обширным: большая часть времени отводилась на шитье и прочее рукоделие, чуть меньше на кулинарию. Как правило, на первом уроке ученицы записывали теорию, рисовали разные схемы-чертежи, на втором уроке кроили, шили. Ну а если это были уроки кулинарии, то на первом уроке готовили, на втором ели то, что только что приготовили и пили чай.

urok-truda-ili-pochemu-sovetskie-deti-tak-mnogo-umeli-delat-svoimi-rukami-1

Наша учительница потребовала сразу же, как только в 4-м классе начались эти уроки, завести толстую длинную тетрадь, в которую мы до окончания школы и будем записывать весь материал. Она мотивировала это тем, что потом будет очень удобно пользоваться, когда вся информация собрана в одном месте, и знаете, она была права. Я до сих пор заглядываю в эту тетрадку, когда хочу построить чертеж, допустим, юбки...

Шитье изучалось от простого к сложного: сначала сшили косынку для уроков труда, потом – фартук, чуть позже – ночную рубашку. Тут, конечно, не обошлось без курьёзов: ткань, нитки, отделочные материалы – всё это, конечно же, покупали родители. И для уроков труда приобретался дешёвый материал, чтобы не жалко было, если ребёнок что-то сделает не так.

После ночной рубашки ученицы по программе шили себе юбки, халат, платья – причём, фасон рисовали сами, а учительница помогала сделать к этой задумке выкройку по фигуре.

Ещё изучали свойства тканей, как правильно снимать мерки, устранять неполадки со швейной машинкой и все такое.

Но гораздо интереснее были уроки кулинарии: девочкам заранее давали записать рецепт и технологию приготовления блюда, а затем ученицы договаривались, кто и какие продукты приносит на следующий урок.

urok-truda-ili-pochemu-sovetskie-deti-tak-mnogo-umeli-delat-svoimi-rukami-2

Девочки готовили бутерброды, сырники, яичницу и омлет, макароны, винегрет, жарили «хворост», делали блинчики с начинкой. Ну и попутно изучали норму расхода продуктов, способы сервировки, основы консервирования. Иногда школьницам разрешали отложить часть блюда на отдельную тарелку и отнести это мальчикам в слесарно-столярную мастерскую.

Поход к мальчишкам был отдельным приключением – хоть девочки и приносили с собой посуду и приборы, но никогда толком разложить их порой не получалось. Мальчишки, словно голодающие, толпой набрасывались на принесённое и прямо грязными руками хватали с тарелок то, что успевали схватить.

Но самое удивительное в девчачьих уроках труда было то, что, помимо готовки и шитья, ученицы ещё изучали и основы электромонтажных работ. Серьёзно – зарисовывали простейшие электрические схемы, изучали технику безопасности при работе с электричеством, сами, своими руками, собирали одноламповый светильник.

Не скажем, что после всего этого девочки смело лазили чинить розетки или ремонтировать приёмники, но, по крайней мере, они понимали, как это всё работает, могли прочитать простую схему и без посторонней помощи разобрать, например, штепсельную вилку и устранить обрыв провода.

У мальчишек тоже всё проходило очень интересно – они работали на слесарных, токарных и столярных станках. У них громко, на всю школу, визжала циркулярная пила. Они после этих уроков притаскивали в класс красивые чеканки или миниатюрные интерьерные поделки в виде бревнышка, в которое воткнули топорик из жести или пилу.

urok-truda-ili-pochemu-sovetskie-deti-tak-mnogo-umeli-delat-svoimi-rukami-3

У девочек эти поделки пользовались огромным спросом, и в классе часто устраивался обмен – у одноклассниц после чаепития оставались конфеты и печенье, а у мальчишек – эти поделки, вот и устраивались азартные обмены к взаимному удовольствию.

Репортажи из СССР